Научная статья на тему 'Особенности работы педагога-психолога по снижению агрессии у детей с нарушением интеллекта'

Особенности работы педагога-психолога по снижению агрессии у детей с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
336
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамедова Л. В., Форис И. А.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с детской агрессивностью и ее профилактикой. Для определения уровня детской агрессии предлагается программа психолого-педагогической диагностики, включающая известные методики. Также описываются методы и приемы по снижению агрессии у детей с нарушением интеллекта посредством интерактивной среды темной сенсорной комнаты. Приводятся полученные результаты в ходе диагностирования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы педагога-психолога по снижению агрессии у детей с нарушением интеллекта»

гоприятной речевой среды, т.к. это одно из условий речевого развития детей. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей с речевой отсталостью можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Список литературы:

1. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2007.

2. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. - М., «Школьная Пресса», 2010.

3. Яковлева Н.Н. Использование Фольклора в развитии дошкольника. -СПб., «Детство-Пресс», 2011.

4. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. - М., 2006.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

© Мамедова Л.В.*, Форис И.А.*

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального

университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри Республиканский дом инвалидов для умственно отсталых детей,

г. Нерюнгри

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с детской агрессивностью и ее профилактикой. Для определения уровня детской агрессии предлагается программа психолого-педагогической диагностики, включающая известные методики. Также описываются методы и приемы по снижению агрессии у детей с нарушением интеллекта посредством интерактивной среды темной сенсорной комнаты. Приводятся полученные результаты в ходе диагностирования детей.

Психологи, педагоги, медики, изучающие детей с нарушением интеллекта, отмечают, что у них значительно ослаблены социальные возможности личности, низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезаптивны-ми формами взаимодействия - отчуждением, избеганием, агрессией или кон-

* Заведующая кафедрой Педагогики и методики начального образования ТИ(ф)СВФУ, кандидат педагогических наук, доцент.

* Воспитатель ГКУ РС(Я) РДДИ, студент кафедры Педагогики и методики начального образования ТИ(ф)СВФУ.

фликтом (В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский и др.). Они обращают внимание на то, «что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми - их социализация. При успешном ее решении значительно облегчается обучение детей с нарушением интеллекта [1, с. 8]. В дефектологической науке доказана неразрывная связь и взаимозависимость органического дефекта ребенка с нарушением его общения с окружающими и показана роль нормализации общения в коррекции общего психического развития детей с нарушением интеллекта (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Г.М. Дульнев и др.).

Но, в данных работах недостаточно представлена система методов и приемов, направленных на профилактику и снижение агрессии детей с нарушением интеллекта. Поэтому целью нашей работы являлось выявление степени агрессии у детей, ее снижение и профилактика посредством интерактивной среды темной сенсорной комнаты.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами была составлена программа диагностики определения уровня агрессии младших школьников с нарушением интеллекта, которая включала: опросник А. Басса - А. Дарки; рисуночный тест «Несуществующее животное» (И. М. Сеченов) и проективную методику «Тест руки» (Б. Брайклин, З. Пиотровский, Э. Вагнер).

На первом этапе исследования нами была проведена первичная диагностика (октябрь, 2011 г.), которая позволила определить первоначальный уровень агрессии детей с нарушением интеллекта. Данные исследования первичной диагностики по опроснику А. Басса - А. Дарки показали, что среди испытуемых 90 % имеют высокий показатель раздражительности, 80 % проявляют выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, ругань), у 70 % испытуемых проявляется косвенная агрессия, у 50 % детей наблюдаются оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета и педагога, 60 % проявляют физическую агрессию, направленную против других людей, у 40 % испытуемых проявляют недоверие и осторожное отношение к людям, 50 % детей обидчивы, т.е. проявляют зависть и ненависть к окружающим, у 30 % наблюдается аутоагрессия - это чувство вины это отношение и действия по отношению к себе и окружающим.

По проективной методике «Рисунок несуществующего животного» было выявлено, что у семи испытуемых наблюдается неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. Шесть детей на рисунке изобразили тематическое животное (собаку, льва, букашку, птицу и т.д.), которое показывает отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). У троих детей наблюдается высокий уровень агрессии, кото-

рый выражен количеством, расположением и характером углов в рисунке. Также нарисованы прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. На рисунках пятерых испытуемых соответственно пространственному расположению животного наблюдаются элементы «защиты» - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту (педагогов); защита против насмешек, непризнания, боязнь осуждения; недифференцированная опасли-вость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях.

Данные исследования первичной диагностики по проективной методики «Тест руки» позволил нам выявить актуальные и доминирующие потребности, мотивов и конфликтов личности, кроме того, методика позволяет прогнозировать и качественно оценивать предрасположенность личности к открытой агрессии, 40 % испытуемых проявляется агрессия, 60 % имеют необходимость в потребности взаимодействия, в сочувствии и в жалости. 70 % детей ищут поддержки или помощи со стороны другого лица, 20 % чувствуют, что другие должны уделять им время, внимание, разделять ответственность, 30 % отражает неблагополучие личной позиции, трудности личностной адаптации в социуме, у 50 % наблюдается страх, 70 % проявляют тревожность по отношению к окружающим.

На основе полученных данных на втором формирующий этапе эксперимента, была проведена профилактическая работа, направленная на снижение агрессии детей с нарушением интеллекта с помощью специальной полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты. Так как в основе современных систем работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты лежит понимание закономерностей психического развития ребенка как процесса присвоения им общественно-исторического опыта человечества.

Интерактивная среда темной сенсорной комнаты - это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Темная сенсорная комната - это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Адекватно дозированные занятия с агрессивными детьми активизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания - и создают условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения. Сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно - безобразно. В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции.

На занятиях мы использовали следующие методы и приемы: игровая терапия; ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастика (имитационные игры); релаксационные методики; беседа, обсуждение рассказов, игр, ритмико-телесные уп-

ражнения, валяние (телесные релаксации). На каждом занятии кроме данных методов и приемов нами также использовались и различные упражнения.

Например, при изучении раздела «Знакомство с миром собственных эмоций и ощущений», который включал в себя четыре занятия, нами использовались: глазодвигательные, дыхательные и кинезиологические упражнения; игры и упражнения с мячами «Волшебный мячик», «Мы вместе», «Лабиринт», «Разведчики», «Рыбки», «Круг любви», «Волшебные движения».

Выполнение всех упражнений способствовало снятию психоэмоционального напряжения и активизации детей на дальнейшее занятие. Упражнения сопровождалось музыкальными записями и светоэффектами, создаваемыми интерактивным оборудованием.

При изучении раздела «Найди свою звезду», дети обучались одному из видов пассивной гимнастики - самомассаж, который оказывал общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышал тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Также на занятиях дети обучались приемам релаксации, так как это один из способов преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.

Обучая младших школьников методам релаксации, мы помогали им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться и тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями - это еще один шаг к формированию у них уверенности в себе.

При проведении упражнений «Уходи, злость, уходи!», «Выбиваем пыль», целью которых было научить детей выплескивать агрессию, гнев и снятие эмоционального напряжения, использовался прием телесной релаксации. Ребенок ложился на мягкое напольное покрытие (сухой бассейн). Упражнение начиналось и заканчивалось по сигналу педагога. По сигналу ребенок начинает бить ногами и руками по покрытию с громким криком «уходи, злость, уходи!!!». Упражнение длится около 4 минут, после чего ребенок должен отдохнуть еще 3-4 минуты. «Выбиваем пыль» - ребенку предлагается выбить пыль из подушки, но так как она очень упрямая, бить надо очень сильно. После упражнения ребенок в течении минуты спокойно сидит или лежит, восстанавливая дыхание.

Таким образом, использование на практике таких методов как беседа, игровая терапия, психогимнастика (имитационные игры) релаксационные методики, танцы, ритмико-телесные упражнения, валяние (телесные релаксации), музыкотерапия благоприятно повлияли на снижение агрессии детей с нарушением интеллекта, а также на формирование положительного отношения к себе и другим детям.

Было отмечено, что в ходе занятий дети начали лучше ориентироваться в ситуации за счет более полного восприятия самой ситуации и партнера по общению. Дети, проявляющие агрессию, стали эмоционально более чувствительными, вследствие чего появилась гибкость в поведение, умение более

успешно выходить из конфликтных ситуаций и т.д. Осознание собственного поведения, собственных эмоций и эмоций другого человека дало возможность детям выбирать, как договориться с партнером по общению: не только спонтанно действовать, реализуя потребность защитить личные границы и преодолеть преграду, но и сориентироваться, осознать и выбрать адекватную стратегию поведения, удовлетворяющую эту потребность.

На третьем этапе (февраль, 2012 г.) нами была проведена промежуточная диагностика по проективной методике «Тест руки» (Э. Вагнер), с целью определения динамики снижения агрессии у детей с нарушением интеллекта. После сравнения результатов первичной и промежуточной диагностики, мы можем отметить, что один ребенок перестал проявлять агрессию по отношению к окружающим, научился адекватно реагировать на замечания взрослого и старается найти социально приемлемый выход из конфликтной ситуации; один испытуемый перестал испытывать страх. В конце апреле 2012 г. будет проведена итоговая диагностика.

Итак, в интерактивной среде темной сенсорной комнаты формируются определенные ощущения, развивается восприятие, гармонизируется процесс понимания «картины мира». Интерактивная среда, наполненная различными аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами, помогает создать определенную эмоциональную атмосферу, улучшающую качество жизни, то есть создает определенное настроение и стимулирует положительное общение ребенка как с окружающими людьми, так и с собственным внутренним «Я».

Список литературы:

1. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.

2. Баряева Л.Б., Женеров В.Л., Галлямова Ю.С. Сенсорная комната -волшебный мир здоровья: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Хока, 2007. - 41 с.

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПРОСОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Назина Г.А.*

Столичный институт бизнес-технологий и управления, г. Москва

В статье рассматривается модель развития просоциальных установок молодежи в современных условиях, в которой имеет место последовательное отражение трех этапов, цель которых ориентирована на формирование определенного компонента просоциальных установок.

* Начальник учебного отдела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.