Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ'

Психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1999
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Лариса Викторовна, Емельянчик Наталья Анатольевна, Литвинова Юлия Александровна

В статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Лариса Викторовна, Емельянчик Наталья Анатольевна, Литвинова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ»

Психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ Антонова Л. В.1, Емельянчик Н. А.2, Литвинова Ю. А.3

'Антонова Лариса Викторовна / Antonova Larisa Viktorobna — воспитатель;

2Емельянчик Наталья Анатольевна / Ете1уапеЫк Natalya АпаОуемпа — воспитатель;

3Литвинова Юлия Александровна /Litvinova УиЬуа Alekcandrovna - заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 225, г. Новокузнецк

Аннотация: в статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по

психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическая помощь.

Современные социальные, экономические и экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом, психическом развитии, которые часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. У детей с нарушением двигательной сферы в большинстве случаев наблюдается отклонение в познавательной деятельности: восприятие предметов окружающей действительности, пространственная ориентировка и сенсомоторные действия, что существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.

Учитывая специфику нашего ДОУ, при организации воспитательно-образовательного процесса необходимо осуществлять работу по развитию восприятия и включать в данный процесс разные анализаторы: зрение, слух, осязание, обаяние, вкус и сенсомоторные действия. Работа осуществляется систематически и последовательно, с учетом их возрастных психофизических и индивидуальных особенностей; и включать во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты, игры, занятия, трудовую деятельность, прогулки, экскурсии.

Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективной оказывается коррекция и компенсация нарушений. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка — пластичностью, то есть нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне. Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особенности, затем разработать содержание коррекционно-педагогической работы с ними, а также оказать психологическую помощь родителям [1, с. 6].

Ранняя психолого-педагогическая помощь определяется нами как комплекс диагностических, коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий, нацеленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, стимуляции его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребёнка с родителями и окружающим миром.

Диагностическая функция обеспечивает возможность прогнозирования для дальнейшего развития ребенка, проявления у него в будущем тех или иных затруднений, обусловленных выявленными особенностями развития самого ребенка и социальной ситуации его воспитания и развития. Учет характера испытываемых ребенком и его семьей трудностей позволяет определить наиболее оптимальные условия его воспитания и развития. Содержание и объем необходимой его семье психолого-педагогической помощи.

Развивающая функция направлена на стимуляцию потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста, овладения ребенком соответствующими формами деятельности и общения.

Коррекционная функция предполагает целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка с ОВЗ, создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психических функций.

Реализуется коррекционная функция в процессе специально организованной предметно-пространственной, коррекционно-развивающей среды, специально организованного взаимодействия взрослых (родителей) с ребенком, а также в ходе коррекционных занятий специалистов и педагогов.

Консультативная функция направлена на создание необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Современные подходы к проблеме взаимодействия детских садов с семьями воспитанников, которые выражаются в возложении дошкольной образовательной организацией на себя проблем воспитания и обучения детей, не обеспечивают улучшения процесса

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 6(18) 2016 | 106 |

образования. Между тем, семья как главный заказчик и потребитель услуг образовательной организации нуждается в педагогической и культурологической помощи. Современный детский сад имеет возможность оказания такой помощи, сохраняя провозглашенный приоритет семейного воспитания [3, с. 25].

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании» [4, с. 56]. В соответствии с законом «Об образовании» РФ, родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка.

Литература

1. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания [Текст]: Методическое пособие / Е. А. Стеблева, Ю. Ю. Белякова, М. В. Браткова и др. 2-е изд. М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 128.

2. Савельева Е. Ю. Работа детского сада с семьей или как помочь родителям в воспитании ребенка [Текст] / Е. Ю. Савельева // Волгоград, 2000.

3. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду [Текст] / Т. Н. Зенина // М, 2006.

4. Зотова Л. Л. Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников [Текст] / Л. Л. Зотова // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы II международной научно-практической конференции (24 апреля 2014 г.) / Отв. ред. Т. А. Семенова. М.: Издательство «Спутник +», 2014. С. 24-28.

5. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010). М.: «Изд-во ЭКСМО - Пресс», 2010. с. 56.

| 107 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 6(18) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.