Анализ контингента детей, которые попадают в социально-реабилитационный центр, показывает, что все они перенесли всякого рода стрессовые ситуации. По мнению медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, дети, перенёсшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от обычных детей. Специалисты склонны называть это поведение патологией.
Под патологией поведения понимается непринятый в данной культуре тип поведения, вызывающий страдание, страх, боль, горе у других людей. Сила переживания человеком стрессовой ситуации зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Переживание стрессовой ситуации оставляет значительный след в психике ребёнка, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживания.
Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребёнка, лишённого родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои и холод, отсутствие надежды, тёплого жилья. Ребёнок в таких ситуациях пытается сам изменить своё душевное состояние (вырывает волосы, грызёт ногти, суетится, боится темноты, кошмары, проявляет агрессию).
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что необходима организация специальной работы по социализации неблагополучных семей.
Список литературы:
1. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2007.
2. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей из группы риска. - М.: Академический проект, 2002.
3. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - Издательство: Владос-Пресс, 2006.
4. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. - М.: Дрофа, 2005.
ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ
© Виноградова Н.В.*
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
В статье рассматриваются особенности агрессивного поведения де-тей-сирот. Анализируется специфика причин агрессии «социальных сирот», а также методы и технологии коррекции агрессии с учетом ха-
* Аспирант кафедры Общей психологии.
ракгера тех причин, которые обусловили ее возникновение. Приводятся резуньтаты исследования динамики агрессивного поведения детей-сирот в процессе социально-психологической реабилитации.
Падение уровня жизни и нравственных устоев, увеличение числа неблагополучных семей привело к невиданному с послевоенному времени росту беспризорности и социального сиротства. Депривационные условия развития детей данной категории и неблагоприятные воздействия психогенного характера ведут к разрушению эмоциональных связей ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывают глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в более старшем возрасте различные психические расстройства и социальную дезадаптацию: тенденцию к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, нежели к людям; гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; неумении создавать прочные положительно эмоциональные привязанности; нарушение система ценностей [4]. Характерной особенностью развития детей-сирот является замедленное интеллектуальное развитие, его дисгармоничность, психологическая надломленность, бедность и однообразие сенсорного опыта, несформированность чувства долга, причастности к семье существенно ухудшают жизненное самочувствие этой категории детей. Это отражается на его поведении, его отношении со сверстниками и воспитателями. Наиболее распространенной проблемой является агрессивное поведение детей и подростков.
Агрессивное поведение в психологии рассматривается как враждебность человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред [1, 2, 5]. Ненормативная агрессивность как черта личности формируется по разным причинам.
Целью исследования было изучить особенности и причины агрессивного поведения детей-сирот, а также методы психологической коррекции агрессии. Гипотезой исследования явилось предположение, что высокий уровень агрессивного поведения детей-сирот, обусловленный психогенными факторами, изменится при проведении психологической коррекции, учитывающий специфику и причины возникновения агрессии. Методики исследования: методика выявления уровня агрессивности Басса-Дарки, тест «Руки»», проективная методика «Рисунок несуществующего животного». Исследование проводилось на базе МУСО «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Курчатовского района» (СРЦ) г. Челябинск. В эксперименте приняли участие 74 ребенка в возрасте от 7 до 15 лет.
Результаты исследования показали, что у 92 % (п = 68) детей-сирот высокий уровень агрессивности и враждебности. Преобладающими вида-
ми агрессивного поведения в данной группе являются: физическая агрессия (78 %; п = 58); косвенная агрессия (76 %; п = 56); склонности к раздражению (53 %; п = 39); склонность к обиде (55 %; п = 41); склонность к подозрительности (95 %; п = 70) и негативизм (92 %; п = 68). При этом следует отметить, что результаты не имеют тендерных различий: как мальчики, так и девочки склонны к проявлению различных видов агрессивного поведения.
Анализ причины, вызывающих появление агрессивного поведения, показал, что для детей-сирот характерны защитная, деструктивная и демонстративная агрессивность [6]. Защитная агрессивность является следствием резонанса проблем развития в младенчестве, актуальной тревожности, наличие страха перед окружающим миром. При наличии активной жизненной позиции [6], когда ребенок стремится приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, в его поведении отчетливо начинает проявляться защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае - защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поведенческими проявлениями защитной агрессивности ребенка являются частые конфликты, драки, обостренная тенденция к лидерству. Деструктивная агрессивность также появляется у детей с активной жизненной позицией, однако причиной возникновения данного вида агрессии является отсутствие автономности, неспособность к самостоятельным выборам, суждениям. В депривацион-ных условиях развития ребенок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его собственное «Я» становится настолько слабым и диффузным, что ему требуется постоянное подтверждение собственного существования. Дети находят способы заявить о своей силе и индивидуальности, что проявляется в косвенной агрессии. Основная функция агрессии здесь - это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. Основная форма - разрушение. Поведенческий репертуар детей-сирот с деструктивной агрессий довольно богат: стремление ломать, радость при разрушении чего-либо, проявление косвенной агрессии (действия исподтишка), насмешки на окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения, в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль. Отсутствие стабильности в семейных отношениях или отсутствие семьи приводят к депривации потребностей в безопасности, в любви и принятии, поэтому дети-сироты часто используют различные способы получения негативного внимания и чаще прибегают к агрессивным действиям. Но цель агрессивного поведения уже не защита от окружающего мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной. Поведенческие признаки детей с
демонстративной агрессивностью: стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; проявляют преимущественно вербальную агрессию; могут прибегать к лживости или воровству; проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду (девочки).
Таким образом, основными причинами проявлений агрессивности у детей-сирот является: защита от внешнего мира, стремление привлечь к себе внимания взрослых и сверстников, стремление быть главным; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство, стремление выйти из-под опеки социального окружения, месть. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков вследствие социальной и психологической депривации; сниженный уровень саморегуляции.
Коррекция агрессии у ребенка должна начинаться с выяснения ее причин. Применение коррекционных методов полностью зависит от характера тех причин, которые обусловили агрессивное поведение. Выбор методики коррекции происходит с учетом конкретного случая и конкретного ребенка. По Т.П. Смирновой [5] существует 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу: 1) Снижение уровня личностной тревожности; 2) Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии; 3) Развитие позитивной самооценки; 4) Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом; 5) Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями; 6) Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении.
С целью коррекции агрессивного поведения была составлена программа психокоррекционной работы. В качестве основных задач работы с агрессивными детьми-сиротами были определены следующие: 1) Развитие умения понимать состояние другого человека; 2) Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме; 3) Обучение способам снижения напряжения; 4) Развитие навыков общения; 5) Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
При обучении воспитанников приемлемым способам разрядки гнева и агресси использовались следующие техники: «письма гнева», пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение. Эффективным методом снятия эмоционального напряжения является арт-терапия (рисование собственного гнева, лепка гнева из пластилина, глины) [5]. Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны
любые релаксационные упражнения в процессе музыкотерапии [3]. Песочная психотерапия: позволяет в игровой (невербальной) форме выразить внутриличностные проблемы. Коррекционное воздействие заключается не только в формировании эмоционально-волевой стабильности, но и в возможности моделирования конфликтной ситуации, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции. В работе с детьми более старшего возраста использовались дневники самоконтроля, в которых воспитанникам предлагалось несколько раз за день фиксировать свое поведение с помощью символов. В результате ребенок учился со стороны наблюдать за своим поведением и регулировать свои положительные и отрицательные эмоции, свое поведение. Развитие коммуникативных навыков детей-сирот с агрессивным поведением проходило в рамках традиционных тренингов коммуникации [1]. Основной целью данной работы было формирование у детей новых положительных навыков эмоционального реагирования в общении со сверстниками и взрослыми, устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов восприятия, формирование позитивных качеств личности.
Проводились семинары-практикумы с педагогами, работающими с детьми [3]. Основными задачами данных занятий были: знакомство с понятиями агрессия, виды агрессии, факторы, провоцирующие агрессию, признаки агрессивного поведения; выработка единого понимания агрессивного поведения и его индикаторов; осознание позиции взрослого по отношению к агрессивному ребенку; разработка основных направлений взаимодействия с агрессивными детьми.
Результаты контрольного этапа исследования показали, что в процессе комплексной психокоррекционной работы у детей-сирот наблюдается позитивная динамика снижения агрессивности поведения. У воспитанников СРЦ снизилась реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. В ситуации социального взаимодействия они стали реже проявлять негативизм, оппозицию. Реже стали обижаться, проявлять зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Стали менее склонны к подозрительности. У них реже стала проявляться вербальная и физическая агрессия. После коррекционного воздействия также наблюдается снижение уровня конфликтности.
Выводы:
1. проблема агрессивного поведения детей-сирот привлекает пристальное внимание психологов и педагогов, работающих с детьми данной категории. Депривационные условия развития «социальных сирот», воздействия психогенного характера, неблагоприятные семейные отношения, а зачастую и угрожающий для жизни и психического здоровья характер семейной ситуации провоцируют не только вторичные физические, психические и психологические
отклонения в развитии детей, но и нарушения процесса социализации и социально-психологической адаптации;
2. агрессивное поведение, рассматриваемое как враждебность человека в отношении других людей, закрепляется у детей-сирот как черта личности. Характерными формами агрессивного поведения детей-сирот, не имеющими тендерных различий, являются: физическая и косвенная агрессия; склонности к раздражению; склонность к обиде; склонность к подозрительность и негативизм. Результаты исследования показали специфику причин формирования ненормативной агрессии у детей данной категории. В качестве основных факторов были определены: защита от внешнего мира; получение негативного внимания, стремление к лидерству, желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство. Психологическими причинами агрессии являются недостаточное развитие интеллекта, коммуникативных навыков, низкий уровень саморегуляции;
3. психокоррекционная работа должна учитывать специфику причин возникновения агрессивного поведения, личностные особенности ребенка, а также носить комплексный характер. В процессе кор-рекционной работы должны принимать участи и дети, и педагоги, работающие с ними. В качестве основных методов психологической коррекции были выбраны тренинг коммуникативных навыков, релаксация, арт-терапия, песочная психотерапия, дневники самоконтроля. Работа с педагогами проводилась в рамках психолого-педагогических семинаров-практикумов;
4. результаты диагностического мониторинга демонстрируют снижение проявлений агрессивного поведения, конфликтности, негативизма, развитие навыков самоконтроля и коммуникативных навыков. Наиболее ценным является развитие навыков социально приемлемого поведения, установления доверительных отношений со взрослыми и позитивных межличностных отношений со сверстниками.
Список литературы:
1. Заостровцева М.Н. Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников / М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешина. - М.: Сфера, 2006. - 108 с.
2. Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц. - М.: Изд-во «Римис», 2009. - 352 с.
3. Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Изд-во «Генезис», 2000. - 192 с.
4. Прихожан A.M. Психология сиротства / A.M. Прихожан, H.H. Толстых. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
5. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. - Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс». - 2007. - 160 с.
6. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. - М.: Academia, 2003. - 176 с.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВИНЫ И СТЫДА
© Горнаева C.B.*
Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Балашов
В данной статье рассматриваются различные теоретические подходы к проблеме переживания чувств вины и стыда, а также их роль в регуляции поведения человека.
В настоящий момент вопрос о регуляции поведения человека становится крайне актуальным и всё большее внимание исследователей в психологии, педагогике, философии и социологии уделяется проблеме переживания чувств вины и стыда и их роли в ее осуществлении. Данные психологические феномены изучались как в отечественной науке, в рамках социальной психологии, этнопсихологии, в контексте изучения самосознания и самоотношения, так и в зарубежной - в рамках психоаналитического, экзистенциального, когнитивного и других подходов. Как отечественные, так и зарубежные исследователи рассматривают социально-психологическую природу данных феноменов.
Чувство вины можно рассматривать как реакцию на нарушение собственных моральных принципов и правил поведения, а стыд как чувство, возникающее в результате осознания несоответствия своего поведения общественным требованиям и ожиданиям окружающих. Чувства вины и стыда являются индикаторами присвоения моральных норм и правил и выполняют очень важную для общества функцию внутренней и внешней регуляции поведения.
Прежде всего, необходимо отметить, что проблема вины и стыда начала интересовать исследователей еще в рамках философской науки со времен Аристотеля, Платона, Демокрита. Так, вина и стыда рассматривались как форма страха общественного мнения о себе самом, боязнь общественного мнения. Они связывались с понятием чувство долга - долга воздерживаться от дурных поступков [1]. Таким образом, можно сделать вывод, что в основном ученые философы анализировали данные переживания в рамках категорий «добро-зло» и «хорошо-плохо», рассматривая их не только как нравственные чувства, но, так же, как формы моральной самооценки и самоконтроля личности, выражение ее морального сознания.
* Аспирант кафедры Практической психологии.