Т.С. Вершинина, канд. филол. наук, доцент, кафедра лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, А.А. Кузнецов, преподаватель, кафедра пожарно-спасательной и газодымозащитной подготовки, Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, г. Екатеринбург, Россия, [email protected] [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТОВ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЧС
В статье рассматриваются проблемы стрессоустойчивости как детерминированного профессионально значимого качества курсанта высшей школы МЧС. На основе существующей методологической базы по исследованию стрессоустойчивости у представителей экстремальных профессий разработана программа исследования этого качества у курсантов высшей школы МЧС. В представленной статье освещаются выбранные в соответствии с программой методы исследования стрессоустойчивости, склонности к риску и уровни агрессивности, а также описывается группа испытуемых. По результатам исследования на начальном этапе была разработана программа формирования стрессоустойчивости с применением тренинговых занятий. В статье также приводятся результаты, полученные в процессе лонгитюдного наблюдения динамики изменения свойств личности курсантов высшей школы МЧС как представителей экстремальной профессии. Приводятся рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению курсантов в ходе профессиональной подготовки и формированию у них стрессоустойчивости. Комплекс методов, использованных в исследовании, может быть применен в образовательных учреждениях силовых ведомств. Приведенные в статье результаты и описание методов сопровождения процесса обучения могут быть полезны при подготовке специалистов экстремальных профессий. Они могут быть расширены и дополнены в соответствии со спецификой конкретных образовательных учреждений и направлений подготовки. Ключевые слова: педагогические условия, психологические детерминанты, стрессоустойчи-вость, агрессивность, склонность к риску, психолого-педагогическое сопровождение, тренинги по стрессоустойчивости.
В настоящий момент наблюдается несоответствие требуемого и фактического уровня стрессоустойчивости у курсантов высшей школы МЧС, что является причиной роста внутриличностных конфликтов, числа социальных девиаций и психических травм, а как следствие — возникновения профессиональной деформации и риска гибели спасаемых ими людей. Исследование только лишь стрессоустойчивости с использованием клинического подхода не позволяет учитывать роль склонности к риску
и уровня агрессивности в возникновении и динамике психологических проблем, связанных со стрессоустойчивостью.
Поведенческие и эмоциональные реакции, а также эмоциональные и психические состояния сотрудников МЧС, идентифицируемые со стрессом, выступают в качестве своеобразной формы отражения экстремальной ситуации, в которой они находятся; а специфика психического отражения субъектом экстремальной ситуации обусловливается процессами деятельности с пере-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
живаниями, объединенными с метапсихоло-гическими факторами человеческого бытия. Несмотря на го что понятие «стресс» имеет специальный психологический контент, методологически обоснованный, стресс — независимо от того, какое из его определений актуализируется, — содержит в своей структуре переживание угрозы тому или иному аспекту, наделенному значимостью для субъекта экстремальной ситуации (самооценке, :
деятельности, целостности и т. д.).
При разработке проблем стрессоустой-чивости внимание исследователей сосредоточивалось на изучении таких аспектов, как стрессоры, стресс-факторы, то есть внешних условий, провоцирующих стресс и связанных с экстремальными ситуациями или повседневными трудностями1. Исследование свойств личности, детерминирующих такое профессионально значимое качество, как стрессоустойчивость, укладывается в такую модель психолого-педагогического сопровождения специалистов МЧС, которая опирается на определенные смыслы и ценности субъекта профессиональной деятельности.
К настоящему времени проведены исследования, результаты которых прямо или косвенно подтверждают связь стрес-соустойчивости в экстремальных ситуациях с уровнем агрессивности и склонности к риску. Цель настоящего исследования заключается в выявлении корреляционных зависимостей уровня стрессоустойчивости личности курсанта высшей школы МЧС, склонности к риску и уровня агрессивности. В исследовании принимали участие 117 курсантов ФГБОУ -
ВПО «Уральский институт ГПС МЧС России», исследование проводилось в течение трех лет. На первом — диагностическом — этапе, который проводился, когда курсанты учились на 1-м курсе, был определен «стартовый» уровень указанных свойств. Обследование проводилось в условиях вузовских аудиторий в дневное время.
Поведенческие и эмоциональные реакции, а также эмоциональные и психические состояния сотрудников МЧС, идентифицируемые со стрессом, выступают в качестве своеобразной формы отражения экстремальной ситуации, в которой они находятся.
Психологическая устойчивость (стрессоустойчивость) испытуемых во многом детерминируется склонностью к риску и уровнем агрессивности личности.
В качестве диагностического инструментария для оценки стрессоустойчивости, агрессивности и склонности к риску были выбраны следующие методики: симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» (А. Волков, Н. Водопьянова), опросник «Тест агрессивности» (Л.Г. Почебут) и тест «Исследование склонности к риску» (А.Г. Шмелёв). Стрессо-устойчивость, агрессивность и склонность к риску испытуемых определялась групповым методом, при обработке результатов использовались ключи для данных методик.
С помощью симптоматического опросника «Самочувствие в экстремальных условиях» выявлялась предрасположенность к патологическим стресс-реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях, определялись следующие симптомы самочувствия: психофизическое истощение (сниженная психическая и физическая активность), нарушение волевой регуляции, неустойчивость эмоционального фона и настроения (эмоциональная неустойчивость), вегетативная неустойчивость, нарушение сна, тревога и страхи, склонность к зависимости2.
Тест агрессивности (опросник Л.Г. По-чебут) позволяет определить уровень следующих симптомов: вербальной агрессии, физической агрессии, предметной агрессии, эмоциональной агрессии, самоагрессии3.
Тест «Исследование склонности к риску» (А.Г. Шмелёв) как черты характера имеет важное значение для психологического прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности и может быть применен для экстремальных ситуаций4.
Результаты исследования группы курсантов на первом курсе представлены на рис. 1 (представлена часть результатов опроса, отобранных методом случайной выборки — показаны результаты 29 человек из 177). Приведенные на рисунке данные представ-
Рис. 1. Сопоставление суммарных показателей стрессоустойчивости, склонности к риску и агрессивности у курсантов 1-го курса высшей школы МЧС
ляют собой сопоставление суммарных показателей (без деления на симптомы) стрессоустойчивости, склонности к риску и агрессивности у курсантов МЧС, полученных в ходе исследования.
Проведенный анализ позволил установить два существенных для нашего исследования факта: во-первых, что у курсантов 1-го курса высшей школы МЧС уровень стрес-соустойчивости ниже нормы, во-вторых, заметна корреляция между уровнем стрес-соустойчивости и склонностью к риску. На гистограмме видно, что чем ниже уровень стрессоустойчивости, то есть он стремится к нормативным значениям, тем выше значения склонности к риску. Дельта значений стрессоустойчивости и склонности к риску больше, чем при допустимых (средних) значениях стрессоустойчивости — в этом случае дельта ниже. Есть несколько случаев резкого скачка склонности к риску при очень низких значениях стрессоу-стойчивости (то есть некоторые симптомы, входящие в структуру стрес-соустойчивости, равны нулю).
Исследование позволило сделать следую -щие предварительные выводы.
Психологическая устойчивость (стрес-соустойчивость) испытуемых во многом детерминируется склонностью к риску и уров-
нем агрессивности личности: 24,1% группы демонстрируют высокий уровень стрессоу-стойчивости, 75,9 — средний уровень агрессивности, 3,5 — средний уровень склонности к риску.
Формирование такого профессионально значимого качества курсантов высшей школы МЧС, как стрессоустойчивость, необходимо проводить на основе комплексного подхода, направленного на коррекцию симптомов, входящих в его структуру.
На основании исследования была разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования стрессоустойчивости у курсантов высшей школы МЧС. Для этого были выбраны несколько из уже применяемых на практике в других сферах методов, часть их была адаптирована под цели подготовки курсантов высшей школы МЧС, чья профессиональная деятельность будет ре-ализовываться в экстремальных условиях5. Некоторые из методов послужили в качестве отправной точки, и на их основе были разработаны собственные тренинги и методики. Так, для упражнений по аутогенной нейтрализации и рефлексии и упражнения «Тропа эмоций» был разработан самостоятельный стимульный материал, отличный от предложенного Ананье-
Стрессоустойчивость является профессионально значимым качеством для курсантов высшей школы МЧС, в связи с чем необходимо систематически контролировать уровень стрессоустойчивости в сочетании с уровнем агрессивности и склонности к риску.
№ 3 (55) МАРТ 2015
т
Я стрессоуоойчи &ос:ть-
1 ■ Агрессивность ■ Склонность к риску
1
1 1 1 1 1 1 1 I
1 2 3 4 5 6 7 3 9 10 11 12 13 14 15 16 17 13 19 10 21 22 23 2Д 25 26 27 28 29
Рис. 2. Сопоставление суммарных показателей стрессоустойчивости, склонности к риску и агрессивности у курсантов 3-го курса высшей школы МЧС
вым6. В комплексе с этими упражнениями проводился тренинг по прогрессивной релаксации, в котором были уточнены некоторые формулировки. Было также использовано упражнение «Вулкан» (модификация упражнения К. Таппервайн, 1996), которое хорошо вписывается в ассоциативный ряд курсантов высшей школы МЧС в связи с условиями их труда. Программа психологического сопровождения формирования профессионально важных качеств курсантов реализовывалась в рамках преподавания психологических дисциплин учебного заведения с помощью методов контекстного обучения, во время проведения практики. Она сопровождалась также психологической диагностикой уровня развития профессионально важных качеств студентов, консультированием, информированием субъектов образовательной деятельности по вопросам оптимизации процесса формирования общих и профессиональных компетенций студентов.
Результаты диагностики, проводившейся в этой же группе испытуемых уже на третьем курсе в ходе реализации программы психо л ого-педагогического сопровождения, представлены на рис. 2, где приведены выборочные (по тем же курсантам, что и на рис 1) суммарные показатели стрессоустойчивости, склонности к риску и агрессивности.
Исследование показало, что стрессо-устойчивость является профессионально
значимым качеством для курсантов высшей школы МЧС, в связи с чем необходимо систематически контролировать уровень стрессоустойчивости (с включенными в него симптомами) в сочетании с уровнем агрессивности и склонности к риску. Своевременное включение курсантов в программу психо л ого-педагогического сопровождения позволит на ранних этапах профессиональной подготовки развить готовность субъекта к экстремальной профессиональной деятельности, выработать механизмы защиты, предупреждения и преодоления стрессогенных состояний как на этапе профессиональной подготовки, так и в процессе профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного и учитывая ответственность образовательного учреждения в процессе подготовки специалистов за создание необходимых условий, обеспечивающих не только выработку комплекса компетенций, но и развитие личностного потенциала, считаем возможным утверждать, что подготовка инженеров пожарно-спасательной службы, чья профессиональная деятельность реализуется в экстремальных ситуациях и направлена на спасение человека, требует создания таких педагогических условий для курсантов высшей школы МЧС, которые способствовали бы формированию и развитию свойств личности, детерминирующих профессионально значимое качество — стрес-соустойчивость.
Литература
1.См.: Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983; Дарвиш О.Б. Психологические особенности проявления стрессоустойчивости личности в экстремальных ситуациях // Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2012. № 1. С. 14; Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.
2. Волков А., Водопьянова Н. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 568 с.
3.Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2002. 298 с.
4. Ильин Е.П., Шмелёв А.Г. Психология риска. СПб.: Питер, 2012. 288 с.
5.См.: Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб.: Речь, 2009. 250 с.
6. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Кн. 1: Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006.
PEDAGOGICAL CONDITIONS IN FORMING OF PSYCHOLOGICAL OF STRESS RESISTANCE DETERMINANTS IN EMERCOM HIGH SCHOOL
T.S. Vershinina, Candidate of philology, Docent, the department of linguistics and professional communication in foreign languages,
Ural Federal University, A.A. Kuznetsov, lecturer, the department of fire rescue and gas-smoke-defense training, Ural Institute of State Fire Fighting Service of Ministry of Emergency Situations, Ekaterinburg, Russia, [email protected] [email protected]
The problems of stress resistance as a quality determined by a profession of students of higher educational institution of Ministry for Civil Defense, Emergencies and Disasters Response (MCDEDR) are discussed in this article. Based on the existing methods of investigating into the stress resistance of people of extreme professions, there was developed a programme for testing the students of higher educational institution of MCDEDR. In accordance with this programme, there were chosen methods for investigation into stress resistance, risk liability and the level of aggressiveness, which are being described in this article. A group of testees are being described as well. Based on the results of the research, on the initial stages there was developed a programme of forming stress resistance using the workshop method. There are also results of the continuous supervision of the dynamics of personal character features changes of the students of higher educational institution of MCDEDR as representatives of an extreme profession. There are recommendations for students' supervision during their professional training and for forming of their stress resistance. The complex of methods used for this research can be used in educational institutions of national security, defense and law enforcement agencies; the results provided in this article can be of use in professional training of students of extreme professions; they can be enlarged and supplemented in accordance with the particularities of exact educational institutions and its majors.
Key words: pedagogical conditions, psychological determiners, stress resistance, aggressiveness, risk liability, psychological and pedagogical follow-up, stress resistance workshops
References
1. Kitaev-Smyk L.A. Psikhologiia stressa [Psychology of stress]. Moscow, Nauka Publ., 1983. 368 p.; Darvish O.B. Psikhologicheskie osobennosti proiavleniia stressoustoichivosti lichnosti v ekstremal'nykh situatsiiakh [Psychological peculiarities of manifestation of stress personality in extreme situations]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie: elektronnyi zhurnal — Psychological science and education: electronic journal, 2012, no. 1; ShcherbatykhIu V. Psikhologiia stressa i metody korrektsii [Psychology of stress and methods of correction]. St. Petersburg, Piter Publ., 2006. 256 p.
2. Volkov A., Vodop'ianova N. Psikhodia gnostika stressa [Psychological stress]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 568 p.
3. Pochebut L.G., Chiker V.A. Organizatsionnaia sotsial'naia psikhologiia [Organizational social psychology]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2002. 298 p.
4. Il'in E.P., Shmelev A.G. Psikhologiiariska [The psychology of risk]. St. Petersburg, Piter Publ., 2012. 288 p.
5. Monina G.B., Rannala N.V. Trening «Resursy stressoustoichivosti» [Training stress resistance Resources]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2009. 250 p.
6. Anan'ev V.A. Osnovy psikhologiizdorov'ia. Kn. 1: Kontseptual'nye osnovy psikhologii zdorov'ia [Foundations of health psychology. Book 1: Conceptual foundations of health psychology]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2006. 384 p.