Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
457
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / КРИТЕРИИ КРЕАТИВНОСТИ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стукаленко Нина Михайловна, Просандеева Ирина Александровна

В статье представлен психолого-педагогический анализ по проблеме исследования. Рассмотрены понятия «подростковый возраст» и «креативность». Изучены критерии креативности и способы ее формирования в подростковом периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В

ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Стукаленко Н.М., Просандеева И. А. НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье представлен психолого-педагогический анализ по проблеме исследования. Рассмотрены понятия «подростковый возраст» и «креативность». Изучены критерии креативности и способы ее формирования в подростковом периоде.

Ключевые слова: креативность, способность, подростковый возраст, критерии креативности, методы формирования креативности.

В современную эпоху становится актуальным вопрос об исследовании креативности, в нынешнее время от человека требуют творческий подход к урегулированию возникающих трудностей. В связи с этим развитие креативной личности, которая может нетрадиционно мыслить, в кратчайшие сроки предоставлять множество оригинальных идей и путей решения проблем приобретает социальную важность. Поэтому сейчас образование призвано подготавливать подрастающее поколение к будущей жизнедеятельности, которую можно

преобразовывать и усовершенствовать.

Креативность трактуется

исследователями с разных позиций:

- как способность личности (Е. Торренс, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин и др.);

- как черта личности (К. Тейлор, А. Маслоу и др.);

- как проявление одаренности (В.М. Шадриков, А.М. Матюшкин и др.);

- как творческая деятельность (А. В. Хуторской и др.) и т.д.

Креативность рассматривается, по мнению Стернберга, как умение разумно рисковать, стремление справляться с трудностями, проявлять внутреннюю мотивацию, терпимость к неопределенности, готовность противостоять мнению других людей [1].

М.К. Акимова считает, что креативность похожа на понятие «творческие возможности», то есть неразделимо связана с творчеством,

творческой работой, создающей что-то высококачественно новое (либо для создателя, либо для группы или социума в целом)» [2].

В психологическом словаре

креативность определяется как способность человека к творческим мыслям, которые могут выражаться и проявляться в разных сферах активности [3].

Таким образом, креативность - это способность личности, позволяющая ему приспосабливаться к быстро меняющимся условиям в разных сферах жизнедеятельности, а также способность придумывать что-то новое и создавать принципиально оригинальное и интересное.

По мнению многих ученых креативность личности может предоставить в будущем:

- профессиональную компетентность;

- дееспособность;

- интеллектуальные возможности;

- способность к сотрудничеству;

- коммуникабельность;

- нравственность [4].

То есть это те качества личности, которые необходимы человеку в его профессиональной деятельности. На рынке труда требуются специалисты, которые хорошо обладают всесторонними знаниями, умениями, навыками, способностями, и индивидуальными свойствам, благодаря которым качественно осуществляется деятельность. Необходимы выносливые люди с высоким уровнем развития интеллекта, умеющие контактировать с другими людьми, понимать их и помогать друг

другу в трудных ситуациях, а также важна ценностно-мотивационная сфера, которая влияет на познавательное, умственное развитие личности, благодаря которым создаются новые идеи.

Исследователи выделяют разные критерии креативности, рассмотрим основные из них:

- способность к постановлению и обнаружению проблемы;

- способность выдвигать новые идеи;

- способность улучшать и детализировать;

- способность анализировать и синтезировать;

- способность создавать оригинальные идеи, отличающиеся от других;

- способность продуцировать большое количество идей [5].

То есть креативный человек должен максимально воспроизводить большое количество идей, усовершенствовать объект и добавлять детали. Важно подходить к созданию продукта так, чтобы он отличался от банальных, необходимо умение применять различные стратегии в решении поставленных задач, готовность быстро переключаться от одной идеи на другую.

Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи, сейчас акцент делается не только на приобретении знаний, но и теперь становится актуальным вопрос формирования креативного образа мышления, подростковый возраст выступает наиболее оптимальным для раскрытия креативных способностей.

Подростковый возраст изучен такими учеными как С. Холл, Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин, З. Фрейд, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер и другие.

По мнению автора учебника «Психология подросткового и юношеского возраста» С.В. Молчанова: «Подростковый возраст - это период перехода от детства к взрослости, традиционно рассматриваемый как ключевой в жизненном, личностном и профессиональном самоопределении и развитии человека, его социализации и индивидуализации» [6].

Подростковый возраст характеризуется:

- любознательностью;

- пытливостью ума;

- стремлением к познанию и информации;

- желанием максимально получать знания;

- кипучестью энергии и активностью;

- развитием волевых качеств;

- автономностью;

- коммуникабельностью и т.д.

В подростковом возрасте формируется абстрактное мышление, подростки становятся подвижными, творческими и

самостоятельными, способны выдвигать гипотезы и решать интеллектуальные задачи, сталкиваясь с новой задачей, пытаются найти множество путей ее разрешения, способны к рефлексивному мышлению, применяют способности своего воображения [7].

Задатки творческих способностей имеются у каждого человека, главное правильно уметь их раскрывать. Существуют разные методы формирования креативности, рассмотрим некоторые из них:

- метод мозгового штурма опирается на факт, что существуют люди, которые способны предлагать уникальные, нешаблонные идеи и способны анализировать и доказывать их; обучающиеся в процессе коллективного решения задач свободно обсуждают большое количество свежих идей, в решении какой-то проблемы и выбирают самые эффективные идеи; данный метод позволяет развить воображение и творческое мышление путем придумывания разных улучшений какого-либо предмета;

- метод синектики опирается на эмоциональное проявление мышления личности, на стимуляцию метафорических мыслей, строящуюся на двух принципах преобразования известного в неизвестное и наоборот, что позволяет видеть нечто новое, свежее и необычное;

- метод морфологического анализа основывается на изучении главных признаков заданной проблемы, следуя алгоритму и выделению всех критериев и их сочетаний, то есть перерабатываются все возможные пути решения, что позволяет выявить оптимальный вариант [8];

- мышление Януса, в одно время зарождаются не сходные друг с другом мысли, то есть выносятся решения, которые

противоречат друг другу, что дает возможность увеличить круг изучаемых вопросов;

- творческое визуальное наблюдение, в него входит комплекс заданий под присмотром учителя с применением фигурных и мифологических рассказов, благодаря которым увеличивается внимательность на проблеме и дается ее разрешение [9].

Таким образом, в современной психологии растет интерес к вопросу формирования креативности человека, так как нынешнее время требует от личности выхода за рамки своих возможностей, предоставлять принципиально оригинальные, не

традиционные методы решения проблем, создавать новые и интересные идеи. Что бы быть конкурентоспособным специалистом, нужно раскрывать в себе внутренний потенциал, смотреть на вещи с разных углов, и именно подростки способны к абстрактному мышлению и проявляют большой интерес к внутреннему миру человека, наиболее часто фантазируют. Педагогам необходимо создавать благоприятные условия, где может проявиться креативность подростков. Выделенные нами методы могут способствовать формированию креативности.

Библиографический список

1. Психологическая диагностика:

Учебник для вузов / Под. ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2003.

2. Стеренберг Р., Григоренко Е. Инвистиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998.- Т. 19. - № 2. -с. 144-160.

3. Немов Р.С. Психологический словарь. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 560 с.

4. Марданова Г.М. Технология развития креативного потенциала учащихся образовательной школы: дисс... к.п.н.: 13.00.01.

- Ижевск, 2005. - 152 с.

5. Савенков А. И. Основные подходы к деагностики креативности // Наука и школа, 2014, № 4. - С. 117-126.

6. Молчанов С.В. Психология подросткового юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 351 с.

7. Астахова Л.Г., Буслаева Е.Н. Особенности развития личности современных подростков // European research, 2015, № 10 (11). - С. 4.

8. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. - М.: ГУВШЭ, 2007.

- С. 134-157.

9. Норма Д. Метод развития креативности, инноваций и нестандартного мышления взрослых // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2006, Т.7. - С. 50-55.

Стукаленко Нина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, академик АПН РК, МАИН, НАО Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

ORCID: 0000-0001-9898-4674 e-mail nms.nina@mail.ru

Просандеева Ирина Александровна, студент образовательной программы «Психология», НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). e-mail happiness.21.12.1.2@gmail.com

Дата поступления статьи: 18.11.2021

© Стукаленко Н.М., Просандеева И.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.