успешно выходить из конфликтных ситуаций и т.д. Осознание собственного поведения, собственных эмоций и эмоций другого человека дало возможность детям выбирать, как договориться с партнером по общению: не только спонтанно действовать, реализуя потребность защитить личные границы и преодолеть преграду, но и сориентироваться, осознать и выбрать адекватную стратегию поведения, удовлетворяющую эту потребность.
На третьем этапе (февраль, 2012 г.) нами была проведена промежуточная диагностика по проективной методике «Тест руки» (Э. Вагнер), с целью определения динамики снижения агрессии у детей с нарушением интеллекта. После сравнения результатов первичной и промежуточной диагностики, мы можем отметить, что один ребенок перестал проявлять агрессию по отношению к окружающим, научился адекватно реагировать на замечания взрослого и старается найти социально приемлемый выход из конфликтной ситуации; один испытуемый перестал испытывать страх. В конце апреле 2012 г. будет проведена итоговая диагностика.
Итак, в интерактивной среде темной сенсорной комнаты формируются определенные ощущения, развивается восприятие, гармонизируется процесс понимания «картины мира». Интерактивная среда, наполненная различными аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами, помогает создать определенную эмоциональную атмосферу, улучшающую качество жизни, то есть создает определенное настроение и стимулирует положительное общение ребенка как с окружающими людьми, так и с собственным внутренним «Я».
Список литературы:
1. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
2. Баряева Л.Б., Женеров В.Л., Галлямова Ю.С. Сенсорная комната -волшебный мир здоровья: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Хока, 2007. - 41 с.
ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПРОСОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ © Назина Г.А.*
Столичный институт бизнес-технологий и управления, г. Москва
В статье рассматривается модель развития просоциальных установок молодежи в современных условиях, в которой имеет место последовательное отражение трех этапов, цель которых ориентирована на формирование определенного компонента просоциальных установок.
* Начальник учебного отдела.
В процессе создания модели развития просоциальных установок мы учитывали выраженность когнитивных, аффективных и поведенческих характеристик личности молодых людей, а также закономерности развития мотивации (поэтапность, уровневый характер), взаимосвязь, взаимодополняемость всех его компонентов, а также особенности проявления каждого из них. В конструируемой модели находит отражение последовательность трех этапов, на каждом из которых наибольшую нагрузку несет какой-либо из компонентов просоциальных установок (рис. 1).
В свою очередь цель каждого из этапов ориентирована на формирование определенного компонента просоциальных установок.
Первый этап ознакомительно-мотивирующий, предполагает формирование когнитивного компонента. Изменение представлений (знание о субъекте) на уровне имеющейся информации и существующих знаний является самым и необходимым этапом развития просоциальных установок.
Целью второго этапа - личностно-смыслового, является формирование аффективного (эмоционально-оценочного) компонента. Реализация заданной цели возможна через формирование системы знаний о себе. Так, мы предполагаем развитие навыков самоанализа, самопознания, выявления и осознания отдельных сторон своей личности. А эмоциональное переживание и аффективная окраска просоциальной ситуации обеспечивает установление сети более сильных ассоциаций, способствующих доминированию и большей просоциальной направленности.
Цель третьего этапа - атрибутивно-поведенческого, является формирование поведенческого компонента, задающий проблемный характер развития, т.к. мы полагаем, что формирование коммуникативной и технологической компетентности, составляющих данный компонент происходит при столкновении с проблемой.
Рис. 1. Трехкомпонентная модель просоциальных установок
В предпринятом нами экспериментальном исследовании особенностей развития просоциальных установок были получены результаты, свидетельствующие о существенных изменениях в когнитивном, аффективном и по-
веденческом компонентах просоциальных установок, доминированных процессом мотивации.
Когнитивный компонент, характеризующий уровень просоциальных установок составляет познание социально-нравственных норм, регулирующих поведение растущего человека, становление обобщенного этического сознания («этического мировоззрения» по Л.И. Божович).
Аффективный компонент придает эмоциональный окрас тем познаниям, которые человек приобретает в процессе становления.
Поведенческий компонент, выражающийся в реальном просоциальном поведении, складывается в рамках социально-ориентированной учебнопрофессиональной деятельности и в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Безусловно, процесс мотивации играет важную роль в развитии просоциальных установок, так как оказывает влияние на все компоненты просоциальных установок.
Процесс мотивации связан в своем развитии с расширением «поля» социальных интересов растущего человека, формированием просоциальной направленности личности. Растущие люди осознают возможности собственного участия в жизни общества, одновременно выделяя «границы» действия нормы просоциальной направленности применительно к этим новым сферам общения и действительности. В этих условиях возникает возможность осознания различий между общечеловеческим нравственным принципом и социально-моральным явлением, специфика которого определяется особенностями сферы общения растущего человека, конкретными видами его деятельности.
Проблему мотивации можно рассматривать в двух взаимосвязанных, но достаточно самостоятельных аспектах: процессуальном и содержательном. В первом случае она предстает как процесс формирования осознанного мотива на основе бессознательной потребности, во-втором - как личностная структура, представляющая собой совокупность ее содержательных элементов - различного рода побуждений, которыми наполняются резервуары «общественных» и «архетипических» форм - ценностей.
Формирование мотива - это процесс превращения неосознаваемой потребности в осознаваемый мотив.
Ряд отечественных психологов (К.К. Платонов, В.С. Мерлин, М.Ш. Ма-гомед-Эминов) считают, что в качестве мотивов, наряду с психическими состояниями, могут выступать и свойства личности. Б.В. Зейгарник, опираясь на введенный Г. Олпортом для обозначения механизма развития личности термин «черта», считает, что это не черта личности, а черта-мотив, черта-интерес [3, с. 60].
В западной психологии устойчивые (диспозиционные) и переменные факторы мотивации (К. Мадсен (K. Madsen)), устойчивые и функциональные переменные (Х. Мюррей (H. Murrey)), личностные и ситуативные детерминанты (Дж. Аткинсон (J. Atkinson)) рассматриваются как критерии
разделения мотива и мотивации, авторами отмечаются, устойчивые характеристики личности, которые обуславливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен (K. Madsen), Ж. Год-фруа), в другом случае - как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вильнюс) [3, с. 65].
В процессе мотивации можно выделить определенные этапы, связанные со степенью осознания потребности, хотя эти признаки достаточно условные и неопределены. Промежуточные стадии формирования мотива можно назвать «побудительными» («мотивом-стимулами»), в отличие от полностью осознанных «смыслообразующих» мотивов, наполненных индивидуальным личностным смыслом. Отношение личности к самой себе выражается в смыслообразующих мотивах, к окружающему миру - в мотивах-стимулах. Смыслообразующие мотивы всегда осознаны и являются «достоянием» самой личности; «мотивы-стимулы» никогда полностью не осознаются и всегда порождают в различной степени импульсивные действия и поступки. Потребности человека могут формироваться только на основе уже имеющихся побуждений.
Согласно схеме В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. [3, с. 65].
Механизм формирования новых потребностей - превращение в процессе мотивации неосознаваемой потребности в осознанный мотив и последующий его переход во внутренний план - интериоризация.
Интересы и установки, стремления и склонности, навыки и убеждения, любые другие бессознательные побуждения - это тоже интериоризованные мотивы, ставшие потребностями. Левин К. называл их квазипотребностями [5].
Иванников В.А. считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев), т.е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).
Пилоян Р.А. пишет, что мотивация и мотив - взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируют-
ся на базе определенной мотивации (т.е. мотивы вторичны), и в то же время он утверждает, что через выборку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом.
В отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение, по мнению И.А. Джидарьяна, в нем фиксируется собственно психическое содержание, а именно тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом.
Леонтьев В.Г. полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование действовать в определенном направлении для достижения отдельных целей, и с этим нельзя не согласиться [3, с. 66].
Итак, мотив в отличие от мотивации, рассматривается как своеобразный побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради которого она выполняется, как осознаваемая причина, которая лежит в основе выбора действий и поступков личности [2, с. 251].
В современной психологии «мотивация» используется в двойном значении: во-первых, как обозначающее систему факторов, детерминирующих деятельность личности, сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения, идеалы, интересы, убеждения, установки и т.д. Однако при этом за всеми перечисленными причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии (от базовых жизненных, биологических до высших социальных) [3, с. 375-394]; во вторых, как характеристика процесса стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне и направляет ее на удовлетворение определенной потребности [4, с. 20].
Таким образом, мотивация, объясняя организованность и устойчивость целостной деятельности человека, определяется как совокупность стойких мотивов, выражающих направленность личности на достижение определенных целей [1, с. 40-52].
Необходимо отметить, что мотив как удовлетворенность (В.Г. Асеев, А.Г. Ковалев, П.М. Якобсон) является следствием достижения цели - удовлетворения потребности. Удовлетворение - это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реализации мотива.
Удовлетворенность как отношение к выполняемой деятельности, образу жизни (ТА. Китвель, Н.Г. Крупнов, И.Г. Столяр, А.А. Мурутар), выполняет долгосрочную оценочную функцию, поэтому она является положительным оценочным отношением.
Так, Л.П. Кичатинов, рассмотрев ряд подходов к пониманию сущности мотива, предположил, что в большей мере соответствует понимание мотива как личностного смысла деятельности субъекта.
Неудивительно, что для многих авторов (В.Г. Асеев, А.Г. Ковалев, Р.С. Немов) мотив является лишь одним из видов побуждений, наряду с потребностями, целями, стремлениями, интересами и намерениями.
Во многом это связано с тем, что нет четкого понимания самих этих феноменов: что такое потребность, что принимать за цель, каковы соотношения между детерминацией и мотивацией, мотивацией и мотивом.
Следовательно, полученные изменения мотивации просоциальных установок в сторону укрепления мотива просоциальной направленности личности: сформированная активная жизненная позиция растущего человека; высокий уровень регуляции своих действий и модель поведения, ориентирована на просоциальную направленность, закрепляется в условиях деятельности, для того чтобы стать доминирующей жизненной стратегией человека.
В целом мотивация просоциальных установок играет важную роль в становлении внутреннего единства, целостности всех сторон личности растущего человека, в рассматриваемый нами период онтогенеза: определяет целенаправленный характер деятельности молодежи, дает импульсы дальнейшему личностному и профессиональному росту. Мотивация просоциальных установок способствует интерактивным процессам формирования личности, являясь тем организующим фактором, который приводит личность к естественному состоянию самоорганизации, а затем и самоактуализации.
Список литературы:
1. Аритова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник МГУ, сер. Психология. - 1998. - Вып. 4.
2. Большая психологическая энциклопедия / Под ред. Н. Дубенюк. - М., 2007.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с. - (Серия «Мастера психологии»).
4. Леонтье, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1971. - С. 20, 110.
5. Lewin K. A dynamic theory of personality. - New York, 1935.
РОЛЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА © Пшеничная В.В.*
Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23, г. Москва
Статья посвящена изучению роли ответственности в представлении об успешности у студентов колледжа. На основе полученных данных разработана программа формирования ответственности у учащихся.
* Педагог-психолог.