Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / БАСКЕТБОЛ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / СТАТИСТИКА ИГРОКОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витун Е.В., Витун В.Г.

Введение. В настоящее время баскетбол является одной из популярных спортивных игр, привлекающих значительное количество занимающихся. В то же время данная спортивная игра предъявляет достаточно высокие требования как к физическим, так и к психологическим качествам игроков. Цель исследования. В связи с этим на основании полученных данных о том, что во время соревнований происходят сбои в психологической подготовке баскетболистов, целью нашего исследования является поиск наиболее эффективных средств и методов психологической подготовки. Методика и организация исследования. Был произведен сравнительный анализ технических приемов, на основании которых делается заключение о результативности и полезности игроков, показавший снижение результативности в процессе официальных игр по сравнению с тренировочными играми. Оценивались технические приемы основного состава сборной по баскетболу Оренбургского государственного университета. Результаты исследования и их обсуждение. Для анализа и оценки были взяты основные технические приемы, а именно: двухочковый бросок, трехочковый бросок, штрафной бросок, подбор от щита и другие. Результативность технических приемов существенно снижалась пропорционально значимости игр. Наиболее высокой она была в тренировочных и товарищеских встречах, и снижалась во время игр Чемпионата города и игр Ассоциации студенческого баскетбола (АСБ). Выводы. На основании полученных результатов считаем необходимым разработку рекомендаций по психологической подготовке игроков и внедрение в тренировочный процесс баскетболистов практических средств, способствующих повышению психологической готовности к соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витун Е.В., Витун В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF BASKETBALL PLAYERS

Introduction. Basketball is currently one of the most popular sports games, attracting a significant number of players. At the same time, this sports game makes quite high demands, both on the physical and psychological qualities of the players. Purpose of the study. In this regard, based on the data obtained that during the competition there are failures in the psychological preparation of basketball players, the purpose of our study is to find the most effective means and methods of psychological preparation. Methodology and organization of the study. A comparative analysis of techniques was made, on the basis of which a conclusion is made about the performance and usefulness of the players, which showed a decrease in performance in the process of official games compared to training games. Techniques of the basic composition of the basketball team of the Orenburg State University were evaluated. Results of the study and their discussion. For analysis and evaluation, the main techniques were taken, namely: two-point shot, three-point shot, free throw, rebound from the shield and others. The effectiveness of techniques decreased significantly in proportion to the significance of the games. It was the highest in training and friendly matches, and decreased during the games of the City Championship and the games of the Student Basketball Association (ASB). Conclusions. On the basis of the results obtained, we consider it necessary to develop recommendations for the psychological preparation of players and introduce practical means into the training process of basketball players that help increase the psychological readiness for competitive activity.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бянкина Л.В. Рассмотрение мотивов занятий двигательной деятельностью в перспективе смыслообразования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 8 (174). - С. 274-277.

2. Бянкина Л.В. Взаимосвязь мотивации спортивной деятельности и мотивации достижения успеха / Л.В. Бянкина, К.А. Глушаченков, О.Ю. Вершинина // Современные проблемы физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Хабаровск : ДВГАФК, 2019. - С. 35-39.

3. Находкин В.В. Психологическое сопровождение юных спортсменов / В.В. Находкин, Н.И. Портнягин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 8. - С. 53-55.

4. Ржанов А.А. Психологическое сопровождение и подготовка команды юных волейболистов / А.А. Ржанов, Л.В. Медведева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 7 (185). - С. 484-489.

REFERENCES

1. Byankina, L.V. (2019), "Consideration of motives for engaging in motor activity in the perspective of meaning formation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (174), рр. 274-277.

2. Byankina, L.V., Glushachenkov, K.A. and Vershinina, O.Yu. (2019), "Interrelation ofmotivation of sports activity and motivation of success", Modern problems of physical culture and sports, materials of the All-Russian Scientific and practical conference, Khabarovsk, pp. 35-39.

3. Nakhodkin, V.V. and Portnyagin, N.I. (2016), "Psychological support of young athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 53-55.

4. Rzhanov, A.A. and Medvedeva, L.V. (2020), "Psychological support and training of a team of young volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 484-489.

Контактная информация: larisa.byankina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 03.07.2023

УДК 159.923:796.323

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ

Елена Владимировна Витун, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Гаврилович Витун, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный

университет, Оренбург

Аннотация

Введение. В настоящее время баскетбол является одной из популярных спортивных игр, привлекающих значительное количество занимающихся. В то же время данная спортивная игра предъявляет достаточно высокие требования как к физическим, так и к психологическим качествам игроков.

Цель исследования. В связи с этим на основании полученных данных о том, что во время соревнований происходят сбои в психологической подготовке баскетболистов, целью нашего исследования является поиск наиболее эффективных средств и методов психологической подготовки.

Методика и организация исследования. Был произведен сравнительный анализ технических приемов, на основании которых делается заключение о результативности и полезности игроков, показавший снижение результативности в процессе официальных игр по сравнению с тренировочными играми. Оценивались технические приемы основного состава сборной по баскетболу Оренбургского государственного университета.

Результаты исследования и их обсуждение. Для анализа и оценки были взяты основные технические приемы, а именно: двухочковый бросок, трехочковый бросок, штрафной бросок, подбор от щита и другие. Результативность технических приемов существенно снижалась пропорционально значимости игр. Наиболее высокой она была в тренировочных и товарищеских встречах, и снижалась во время игр Чемпионата города и игр Ассоциации студенческого баскетбола (АСБ).

Выводы. На основании полученных результатов считаем необходимым разработку рекомендаций по психологической подготовке игроков и внедрение в тренировочный процесс

баскетболистов практических средств, способствующих повышению психологической готовности к соревновательной деятельности.

Ключевые слова: спорт, баскетбол, технические приемы, статистика игроков, психологическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p396-400

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF BASKETBALL PLAYERS

Elena Vladimirovna Vitun, candidate of pedagogical sciences, docent, Vladimir Gavrilovich

Vitun, candidate of pedagogical sciences, docent, Orenburg State University

Abstract

Introduction. Basketball is currently one of the most popular sports games, attracting a significant number of players. At the same time, this sports game makes quite high demands, both on the physical and psychological qualities of the players.

Purpose of the study. In this regard, based on the data obtained that during the competition there are failures in the psychological preparation of basketball players, the purpose of our study is to find the most effective means and methods of psychological preparation.

Methodology and organization of the study. A comparative analysis of techniques was made, on the basis of which a conclusion is made about the performance and usefulness of the players, which showed a decrease in performance in the process of official games compared to training games. Techniques of the basic composition of the basketball team of the Orenburg State University were evaluated.

Results of the study and their discussion. For analysis and evaluation, the main techniques were taken, namely: two-point shot, three-point shot, free throw, rebound from the shield and others. The effectiveness of techniques decreased significantly in proportion to the significance of the games. It was the highest in training and friendly matches, and decreased during the games of the City Championship and the games of the Student Basketball Association (ASB).

Conclusions. On the basis of the results obtained, we consider it necessary to develop recommendations for the psychological preparation of players and introduce practical means into the training process of basketball players that help increase the psychological readiness for competitive activity.

Keywords: sports, basketball, techniques, player statistics, psychological preparation.

ВВЕДЕНИЕ

Баскетбол представляет собой командную спортивную игру, занимающую одно из ведущих мест в системе физического воспитания. Современный баскетбол является очень популярным видом спорта и по массовости практически не уступает футболу и хоккею с мячом.

Студенческим баскетболом занимается Ассоциация студенческого баскетбола (АСБ). В настоящее время под эгидой АСБ принимают участие более 800 команд, представляющих 500 Вузов и Ссузов России.

В последние десятилетия баскетбол сильно изменился. Возросла активность игроков как в нападении, так и в защите, что привело к увеличению темпа игры на протяжении всего матча. В связи с этим с постоянно растут требования к физической и психологической подготовленности игроков. Постоянно изменяющаяся ситуация игровых действий требует развития у игроков не только физических, но и различных психологических и психофизиологических качеств, таких как: способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой, быстрота реакции, оперативное внимание, мышление. Занятия баскетболом способствуют развитию у занимающихся силы воли, настойчивости, решительности, уверенности в своих силах, чувства долга и ответственности, а также чувства коллективизма, которое проявляется в умении работать в команде.

Спортивная подготовка представляет собой сложный специализированный процесс, который направлен на формирование и развитие физических, психофизических и психофизиологических качеств [5]. Многолетний собственный опыт работы позволяет сделать вывод о том, что психологическая подготовка игрока занимает ведущее место в спортивной

подготовке.

В настоящее время наблюдается противоречие между отличной технической и тактической подготовкой баскетболистов и невозможностью справиться с соревновательными сбивающими факторами в процессе игры.

Актуальность исследуемой темы состоит в возможности анализа психологической подготовки баскетболистов и поиске средств и методов для повышения ее эффективности.

Научная новизна нашего исследования заключается в выборе средств и методов повышения эффективности психологической подготовки баскетболистов, необходимость которых обусловлена анализом имеющихся статистических данных сборной команды юношей Оренбургского государственного университета.

В связи с этим целью нашей работы является поиск методов психологической подготовки баскетболистов необходимых для успешного тренировочного процесса и участия в соревнованиях.

В соответствие с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы и определить понятие психологической подготовки баскетболистов и ее роль в тренировочном и соревновательном процессах.

2. Выполнить сравнительный анализ эффективности выполнения основных технических приемов баскетболистов ОГУ в тренировочном процессе и в условиях соревнований.

3. Разработать приемы и методы психологической подготовки, способствующие повышению эффективности всех этапов тренировочного процесса.

Теоретическая значимость проявляется в выявлении необходимости повышения эффективности психологической подготовки.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования приемов и методов психологической подготовки в тренировочном процессе.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретический анализ позволил выяснить, что психологическая подготовка баскетболистов обеспечивает формирование психического состояния, способствующего оптимальному использованию физической и технической подготовленности игроков - с одной стороны, и способности противостоять соревновательным, сбивающим факторам - с другой [2].

К соревновательным и сбивающим факторам можно отнести: неуверенность в своих силах, страх перед поражением, шум в зале во время выполнения ответственных бросков, перевозбуждение и другие.

В исследовании был использован сравнительный анализ статистических данных основных технических приемов, влияющих на коэффициент результативности игрока.

Для этого мы произвели сравнение таких показателей, как:

- бросок по кольцу со средней дистанции,

- бросок из-за трехочковой линии,

- штрафной бросок (Шб),

- подбор мяча от своего щита после броска (СЩ),

- перехваты мяча (ПХ).

Данные были взяты из статистического протокола соревнований Чемпионата города. Результаты отражены в таблице 1. Затем игроками были выполнены такие же приемы, только в процессе тренировочной игры. Оценка производилась по одинаковому количеству элементов. Результаты отражены в таблице 2.

Сравнительный анализ полученных данных позволяет констатировать тот факт, что статистические данные игроков во время тренировочных игр намного лучше, чем во время официальных игр. Таким образом, подтверждается необходимость усиления

психологической подготовки игроков.

Таблица 1 - Статистические данные игроков из протокола игры Чемпионата города

Игроки 2-очк 3-очк ШБ Подбор СЩ Перехват

Игрок К. 4/6 1/3 2/4 3 2

Игрок Ф. 0/2 0/3 1/2 2 1

Игрок А. 5/8 1/4 3/10 3 3

Игрок Г. 0/1 0/2 0/0 0 0

Игрок Т. 4/5 2/6 6/12 4 2

Игрок Х. 3/5 1/3 1/2 1 0

Игрок Л. 0/5 0/2 2/4 2 0

Игрок Б. 1/3 1/1 2/4 2 0

Игрок Д. 1/2 0/0 1/2 2 0

Игрок М. 0/1 2/4 0/0 2 0

Таблица 2 - Статистические данные игроков из протокола тренировочной игры

Игроки 2-очк 3-очк ШБ Подбор СЩ Перехват

Игрок К. 7/8 2/3 3/4 5 4

Игрок Ф. 2/3 3/4 2/4 2 2

Игрок А. 9/10 3/3 7/8 5 5

Игрок Г. 3/4 1/2 1/2 3 1

Игрок Т. 5/5 4/7 6/8 4 3

Игрок Х. 4/5 2/3 1/2 2 0

Игрок Л. 2/5 1/2 3/4 4 2

Игрок Б. 2/3 2/4 5/6 3 0

Игрок Д. 3/3 2/2 3/4 3 1

Игрок М. 2/4 4/6 1/2 2 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологическая подготовка игроков должна включать круглогодичную подготовку, подготовку к конкретным соревнованиям, а также восстановительные мероприятия.

Для эффективности психологической подготовки в тренировочном процессе должны реализовываться следующие условия:

- проведение мероприятий, направленных на повышение мотивации игроков;

- создание условий для адаптации игроков к сложным условиям;

- постановка конкретных целей для каждой игры, анализ и оценка их достижения.

- оценка индивидуальных психологических особенностей каждого игрока команды;

- использование восстановительных средств снижения уровня нервно-психического напряжения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоров А.В. Психологическая подготовка баскетболистов / А.В. Егоров // Молодой ученый. - 2015. - № 8 (88). - С 428-430.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 352 с.

3. Микуло Е.В. Психологическое обеспечение подготовленности спортсменов игровых видов спорта на этапах становления спортивного мастерства : практ. пособие / Е.В. Микуло, А.С. Вруб-левская. - Минск : Белорусский государственный университет физической культуры, 2015. - 68 с.

4. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Д.И. Нестеровский. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Egorov, A.V. (2015), "Psychological training of basketball players", Young scientist, No. 8 (88), pp. 428-430.

2. Ilyin, E.P. (2018), Sports psychology, Peter, St. Petersburg.

3. Mikulo, E.V. and Vrublevskaya, A.S. (2015), Psychological support for the readiness of team sports athletes at the stages of sportsmanship formation, practical guide, Minsk.

4. Nesterovsky, D.I. (2010), Basketball. Theory and methods of teaching, a textbook for students of higher education, 5th ed., stereotypical, Academy, Moscow.

Контактная информация: evv2350@gmail.com

Статья поступила в редакцию 02.07.2023

УДК 159.9.072:378

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО

СОСТОЯНИЯ

Екатерина Александровна Гараева, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Аннотация

В статье рассмотрена научная категория «учебно-профессиональная мотивация студента», актуализирована проблема развития доминирующих мотивационных образований личности студента университета, отражены результаты анализа современного состояния развития мотивации студентов университета к учебно-профессиональной деятельности. В работе представлены сформулированные выводы на основании результатов выявления мотивационных характеристик учебно-профессиональной деятельности студентов университета.

Ключевые слова: мотивация, мотивационные характеристики, учебно-профессиональная деятельность, учебно-профессиональная мотивация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p400-403

MOTIVATION OF UNIVERSITY STUDENTS FOR EDUCATIONAL AND

PROFESSIONAL ACTIVITIES: ANALYSIS OF THE CURRENT STATE

Ekaterina Alexandrovna Garaeva, candidate of pedagogical sciences, docent, Orenburg State

University, Orenburg

Abstract

The article considers the scientific category "educational and professional motivation of a student", actualizes the problem of the development of dominant motivational formations of a university student's personality, reflects the results of the analysis of the current state of development of motivation of university students to educational and professional activities. The paper presents the formulated conclusions based on the results of identifying the motivational characteristics of the educational and professional activities of university students.

Keywords: motivation, motivational characteristics, educational and professional activity, educational and professional motivation.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития мотивации студентов к учебно-профессиональной деятельности не является новой для педагогической науки и образовательной практики. В настоящее время накоплен достаточный фонд знаний, научно-методических материалов, отражающих исследования различных аспектов рассматриваемой проблемы. Среди современных работ можно выделить научные исследования, отражающие: анализ основных характеристик и специфику мотивационной сферы российских студентов (Е.Л. Попова) [1]; характер и специфику учебно-профессиональной мотивации студентов различных направлений подготовки (Е.В. Филатова, С.Б. Ксенофонтова) [2]; специфику формирования учебно-профессиональной мотивации студентов в рамках подготовки в вузе (М.Э. Эльмурзаева, Р.М. Магомедова, З.М. Мамиева) [3]; изучение сущности и особенностей процесса развития мотивации студентов к обучению и профессиональному развитию (В.О. Косачева) [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.