УДК 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Стукаленко Н.М., Просандеева И. А. НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье представлен психолого-педагогический анализ по проблеме исследования. Раскрыты понятия креативности, выделены главные аспекты, исследованы подходы к изучению креативности и творчества. Было проведено исследование по изучению уровней креативности у современных студентов.
Ключевые слова: креативность, способность, творчество, обучающиеся, критерии креативности.
Современное общество выражает высокий интерес к творческому потенциалу человека и направлен на формирование креативной личности. Креативная личность может нестандартно и неординарно решать имеющиеся трудности, а также легко приспосабливаться к стремительно
меняющимся условиям. По этой причине значимым условием нынешнего образования должно быть формирование креативной личности. Образование признано одним из основных ценностей долгосрочной Стратегии «Казахстан-2030». В Кодексе Республики Казахстан Статья 11. «Задачи системы образования», выделяют такие задачи:
- создание требуемых условий с целью получения качественного образования, сконцентрированного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;
- развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, развитие крепких основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение умственных способностей путем создания условий для развития интеллектуальности;
- развитие систем обучения на протяжении всей жизни, обеспечивающих взаимосвязь между общим обучением, обучением по месту работы и нуждам рынка труда и помогающих каждому как можно больше применять свой личный внутренний
ресурс в социуме, базированный на знании и компетентности и т.д. [1].
Будущее государства зависит от талантливых людей, которые могут сотворить нечто новое и уникальное, такие люди обеспечивают прогресс. В связи с этим, растет необходимость развивать в личности способность по-новому размышлять, самостоятельно осваивать новые знания, умения и навыки. Креативность, как качество, дает возможность быть востребованной личностью на рынке труда, которая грамотно и аргументировано доносит свои мысли и создает новые идеи.
На сегодняшний день существует большое число понятий и определений сущности креативности. Так в своем учебнике «Психологическая диагностика» М.К. Акимова предоставляет следующее определение понятию креативности: «Креативность - (от лат. сгеайо - создание, сотворение), являясь схожестью определения «творческие способности», неразделимо связано с творчеством, творческой деятельностью, создающей что-то высококачественно новое (либо для создателя, либо для группы или социума в целом)» [2, с.83].
Большой толковый словарь А. Ребера дает следующее определение понятию креативность: «Креативность - термин, обозначающий умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, инсайтам, сотворению художественных форм, концепций
или иных продуктов, которые являются уникальными и новейшими» [3, с.388].
Креативность подразумевает, с точки зрения Стернберга, умение разумно рисковать, стремление справляться с трудностями, внутреннюю мотивацию, терпимость к неопределенности, готовность
противодействовать мнению окружающих. Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда [4, с. 153].
В психологическом словаре
креативность определяется как способность человека к творческим мыслям, которые могут выражаться и проявляться в разных сферах деятельности. Креативность рассматривается как сравнительно самостоятельный фактор одаренности человека [5, с.188].
Таким образом, креативность - это творческие способности, которые
характеризуются готовностью человека порождать необычные идеи и отходить от шаблонного мышления.
В зависимости от психологического направления под креативностью
подразумевается либо деятельность по сотворению чего-то новейшего, уникального, либо характерологическое свойство личности, либо процесс или совокупность когнитивных и индивидуальных особенностей человека, содействующих в психологическом смысле формированию творчества. Различие заключается в том, что творчество определяется как процесс определенной специфики и приводящий к сотворению нового, а креативность подразумевается, как внутренний источник личности [6, с.4].
С.Р. Яголковский в своем учебнике «Психология креативности личности» выделяет главные подходы к исследованию креативности и творчества:
• психофизиологический (биометрический) подход, в рамках которого предметом исследования являются биологические и психофизиологические предпосылки творческих процессов и креативности;
• когнитивно-эмоциональный подход, ориентирован на изучение когнитивных и эмоциональных аспектов креативности и творческой деятельности;
• личностный подход, исследует особенности творческой личности;
• экономико-прагматический, исследует особенности процесса творчества и его продуктов в конкретных социально-экономических условиях;
• системный - исследуется связь креативности и творчества личности в единстве с социумом и культурой, а также экономической реальностью, где осуществляется его творческая деятельность [7с.21].
По Р. Стернбергу, творческие проявления определяются следующими факторами:
• интеллектом как способностью;
• знанием;
• стилем мышления;
• индивидуальными особенностями;
• мотивацией;
• внешней средой [8].
Вместе с тем для творчества особенно значимы составляющие интеллекта:
• синтетические умения (новые виденья проблемы);
• аналитические умения (обнаружение идей, заслуживающих последующего исследования);
• практические возможности (способность уверять других в значимости идеи) [9, с.3].
М.А. Холодная подчеркивает, что креативность можно рассмотреть в узком и широком смысле. Креативность в узком смысле - это дивергентное мышление (конкретнее, операции дивергентной продукции, согласно Дж. Гилфорду), характерной чертой которого считается стремление предоставлять большое количество в равной степени верных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле - это творческие умственные возможности, в том числе умение придавать что-то новейшее в опыт, умение создавать уникальные идеи в условиях разрешения и постановки новейших вопросов, умение понимать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно отсутствующих компонентов ситуации, умение воздержаться от стандартных методов мышления [10].
С.И. Макшанов и Н.Ю. Хрящева понимают креативность как умение к конструктивному, не шаблонному мышлению и
поведению, а также к осмыслению и формированию своего личного опыта [11].
Н.Ю. Хрящева отмечает, что креативность выражается в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности большим эстетическим ценностям, мастерстве детализировать образы проблемы. Значимыми критериями считаются собственное
спокойствие и решительность [12].
Таким образом, мы можем отметить главные аспекты креативности:
• дивергентное мышление;
• способность к синтезу;
• способность к выделению сходства и отличия;
• способность к творчеству;
• создание чего-то новейшего и уникального;
• выход за границы ранее существующих познаний;
• способность к разработке гипотезы;
• легкость генерирования идей
• богатое воображение и т.д.
Исходя из проведенного нами теоретического анализа по проблеме исследования, мы решили изучить уровень креативности у современных студентов.
Исследование креативности было проведено на выборке студентов факультета «филологии и педагогики», в НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова». Выборку исследования составили студенты в количестве 30 человек, в возрасте от 18-22 лет. Была использована методика «Опросник креативности Джонсона», адаптированный как экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Результаты изучения данных по методике представлены на рис.1.
14
6
2 5 3
очень низкий нзкий средний высокий очень высокий
Рис.1. Опросник креативности Джонсона (адаптированный)
Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей 5 градаций (возможные оценочные баллы: 1 - никогда; 2 -редко; 3-иногда; 4- часто; 5-постоянно). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка - 8, максимальная оценка - 40 баллов).
Приведем интерпретацию результатов: в данном тесте приняли участие 30 человек, 2 участников набрали очень низкий балл, 6 человек набрали низкий балл, 14 набрали средний балл, 5 человек набрали высокий и 3 человека набрали очень высокий балл. В итоге можно отметить, что у большинства уровень креативности находится в норме.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в современном быстро меняющемся мире, человек постоянно сталкивается с
нестандартными ситуациями, эффективное решение которых зависит от креативности личности. Креативная личность способна самостоятельно решать проблемы, нацелена на открытие нового, видит вещи в новом ракурсе, т.е. ищет необычные способы применения обычных вещей.
Библиографический список
1. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-3 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.08.2021 г.)
2. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под. ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2003.
3. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. Т. 1. - М.: Вече, 2003. - 591 с.
4. Стеренберг Р., Григоренко Е. Инвистиционная теория креативности // Психологический журнал. 2008. Т. 19.№ 2. - С. 144-160.
5. Немов Р.С. Психологический словарь. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
6. Мороз В.В. Развитие креативности студентов: монография.- Оренбург : ОГУ, 2011. - 183 с.
7. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций: учеб. Пособие. - М.: Изд. Дом ГУВШЭ, 2007. - С. 134-157.
8. Стернберг Р. Практический интеллект. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
9. Гетманская Е. В. Личность: креативные характеристики // Педагогика и психология образования, 2010, № 1. - С. 25-33.
10. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -СПб., 2002.
11. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Барьеры проявления и пути развития креативности // Педагогическое образование. 2004. № 2.
12. Хрящева Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире: Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 2008. - С. 171-175.
Стукаленко Нина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, академик АПН РК, МАИН, НАО «Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
ORCID: 0000-0001-9898-4674 e-mail nms.nina@mail.ru
Просандеева Ирина Александровна, студент образовательной программы «Психология», НАО «Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан). e-mail happiness.21.12.1.2@gmail.com
Дата поступления статьи: 15.12.2021
© Стукаленко Н.М., Просандеева И.А., 2021