Научная статья на тему 'Взаимодействие с родителями по формированию здорового образа жизни в рамках реализации фгос'

Взаимодействие с родителями по формированию здорового образа жизни в рамках реализации фгос Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Лариса Викторовна

В статье представлен опыт совместной работы образовательного учреждения и семьи по реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов через работу семейного клуба «Театр поучительных сказок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с родителями по формированию здорового образа жизни в рамках реализации фгос»

Взаимодействие с родителями по формированию здорового образа жизни в рамках реализации ФГОС Антонова Л. В.

Антонова Лариса Викторовна /Antonova Larisa Viktorovna - воспитатель,

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 225, г. Новокузнецк

Аннотация: в статье представлен опыт совместной работы образовательного учреждения и семьи по реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов через работу семейного клуба «Театр поучительных сказок».

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, реализация ФГОС, здоровый образ жизни.

Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм - воспитание [4, с. 4].

Современные подходы к проблеме взаимодействия детских садов с семьями воспитанников, которые выражаются в возложении дошкольной образовательной организацией на себя проблем воспитания и обучения детей, не обеспечивают улучшения процесса образования. Между тем, семья как главный заказчик и потребитель услуг образовательной организации нуждается в педагогической и культурологической помощи. Современный детский сад имеет возможность оказания такой помощи, сохраняя провозглашенный приоритет семейного воспитания [3, с. 25].

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании» [6, с. 56]. В соответствии с законом «Об образовании» РФ родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка.

Одной из важных задач Федеральных Государственных Образовательных Стандартов является единство всех участников воспитательно-образовательного процесса при формировании компетенций ребенка. Однако для реализации этой задачи внутреннего ресурса ОУ недостаточно. ФГОС обязует нас эффективно взаимодействовать с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка. По нашему мнению, одной из таких форм является семейный клуб, основанный на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения.

ФГОС определены приоритеты в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы физического и психического здоровья, в первую очередь нуждаются в помощи по социализации и адаптации к окружающему миру. Один из методов, способствующий успешной адаптации, развитию, коррекции, социализации детей с ОВЗ, является сказкотерапия.

Нами было разработано положение семейного клуба «В театре поучительных сказок», в котором были определены цели и задачи, права и обязанности участников клуба, организация деятельности, формы работы, заповеди. В работе клуба принимают участие все специалисты ДОУ. Это дает возможность максимально широко использовать опыт работы педагогов различных направлений и удовлетворять потребности большинства родителей. Такая форма работы особенно важна для семей, имеющих детей с ОВЗ, т. к. дает им возможность получить наиболее полную информацию по интересующим их проблемам и научиться навыкам совместных действий.

В нашем клубе успешно реализуется инклюзивное образование. Дети с ОВЗ принимают активное участие в театральных постановках, изготовлении атрибутов и героев для драматизаций сказок. Ребята подают идеи и придумывают сказки, часто подсознательно затрагивая проблемные для них самих темы, тем самым помогают частично их решить.

Работа с родителями захватывает каждую образовательную область:

• «Социально-коммуникативное развитие» - информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформление стендовой информации, знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, оформление портфолио, организацию выставок, совместная деятельность взрослого и ребенка; индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах и т. д.

• «Познавательное развитие» - интеллектуальное развитие ребенка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные занятия в семье и в детском саду.

• «Речевое развитие» - совместное чтение детей и родителей художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, произведений, оформление родителями выставок, литературные вечера, музыкально-литературные гостиные, конкурсы художественного чтения и др.

• «Художественно-эстетическое развитие» - совместная музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах, занятиях.

• «Физическое развитие» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнований и т. д.; знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» и т. д.

Таким образом, внедрение ФГОС предполагает организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

В младшем возрасте очень важным направлением нашей работы является формирование привычки к здоровому образу жизни. На протяжении многих лет проводилась планомерная работа с родителями по нахождению способов формирования здорового образа жизни, что позволило прийти к выводу, что одной из эффективных форм работы с семьей являются занятия в семейном клубе. Такая форма позволяет осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, и педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.

Целью нашего семейного клуба является: установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.

Задачи:

• Помочь родителям и детям обрести целостный чувственный опыт партнерского, доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательно-игровой деятельности.

• Повысить эмоциональное взаимодействие родителей с детьми, направленное на улучшение психофизического здоровья дошкольников.

• Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом по вопросам здоровьесбережения детей.

• Повысить уровень родительской компетенции в вопросах оздоровления младших дошкольников.

• Активизировать творческий потенциал родителей.

• Стимулировать родителей к выполнению режима дня и питания детского сада в домашних условиях.

• Пополнить предметно-развивающую среду физкультурного центра.

• Укрепление здоровья дошкольников.

Три основных направления работы клуба:

• психо лого-педагогическое просвещение родителей;

• участие родителей в формировании привычки здорового образа жизни через встречи в семейном клубе «В театре поучительных сказок»;

• совместная продуктивная деятельность в кружке «Встреча в театре поучительных сказок» для детей и родителей.

Принципы участия в клубе:

• участвовать в работе семейного клуба на добровольной основе;

• учитывать пожелания и предложения участников клуба;

• строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, толерантности;

• пошаговая система работы;

• встречи рационально проводить один раз в три месяца;

• членами клуба могут стать все члены семьи воспитанника.

Заседание клуба может проходить в разных помещениях детского сада: группе, спортивном и музыкальном залах. План работы составляется на один год с возможными дальнейшими изменениями. Просветительскую работу планируем и проводим еженедельно. Участниками нашего семейного клуба стали дети и родители группы младшего дошкольного возраста, воспитатели группы. Практические занятия организовали следующие специалисты: педагог-психолог, инструктор по физическому образованию, учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, работающий с детьми с задержкой психического развития.

Воспитатели совместно со специалистами выпускали семейные газеты по вопросам, связанным со здоровьесбережением детей. В работе клуба использовали такие здоровьесберегающие технологии, как куклотерапия и сказкотерапия. В течение года добавили такие формы как: еженедельные кружковые занятия с детьми.

Так как мы работаем с детьми младшего дошкольного возраста, в нашей работе большое место занимает сказка. Как наиболее эффективно использовать сказку - такой информацией мы делимся с родителями. Только в совместном сотрудничестве с родителями можно получить положительные результаты, потому что только мама и папа являются главными авторитетами в жизни ребенка. Поэтому мы работаем в тесном контакте с семьями воспитанников. Уже стало доброй традицией вовлечение родителей во все мероприятия, где частой гостьей является сказка.

Сказка - любимый детьми жанр. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая

слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Мы разработали цикл сказок по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Сказку мы взяли неслучайно, т. к. над этой темой мы уже работаем давно, и накопленный опыт был представлен на всероссийском конкурсе образовательных учреждений «Методика 2011», потом мы продолжили работать со сказкой, привлекая родителей. Опыт по совместной деятельности ОУ и семьи был представлен на всероссийских конкурсах дошкольных образовательных учреждений «Родители-2013», «Планета детства-2014», где мы заняли I место в номинации «Инновационные подходы в работе с родителями воспитанников, имеющих нарушение в развитии или ОВЗ».

У детей 3-4 лет преобладает абстрактное мышление - а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее воспринимается. Для эффективной работы в данном направлении, на заседаниях клуба мы вместе с родителями и детьми делаем куклы своими руками. Изготовление кукол полезно и для детей, и для взрослых. Это сплачивает и позволяет им лучше понимать и чувствовать друг друга. Обычно дети очень любят кукол, сделанных руками их близких. Отвергая самые дорогие игрушки, они могут с этой куклой спать, есть, играть часами. Театры, купленные в магазинах, не вызывают у детей такого интереса, потому что они похожи на обыкновенные игрушки, которые их окружают в повседневной жизни.

На заседаниях клуба мы стараемся дать родителям полезные рекомендации, делимся своим опытом работы с использованием сказки, предлагаем родителям использовать для инсценировок сказок различные виды театров. Проводим для родителей мастер-классы, консультации: «Как знакомить детей со сказкой», «Развитие творческих способностей», рекомендации: «Какую книгу выбрать», «Это интересно» и т. д. Совместные занятия по изготовлению театров помогают улучшить взаимодействия между родителями и детьми и укрепляют взаимодействие между специалистом и родителями.

Родители активно участвуют в проекте. Они не только помогают материалами для театров, но и сами стараются дома вместе с детьми сделать какого-нибудь героя или театр к сказке и принести в группу, а также подсказывают темы для сказок.

Чтобы информация воспринималась и запоминалась детьми, образы должны быть яркими и необычными. К сказкам «Маша и Медведь», «Лиса и Волк» персонажей можно сделать из поролона и платков (платочные театры). Всех героев из сказки «Колобок» мы связали. Сказку «Волк и семеро козлят» мы обыгрываем пальчиковым театром. Можно использовать носочный, катушечный театры. Вообще, использовать все, что есть под рукой.

Кроме того родители:

• изготавливают панно по сказкам, устанавливают и закрепляют атрибуты в центрах сказки;

• участвуют в подготовке к праздникам (пошив костюмов и т. д.);

• оказывают помощь в оборудовании и обновлении комнаты сказок;

• участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению со сказками;

• участвуют в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например: «Вести из леса», «Мастерская Деда Мороза» и др.;

• участвуют в совместных театральных постановках (родители - дети - педагог).

В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, дети учатся сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.

Становится доброй семейной традицией оформление альбома, куда мы с коллегами и родителями записываем придуманные сказки, даем им новые названия, делаем иллюстрации и фотографии к ним. Этот альбом пользуется повышенным спросом у детей и взрослых, и в проекте мы хотим пополнять альбом новыми произведениями наших воспитанников.

Таким образом, в клубе мы реализуем такие здоровьесберегающие технологии, как куклотерапию и сказкотерапию, что позволило нам повысить результаты нашей работы. На сегодняшний день в арсенале у нас есть методичка с подбором сказок, изготовлены театры к драматизациям, работает семейный клуб, мы проводим кружковую работу по сказкотерапии с привлечением родителей. Каждую пятницу родители собираются на «Вечер вопросов и ответов», где мы все вместе обсуждаем общие проблемы и находим пути их решения.

Организация семейного клуба - кропотливое энергозатратное мероприятие, зато сторицей возвращающее затраты своей эффективностью. Такая форма работы может помочь не только наладить эмоциональный контакт с родителями. Улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности. Но и стать своеобразным кружком (причем бесплатным) для детей и родителей. Функционирование такой секции или кружка можно расширить до микрорайона, в котором находиться детский сад [5, с. 107].

Литература

1. Савельева Е. Ю. Работа детского сада с семьей или как помочь родителям в воспитании ребенка [Текст] / Е. Ю.Савельева // Волгоград, 2000.

2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду [Текст] / Т. Н. Зенина // М, 2006.

3. Зотова Л. Л. Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанник [Текст] / Л. Л. Зотова // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы II международной научно-практической конференции (24 апреля 2014 г.) / Отв. ред. Т. А. Семенова. - М.: Издательство «Спутник +», 2014.- С. 24-28.

4. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] / О. Л. Зверева // Методический аспект. М, 2005.

5. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А. В. Козлова // М., 2005.

6. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010) - М.: «Изд-во ЭКСМО - Пресс», 2010. - с. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.