Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
251
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / КРИТЕРИИ КРЕАТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стукаленко Нина Михайловна, Просандеева Ирина Александровна

В статье представлен психолого-педагогический анализ по проблеме исследования. Раскрыты понятия креативности, выделены главные аспекты, исследованы подходы к изучению креативности и творчества. Было проведено исследование по изучению уровней креативности у современных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Стукаленко Н.М., Просандеева И. А. НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье представлен психолого-педагогический анализ по проблеме исследования. Раскрыты понятия креативности, выделены главные аспекты, исследованы подходы к изучению креативности и творчества. Было проведено исследование по изучению уровней креативности у современных студентов.

Ключевые слова: креативность, способность, творчество, обучающиеся, критерии креативности.

Современное общество выражает высокий интерес к творческому потенциалу человека и направлен на формирование креативной личности. Креативная личность может нестандартно и неординарно решать имеющиеся трудности, а также легко приспосабливаться к стремительно

меняющимся условиям. По этой причине значимым условием нынешнего образования должно быть формирование креативной личности. Образование признано одним из основных ценностей долгосрочной Стратегии «Казахстан-2030». В Кодексе Республики Казахстан Статья 11. «Задачи системы образования», выделяют такие задачи:

- создание требуемых условий с целью получения качественного образования, сконцентрированного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;

- развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, развитие крепких основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение умственных способностей путем создания условий для развития интеллектуальности;

- развитие систем обучения на протяжении всей жизни, обеспечивающих взаимосвязь между общим обучением, обучением по месту работы и нуждам рынка труда и помогающих каждому как можно больше применять свой личный внутренний

ресурс в социуме, базированный на знании и компетентности и т.д. [1].

Будущее государства зависит от талантливых людей, которые могут сотворить нечто новое и уникальное, такие люди обеспечивают прогресс. В связи с этим, растет необходимость развивать в личности способность по-новому размышлять, самостоятельно осваивать новые знания, умения и навыки. Креативность, как качество, дает возможность быть востребованной личностью на рынке труда, которая грамотно и аргументировано доносит свои мысли и создает новые идеи.

На сегодняшний день существует большое число понятий и определений сущности креативности. Так в своем учебнике «Психологическая диагностика» М.К. Акимова предоставляет следующее определение понятию креативности: «Креативность - (от лат. сгеайо - создание, сотворение), являясь схожестью определения «творческие способности», неразделимо связано с творчеством, творческой деятельностью, создающей что-то высококачественно новое (либо для создателя, либо для группы или социума в целом)» [2, с.83].

Большой толковый словарь А. Ребера дает следующее определение понятию креативность: «Креативность - термин, обозначающий умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, инсайтам, сотворению художественных форм, концепций

или иных продуктов, которые являются уникальными и новейшими» [3, с.388].

Креативность подразумевает, с точки зрения Стернберга, умение разумно рисковать, стремление справляться с трудностями, внутреннюю мотивацию, терпимость к неопределенности, готовность

противодействовать мнению окружающих. Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда [4, с. 153].

В психологическом словаре

креативность определяется как способность человека к творческим мыслям, которые могут выражаться и проявляться в разных сферах деятельности. Креативность рассматривается как сравнительно самостоятельный фактор одаренности человека [5, с.188].

Таким образом, креативность - это творческие способности, которые

характеризуются готовностью человека порождать необычные идеи и отходить от шаблонного мышления.

В зависимости от психологического направления под креативностью

подразумевается либо деятельность по сотворению чего-то новейшего, уникального, либо характерологическое свойство личности, либо процесс или совокупность когнитивных и индивидуальных особенностей человека, содействующих в психологическом смысле формированию творчества. Различие заключается в том, что творчество определяется как процесс определенной специфики и приводящий к сотворению нового, а креативность подразумевается, как внутренний источник личности [6, с.4].

С.Р. Яголковский в своем учебнике «Психология креативности личности» выделяет главные подходы к исследованию креативности и творчества:

• психофизиологический (биометрический) подход, в рамках которого предметом исследования являются биологические и психофизиологические предпосылки творческих процессов и креативности;

• когнитивно-эмоциональный подход, ориентирован на изучение когнитивных и эмоциональных аспектов креативности и творческой деятельности;

• личностный подход, исследует особенности творческой личности;

• экономико-прагматический, исследует особенности процесса творчества и его продуктов в конкретных социально-экономических условиях;

• системный - исследуется связь креативности и творчества личности в единстве с социумом и культурой, а также экономической реальностью, где осуществляется его творческая деятельность [7с.21].

По Р. Стернбергу, творческие проявления определяются следующими факторами:

• интеллектом как способностью;

• знанием;

• стилем мышления;

• индивидуальными особенностями;

• мотивацией;

• внешней средой [8].

Вместе с тем для творчества особенно значимы составляющие интеллекта:

• синтетические умения (новые виденья проблемы);

• аналитические умения (обнаружение идей, заслуживающих последующего исследования);

• практические возможности (способность уверять других в значимости идеи) [9, с.3].

М.А. Холодная подчеркивает, что креативность можно рассмотреть в узком и широком смысле. Креативность в узком смысле - это дивергентное мышление (конкретнее, операции дивергентной продукции, согласно Дж. Гилфорду), характерной чертой которого считается стремление предоставлять большое количество в равной степени верных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле - это творческие умственные возможности, в том числе умение придавать что-то новейшее в опыт, умение создавать уникальные идеи в условиях разрешения и постановки новейших вопросов, умение понимать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно отсутствующих компонентов ситуации, умение воздержаться от стандартных методов мышления [10].

С.И. Макшанов и Н.Ю. Хрящева понимают креативность как умение к конструктивному, не шаблонному мышлению и

поведению, а также к осмыслению и формированию своего личного опыта [11].

Н.Ю. Хрящева отмечает, что креативность выражается в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности большим эстетическим ценностям, мастерстве детализировать образы проблемы. Значимыми критериями считаются собственное

спокойствие и решительность [12].

Таким образом, мы можем отметить главные аспекты креативности:

• дивергентное мышление;

• способность к синтезу;

• способность к выделению сходства и отличия;

• способность к творчеству;

• создание чего-то новейшего и уникального;

• выход за границы ранее существующих познаний;

• способность к разработке гипотезы;

• легкость генерирования идей

• богатое воображение и т.д.

Исходя из проведенного нами теоретического анализа по проблеме исследования, мы решили изучить уровень креативности у современных студентов.

Исследование креативности было проведено на выборке студентов факультета «филологии и педагогики», в НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова». Выборку исследования составили студенты в количестве 30 человек, в возрасте от 18-22 лет. Была использована методика «Опросник креативности Джонсона», адаптированный как экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Результаты изучения данных по методике представлены на рис.1.

14

6

2 5 3

очень низкий нзкий средний высокий очень высокий

Рис.1. Опросник креативности Джонсона (адаптированный)

Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей 5 градаций (возможные оценочные баллы: 1 - никогда; 2 -редко; 3-иногда; 4- часто; 5-постоянно). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка - 8, максимальная оценка - 40 баллов).

Приведем интерпретацию результатов: в данном тесте приняли участие 30 человек, 2 участников набрали очень низкий балл, 6 человек набрали низкий балл, 14 набрали средний балл, 5 человек набрали высокий и 3 человека набрали очень высокий балл. В итоге можно отметить, что у большинства уровень креативности находится в норме.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в современном быстро меняющемся мире, человек постоянно сталкивается с

нестандартными ситуациями, эффективное решение которых зависит от креативности личности. Креативная личность способна самостоятельно решать проблемы, нацелена на открытие нового, видит вещи в новом ракурсе, т.е. ищет необычные способы применения обычных вещей.

Библиографический список

1. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-3 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.08.2021 г.)

2. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под. ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2003.

3. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. Т. 1. - М.: Вече, 2003. - 591 с.

4. Стеренберг Р., Григоренко Е. Инвистиционная теория креативности // Психологический журнал. 2008. Т. 19.№ 2. - С. 144-160.

5. Немов Р.С. Психологический словарь. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.

6. Мороз В.В. Развитие креативности студентов: монография.- Оренбург : ОГУ, 2011. - 183 с.

7. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций: учеб. Пособие. - М.: Изд. Дом ГУВШЭ, 2007. - С. 134-157.

8. Стернберг Р. Практический интеллект. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

9. Гетманская Е. В. Личность: креативные характеристики // Педагогика и психология образования, 2010, № 1. - С. 25-33.

10. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -СПб., 2002.

11. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Барьеры проявления и пути развития креативности // Педагогическое образование. 2004. № 2.

12. Хрящева Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире: Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 2008. - С. 171-175.

Стукаленко Нина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, академик АПН РК, МАИН, НАО «Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

ORCID: 0000-0001-9898-4674 e-mail nms.nina@mail.ru

Просандеева Ирина Александровна, студент образовательной программы «Психология», НАО «Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан). e-mail happiness.21.12.1.2@gmail.com

Дата поступления статьи: 15.12.2021

© Стукаленко Н.М., Просандеева И.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.