УДК 159.944.4-057.36
ББК Ю98-69+Ю962.3 ГСНТИ 03.23.07 Код ВАК 07.00.09
Кузнецов Антон Александрович,
преподаватель, кафедра пожарно-спасательной и газодымозащитной подготовки, Уральский институт ГПС МЧС России; 620062, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 22; e-mail: [email protected]
Набойченко Евгения Сергеевна,
доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии в образовании, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И КАЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЧС
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологические детерминанты; педагогические условия; склонность к риску; стрессоустойчивость; агрессивность; идеальная модель; психолого-педагогическое сопровождение; тренинг стрессоустойчивости; качественная модель.
АННОТАЦИЯ. В статье обсуждаются вопросы формирования профессионально значимого качества стрессоустойчивости у курсантов высшей школы МЧС на этапе подготовки в системе высшего образования. Описаны методики исследований, направленных на диагностику таких факторов профессиональной пригодности, как готовность к риску, интернальный локус контроля, стрессоустойчивость курсантов, и анализируются результаты проведенных исследований. Рассматривается методика построения качественной модели будущего сотрудника МЧС, основанная на выявленных корреляционных зависимостях уровня стрессоустойчивости личности курсанта. Определены идеальная, допустимая и критичная модели сформированности психологических детерминант стрессоустойчивости. Показано на конкретном примере применение качественной модели курсанта для определения профессиональной пригодности и разработки индивидуальной программы по формированию или развитию профессионального качества будущего сотрудника МЧС, количественные показатели по которому указывают на необходимость психолого-педагогического сопровождения. Приводятся основные подходы к формированию психологических детерминант стрессоустойчивости курсантов высшей школы МЧС, даются рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению в процессе обучения на основе сопоставления индивидуальных моделей курсантов. Обсуждается необходимость комплексного подхода в создании психолого-педагогических условий для формирования стрессоустойчивости и роль мотивирующих факторов в процессе подготовки будущих специалистов МЧС.
Kuznetsov Anton Aleksandrovich,
Senior Lecturer, Department of Firefighting and Gas Rescue Training, Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Ekaterinburg, Russia.
Naboychenko Evgeniya Sergeevna,
Doctor of Psychology, Professor of Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
METHODS OF FORMATION AND QUALITATIVE MODELS OF PSYCHOLOGICAL FORMATION OF STRESS RESISTANCE DETERMINANTS
KEYWORDS: psychological determiners; pedagogical conditions; risk liability; stress resistance; aggressiveness; ideal model; psychological and pedagogical support; stress resistance training; qualitative model.
ABSTRACT. The article discusses the questions of forming stress resistance as an important professional quality among the cadets of EMERCOM at the training stage of higher education system. The authors describe research techniques directed at diagnostics of professional suitability factors (such as risk liability, internal locus of control, and stress resistance) and results of the conducted researches. The article also considers the method of building a qualitative model of a future EMERCOM employee, based on correlated characteristics of stress resistance level. The authors show an ideal, accepted and critical model of psychological formation of stress resistance determinants. Concrete examples demonstrate the application of the qualitative model of the EMERCOM cadet for competence measurement and development of individual professional stress resistance properties. The quantitative measurements show the need for psychological and pedagogical support. The authors also describe the main approaches to the formation of stress resistance determinants among the cadets of EMERCOM, and give recommendations for psychological and pedagogical support of the education process based on comparison of individual models. The article also argues the necessity of a complex approach to creating conditions for psychological and pedagogical support and the role of motivation in the process of training of the future EMERCOM employees.
n;
' овседневная профессиональная торов. А потому профессиограмма сотрудника
.деятельность сотрудников силового предъявляет повышенные требования к про-
ведомства МЧС характеризуется воздействи- фессионализму и психологическим качествам
ем большого количества стрессогенных фак- личности, обеспечивающим ее эффектив-
© Кузнецов А. А., Набойченко Е. С., 2015
ность в экстремальных условиях. В частности, как отмечают исследователи, в подобных условиях в качестве важнейших факторов профессиональной пригодности к данному виду деятельности выступают готовность к риску, интернальный локус контроля, стрессоустой-чивость (В. Глебов, Л. Корнейчук, Ю. Корнейчук, И. Мухин, Ю. Соловов).
Нами в течение нескольких лет проводились исследования (на 197 испытуемых), результаты которых прямо или косвенно подтверждают связь стрессоустойчивости в
экстремальных ситуациях с уровнем агрессивности и склонности к риску. На основе выявленных корреляционных зависимостей уровня стрессоустойчивости личности курсанта высшей школы МЧС, склонности к риску и уровня агрессивности мы разработали качественную модель будущего сотрудника (рис. 1), позволяющую формализовать состав наиболее существенных качеств личности, позволяющих судить о профессиональной пригодности курсанта высшей школы МЧС.
склонностьк риску агрессивность
Рис. 1. Качественная модель сотрудника, принимаемого на службу в МЧС
В качестве диагностического инструментария для оценки стрессоустойчивости, агрессивности и склонности к риску были выбраны следующие методики: симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» (А. Волков, Н. Водопьянова), опросник «Тест агрессивности» (Л. Г. Почебут) и тест «Исследование склонности к риску» (А. Г. Шмелев).
При диагностировании вышеуказанных качеств у курсантов высшей школы МЧС и занесении полученных данных в предлагаемую качественную модель мы имеем возможность сделать вывод о про-
фессиональной пригодности курсанта. По совокупности показателей для каждого курсанта показатели не должны выходить за пределы допустимой модели; если показатели выходят за пределы допустимой модели, то требуется дополнительная работа по формированию того или иного качества будущего сотрудника.
Что касается более детального изучения свойств личности в разрезе психологических детерминант стрессоустойчивости, мы также предлагаем качественные модели, при которых прослеживаются сильные и слабые стороны профессионала (рис. 2).
Рис. 2. Детальная качественная модель
Для качественного формирования кадров силового ведомства показатели отдельного курсанта высшей школы МЧС должны укладываться в рамки между идеальной и допустимой моделями.
На основании исследований нами была разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования стрессоустойчивости у курсантов МЧС. Для этого были выбраны несколько из уже применяемых на практике в других сферах методов, часть их была адаптирована под цели подготовки курсантов МЧС, чья профессиональная деятельность будет реализовываться в экстремальных условиях. Некоторые из методов послужили в качестве отправной точки, и
на их основе были разработаны собственные тренинги и методики.
При использовании разработанных нами тренингов в процессе обучения было выявлено, что можно получить желаемый результат; при этом разработанная программа тренингов применима как при групповой работе, так и в индивидуальной форме. При систематическом использовании рекомендованных курсанту тренингов на основе индивидуального подбора в соответствии с качественной моделью у курсанта формируется навык самостоятельной реабилитации. На рис. 3 приводится пример модели одного из курсантов, полученной в результате опроса, проведенного после программы тренингов, давшей положительные результаты.
Рис. 3. Пример работы качественной модели
Особое внимание следует обратить на психолого-педагогическое сопровождение, влияющее на закрепление мотивов будущей трудовой деятельности, подготовленность к преодолению трудностей и к действиям в экстремальных условиях, формирование смысложизненных ориентаций, поскольку молодые люди еще не вполне восприимчивы к образованию смысловой сферы, формированию мировоззренческой позиции. Проведение специальных тренингов, симуляций, психологических консультаций на основе диагностики, при необходимости
проведение психокоррекции, а также использование других форм работы с курсантами МЧС не только позволит выявить и дать возможность проявить способности к выбранному виду деятельности, но и поможет закрепить мотив выбора профессии, сформировать профессиональные компетенции, повысить стрессоустойчивость, умелость в управлении волевыми процессами и положительными эмоциями, владение собой, преодолевать объективные и субъективные трудности, усилить стремление к самореализации в будущей профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : МГУ, 1980.
2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб. : Питер, 2009.
3. Волович В. Г С природой один на один (адаптация и выживание в экстремальных условиях). М. : Воениздат, 1989.
4. Волович В. Г. На грани риска (выживание в экстремальных условиях). М. : Мысль, 1986.
5. Гофштейн А. Упор - на психологическую устойчивость. О концепции соревнований поисково-спасательных формирований // Гражданская защита. 1997. № 9. С. 83-84.
6. Корнейчук Ю. и др. Методика психофизиологического отбора спасателей войск ГО // Гражданская защита. 2003. № 10.
7. Крайг Г. Психология развития. СПб. : Питер, 2000.
8. Левитов Н. Д. Определение психического состояния // Психические состояния : хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. СПб. : Питер, 2001.
9. Лесников В. А., Пляскина И. В., Софронов В. С., Бойко П. А. Прогноз структуры психических травм у людей в чрезвычайных ситуациях / / Проблемы безопасности в ЧС. 2003. № 5.
10. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие. СПб. : Речь, 2004.
11. Никитина Т. Н. Психологическое сопровождение контингентов, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций : метод. пособие. М. 2001.
12. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя : ФЗ РФ от 22.08.95, № 151-ФЗ / / Консультант.
13. Почебут Л. Г. Социальная психология : учеб. пособие для вузов. СПб., 2010.
14. Приемы практической саморегуляции : практ. пособие. М. : ПАВС. 1992.
LITERATURE
1. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya. M. : MGU, 1980.
2. Vodop'yanova N. E. Psikhodiagnostika stressa. SPb. : Piter, 2009.
3. Volovich V. G S prirodoy odin na odin (adaptatsiya i vyzhivanie v ekstremal'nykh usloviyakh). M. : Voe-nizdat, 1989.
4. Volovich V. G. Na grani riska (vyzhivanie v ekstremal'nykh usloviyakh). M. : Mysl', 1986.
5. Gofshteyn A. Upor - na psikhologicheskuyu ustoychivost'. O kontseptsii sorevnovaniy poiskovo-spasatel'nykh formirovaniy / / Grazhdanskaya zashchita. 1997. № 9. S. 83-84.
6. Korneychuk Yu. i dr. Metodika psikhofiziologicheskogo otbora spasateley voysk GO // Grazhdanskaya zashchita. 2003. № 10.
7. Krayg G. Psikhologiya razvitiya. SPb. : Piter, 2000.
8. Levitov N. D. Opredelenie psikhicheskogo sostoyaniya // Psikhicheskie sostoyaniya : khrestomatiya / sost. L. V. Kulikov. SPb. : Piter, 2001.
9. Lesnikov V. A., Plyaskina I. V., Sofronov V. S., Boyko P. A. Prognoz struktury psikhicheskikh travm u lyudey v chrezvychaynykh situatsiyakh // Problemy bezopasnosti v ChS. 2003. № 5.
10. Nasledov A. D. Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretatsiya dan-nykh : ucheb. posobie. SPb. : Rech', 2004.
11. Nikitina T. N. Psikhologicheskoe soprovozhdenie kontingentov, uchastvuyushchikh v likvidatsii chrezvychaynykh situatsiy : metod. posobie. M. 2001.
12. Ob avariyno-spasatel'nykh sluzhbakh i statuse spasatelya : FZ RF ot 22.08.95, № 151-FZ / / Konsul'tant.
13. Pochebut L. G. Sotsial'naya psikhologiya : ucheb. posobie dlya vuzov. SPb., 2010.
14. Priemy prakticheskoy samoregulyatsii : prakt. posobie. M. : PAVS. 1992.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.