Научная статья на тему 'Физкультурно-оздоровительная деятельность студентов, обучающихся прикладной информатике'

Физкультурно-оздоровительная деятельность студентов, обучающихся прикладной информатике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / SPORTS AND FITNESS ACTIVITIES / HEALTH / PHYSICAL FITNESS / STUDENT / FITNESS CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Илькевич Константин Борисович, Илькевич Татьяна Геннадьевна

В статье представлен анализ бюджета времени, образ жизни, студентов, особенности учебной и внеучебной деятельности будущих бакалавров по направлению подготовки «Прикладная информатика». На основе полученных данных, разработана модель физкультурно-оздоровительной деятельности (ФОД) и предложены физкультурно-оздоровительные занятия (ФОЗ), с применением оздоровительного комплекса упражнений, направленного на профилактику профессиональных заболеваний. Проведённое исследование доказало целесообразность использования предложенного оздоровительного комплекса в структуру ФОЗ студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Илькевич Константин Борисович, Илькевич Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports and fitness activities of students studying applied computer science

The article presents the analysis of the time budget, lifestyle, students, especially the educational and extracurricular activities of future bachelors in the field of training “Applied Informatics”. On the basis of the obtained data, a model of physical-health-improving activity (FOD) was developed and physical-health-improving classes (FOZ) were proposed by using a health-improving complex of exercises aimed at the prevention of occupational diseases. The conducted study proved the feasibility of using the proposed health complex in the structure of the FOD.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-оздоровительная деятельность студентов, обучающихся прикладной информатике»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.10.2019

УДК 796.011.3

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ

Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, профессор, Московский государственный психолого-педагогический университет, Татьяна Геннадьевна Илькевич, Московский областной медицинский колледж № 2, г. Раменское

Аннотация

В статье представлен анализ бюджета времени, образ жизни, студентов, особенности учебной и внеучебной деятельности будущих бакалавров по направлению подготовки «Прикладная информатика». На основе полученных данных, разработана модель физкультурно-оздоровительной деятельности (ФОД) и предложены физкультурно-оздоровительные занятия (ФОЗ), с применением оздоровительного комплекса упражнений, направленного на профилактику профессиональных заболеваний. Проведённое исследование доказало целесообразность использования предложенного оздоровительного комплекса в структуру ФОЗ студентов.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, здоровье, физическая подготовленность, студент, физкультурно-оздоровительные занятия.

SPORTS AND FITNESS ACTIVITIES OF STUDENTS STUDYING APPLIED

COMPUTER SCIENCE

Konstantin Borisovich Ilkevich, the candidate of pedagogical sciences, professor, Moscow State University of Psychology and Education, Tatyana Gennadyevna Ilkevich,

Moscow Regional Medical College No. 2, Ramenskoe

Annotation

The article presents the analysis of the time budget, lifestyle, students, especially the educational and extracurricular activities of future bachelors in the field of training "Applied Informatics". On the basis of the obtained data, a model of physical-health-improving activity (FOD) was developed and physical-health-improving classes (FOZ) were proposed by using a health-improving complex of exercises aimed at the prevention of occupational diseases. The conducted study proved the feasibility of using the proposed health complex in the structure of the FOD.

Keywords: Sports and fitness activities, health, physical fitness, student, fitness classes.

Фундамент здоровья взрослого человека, как и причины многих серьезных болезней, закладываются в детском и подростковом возрасте. Анализ информационно-аналитических бюллетеней ВОЗ, Минздрава Российской Федерации и многочисленные исследования специалистов свидетельствуют о негативных процессах в состоянии здоровья, физическом и психическом развитии подрастающего поколения.

Физическая культура в вузах представлена теоретическим курсом по физической культуре, включающим занятия по формированию ЗОЖ студента с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности, элективным курсом по физической культуре, практические занятия ориентированные на освоение студентами двигательных навыков и развитие физических качеств, и возможностью посещения спортивных секций с целью достижения определенных результатов в студенческом спорте.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся») образовательная организация обязана осуществлять «пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни,

организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом». Изучение официальных документов (Федерального Закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.), ФГОС ВО, профессиональных стандартов, учебных планов) показало, что организации физкультурно-оздоровительной деятельности (ФОД) в учебных заведениях не уделяется достаточного внимания, что приводит к снижению числа студентов, включенных в физкультурную деятельность, ухудшению состояния здоровья, снижению уровня физической подготовленности и работоспособности. Однако, именно ФОД студентов, представленная в различных видах и формах, организованная во время учебной и внеучебной деятельности, может стать эффективным средством адаптации студентов к постоянно изменяющимся факторам внешней среды, к учебным и трудовым нагрузкам и способствовать профилактике заболеваний, сохранению здоровья студентов во время их учебы в вузе[2, 3].

Анализ бюджета времени студентов обучающихся на факультете «Информационных технологий» в Московском государственном психолого-педагогическом университете показал, что на сон тратится 27% суток (24 часа), на учебные занятия - 24%, на выполнение домашних заданий в рамках внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) - 15%, на занятия физической культурой - 5%. Таким образом, в режиме дня прослеживается систематическое недосыпание, недостаточная двигательная активность, малое пребывание на свежем воздухе, выполнение домашних заданий во время, предназначенное для сна и отдыха.

Учебная и внеучебная деятельность студентов-информатиков, имеет следующие особенности: длительные аудиторные занятия, выполнение проектов во внеучебное время, постоянное пребывание в вынужденной статической позе, монотонность и однообразие выполняемых движений, выраженный гиподинамический режим, высокая нагрузка на костно-мышечный и зрительный аппарат, длительное сосредоточение внимания, приводящее к нервно-психическому напряжению, которые приводят к снижению большинства показателей физического развития, функционального состояния организма, физической подготовленности, работоспособности и способствуют ухудшению состояния здоровья и развитию заболеваний, в том числе профессиональных, во время учебы в вузе.

Анализ образа жизни студентов показал, что 38% студентов придерживаются ЗОЖ, 37% затруднились ответить, не придерживаются здорового образа жизни 25% студентов; удовлетворены своим образом жизни 44% студентов, не удовлетворены 45%, затруднились ответить 11%; 67% студентов оценивают уровень своего здоровья средним, 13% - низким, 10% - высоким, затруднились ответить 10%; уровень физической подготовленности оценивают средним 50% студентов, низким - 33%, высоким - 12%, затруднились ответить -5%; физической культурой и спортом занимаются редко 55% студентов, постоянно - 30%, не занимаются - 15%; хронические заболевания имеют 26% студентов и не имеют 74%.

Анализ болевых ощущений показал, что на первом месте стоят в мышцах спины 80,8%, на втором месте боль в глазах и нарушения зрения - 46,4%, головная боль встречается у 35,4% опрошенных, боль в мышцах верхних конечностей возникает у третьей части опрошенных 29,5% и мышцах нижних конечностей у 18,3%.

По нашему мнению, ФОД студентов обучающихся на факультете «Информационных технологий» должна вестись в двух направлениях: оздоровительном и быть направлена на сохранение и поддержание должного уровня физического состояния, функционального состояния систем организма, физической подготовленности и работоспособности.

По мнению О. К. Грачева укрепление здоровья и предупреждение развития заболеваний, связано в первую очередь с применением упражнений, развивающих общую (аэробную, силовую и скоростную) выносливость [1]. На основании данных критериев с учетом особенностей учебной и внеучебной деятельности нами были подобраны физкультурно-оздоровительные виды деятельности.

В настоящем исследовании физкультурно-оздоровительные занятия были дополнены оздоровительным комплексом упражнений, включающим упражнения релаксационной гимнастики, направленные на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, упражнения для коррекции осанки, направленные на профилактику искривления позвоночника и упражнения корригирующей гимнастики для глаз, направленные на сохранение и восстановление зрения. Время на выполнение оздоровительного комплекса отводилось в основной части занятия (рисунок 1).

ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕДЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОЗ направленное на развитие общей выносливости г ФОЗ направленное на развитие силовой выносливости V У г л ФОЗ направленное на развитие скоростной выносливости

ФОРМЫ

Групповое ФОЗ с элементами единоборств с. ^ / > Групповое ФОЗ с элементами атлетической гимнастики Групповое ФОЗ с элементами подвижных игр V *

СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Вводная часть - 15 минут

Комплекс общеразвивающих упражнений

Комплекс упражнений в соответствии с формой физкультурно-оздоровительного

занятия

Основная часть - 60 минут

Основной комплекс

Упражнения в соответствии с формой занятия

г

Оздоровительный комплекс

1. Упражнения релаксационной гимнастики 2. Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки 3. Упражнения корригирующей гимнастики для глаз V_

Заключительная часть - 15 минут

Упражнения, направленные на расслабление мышц 1 I Упражнения, направленные на нормализацию дыхания

Рисунок 1 - Структура физкультурно-оздоровительного занятия

1. Упражнения релаксационной гимнастики, направленные на снятие повышенного нервно-психического и мышечного напряжения, уменьшения усталости и выравнивания

У

эмоционального состояния. Всего 4-5 упражнений, выполняемых в положение стоя, по типу напряжения и расслабления мышц.

2. Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки, направленные на укрепление мышц спины, брюшного пояса, пресса. Всего 4-5 упражнений, первым и последним выполняется упражнение направленные на формирование и ощущение правильной осанки, затем упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса, темп выполнения медленный, не допуская чрезмерного напряжения мышц, количество повторов 4-6 раз.

3. Упражнения корригирующей гимнастики для глаз, направленные на улучшение кровоснабжения тканей и укрепление мышечной системы глаза. Всего 3-4 упражнения, выполняемые в положении сидя, включающие упражнения для наружных мышц глаза, для внутренней мышцы глаза (движения глазного яблока в различных направлениях) и самомассаж глаз (зажмуривание, моргание). Количество и интенсивность упражнений увеличивается постепенно, начинают с 2-х упражнений по 2 повтора. Постепенно количество упражнений доводят до 4-х-5-ти и количество повторов 4-6 раз. Продолжительность комплекса 10-15 минут.

Приложенные занятия проводились во внеучебное время. В эксперименте приняли участие студенты 1-3 курса обучения по направлению подготовки «Прикладная информатика», КГ (п=12) и ЭГ (п=11). Студенты обеих групп посещали ФОЗ, студенты ЭГ выполняли оздоровительный комплекс в конце основной части занятия, студенты КГ данный комплекс не выполняли, а выполняли упражнения основной части.

Для подтверждения целесообразности реализованных занятий были проведены тесты на оценку физической подготовленности и работоспособности, полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 2 - Изменение показателей физической подготовленности и работоспособности

Показатель Группа Результаты Изменения, % 3-4 ЭК-КГ в конце

в начале в конце г Р г Р

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Показатели физической подготовленности

Бег 100 м, с ЭГ 15,8±0,1 14,5±0,2* -8,2 5,81 <0,05 3,89* <0,05

КГ 15,9±0,5 15,6±0,3* -1,9 0,95 >0,05

Бег 3000 м, мин ЭГ 14,2±5,6 13,5±5,1 -18,2 0,09 >0,05 0,11 >0,05

КГ 14,1±5,9 14,2±3,6 -0,7 0,01 >0,05

Наклон вперед из положения стоя, см ЭГ 7,0±0,5 8,7±0,4* 24,2 2,65 <0,05 2,20* <0,05

КГ 7,1±0,3 7,6±0,3* 7,0 0,59 >0,05

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см ЭГ 214,3±4,3 232,0±4,2 8,3 2,84 <0,05 2,13* <0,05

КГ 217,1±4,2 219,2±4,3 0,9 0,34 >0,05

Подтягивание на перекладине, раз ЭГ 8,5±4,7 9,2±4,3 8,2 5,81 <0,05 0,12 >0,05

КГ 8,4±3,4 8,5±4,1 1,2 0,02 >0,05

Показатели физической работоспособности

Проба Мартине,% ЭГ 65,1±2,4 55,1±2,2* 15,5 <0,05 2,52* <0,05

КГ 64,8±2,6 63,3±2,4* 2,3 >0,05

Проба Руфье, у. е. ЭГ 8,8±2,1 6,9±1,3 21,6 >0,05 0,61 >0,05

КГ 8,6±2,3 8,4±2,1 2,3 >0,05

* - выявленная межгрупповая достоверность различий (р <0,05)

Из данных, представленных в таблице 1, следует, что в ЭГ наблюдается положительное изменение результатов физической подготовленности четыре показателя, изменились на достоверном уровне (р <0,05). В КГ также наблюдается положительное изменение результатов, но они имеют недостоверный характер (р>0,05). Выявлены достоверные межгрупповые различия по следующим показателям: результат бег на 100 м улучшился в ЭГ на 8,2%, составил 14,5±0,2 с., (р<0,05), в КГ - на 0,57%, составил 15,6±0,3 с. (р>0,05); показатель наклон вперед из положения стоя, см в ЭГ улучшился 24,2%, составил 8,7±0,4 раз,

(p<0,05), в КГ - на 12,5%, составил 30,6±2,3 раз, (p>0,05); показатель прыжок в длину с места толчком двумя ногами в ЭГ улучшился на 8,3%, составил 232,0±4,2см (p<0,05), в КГ - на 0,9%, составил 219,2±4,3 см (p>0,05).

Показатели физической работоспособности изменились в обеих группах в положительную сторону, но более существенно - в ЭГ. Показатель проба Мартине в ЭГ изменился на 15,5%, составил 55,1±2,2%, что соответствует уровню «хорошо» (p <0,05), в КГ - на 2,3%, составил 63,3±2,4%, что соответствует уровню «удовлетворительно» (p>0,05), выявлены межгрупповые отличия. Показатель проба Руфье в ЭГ увеличился на 21,6%, составил 6,9±1,3, что соответствует уровню «хорошо» (p>0,05), в КГ - на 2,3%, составил 8,4±2,1ед., что соответствует уровню «удовлетворительно» (p>0,05).

ВЫВОДЫ

Полученные результаты позволяют утверждать, что положительные изменения у студентов ЭГ обусловлены внедрением оздоровительного комплекса в структуру ФОЗ, анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, говорит о целесообразности использования ФОЗ направленных на развитие выносливости, дополненных оздоровительным комплексом упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грачев, О.К. Физическая культура : учебное пособие / О.К. Грачев ; под ред. доцента Е.В. Харламова. - М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2005. - 464 с.

2. Особенности образа жизни и параметров здоровья студенток-художниц / Т.Г. Илькевич, Н.И. Медведкова, К.Б. Илькевич, В. Д. Медведков // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2-2 (115). - С. 284-291.

3. Илькевич, Т. Г. Модель организации оздоровления студенток-художниц в условиях кампуса /Т.Г. Илькевич // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - № 4. - Т. 11. - С. 70-75.

REFERENCES

1. Grachev, O.K. (2005), Physical Culture: textbook, MarT, Rostov on-Don.

2. Ilkevich T. G., Medvedkova N. I., Ilkevich K. B., and Medvedkov V. D. (2016), "Features of the lifestyle and health parameters of student artists", Kazan Pedagogical Journal, Vol. 115, No. 2-2, pp.284281

3. Ilkevich, T.G. (2016), "The model of the organization of rehabilitation of female students-artists on campus", Pedagogical-psychological and biomedical problems ofphysical culture and sport, No. 4, Vol. 11, pp. 70-75.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.10.2019

УДК 796.88

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ ПРАВИЛЬНОМУ ДЫХАНИЮ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Ольга Владимировна Ильичева, кандидат биологических наук, доцент, Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Артем Владимирович Завьялов, кандидат педагогических наук, преподаватель,

Московская государственная академия физической культуры, п. Малаховка

Аннотация

Статья посвящена разработке методики обучения юных тяжелоатлетов правильному дыханию при выполнении соревновательных упражнений, которая включает комплекс общих и специальных дыхательных упражнений. Применение данной методики обеспечивает возможность влияния на процесс согласования режимов дыхания спортсменов и структуры соревновательных упражнений на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.