Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая технология формирования ценностно-мотивационных детерминант стрессоустойчивости у курсантов высшей школы МЧС'

Психолого-педагогическая технология формирования ценностно-мотивационных детерминант стрессоустойчивости у курсантов высшей школы МЧС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / VALUE MOTIVATED DETERMINANTS / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION / STRESS RESISTANCE / PROFESSIONAL CAREER MOTIVATION / PSYCHO-PEDAGOGICAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вершинина Татьяна Станиславовна, Кузнецов Антон Александрович

В статье обсуждаются ценностно-мотивационные детерминанты формирования профессионально значимого качества стрессоустойчивости у курсантов высшей школы МЧС на этапе реализации основных образовательных программ высшего образования. Рассматривается алгоритм исследования и формирования детерминант стрессоустойчивости, основанный на выявленных корреляционных зависимостях между уровнем мотивации и показателями профессиональной составляющей после применения психолого-педагогической программы сопровождения. Обсуждается необходимость комплексного подхода в создании психолого-педагогических условий для формирования стрессоустойчивости и роль мотивирующих факторов в процессе подготовки будущих специалистов МЧС. Также приводятся результаты исследования влияния ценностно-мотивационных детерминант на процесс формирования стрессоустойчивости у курсантов высшей школы МЧС. На основе исследования даются рекомендации по составлению психолого-педагогической программы сопровождения формирования стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вершинина Татьяна Станиславовна, Кузнецов Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL TECHNIQUES IN FORMATION OF VALUE MOTIVATED DETERMINANTS OF STRESS RESISTANCE OF EMERCOM STUDENTS

This article speculates about the value motivated determinants of formation of such an important quality among EMERCOM students as stress resistance during their obtaining of higher education. The algorithm of research and stress resistance determinants formation is investigated based on the identification of interdependence of the motivation level and the indicators of professional component after the usage of psycho-pedagogical programme of assistance. The necessity of wholesome approach to the creation of psycho-pedagogical conditions for the formation of stress resistance and the role of motivating factor in the process of trainong future EMERCOM experts is discussed. This article presents the results of an investigation into the influence of value motivated determinants on the process of formation of stress resistance of EMERCOM students. Based on the research recommendations are given as to compiling the psycho-pedagogical programme of assistance to formation of stress resistance.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая технология формирования ценностно-мотивационных детерминант стрессоустойчивости у курсантов высшей школы МЧС»

УДК 159.92:355.121.1 ББК Ю962.3+Ю983

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.08

Вершинина Татьяна Станиславовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках, Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина; 620083, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected].

Кузнецов Антон Александрович,

аспирант, кафедра психологии образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ ДЕТЕРМИНАНТ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У КУРСАНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЧС

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценностно-мотивационные детерминанты, педагогические условия формирования, стрессоустойчивость, мотивация профессионального выбора, психолого-педагогическое сопровождение.

АННОТАЦИЯ. В статье обсуждаются ценностно-мотивационные детерминанты формирования профессионально значимого качества стрессоустойчивости у курсантов высшей школы МЧС на этапе реализации основных образовательных программ высшего образования. Рассматривается алгоритм исследования и формирования детерминант стрессоустойчивости, основанный на выявленных корреляционных зависимостях между уровнем мотивации и показателями профессиональной составляющей после применения психолого-педагогической программы сопровождения. Обсуждается необходимость комплексного подхода в создании психолого-педагогических условий для формирования стрессоустойчивости и роль мотивирующих факторов в процессе подготовки будущих специалистов МЧС. Также приводятся результаты исследования влияния ценностно-мотивационных детерминант на процесс формирования стрессоустойчивости у курсантов высшей школы МЧС. На основе исследования даются рекомендации по составлению психолого-педагогической программы сопровождения формирования стрессоустойчивости.

Vershinina Tat'yana Stanislavovna,

Associate Professor, Department of Linguistics and Professional Communication in Foreign Languages, Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin; Ekaterinburg, Russia.

Kuznetsov Anton Aleksandrovich,

Post-graduate Student, Department of Psycholody of Education, Ural State Pedagogical University, Eaterinburg, Russia.

PSYCHO-PEDAGOGICAL TECHNIQUES IN FORMATION OF VALUE MOTIVATED DETERMINANTS OF STRESS RESISTANCE OF EMERCOM STUDENTS

KEYWORDS: value motivated determinants, pedagogical conditions of formation, stress resistance, professional career motivation, psycho-pedagogical assistance

ABSTRACT: This article speculates about the value motivated determinants of formation of such an important quality among EMERCOM students as stress resistance during their obtaining of higher education. The algorithm of research and stress resistance determinants formation is investigated based on the identification of interdependence of the motivation level and the indicators of professional component after the usage of psycho-pedagogical programme of assistance. The necessity of wholesome approach to the creation of psycho-pedagogical conditions for the formation of stress resistance and the role of motivating factor in the process of trainong future EMERCOM experts is discussed. This article presents the results of an investigation into the influence of value motivated determinants on the process of formation of stress resistance of EMERCOM students. Based on the research recommendations are given as to compiling the psycho-pedagogical programme of assistance to formation of stress resistance.

и;

' сследование такого психологиче-. ского свойства личности сотрудников МЧС, как стрессоустойчивость, обусловлено, прежде всего, тем, что их профессиональная деятельность является одним из психологически напряженных видов деятельности и риска для жизни, сопряжена с воздействием большого количества стрессоров и предъявляет повышенные требования к профессионализму и психологическим качествам, что обеспечивает эффективность личности в экстремальных усло-

виях. Как отмечают В. Глебов, Л. Корнейчук, Ю. Корнейчук, И. Мухин, Ю. Соловов [5; 7], в подобных условиях готовность к риску, интернальный локус контроля и стрессоустойчивость выступают как важнейший фактор профессиональной пригодности к названному виду деятельности.

Стрессоустойчивость специалиста профессии группы риска представляет собой совокупное психологическое качество личности, благодаря которому она способна не только переносить значительные интеллек-

© Вершинина Т. С., Кузнецов А. А., 2016

туальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), возникающие вследствие особенностей профессиональной деятельности, не нанося особого вреда окружающим и своему здоровью, но и качественно выполнять возложенные профессиональные обязанности, связанные со спасением людей и имущества. Важно - для исключения возникновения профессиональных деструкций и пр. - еще на начальном этапе подготовки специалиста определить психологическую готовность и ценностно-смысловые мотивации выбора профессии группы риска.

Нами была разработана и апробирована методика исследования уровня сформи-рованности профессионально значимого качества «стрессоустойчивость» и диагностики агрессивности, склонности к риску и самочувствия в экстремальных условиях. Также разработана программа психолого-педагогиче-ского сопровождения курсантов МЧС на этапе подготовки в условиях специализированного вуза, в основе которой лежит выявление их мотивационно-ценностной сферы и ее внешних стимуляторов. Применение данной программы в ходе исследования дало положительные результаты и позволило предположить, что курсанты МЧС, демонстрирующие разный уровень мотивации к процессу обучения и профессиональной деятельности, в разной степени осваивают психолого-педагогическую программу сопровождения.

Для решения задач исследования применялись методы математической статистики, такие как критерий и-Манна - Уит-ни для независимых выборок, метод Крас-кела - Уоллиса, критерий Колмогорова -Смирнова. Оценка результатов проводилась с помощью параметрического Т-критерия Стьюдента и статистически значимыми считались результаты не ниже уровня р<0,05. Также - для определения количественных показателей качественной модели сформированности профессионально важных качеств курсантов МЧС - мы применили метод экспертных оценок.

На начальном этапе исследования респонденты были разделены на группы моти-вационной направленности. Общая направленность курсанта, показывающего мотивированный выбор профессии группы риска и пригодного к экстремальным условиям работы, детально анализировалась по трем методикам: Р. В. Овчаровой, Д. А. Леонтьева и М. Рокича. В первую группу высокого уровня мотивации (34%) были включены курсанты с преобладанием показателей внутренних социально-значимых мотивов над внутренними индивидуально-значимыми и внешних положительных мотивов над внешними отрицательными; во вторую группу среднего

уровня мотивации (41%) вошли курсанты с преобладающими внутренними социально-значимыми мотивами над внутренними индивидуально-значимыми и преобладающими внешними отрицательными мотивами; третью группу низкого уровня мотивации (25%) составили курсанты, с преобладающими показателями внутренних индивидуально-значимых мотивов над внутренними социально-значимыми вне зависимости от внешних мотивов.

Далее в исследовании была применена группа методик, условно названная нами профессионально-ориентированным блоком (методики А. Г. Шмелева, А. Волкова, Н. Водопьяновой, Л. Г. Почебут), нацеленная на диагностику профессиональной направленности личности и на выполнение специальных действий; основой для выбора методик послужили результаты теоретического анализа детерминант профессиональной деятельности, связанной с риском, то есть на основе выборки наиболее часто повторяющихся детерминант в работах разных исследователей.

Далее, в таблице 1, приводятся результаты исследования, дающего основание предполагать положительные корреляционные зависимости между уровнем мотивации и показателями профессиональной составляющей после применения психолого-педагогической программы сопровождения.

На основе результатов исследования указанных компонентов, корреляционных зависимостей, выявленных путем систематического многолетнего изучения свойств личности курсантов МЧС методом поперечных и продольных срезов, проводились методические и психо-коррекционные тренинги, составившие программу психолого-педагогического сопровождения. В ходе исследования выявлено, что курсанты с высоким и средним уровнем мотивации качественно лучше осваивают программу психолого-педагогического сопровождения формирования стрессоустойчивости.

Полученные в процессе апробации методики исследования уровня сформирован-ности стрессоустойчивости и диагностики ее детерминант объективные данные, основанные на количественных показателях и подтвержденные с помощью методов математической статистики, позволяют определить в достаточной мере необходимое содержание психо-коррекционной программы. Высокий уровень значимости положительной динамики изменения коэффициентов по формируемым качествам во время осуществления мероприятий, входящих в состав психолого-педагогиче-ской программы сопровождения, позволяет говорить о ее валидности.

При разработке программы психолого-

педагогического сопровождения, по нашему мнению, целесообразно уделить особое внимание выявлению и формированию ценно-стно-мотивационных детерминант профессионального выбора. Включение курсантов в программу психолого-педагогического сопровождения своевременно позволит развить готовность к экстремальной профессио-

нальной деятельности и выработать механизмы борьбы с деструктивными состояниями. Формирование профессионально значимого качества «стрессоустойчивость» требует диагностики и психолого-педагогического сопровождения, то есть комплексного подхода, направленного на коррекцию симптомов, входящих в его структуру.

Таблица 1

Уровни значимо- Уровень значимости по критерию U ■Манна-Уитни

сти изменения

показателей профориентиро-ванного блока

в парах групп мотивационной направленности после формирующего экспе-риментапоказа-тель высокомотивированные низкомотивированные высокомотивированные среднемотивированные среднемотивированные низкомотивированные

Самочувствие в

экстремальных 0,028 0,011 0,819

условиях

Истощение психоэнергетических ресурсов 0,025 0,028 0,667

Нарушение воли 0,317 0,026 0,307

Эмоциональная неустойчивость 0,609 0,751 0,793

Вегетативная неустойчивость 0,558 0,814 0,686

Нарушения сна 0,030 0,007 0,889

Тревога и страхи 0,015 0,086 0,299

Дезадаптация (склонность к зависимости) 0,769 0,058 0,158

Вербальная агрессия 0,590 0,684 0,908

Физическая агрессия 0,631 0,585 0,336

Предметная агрессия 0,524 0,337 0,824

Эмоциональная агрессия 0,561 0,360 0,202

Самоагрессия 0,158 0,424 0,465

Агрессивность 0,399 0,248 0,610

Склонность к риску 0,243 0,792 0,408

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А. А. Психологическая стрессоустойчивость и мастерство педагога: теоретические и прикладные аспекты : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб, 2002. 41 с.

2. Бондарук А. Ф., Голянич В. М., Шаповал В. А. Ценностные детерминанты стрессоустойчивости студентов // Сайт «Psyhodic.ru/ URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4l73.

3. Величковский Б. Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 27 с.

4. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб. : Питер, 2009.

5. Глебов В. В. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН / В. В. Глебов, Г. Г. Аракелов // Вестник Российского университета дружбы народов. 2014. № 2. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности.

6. Глебов В. В. Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы // Вестник Российского университета дружбы народов. 20l3. N° 5. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности.

7. Корнейчук Ю. Методика психофизиологического отбора спасателей войск ГО / И. Мухин, Ю. Соловов, И. Федотова / / Гражданская защита. 2003. Ш lo. С. 37.

S. Лебедев В. И. Личность в экстремальных ситуациях. М. : Политиздат, l989. 304 с.

9. Леви Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок // Физиологические и психологические реакции. Медицинские, индустриальные и военные последствия стресса : сб. ст. Л. : Медицина, l970. С. 88-l00.

10. Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / / Психологический журнал. 2004. Ж 2. С. 75-85.

11. Почебут Л. Г. Социальная психология : учеб. пособие для вузов. СПб., 20l0.

12. Прядеин В. П.// Комплексное изучение свойств личности: системно-функциональный подход : коллективная монография / Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 20l0. 4l7 с.

LITERATURA

1. Baranov A. A. Psikhologicheskaya stressoustoychivost' i masterstvo pedagoga: teoreticheskie i prikladnye aspekty : avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. SPb, 2002. 4l s.

2. Bondaruk A. F., Golyanich V. M., Shapoval V. A. Tsennostnye determinanty stressoustoychivosti studentov // Sayt «Psyhodic.ru/ URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4l73.

3. Velichkovskiy B. B. Mnogomernaya otsenka individual'noy ustoychivosti k stressu : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2007. 27 s.

4. Vodop'yanova N. E. Psikhodiagnostika stressa. SPb. : Piter, 2009.

5. Glebov V. V. Psikhofiziologicheskie osobennosti i protsessy adaptatsii studentov pervogo kursa raznykh fakul'tetov RUDN / V. V. Glebov, G. G. Arakelov // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. 20l4. Ж 2. Seriya: Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti.

6. Glebov V. V. Uroven' psikhofiziologicheskoy adaptatsii studentov na nachal'nom etape obucheniya v sisteme vysshey shkoly // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. 20l3. Ж 5. Seriya: Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti.

7. Korneychuk Yu. Metodika psikhofiziologicheskogo otbora spasateley voysk GO / I. Mukhin, Yu. Solovov, I. Fedotova // Grazhdanskaya zashchita. 2003. да l0. S. 37.

S. Lebedev V. I. Lichnost' v ekstremal'nykh situatsiyakh. M. : Politizdat, l989. 304 s.

9. Levi L. Nekotorye printsipy psikhofiziologicheskikh issledovaniy i istochniki oshibok // Fiziologicheskie i psikhologicheskie reaktsii. Meditsinskie, industrial'nye i voennye posledstviya stressa : sb. st. L. : Meditsina, l970. S. SS-l00.

10. Leonova A. B. Kompleksnaya strategiya analiza professional'nogo stressa: ot diagnostiki k profilaktike i korrektsii // Psikhologicheskiy zhurnal. 2004. Ж 2. S. 75-S5.

11. Pochebut L. G. Sotsial'naya psikhologiya : ucheb. posobie dlya vuzov. SPb., 20l0.

12. Pryadein V. P.// Kompleksnoe izuchenie svoystv lichnosti: sistemno-funktsional'nyy podkhod : kollektivnaya monografiya / Ural.gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 20l0. 4l7 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.