Научная статья на тему 'Из опыта работы психолога с родителями по профилактике экзаменационного стресса у учащихся выпускных классов'

Из опыта работы психолога с родителями по профилактике экзаменационного стресса у учащихся выпускных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
976
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГЭ / СТРЕСС / РОДИТЕЛИ / ПРОФИЛАКТИКА / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселкова Галина Александровна

В статье представлен опыт работы педагога-психолога гимназии с родителями учащихся выпускных классов по профилактике экзаменационного стресса у детей, который описан поэтапно в соответствии учебным четвертям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веселкова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы психолога с родителями по профилактике экзаменационного стресса у учащихся выпускных классов»

УДК 37.018.26 ББК Ю 984.0

Г. А. Веселкова

Из опыта работы психолога с родителями по профилактике экзаменационного стресса у учащихся выпускных классов

В статье представлен опыт работы педагога-психолога гимназии с родителями учащихся выпускных классов по профилактике экзаменационного стресса у детей, который описан поэтапно в соответствии учебным четвертям.

Ключевые слова: ЕГЭ; стресс; родители; профилактика; работа с родителями.

ЕГЭ - эта аббревиатура сегодня выглядит достаточно устрашающе не столько для детей, сколько для взрослых, и в первую очередь для родителей выпускников. Одной из причин такого восприятия родителями данной формы проведения государственного экзамена можно назвать и отсутствие собственного опыта сдачи экзамена в этом формате. Процедуру и результаты ЕГЭ родители зачастую напрямую связывают с будущим своего ребенка, его судьбой. Такой подход порождает повышенное беспокойство, чрезмерную тревогу, стресс у родителей и, как следствие, ещё больше повышает тревожность детей. А это, в свою очередь, способствует возникновению даже у успешных выпускников стрессовых состояний, блокирующих или затрудняющих их эффективную деятельность.

Именно поэтому нам представляется, что в работе психолога по профилактике экзаменационного стресса у детей должное внимание необходимо уделить и работе с родителями. Данная статья - это описание собственного опыта работы в этом направлении.

Общепринятым в психологической литературе является понятие стресса (от англ. stress - давление, напряжение) как состояние общего возбуждения, психологического напряжения, возникающее в ответ на необычные, трудные, экстремальные ситуации. Различают стресс физиологический и психологический, последний, в свою очередь, делится на информационный и эмоциональ-

ный. Информационный стресс связан с большим потоком информации, когда человек не успевает принимать ответственные решения в требуемом темпе. Эмоциональный стресс обусловлен ситуациями обиды, опасности, угрозы. Экзамен детей для их родителей -тоже эмоциональный стресс.

Следует отметить, что, по данным нашего опроса, в котором участвовали 35 учащихся одиннадцатых классов, 51 % из них испытывают боязнь в отношении предстоящего ЕГЭ. Отвечая на вопрос, чего именно они боятся, 34 % учащихся среди других проблем называют страх не оправдать ожидания родителей, близких, что ещё раз, на наш взгляд, подчеркивает необходимость работы по профилактике экзаменационного стресса не только с детьми, но и с их родителями.

В практике нашего образовательного учреждения сложилась следующая система работы психолога с родителями выпускных классов.

На первом родительском собрании (1-я четверть учебного года) рассказывается подробно о процедуре ЕГЭ, о его преимуществах по сравнению с обычными выпускными экзаменами в школе, практиковавшимися ранее. В виде презентации дается информация о сдаче ЕГЭ выпускниками прошлых лет и об их поступлении в высшие учебные заведения. При знакомстве родителей с процедурой ЕГЭ делается акцент на возможных проблемах у выпускников с учетом некото-

рых их особенностей. Рассматриваются такие особенности, как высокая или очень низкая личностная тревожность, медлительность или торопливость в выполнении заданий, склонность «застревать» на отдельных заданиях, перфекционизм. Отмечается, как эти особенности проявляются в повседневной жизни и на экзамене, и что можно и нужно сделать родителям сегодня для профилактики возможных проблем у детей на экзамене. Родителей также знакомят с планируемой работой в этом направлении с учащимися в течение всего года.

На втором родительском собрании (2-я четверть учебного года) проводится ролевая игра «ЕГЭ для родителей», где родителям реально предлагается «сдать экзамен» в соответствии с принятой на ЕГЭ процедурой. Каждый родитель получает конверт с контрольно-измерительными материалами (КИМы), регистрационный бланк и бланки для ответов для части А и В и для заданий части С. Для подбора заданий нами использовались рекомендации М. Ю. Чибисовой [4]. Заполнив правильно регистрационную часть, родителям необходимо было приступить к выполнению заданий, на которые отводилось 15 минут. Задания части А и В бывают достаточно легкими - например, из школьной программы, или адресованы к жизненному опыту родителей, либо задается вопрос об особенностях поведения детей при подготовке к экзаменам. Зачастую задания носят шуточный характер. В части С предлагается уже серьёзно написать все возможные варианты, как родители могут помочь своим детям при подготовке к ЕГЭ (см. прил.). Ответы заданий части А и В выводятся на экран, и каждый родитель сам оценивает свои ответы и правильность заполнения бланков. Далее идет обсуждение тех вопросов, которые могут вызвать трудность у учащихся. Наиболее длительным и важным бывает обсуждение ответов части С. Все варианты возможной помощи детям со стороны роди-

телей записываются на доске, таким образом, создается «родительская копилка». Учащиеся 11-х классов обычно выполняют все предусмотренные планом психологические диагностики: методики, выявляющие тревожность (методика Спилбергера-Ханина), субъективную оценку психологического климата в классе (методика И. Е. Шварца в адаптации А. С. Новоселовой), учебную мотивацию (методика М. Лукьяновой). В обобщенном виде в целом по классу в форме диаграмм и индивидуально по каждому ребенку результаты выдаются родителям с соответствующими комментариями психолога.

На третьем родительском собрании (3-я учебная четверть) идет разговор о том, какую поддержку могут оказать родители учащимся в предэкзаменационный период, накануне экзамена, в день экзамена, после экзамена, после получения результатов ЕГЭ. Причем каждый выделенный этап по-своему важен: это и режим отдыха, и питание, и атмосфера в семье во время подготовки, и настрой выпускника на экзамен, и гармонизация эмоционального состояния после экзамена -всё имеет значение. В этом случае мы используем памятки-рекомендации для детей и для родителей, разработанные городским Центром психолого-медико-социального сопровождения, а также рекомендации на основе собственных исследований. Делается акцент на таком компоненте тревожности у детей, как «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», так называемой родительской тревожности, и способах снятия этой тревожности. Одним из эффективных способов её снятия является общение родителей с выпускником, доверие между ними и совместное обсуждение в семье вариантов на все случаи, связанные с результатами ЕГЭ.

Этапу «получение результатов ЕГЭ» на данном родительском собрании уделяется особое внимание. Это связано с тем, что результаты ниже ожидаемого порождают порой упреки и обвинения со стороны родителей

и восприятие ребенком себя как неудачника, ни на что не годного человека, обузы для родителей. Это может спровоцировать суицидальное поведение последнего. Выдержка родителей в этой ситуации, их мудрость и жизненный опыт должны возобладать. Именно к этому призываем мы родителей. «Жизнь не заканчивается на неудачно сданном экзамене», - родители это понимают, а дети, с их юношеским максимализмом?

В четвертой четверти родителям предлагаются индивидуальные консультации.

Описанная система работы с родителями выпускников нам представляется эффективной. Следует отметить, что за прошедшее десятилетие были годы, когда система реализовывалась не в полном объеме, но была эффективной. Чаще исключался этап «ролевой игры», если, например, родители в классе в основном высокообразованные, или многие из них имеют уже опыт ЕГЭ у старшего ребенка в семье, да и по другим причинам. В целом полезность такой работы психолога с родителями выпускных классов сами родители и классные наставники оценивают достаточно высоко.

Так, в конце первого собрания в качестве обратной связи родителям было предложено закончить фразу: «Информация психолога была для меня...». Были получены следующие ответы: назвали её полезной и своевременной, важной, актуальной - 89 % участников родительского собрания; 11 % из числа присутствующих родителей назвали её

знакомой. После ролевой игры все родители отозвались о полученной информации как о значимой. Причем были высказаны, например, такие суждения: «заставляет задуматься о собственном участии в подготовке сына к ЕГЭ», «позволяет понять, что нет мелочей в оформлении ответов», «думаю, что я, как родитель, более сознательно буду относиться к тем тренировкам в формате ЕГЭ, которые проводят для ребят в школе».

О третьей встрече психолога с родителями от всех были получены также положительные отзывы. Некоторые же мысли, сомнения, высказанные родителями, процитируем: «На природу, может, на выходной вывозить, чтобы в тиши без компьютера и книг немного дочь отдохнула?», «Да, наверное, много требую и жду от неё. Об ответственности все время говорю. А может, надо про то, что мы её любим ? И верим? Ведь 18 ей уже, сама всё понимает», «Я обязательно возьму на вооружение, что надо проговорить "страховку" - запасные варианты на случай непредвиденных результатов. Это действительно всего лишь экзамен», «Спасибо за памятки, вместе с дочерью прочитаем и обсудим, что берем, а что нам не подходит».

Описанная система работы с родителями по профилактике экзаменационного стресса у учащихся в условиях нашей гимназии достаточно результативна. Возможно, в другом образовательном учреждении эффект будет немного иной. Но практика показывает, что работать в этом направлении необходимо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ПУБЛИКАЦИИ

1. Веселкова Г.А. Психологическая поддержка учащихся в предэкзаменационный и экзаменационный период // Формирование Человека Культуры в условиях гимназического образования. -Пермь,1999.

2. Пикалова Г.В. Психологическая помощь подросткам их родителям в период подготовки к экзаменам // Возможности практической психологии в образовании. Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива» / под ред. Н.В. Пилипко. - Вып. 2. - М.: Перспектива, 2000.

3. Практическая психология в образовании: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений/ под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Сфера, 2000.

4. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). - М.: Генезис, 2004.

Приложение

Контрольно измерительные материалы «ЕГЭ для родителей»

Вариант 001

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

На выполнение экзаменационной работы дается 15 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 11 заданий.

Часть 1 включает 5 заданий (А1-А5). К каждому заданию дается 4 ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 4 заданий (В1-В4), ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно и записать в бланке ответов.

Часть 3 включает два задания с развернутым свободным ответом.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, можно будет вернуться к пропущенным заданиям.

Желаем успеха!

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого Вами задания поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

А1 Столицей какого государства является город Париж?

1) Англия 3) Испания

2) Франция 4) Швеция

А2 Как долго просидел на печи Илья Муромец?

1) с первого до одиннадцатого класса

2) до совершеннолетия

3) пока не закончился полевой сезон

4) тридцать лет и три года

А3 На каком музыкальном инструменте играл Шерлок Холмс?

1) гармонь 3) виолончель

2) балалайка 4) скрипка

А4 Какими способностями обладал главный герой сказки «Колобок?

1) математическими

2) вокальными

3) литературными

4) организаторскими

А5 Сколько градусов составляет прямой угол?

1) 45 2) 90 3) 180 4) 360

ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 рядом с номером задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде отдельных слов или словосочетаний без пробелов и знаков препинания. Каждую букву, символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В1 Напишите химическую формулу воды

В2 Как называется картина, на которой изображена природа?

В3 Напишите инициалы и фамилию автора произведения «Война и мир».

В4 По каким предметам Ваш ребенок будет сдавать ЕГЭ?

ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

С1 Что нужно сделать Вашему ребенку, чтобы хорошо подготовиться к экзаменам?

С2 Как родители могут помочь своим детям подготовиться к экзаменам?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.