Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая работа с младшими школьниками по профилактике предэкзаменационного стресса'

Психолого-педагогическая работа с младшими школьниками по профилактике предэкзаменационного стресса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
783
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / STRESS / ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС / PRE-EXAMINATION STRESS / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER PUPILS / ПРОФИЛАКТИКА / PROPHYLAXIS / СТРЕССОВЫЕ СОСТОЯНИЯ / STRESSFUL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамедова Л. В., Савченко Т. С.

Данная статья раскрывает аспекты психолого-педагогической работы с младшими школьниками по профилактике предэкзаменационного стресса. Разработанная психолого-педагогическая программа по профилактике предэкзаменационного стресса будет полезна педагогам, психологам и студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамедова Л. В., Савченко Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH YOUNGER PUPILS FOR PRE-EXAMINATION STRESS PREVENTION

This article reveals aspects of psychological and pedagogical work with younger pupils for the prevention of pre-examination stress. Developed psychological and pedagogical program for the prevention of pre-examination stress will be useful for teachers, psychologists and students.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая работа с младшими школьниками по профилактике предэкзаменационного стресса»

УДК 159.99

Л. В. Мамедова

канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и методики начального обучения,

Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

Т.С. Савченко

студент, кафедра педагогики и методики начального обучения,

Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

Аннотация. Данная статья раскрывает аспекты психолого-педагогической работы с младшими школьниками по профилактике предэкзаменационного стресса. Разработанная психолого-педагогическая программа по профилактике предэкзаменационного стресса будет полезна педагогам, психологам и студентам.

Ключевые слова: стресс, предэкзаменационный стресс, младшие школьники, профилактика, стрессовые состояния.

L.V. Mamedova, Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov

T.S. Savchenko, Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH YOUNGER PUPILS FOR PRE-

EXAMINATION STRESS PREVENTION

Abstract. This article reveals aspects of psychological and pedagogical work with younger pupils for the prevention of pre-examination stress. Developed psychological and pedagogical program for the prevention of pre-examination stress will be useful for teachers, psychologists and students.

Keywords: stress, pre-examination stress, younger pupils, prophylaxis, stressful situations.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, связанных со стрессом при первых экзаменах, а период адаптации в 5-м классе - одним из труднейших периодов школьного обучения.

Понятие стресса и его влияние на детей младшего школьного возраста рассматривали многие авторы: В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык, Ю.П. Лисицын, А.М. Прихожан, В.А. Родионова, Г. Селье, Ч.Д. Спилбергер, Л.Ю. Субботина и др.

На основе изученной нами психолого-педагогической литературы мы можем отметить, что однозначной характеристики понятия предэкзаменационного стресса не существует. Под стрессом мы понимаем состояние психического напряжения, возникающее у четвероклассника под влиянием сильных воздействий.

Под предэкзаменационным стрессом мы понимаем психологическое состояние младшего школьника, в котором он ощущает сильное напряжение, возникшее под влиянием внешних и внутренних воздействий.

Полностью избежать стрессов младшим школьникам не удается, поэтому опасность

стрессы приобретают только в том случае, если оказываются затяжными по времени.

В ходе исследования нами был обобщен и проанализирован опыт педагогов-психологов и учителей Российской Федерации, в частности Республики Саха (Якутия), работающих над профилактикой предэкзаменационного стресса у детей младшего школьного возраста.

Основываясь на анализе психолого-педагогического и методического опыта, нами была составлена программа психолого-педагогического исследования и характеристики исходного уровня тревожности как фактора предэкзаменационного стресса младших школьников. Данная программа включает в себя методику «Определения уровня тревожности» (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) [1], тест школьной тревожности Филлипса [2], опросник самооценки психических состояний Г. Айзенка [3]. Отобранные нами методики позволили выявить уровень тревожности и стресса у детей младшего школьного возраста.

Результаты первичной диагностики, проведенной в октябре 2012 года, показали, что у детей 4 «А» класса выявлено 35% среднего уровня тревожности, в 4 «Б» классе показатели значительно выше и составляют 60%. В 4 «Б» классе 8% учеников имеют низкий уровень личностной тревожности, в 4 «А» классе учеников с низким уровнем не наблюдается, что говорит о том, что ученики 4 «А» класса наиболее склонны к проявлению тревоги. Исходя из полученных результатов нами были определены группы: экспериментальная - 4 «А» класс, контрольная - 4 «Б» класс.

С целью профилактики предэкзаменационного стресса, тревожности и эмоционального напряжения у четвероклассников экспериментальной группы была составлена психолого-педагогическая программа «Я учусь владеть собой».

Программа курса направлена на снятие эмоционального напряжения, тревожности и профилактику предэкзаменационного стресса у младших школьников. У детей 4 класса развивается способность справляться со стрессовыми ситуациями, уверенность в себе и внимание. Необходимо отметить, что овладение четвероклассниками способностью преодолевать стресс в определенной степени регулирует их поведение, помогает спланировать время подготовки к экзаменам и успешно их сдать.

Для построения психолого-педагогической программы, целью которой была отработка стратегии и тактики поведения с младшими школьниками в период подготовки к экзаменам; обучение их навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах, мы опирались на программы Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс», А.М. Прихожан «Программа развития способностей к самопознанию и уверенности в себе», К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?».

В рамках данной психолого-педагогической программы мы также решали такие задачи, как повышение сопротивляемости стрессу, отработка навыков уверенного поведения, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим, развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

Данная психолого-педагогическая программа «Я учусь владеть собой» ориентирована на один учебный год для детей 4 класса и включала в себя 15 занятий по темам, которые проводились один раз в неделю.

На занятиях нами использовались упражнения: «Назови меня», «Доброе поже-

136

№ 6 (22) - 2013

лание», «Молодец!», «Чего я хочу достичь», «Я хвалю себя за то, что...», «Найди свою звезду» и т.д., которые включали в себя разные методы и приемы.

Например, на занятии «Поведение на экзамене» с целью положительного настроя, повышения групповой сплоченности, научить детей самообладанию в стрессовых условиях; настроить на успех и показать участникам, каким коммуникативным контролем они обладают, нами применялись следующие методы: игровые, контроля, самоконтроля, самооценки, мозгового штурма, тестирования и рефлексии.

Благодаря данным методам мы старались достичь максимального преодоления предэкзаменационного стресса.

В середине года после апробации психолого-педагогической программы «Я учусь владеть собой», нами была проведена промежуточная диагностика, которая позволила определить динамику профилактики предэкзаменационного стресса.

Итак, значительно снизился уровень очень высокой ситуационной тревожности - на 7%, и на 18% снизился уровень высокой тревожности. Уровень средней тревожности повысился на 23%, а низкая тревожность увеличилась на 1%.

В конце года, после апробации психолого-педагогической программы «Я учусь владеть собой», нами была проведена итоговая диагностика, которая позволила определить, насколько эффективен результат от проведенной нами работы. Результаты улучшились по всем методикам. Динамика формирования психологической готовности четвероклассников к предэкзаменационному стрессу показала, что проведенная нами работа по профилактике предэкзаменационного стресса дала высокие показатели в экспериментальной группе. Значительно снизилась общая тревожность, переживание социального стресса. Четвероклассники стали более уверенны в себе, у них понизился страх самовыражения и страх в отношениях с педагогами.

По всем методикам, используемым нами для диагностики, математическим путем выявлены достоверные различия в показателях экспериментальной и контрольной групп, что подтверждает эффективность разработанной нами программы.

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что внедрение психолого-педагогической программы «Я учусь владеть собой» положительно повлияло на профилактику предэкзаменационного стресса.

Список литературы:

1. Тест-опросник Спилбергера-Ханина (диагностика тревожности). URL: http://www.vseodetishkax.ru

2. Тест школьной тревожности Филлипса. Режим доступа: http://azps.ru/tests/tests_philips.html

3. Тест-опросник психических состояний Айзенка Г. URL: http://www.gurutestov.ru/test/154

List of references:

1. Test-questionnaire Spielberg-Hanina (diagnosis of anxiety). Mode of access: http://www.vseodetishkax.ru

2. Test school anxiety Phillips. Mode of access: http://azps.ru/tests/tests_philips.html

3. Test-questionnaire mental States, Айзенка http://www.gurutestov.ru/test/154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.