Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая работа по снижению агресии младших школьников с нарушением интеллекта'

Психолого-педагогическая работа по снижению агресии младших школьников с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Форис И. А., Мамедова Л. В.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с детской агрессивностью и ее профилактикой. Авторы предлагают составленную ими программу, направленную на снижение агрессии у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Для определения уровня детской агрессии предлагается программа психолого-педагоги­ческой диагностики, включающая известные методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая работа по снижению агресии младших школьников с нарушением интеллекта»

106 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

Анализируя и сопоставляя результаты экспериментальной работы можно сделать вывод, что игра действительно является средством коррекции затрудненного общения и развития межличностных отношений у младших школьников.

Результативность проведенной работы по коррекции затрудненного общения младших школьников с использованием игр очевидна.

Таким образом, игра - эффективное средство коррекции затрудненного общения в межличностных отношениях детей в младшем школьном возрасте.

Список литературы:

1. Битьянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / М.Р. Битьянова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 624 с.

2. Волков, Б. С. Психология подростка [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.

3. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания [Текст] / Под ред. Е.А. Левановой. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.

4. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия [Текст] / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2003. - 816 с.

5. Основы коррекционной педагогики [Текст] / Под ред. В.А. Сластё-нина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с.

6. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2 [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1997. - 608 с.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

© Форис И.А.*, Мамедова Л.В.*

Республиканский дом инвалидов для умственно отсталых детей, г. Нерюнгри

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с детской агрессивностью и ее профилактикой. Авторы предлагают составленную ими программу, направленную на снижение агрессии у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Для определения уровня детской агрессии предлагается программа психолого-педагогической диагностики, включающая известные методики.

* Республиканский дом инвалидов для умственно отсталых детей.

* Заведующий кафедрой Педагогики и методики начального образования Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, кандидат педагогических наук, доцент.

К числу исследуемых проблем работы в начальной школе, по мнению, педагогических работников, в их профессиональной деятельности одной из самых актуальных и трудно разрешаемых проблем является проблема детской агрессии. Так как особенности межличностных отношений между участниками образовательного процесса, внутри их микросоциума порождает систему различных деструктивных конфликтов - от прямых или косвенных угроз, до импульсивных агрессивных действий.

Отечественные психологи С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладь-ин отмечают: «что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения, среди которых агрессия занимает одно из ведущих мест» [1, с. 44].

В этой связи ощущается необходимость оптимизации ранней профилактики ненормативной активности растущего человека, которая является важным звеном в системе социально-педагогического предупреждения агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта.

Тема агрессии умственно отсталых детей рассматривалась в трудах отечественных педагогов (В.В. Ковалева, В.Ф. Шалимова, А.Д. Виноградовой и др.) и зарубежных психологов (М. Ратлер, Д. Лешли, П. Скотт и др.).

Психологами и педагогами Р.С. Немовым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, И.П. Подласым, В.С. Мухиной, а также в исследованиях ряда работ авторов, которые изучали агрессию и другие отклонения в их поведении, таких как: Р. Бэрон, К. Лоренц, А. И. Захаров, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фром, И.А. Фурманов и др. «выявляются мотивы агрессии младших школьников, изучаются ее психологические условия и варианты настоятельно необходимые как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ, так как понимания младшего школьного возраста отмечается ими как особый период становления личности» [3, с. 66].

Теоретическое изучение исследуемой проблемы позволило выявить наиболее важный аспект, что агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Она включается в дальнейшее развитие младшего школьника как существенная личностная черта, становясь одним из факторов психического развития и определяя особенности деятельности и общения младшего школьника с нарушением интеллекта. Исследовав феномен агрессии младших школьников в начальной школе, можно отметить, что актуальным становится поиск новых форм и средств воспитательной работы, который в процессе профилактики работы позволяет снимать агрессию у младших школьников с нарушением интеллекта.

Обобщенный и систематизированный нами опыт педагогов РФ и РС (Я), позволил нам выявить методы и приемы работы по профилактики и снижению агрессии младших с нарушением интеллекта, такие как: чтение художе-

108 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

ственной литературы, игры - драматизации, моделирование ситуаций, арт-терапия, образотерапия, логотерапиия, библиотерапия, музыкотерапия, танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники, тематические игры - драматизации, свободное и тематическое рисование, игровые приемы (с использованием оборудования сенсорной комнаты), релаксационные методики, обсуждения, беседы, семинар-практикум для педагогов.

Для определения уровня агрессии нами была составлена психолого-педагогическая программа диагностики, которая включает ряд следующих методик: опросник А. Баса - А. Дарки (А. Басс, А. Дарки); рисуночный тест «Несуществующее животное» (И.М. Сеченов); проективная методика «Тест руки» (Б. Брайклин, З. Пиотровский, Э. Вагнер).

В сентябре 2011 года нами было проведено первичное диагностирование детей экспериментальной группы. Полученные результаты были проанализированы. По опроснику Басса-Дарки мы определили, что большая часть детей в разной степени нуждаются в профилактической работе по снижению агрессии, коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы. По проективной методики «Рисунок несуществующего животного» где, опираясь на творческую фантазию и механизмы подсознания, которые выступают своего рода «самопроекцией» испытуемого, вывили, косвенные отражения мотивов, потребностей, конфликтов, личностных качеств личности. Результаты по проективной методики «Тест руки» позволил нам определить актуальные и доминирующие потребности, мотивов и конфликтов личности, спрогнозировать и качественно оценить предрасположенность личности ребенка к открытой агрессии.

Таким образом, на основе полученных результатов мы определили уровень агрессии у испытуемых, составили программу «Мир добрых людей», направленную на профилактику и снижение агрессии у детей с нарушением интеллекта.

Программа «Мир добрых людей» включает в себя специально подобранные упражнения и приемы для профилактики и снижения агрессии младших школьников с нарушением интеллекта. В любой деятельности, в учебе, в труде, в игре, да и просто в жизни - везде внимание, смышленость, умение логически мыслить, необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить выход из сложных ситуаций.

Нами переработаны авторские материалы Т.П. Смирновой, Л.Б. Баря-евой, С.В. Крюковой и Н.П. Слободяник, являющиеся основой при составлении программы «Мир добрых людей».

Отличительной чертой нашей программы является то, что занятия проходят в интерактивной среде темной сенсорной комнаты. Особый акцент в программе сделан на использование всего оборудования, которым оснащена темная комната, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психотерапевтического воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей; развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у них зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности; фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей детей; коррекцию психоэмоциональных состояний и т.д.

Цель программы: профилактика и снижение агрессии младшего школьника с нарушением интеллекта путем снятия эмоционального внутреннего напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других; формировании устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. Научить детей использованию социально приемлемых способов снятия внутреннего напряжения.

Структура занятий программы примерно одинакова и включает в себя: приветствие, дыхательные упражнения, стимулирующие упражнения, ки-незиологические упражнения, разминку, самомассмаж, игры на внимание, память, мышление, разгрузку, эмоциональную оценку занятия, прощание.

Каждое занятие рассчитано на 30 минут, так как большая продолжительность занятий снижает продуктивность работы. Периодичность встреч - два раза в неделю. Меньшее число занятий снижает их эффективность (негативно сказывается временной перерыв, отделяющий одно занятие от другого).

Методы и приемы работы: игровая терапия; ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастика (имитационные игры); релаксационные методики; беседа, обсуждение рассказов, игр и т.п.; танцы, ритмико-телесные упражнения, валяние (телесные релаксации) и т.п.

Список литературы:

1. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004. - 336 с.

2. Баряева Л.Б., Женеров В.Л., Галлямова Ю.С. Сенсорная комната -волшебный мир здоровья: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Хока, 2007. - 416 с.

3. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». - Ростов-н/Д: «Феникс», 2004. -160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.