влияние на выбор наиболее приемлемых личностных качеств педагога, так студенты специализации АФК основными характеристиками считают человечность, терпеливость и уважение к людям, тогда как студенты специализации ПО главную роль отводят таким характеристикам личности, как коммуникабельность и уверенность в себе.
2. Среди профессиональных качеств для студентов очень важно, чтобы преподаватель умел объяснять сложное простым языком и, надо заметить, что пожелания студентов, касательно профессиональных характеристик педагога совпадает для обеих специализаций. Следует отметить, что студенты достаточно критично относятся к оцениванию преподавателем полученных ими знаний, для них важно, чтобы на выходе не было переоценивания или недооценивания их труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефимова Г.З. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции / Г.З. Ефимова, А.Н. Сорокин // Образование и наука. - 2021. - №1 (23). - С. 202-230.
2. Коконова Е.А. Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки зрения психологии / Е.А. Коконова, Л.Н. Каянович // Молодой ученый. 2015. - № 9 (89). - С. 1250-1254.
3. Кавери Ю. Профессионально важные качества и умения учителя / Ю. Каверин. - 2021. - URL: https://pedsovet.org/article/professionalno-vajnye-kachestva-i-umeniya-uchitelya (дата обращения 12.01.2023).
4. Садыкова Е.Р. Различные подходы к определению понятия «педагогическая культура учителя / ЕР Садыкова // Математическое образование в школе и вузе: теория и практика : материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 210-летию Казанского университета и Дню математики. - Казань, 2014. - С. 79-84.
REFERENCES
1. Efimova, G.Z. and Sorokin, A.N. (2021), "Ideal teacher of higher school: personal qualities and socio-professional competencies", The education and science journal, Vol. 23, No 1, pp.202-230.
2. Kokonova, E.A. and Kayanovich, L.N.(2015), "Portrait of the ideal teacher through the eyes of future teachers from the point of view of psychology", Yang scientist, Vol. 89, No 9, pp. 1250-1254.
3. Kaverin, Yu. (2021), Professionally important qualities and skills of a teacher, available at: https://pedsovet.org/article/professionalno-vajnye-kachestva-i-umeniya-uchitelya / (accessed: 12 January 2023).
4. Sadykova E.R. (2014), "Different approaches to the definition of the concept of "pedagogical culture of a teacher", Mathematical education at school and university: theory and practice: materials of the IVInternational scientific and practical conference dedicated to the 210th anniversary of Kazan University and the Day of Mathematics, Kazan, pp. 79-84.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.01.2023
УДК 796.323.2
СОДЕРЖАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАКТИКИ НАПАДЕНИЯ ЛУЧШИХ МУЖСКИХ БАСКЕТБОЛЬНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД РОССИИ Ирина Ивановна Таран, кандидат психологических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки; Марина Васильевна Семёнова, старший преподаватель, Псковский государственный университет, Псков; Анастасия Юрьевна Цветкова, студентка, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки
Аннотация
Проблема моделирования подготовки команд в спортивных играх не теряет своей актуальности. Основной целью нашего исследования стало изучение показателей активности, разнообра-
зия и эффективности применения тактики нападения в соревновательной деятельности лучших студенческих мужских баскетбольных команд России в сезоне 2021-2022 гг. Результаты корреляционного анализа позволили определить вклад эффективности атакующих взаимодействий баскетболистов в общую результативность команды. Полученные результаты исследования тактики нападения могут быть ориентирами для моделирования процесса тактической подготовки квалифицированных студенческих сборных, выступающих в чемпионате Ассоциации студенческого баскетбола (АСБ).
Ключевые слова: баскетбол, технико-тактические действия, тактика нападения, чемпионат
АСБ.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p490-493
CONTENT AND EFFICIENCY OF ATTACK TACTICS OF THE BEST MEN'S STUDENT BASKETBALL TEAMS IN RUSSIA Irina Ivanovna Taran, the candidate of psychological sciences, docent, Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sports, Velikiye Luki; Marina Vasilievna Semenova, the senior teacher, Pskov State University, Pskov; Anastasia Yurievna Tsvetkova, the student, Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sports, Velikiye Luki
Abstract
The problem of team training modeling in sports games does not lose its relevance. The main goal of our study was to study the indicators of activity, diversity and effectiveness of the use of offensive tactics in the competitive activities of the best student men's basketball teams in Russia in the 2021-2022 season. The results of the correlation analysis made it possible to determine the contribution of the effectiveness of attacking actions and interactions of basketball players to the overall performance of the team. The results of the study of the attack tactics of the best teams can be guidelines for modeling the process of tactical training of qualified student teams participating in the ASB championship.
Keywords: basketball, technical and tactical actions, attack tactics, ASB championship.
ВВЕДЕНИЕ
Соревновательная деятельность в командных видах спортивных игр оценивается по ряду показателей. Самым частым предметом анализа становятся количественные характеристики технико-тактических действий и их эффективность. На основе такого анализа происходит моделирование соревновательных условий в тренировочном процессе.
В спортивных играх в качестве модельных характеристик рассматриваются показатели: эффективности атакующих и защитных действий; активности атакующих и защитных действий; разнообразия атакующих и защитных действий. При организации тренировочного процесса квалифицированных спортсменов модели соревновательной деятельности являются ключевыми, на основе их осуществляется планирование и программирование тренировочного процесса [2].
В то же время, в баскетболе в силу вариативности и многообразия тактики, проблема моделирования подготовки спортсменов различной квалификации не теряет своей актуальности. Особенно недостаточно исследований моделей игровой деятельности в студенческом баскетболе. В частности, в доступной нам литературе мы обнаружили лишь отдельные исследования активности, разнообразия и эффективности тактики нападения в студенческом баскетболе [1, 3, 4], что не позволяет полноценно моделировать процесс технико-тактической подготовки команд, выступающих в АСБ России. Вышеуказанное противоречие определило актуальность и содержание нашего исследования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исходя из вышеописанного противоречия, целью нашего исследования стало изучение активности, разнообразия и эффективности применения индивидуальных и групповых тактических действий в нападении в соревновательной деятельности баскетболистов лучших студенческих мужских команд России в сезоне 2021-2022 гг.
Анализ тактики нападения проводился в официальных играх, предусмотренных календарём соревнований АСБ «Лига Белова», с участием мужских команд-лидеров чемпионата в сезоне 2021/2022 гг. Исследование проводилось с помощью видеопросмотров записей игр с участием команд, занявших 1-3 место, по окончании игрового сезона. По результатам видеопросмотров проводилась оценка активности, разнообразия и эффективности тактических действий и взаимодействий, применяемых командами при организации нападения. Всего проанализировано 9 игр.
Полученные результаты видеонаблюдения обрабатывались по частоте встречаемости взаимодействий (% от общего количества атак), определялась эффективность взаимодействий (% результативных атак). Полученные показатели эффективности тактических действий были подвергнуты корреляционному анализу Спирмена для оценки их взаимосвязей с конечным результатом игры команды.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Ведущие команды АСБ в среднем за игру осуществляли 74±3,2 атаки кольца соперника, где максимальное количество составило 87, а минимальное 65 розыгрышей. Такой разброс в количестве розыгрышей мяча может объясняться стилем игры и уровнем защиты соперника, оперативной готовностью команды.
Разнообразие взаимодействий, применяемых в играх, составило в среднем 8,4±0,3 видов, команды применяли от 7 до 9 видов комбинаций при атаке кольца соперника. Минимальный разброс свидетельствует о том, что разнообразие тактических взаимодействий в атаках примерно одинаково у всех команд и во всех играх.
Анализ частоты применения тактических комбинаций показал, что в современном баскетболе на студенческом уровне чаще применяются атакующие действия, основанные на индивидуальном мастерстве игроков. Так более 40% использованных тактических атакующих действий составили «бросок без действия» (в 20,5±4,0% атак) и «индивидуальный проход» (в 22,4±2,6% атак). Групповые взаимодействия реже применялись (в 5-10% розыгрышей каждое), что может быть обусловлено высокой индивидуальной подготовленностью игроков, стилем игры команд, отсутствием необходимости в излишних игровых взаимодействиях, либо высокой плотностью защиты соперника.
Средняя эффективность тактики нападения в игре лучших мужских студенческих команд составила 45,3±4,3%.
Самая высокая результативность атаки кольца наблюдалась после применения «быстрого прорыва» - 76,7±13,4%. Он считается наиболее эффективным способом набора «лёгких» очков за счет фактора быстроты атаки и численного преимущества нападающей команды, что позволяет практически без помех забросить мяч в кольцо. К сожалению, «быстрый прорыв» не часто применяется (по нашим данным в 7,7±3,7% атак) в силу своей зависимости от игровой ситуации.
Эффективность выше 50% наблюдалась при розыгрыше «взаимодействия с центровым игроком» (53,0±8,4%) и «двойки» (52,9±2,4%). Такой показатель в практике баскетбола принято считать хорошим уровнем технико-тактической подготовленности баскетболистов. Эффективность применения «заслона», «тройки» и «индивидуального прохода» в среднем составила 42-48%. Эффективность применения «броска без действия» составила 33,6±6,3%.
Самая низкая эффективность наблюдалась при розыгрыше «восьмёрки», результативные атаки кольца при применении которой составили только 21,5±27,2%, достигая в некоторых играх показателя в 15%. На студенческом уровне данное взаимодействие теряет свою актуальность, применяется редко (по нашим данным в 7,0±2,7% атак), команды соперников довольно легко выстраивают эффективную защиту против него.
В результате корреляционного анализа были получены 2 достоверные взаимосвязи. Количество набранных в игре очков прямо пропорционально взаимосвязано с эффективностью применения в нападении «броска без действия» (г=0,77; р<0,05) и комбинации
«тройка» (r=0,59; p<0,05). Несмотря на не очень высокую результативность «броска без действия» (33,5±6,3%), его достаточно частое применение (20,5±4,0% розыгрышей) позволяет набирать команде очки. «Тройка» используется не часто (9,6±2,6% розыгрышей), но с хорошей результативностью (46,6±7,7%), внося вклад в результат команды.
ВЫВОДЫ
1. Лучшие студенческие баскетбольные команды сезона 2021-2022 гг применяют в атаке 7-9 атакующих взаимодействий, наиболее часто используют «бросок без действия» и «индивидуальный проход». Самую высокую результативность атак команды имели при применении «быстрого прорыва», «взаимодействия с центровым игроком» и «двойки».
2. Результат игры положительно взаимосвязан с показателями эффективности применения в нападении «броска без действия» и комбинации «тройка».
ЛИТЕРАТУРА
1. Горлова, С. Н. Быстрый прорыв в цифрах на примере баскетбольных команд студенческой лиги / С. Н. Горлова, А. С. Савочкина // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции.- Воронеж : Научная книга, 2017. - С. 76-79.
2. Платонов В.Н. Основы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Настольная книга тренера 2 книгах. - Том 2 / В.Н. Платонов. -Москва : ПРИНТЛЕТО, 2021. - 898 с.
3. Пыхтина, А.Ю. Характеристика пространственно-временных показателей и результативности ситуаций быстрого прорыва баскетболистов и баскетболисток студенческих команд / А.Ю. Пыхтина, В.В. Скачкова, Е.А. Колесникова // Физическая культура и спорт - основы здоровой нации: сборник статей III Международной научно-практической конференции. -Чита : Забайкальский государственный университет, 2016. - С. 157-161.
4. Исследование основных показателей соревновательной деятельности студенческих баскетбольных команд России / И.И. Таран, А.Г. Беляев, Т.А. Облецова, Д.А. Вериго // Известия Тульского Государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2019. - Выпуск 5. - С. 81-86.
REFERENCES
1. Gorlova, S.N. and Savochkina, A.S. (2017), "A quick breakthrough in numbers on the example of basketball teams of the student league", Physical culture, sport and health in modern society, collection of scientific articles of the All-Russian with international participation in person -correspondence scientific and practical conference, Science book, Voronezh, рр. 76-79.
2. Platonov, V.N. (2021), Fundamentals of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications. Desk book trainer 2 books, Vol. 2, Moscow.
3. Pykhtina, A.Yu., Skachkova, V.V. and Kolesnikova E.A. (2016), "Characteristics of spatiotemporal indicators and the effectiveness of situations of a quick breakthrough of basketball players and female basketball players of student teams", Physical culture and sport - the basis of a healthy nations: collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference, Chita, рр. 157-161.
4. Taran, I.I. , Belyaev, A.G., Obletsova, T.A. and Verigo, D.A. (2019), "Study of the main indicators of the competitive activity of student basketball teams in Russia", Proceedings of the Tula State University. Physical Culture and sport. No. 5, рр. 81-86.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.01.2023
УДК 796.431.22
СОПОСТАВЛЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ И БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ТЕХНИКИ ПРЫЖКА В ДЛИНУ С РАЗБЕГА
Иван Дмитриевич Татаринов, аспирант, Игорь Николаевич Мироненко, кандидат педагогических наук, доцент, Иван Владимирович Усков, преподаватель, Российский Уни-