ным расходованием кислорода.
Апноэ - динамическое это индивидуальная дисциплина, где нет правильной техники, а есть индивидуальный подход при прохождении дистанции, который формируется исключительно за счет сильных качеств каждого спортсмена. В зависимости от техники нырка и комфорта при нырке будет зависеть результат спортсмена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Молчанова, Н.В. Основы ныряния с задержкой дыхания : учебно-методическое пособие по фридайвингу / Н.В. Молчанова. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Евразия Экспресс, 2019. - 123 с.
2. Мосунов Д. Ф. Индекс Першина С. В. - эмпирический критерий оценки качества гидродинамического режима плавания / Д. Ф. Мосунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 207-211.
3. Мосунов Д. Ф., Никитина А. А., Никитин Е. А. Признаки-предвестники острой гипоксии у спортсменов в виде спорта фридайвинг дисциплины "скоростное апноэ" / Д.Ф. Мосунов, А.А. Никитина, Е.А. Никитин // Адаптивная физическая культура. - 2017. - №. 2. - С. 22-23.
4. Никитина А.А., Мосунов Д.Ф. Признаки предвидения и предупреждения утраты сознания в виде спорта фридайвинг / А.А. Никитина, Д.Ф. Мосунов // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2014. - №. 11 (117). - С. 109-112.
REFERENCES
1. Molchanova, N.V. (2010), The basics of diving with breath hold: educational-methodical manual for freediving, publishing house Eurasia Express, Moscow
2. Mosunov D.F. (2018) "Pershin index" - is the empirical estimation test of the quality of hy-drodynamic mode of swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 207211.
3. Mosunov, D.F., Nikitina, A.A. and Nikitin, E.A. (2017), "Signs-precursors of acute hypoxia in athletes in the form of sport freediving discipline "100m speed apnea", Adaptive physical culture, No. 2 (70), pp. 22-23.
4. Nikitina, A.A. and Mosunov, D.F. (2014), "Symptoms of prevision and prevention of blackout in freediving", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (117), pp. 109-112.
Контактная информация: nicka1009@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.11.2020
УДК 796.323
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД
ПО БАСКЕТБОЛУ
Валерий Игоревич Никифоренко, студент, Дмитрий Юрьевич Витман, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Николаевич Эртман, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г.
Омск
Аннотация
В статье приводятся сведения о построении индивидуальной подготовки баскетболистов в системе тренировочного процесса студенческих команд. Предлагается строить индивидуальную подготовку по разработанной программе, в которую включены следующие компоненты: учет игрового амплуа игроков и индивидуальных особенностей каждого из спортсменов. Для подтверждения эффективности данной программы приводятся сведения о статистических показателях игроков в сравнении 1 и 2 круга чемпионата АСБ дивизион «Иртыш». В ходе исследования было зафиксировано повышение процента попаданий баскетболистов с игры. В результате внедрения программы индивидуальной подготовки игроков в тренировочный процесс баскетболистов удалось повысить результативность действий в нападении отдельных игроков и команды в целом.
Ключевые слова: баскетбол, индивидуальная подготовка, соревнования, программа, особенности, амплуа, техника.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p369-375
FEATURES OF CREATION OF INDIVIDUAL TRAINING PROGRAM IN THE TRAINING PROCESS OF STUDENT BASKETBALL TEAMS
Valery Igorevich Nikiforenko, the student, Dmitry Yuryevich Vitman, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuri Nikolaevich Ertman, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk
Abstract
The article provides information on the construction of individual training of basketball players in the system of the training process of student teams. It is proposed to build up the individual training according to the developed program, which includes the following components: taking into account the playing role of the players and the individual characteristics of each of the athletes. To confirm the effectiveness of this program, information is provided on the statistical indicators of the players in the comparison of the 1st and 2nd rounds of the ASB championship, Irtysh division. In the course of the study, an increase in the percentage of basketball players' hits from the game was recorded. As a result of the implementation of the individual training program for players in the training process of basketball players, it was possible to increase the effectiveness of actions in the attack of individual players and the team as a whole.
Keywords: basketball, individual training, competitions, program, features, role, technique.
Тренировочный процесс команды носит групповой характер, тренеры чаще всего работают со всей командой без учета индивидуальных особенностей баскетболистов. Для более эффективной подготовки баскетболистов специалисты рекомендуют использовать индивидуальную подготовку игроков в сочетании с командной работой в ходе каждого тренировочного занятия [6].
Существуют мнение специалистов о том, что кроме командных тренировочных занятий необходимо регулярно проводить персональные тренировки для каждого игрока по всем разделам подготовки: техническая, теоретическая, физическая, психологическая. Каждый игрок команды имеет свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать при планировании тренировочных занятий [5].
Современные тенденции развития баскетбола характеризуются влиянием профессиональных факторов, направленных на подготовку игроков к соревновательной деятельности. Важную роль на этапе спортивного совершенствования играет характер учебно-тренировочной нагрузки, позволяющий максимально реализовывать индивидуальные возможности каждого члена команды [2].
Несмотря на то, что индивидуальная подготовка баскетболистов являлась предметом исследования многих авторов, в научно-методической литературе не приводится четко определенной системы подготовки игроков и планировании тренировочного процесса при индивидуальной работе с баскетболистами.
Проблема исследования заключается в недостатке сведений о построении тренировочного процесса в разделе индивидуальная подготовка баскетболистов.
Цель исследования: повысить результативность игровых показателей баскетболистов мужской баскетбольной команды СибГУФК при игре в нападении.
В результате проведенного анализа научно-методической литературы были определены основные моменты индивидуальной подготовки в баскетболе, а также выделены возможные индивидуальные особенности игроков и их отличия.
Нами проводился анализ тренировочного процесса и соревновательной деятельности игроков мужской сборной команды СибГУФК по баскетболу. В результате данного анализа удалось определить индивидуальные особенности каждого игрока команды. Необходимо отметить, что разные авторы [1, 2, 4, 6] также выделяют данные особенно-
сти, а именно: уровень развития координационных способностей, проецирование ситуаций и игровое мышление, атлетизм игрока, силовые способности, работоспособность и уровень развития волевых качеств.
Построение программы индивидуальной подготовки баскетболистов с учетом характеристик каждого игрока осуществлялось по следующей схеме:
1) проводился учет игрового амплуа игрока и задач, которые тренер выставляет;
2) определялись слабые и сильные стороны технической подготовленности игрока при игре в нападении (подборы мяча в нападении, дриблинг игрока, броски в движении, броски с ближней и средней дистанции, трехочковые броски);
3) проводился учет индивидуальных особенностей баскетболистов (уровень развития координационных способностей, проецирование ситуаций и игровое мышление, атлетизм игрока, силовые способности, работоспособность и уровень развития волевых качеств).
После определения индивидуальных характеристик игрока создавалась база игровых заданий и тренировочных средств для подготовки конкретного игрока. Данные упражнения внедрялись в тренировочный процесс индивидуальной подготовки баскетболистов в течение второй половины сезона 2019-2020 года.
Тренировочный процесс подготовки команды СибГУФК состоял из 4 тренировочных занятий (продолжительность 2 часа) в неделю, в которых принимали участие все члены команды (3 дня выходных). Помимо общекомандных занятий в тренировочный процесс подготовки команды включались по 3 индивидуальные тренировки для каждого игрока команды (продолжительность 45 минут). В рамках проведения данных занятий игроки работали с тренером по индивидуальной подготовке и выполняли задания согласно разработанной программе для подготовки баскетболистов при действии в нападении (рисунок 1).
' Программа индивидуальной подготовки ^
баскетболисток с учетом индивидуальных ч_характеристик каждого игрока_у
Учет игрового амплуа
Защитник Нападающий Центровой игрок
Подборы мяча в нападении Ведение мяча, дриблинг Броски Б движении Броски с дальней дистанции Броски с ближней н средней дистанции
Совершенствование приемов нападения игроков согласно игровому амплуа
Учет индивидуальных особенностей
Уровень ко ординационных способностей Игровое мышление Атлетизм и силовые способности Раб отоспос обно сть и волевые качества
Г;
Построение програ^гмы индивидуальной подготовки для каждого игрока
Рисунок 1 — Программа индивидуальной подготовки баскетболистов с учетом индивидуальных характеристик
каждого игрока
Формирование индивидуальной программы подготовки для каждого баскетболиста для совершенствования действий в нападении производилось по определенной схеме. В первую очередь определялось игровое амплуа игроки и его возможное использование на другой позиции, далее в зависимости от амплуа определялся план технической подготовки в соответствии со слабыми и сильными сторонами подготовки баскетболиста.
Например, игрок позиции защитник должен обладать хорошим дистанционным броском, надежными и разнообразным дриблингом и навыками управления действиями всей команды на игровой площадке. В тоже время броски в движении и со средней дистанции также должны находиться на хорошем уровне, в меньшей степени игроку данного амплуа нужно совершенствовать подборы в нападении, так как, согласно игровой характеристике позиции защитника, игрок должен страховать команду при быстром прорыве соперника.
При учете игрового амплуа форвард акцент на индивидуальную подготовку игроков при действиях в нападении ставился на броски с ближней и средней дистанции и выполнение проходов под кольцо с атакой в движении. В меньшей степени игроки работали над броском с дальней дистанции и дриблингом.
При индивидуальной подготовке баскетболистов позиции центрового игрока наибольшее количество упражнений уделялось совершенствованию подборов в нападении и броскам с ближней дистанции. В тоже время большое количество упражнений было направлено на отработку техники ведения мяча, так как в тяжелые моменты игры игрокам данной позиции при слабом сопротивлении соперника перевести мяч со своей половины площадки. Упражнения, направленные на совершенствование бросков с трехо-чковой дистанции, включались в индивидуальную подготовку данных игроков в меньшей степени.
Также при формировании индивидуальной программы подготовки был проведен учет индивидуальных особенностей игроков: развитие координационных способностей, проецирование игровых ситуаций и игровое мышление, силовые способности и атлетизм, работоспособность и проявления волевых качеств игроков. Оценка волевых качеств игроков проводилось при помощи теста-опросника А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции, настойчивости и самообладания».
Уровень проецирования игровых ситуаций и игрового мышления оценивался при помощи «программы тестирования точности слежения и игрового прогнозирования квалифицированных баскетболистов с учетом специфики деятельности» В.В. Козина и Д.Ю. Витмана (2015). Физические качества и их показатели оценивались при помощи тестов из стандарта спортивной подготовки по баскетболу.
Таким образом, построение программы индивидуальной подготовки баскетболистов строилось с учетом индивидуальных особенностей каждого игрока. При планировании индивидуальных тренировочных занятий акцент на физическую подготовку выставлялся на более слабые качества игроков. Подбор упражнений выполнялся в соответствии с вышеописанными характеристиками игрока, нагрузка соответствовала подготовленности баскетболистов и постепенно увеличивалась.
С января 2020 года индивидуальная подготовка игроков проводилась согласно построенной программе тренировок с учетом индивидуальных характеристик каждого игрока. После окончания игрового сезона нами был проведен сравнительный анализ показателей результативности игроков при действиях в нападении первого и второго кругов чемпионата АСБ дивизион «Иртыш» по баскетболу среди мужских команд (таблица 2).
Сравнив показатели результативности игровых действий в нападении игроков команды СибГУФК первого и второго круга чемпионата АСБ дивизион, нам удалось определить следующие результаты педагогического исследования: произошло увеличение средних показателей набранных очков за игру в среднем в команде, количество подборов в нападении и результативных передач.
Таблица 2. - Показатели результативности игровых действий в нападении баскетболистов команды СибГУФК в первом и втором круге чемпионата АСБ дивизион «Иртыш» по баскетболу в сезоне 2019-2020_
Ф.И. Очки (кол-во) Подборы в нападении (кол-во) Результативные передачи (кол-во)
1 круг 2 круг 1 круг 2 круг 1 круг 2 круг
Б.Р. 4,2±0,7 8,0±0,7 1,3±0,3 1,7±0,4 1,5±0,4 2,5±0,4
Н.В. 17,2±1,8 19,0±3,6 0,5±0,2 1,7±0,2 1,8±0,2 2,4±0,5
К. Д. 4,2±0,5 7,2±0,8 0,7±0,2 0,9±0,1* 2,4±0,9 3,6±1,1
Щ.И. 6,7±0,4 12,7±1,2 1,5±0,4 2,7±0,3 0,4±0,2 0,6±0,2*
Ф.И. 5,3±1,5 7,8±2,1 0,5±0,5 0,3±0,1* 2,1±0,7 3,5±1,4
БД. 5,9±2,8 2,7±0,6 0,4±0,1 0,2±0,1* 0,7±0,3 1,3±0,3
Ш.К. 12,9±2,2 16,5±2,3 0,7±0,2 0,7±0,2* 1,1±0,2 1,5±0,4
О.С. 6±1,8 8,2±1,2 1,5±0,6 2,3±1,1 1,6±0,3 2±0,5
Х.С. 8,6±1,5 12,6±2,4 4,4±1,5 7,6±2,3 0,9±0,2 1,1±0,1*
Б.В. 8,5±1,4 9,3±1,9* 2±1,0 3,2±0,8 1,8±0,4 1,8±0,2*
А. А. 13,8±2,1 12,1±1,5 3,2±1,3 3,4±0,9* 3,2±1,2 4±0,9
М±т 8,5±3,4 10,6 ±3,7 1,5±0,9 2,2±1,4 1,6±0,6 2,2±0,9
Примечание: * -отмечены результаты при уровне значимости р>0,05
Проанализировав личные показатели статистики при игре в нападении в первом и втором круге чемпионата, нам удалось установить наибольший прирост показателя набранных очков у следующих игроков: Щ.И. (+5,0); Х.С. (+4,0); Б.Р. (+3,8). Прирост показателей результативности игроков в среднем за игру был зафиксирован у 11 из 12 игроков команды.
При сравнении показателей подборов в нападении первого и второго круга чемпионата было определено, что данный показатель увеличился у 9 из 12 игроков команды. Наибольший прирост данного показателя был зарегистрирован у игроков передней линии (атлетичные форварды и центровые игроки). При индивидуальной работе с данными игроками использовалось большое количество упражнений на совершенствование данного показателя и улучшения уровня развития прыгучести игрока. Также большое количество упражнений в программе индивидуальной подготовки игрока включались упражнения на определение отскока мяча от кольца.
Также проведен сравнительный анализ показателей результативных передач каждого игрока команды в среднем за игру. Наибольший прирост данных показателей был зарегистрирован у игроков позиции защитник: Ф.И. (+1,4 передачи в среднем за игру); К. Д. (+1,2 передачи в среднем за игру); Б.Р. (+1,0 передачи в среднем за игру); А.А. (+0,8 передачи в среднем за игру). В процесс индивидуальной подготовки данных игроков было включено большое количество упражнений связанных с моделированием игровых ситуаций в нападении с выполнением передачи после дриблинга и при переходе к стремительному нападению. Также необходимо отметить, что данная работа способствовала созданию большей динамики развития игровых комбинаций.
Помимо регистрации статистических показателей количества совершенных результативных игровых приемов в нападении были проанализированы показатели реализации бросков с различной дистанции. В таблице 3 представлены показатели реализации бросков с различной дистанции игроков команды СибГУФК в первом и втором круге чемпионата АСБ дивизион «Иртыш» по баскетболу среди мужских команд.
В результате проведенного анализа показателей реализации бросков с различных дистанций в соревновательной деятельности удалось зафиксировать повышения процента попаданий мяча во втором круге чемпионата: процент попадания бросков с ближней дистанции у всей команды вырос на 12%; процент попадания со средней дистанции у всей команды вырос на 15%; процент попадания с трехочковой дистанции увеличился на 6%.
Таблица 3 - Показатели реализации бросков с различной дистанции баскетболистов команды «Юность» в первом и втором круге чемпионата АСБ дивизион «Иртыш» по бас-кет^_
Броски с ближней Броски со средней Броски с трехочковой
Ф.И. дистанции дистанции дистанции
1 круг 2 круг 1 круг 2 круг 1 круг 2 круг
Б. Р. 52% 54% 42% 54% 10% 14%
Н.В. 90% 92% 24% 48% 34% 46%
К.Д. 40% 70% 35% 58% 24% 36%
Щ.И. 42% 75% 37% 51% 0% 0%
Ф.И. 37% 52% 25% 44% 10% 18%
БД. 55% 60% 48% 44% 24% 25%
Ш.К. 58% 61% 62% 72% 27% 33%
О.С. 36% 52% 38% 42% 0% 0%
Х.С. 55% 62% 43% 61% 0% 0%
Б.В. 35% 43% 34% 59% 5% 16%
А. А. 52% 58% 36% 56% 20% 30%
M (среднее) 50% 62% 39% 54% 14% 20%
Наибольший прирост показателей бросков с ближней дистанции был зафиксирован у следующих игроков: Щ.И. (33%), К.Д. (30%). Повышению данных показателей можно объяснить совершенствованием броска в движении с моделированием сопротивления соперника, которое проводилось в индивидуальных тренировках баскетболистов.
Набольший прирост процента попаданий с трехочковой дистанции был зафиксирован у следующих игроков: Б.В. (+11%), Н.В. (+12%), К.Д. (+12%), А.А. (+10%). Также необходимо отметить, что у Н.В. был зафиксирован самый высокий процент реализации трехочковых бросков в лиге во втором круге 46%. Такой высокий процент, был достигнут за счет включение в тренировочный процесс индивидуальной подготовки игрока большого количества упражнений на моделирование игровых ситуаций и выход игрока для выполнения данного вида броска.
ВЫВОДЫ
1. В ходе исследования было зафиксировано повышение процента попаданий с различных дистанций в соревновательной деятельности баскетболистов у всех игроков команды, что, безусловно, говорит о рациональной индивидуальной подготовки каждого игрока и эффективности разработанного нами подхода.
2. В результате внедрения программы индивидуальной подготовки игроков в тренировочный процесс баскетболистов нам удалось повысить результативность действий в нападении отдельных игроков и команды в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батенко Е.М. Особенности специальной физической подготовки студентов-баскетболистов / Е.М. Баенко // Омский научный вестник. - 2015. - №1. - С. 158-161.
2. Дорошенко Э. Ю. Подготовка высококвалифицированных баскетболистов на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей / Э. Ю. Дорошенко, Р. Сушко, Р. Крейвите. // Наука в олимпийском спорте. - 2015. - № 4. - С. 33-38.
3. Козин В. В. Точность слежения и прогнозирования игровых ситуаций квалифицированными баскетболистами разного амплуа / В. В. Козин, Д. Ю. Витман // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. - 2015. - № 1/2. - С. 128-136.
4. Козина Ж. Л. Индивидуализация подготовки спортсменов в игровых видах спорта : монография / Ж. Л. Козина. - Харьков : Точка, 2009. - 396 с.
5. Макаров Ю.М. Концепция формирования игровой деятельности в спортивных играх / Ю.М. Макаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 78-83.
6. Родин А.В. Методологические аспекты индивидуальной тактической подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта / А. В. Родин, Е. А. Павлов, М. В. Погорелый // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : материалы XXII
междунар. научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. -Коломна, 2012. - С. 389-391.
REFERENCES
1. Batenko, E.M. (2015), "Features of special physical training of basketball students", Omsk Scientific Bulletin, No. 1, pp. 158-161.
2. Doroshenko, E.Yu, Sushko, R. and Kreivite, R. (2015), "Training of highly qualified basketball players at the stage of maximum realization of individual capabilities", Science in Olympic sports, No. 4, pp. 33-38.
3. Kozin, V.V. and Vitman, D.Yu. (2015), "The accuracy of tracking and forecasting game situations by qualified basketball players of different roles", Problems of improving physical culture, sports and Olympism, No. 1/2, pp. 128-136.
4. Kozina, Zh.L. (2009), Individualization of training of athletes in game types of sports: monograph, Tochka, Kharkov.
5. Makarov, Yu. M. (2013), "The concept of the formation of game activity in sports games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (101), pp. 78-83.
6. Rodin, A. V., Pavlov, E.A. and Pogorely, M.V. (2012), "Methodological aspects of individual tactical training of qualified athletes in team sports", Man, health, physical culture and sport in a changing world: materials of the XXII international scientific-practical conference on the problems ofphysical education of students, Kolomna, pp. 389-391.
Контактная информация: trener-ertmann@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 09.11.2020
УДК 796.011.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ
Денис Геннадьевич Овечкин, кандидат педагогических наук, доцент, Роман Викторович Камнев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации
Аннотация
Высокий уровень профессионализма сотрудников является основой эффективного функционирования любой организации или ведомства. Для становления высококлассного специалиста, наряду с множеством его умственных и нравственных качеств, требуется высокий уровень его здоровья и физической активности. Таким образом, поддержание и повышение уровня здоровья сотрудников ОВД РФ, является одним из приоритетных направлений их профессионального становления и высокой служебной эффективности. Одной из главных составляющих оздоровительных методик являются физические упражнения. Следовательно, разработка и практическое применение концепций, направленных на формирование высокого мотивационного уровня к самостоятельным занятиям физической подготовкой курсантов и слушателей образовательных организаций России, является актуальным направлением обучения сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: информационные технологии, физическая подготовка, мотивация, сотрудники ОВД России, здоровьесберегающие технологии.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p375-378
USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES TO MOTIVATE CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING
Denis Gennadievich Ovechkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Roman Viktorovich Kamnev, the candidate ofpedagogical Sciences, deputy head of the department,