Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая поддержка студентов-сирот в условиях вуза'

Психолого-педагогическая поддержка студентов-сирот в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-СИРОТЫ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ORPHAN STUDENTS / LIFE WAY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляхова Марина Анатольевна

В статье рассматриваются конкретные технологии психолого-педагогической поддержки студентов-сирот вуза. Предложенная программа способствует раскрытию личностного потенциала, способности принять личную ответственность за жизненные выборы, саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orphan Students Psychological and Pedagogical Support in Institution of Higher Education

The article deals with the particular technologies of psychological and pedagogical support to orphan students in high educational establishment. The suggested program contributes into personality potential development, ability to take personal responsibility for life choices, and self-development.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая поддержка студентов-сирот в условиях вуза»

УДК 159.9:378-058.862

М.А. Ляхова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

В статье рассматриваются конкретные технологии психолого-педагогической поддержки сту-дентов-сирот вуза. Предложенная программа способствует раскрытию личностного потенциала, способности принять личную ответственность за жизненные выборы, саморазвитию.

Ключевые слова: студенты-сироты, жизненный путь, психолого-педагогическая поддержка

M.A. Lyakhova

ORPHAN STUDENTS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The article deals with the particular technologies of psychological and pedagogical support to orphan students in high educational establishment. The suggested program contributes into personality potential development, ability to take personal responsibility for life choices, and self-development.

Key words: orphan students, life way, psychological and pedagogical support

Период обучения в вузе традиционно характеризуется как решающий этап в определении основных направлений жизненного пути, постановки и реализации жизненных целей, самоопределения. Образовательная система является важным фактором социализации человека, оказывающим влияние на выбор жизненного пути (В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинс-кий, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн). Одним из этапов жизненного цикла, где проявляются трудности социального становления сироты, является период обучения в вузе. При поступлении сироты в вуз у него возникают специфические трудности, обусловленные прошлым опытом и необходимостью освоения новой социальной роли студента [3]. Основной задачей вузовского образования в современных условиях должна стать направленность на принятие превентивных мер, оказание помощи интеграции в самостоятельную жизнь студентов-сирот.

Образование в Кемеровском государственном университете осуществляется на основе модели тренингового обучения, разработанной А.В. Серым. Данная модель включает 4 блока, направленных на формирование и закрепление навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности:

• Блок 1. Снятие мышечного напряжения, формирование мышечной свободы. Осмысленная первичная интерпретация ощущений, совершенствование навыков саморегуляции физиологических и психофизиологических функций.

• Блок 2. Когнитивное переструктуриро-вание потребностей интенции. Осознавание, дифференциация, опредмечивание и объективация потребностей — «хочу», «могу», «должен», «надо», «буду».

• Блок 3. Ценностно-смысловое отношение к действительности. Интернализация профессиональных ценностей психологов. Развитие коммуникативной компетентности, совершенствование навыков межличностного общения (готовность ориентироваться на другого человека, признавать ценность его личности, принимать во внимание его интересы и установки и др.), деполяризация стереотипов восприятия и поведения.

• Блок 4. Личностный рост. Повышение уровня самоидентификации и интернальности локуса контроля, аутентичности, интенцио-нальности. Идентификация с субъектом будущей профессиональной деятельности через осмысление прошлого опыта и жизненной ситуации настоящего [9].

Основываясь на модели обучения, предложенной А.В. Серым и М.С. Яницким [10, 13], нами была разработана и реализована программа психолого-педагогической поддержки студентов-сирот. В процессе работы мы учитывали подход к личностному консультированию в русле постнеклассической психологии, предложенный А. В. Серым. Автор пишет: «В контексте ценностно-смысловой парадигмы личностного развития феномен личности невозможно рассматривать вне социокультурной среды человека, т. е. только как системное

качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения, формирующееся в совместной деятельности и общении, а человека — в качестве индивида как субъекта социальных отношений и сознательных действий. Человека как личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является, но не всегда эта система отношений носит осознанный характер. Сложные жизненные ситуации в большинстве случаев есть результат неинтернализированного выбора человека, т. е. неосмысленного, а зачастую и неосознаваемого, а сам человек не всегда является субъектом жизненной ситуации» [11, с. 134].

Таким образом, обязательным компонентом воспитательно-образовательного процесса вуза должна стать психолого-педагогическая поддержка, способствующая развитию субъективных качеств (активность, ответственность, самостоятельность).

Реализация разработанной программы осуществлялась совместно с Психологической лабораторией Управления социологического и психологического сопровождения и развития карьеры, а также Управлением социальной и воспитательной работы КемГУ. В данных мероприятиях приняли участие студенты-сироты. Программа включала в себя следующие конкретные психологические технологии.

Упражнение «Знакомство»

Участникам предлагается написать свои имена на карточках и прикрепить их на одежде. Для этого можно использовать белые листы бумаги, карандаши или краски.

Инструкция. Перед вами лежат разноцветные листы картона, маркеры и ножницы. Подумайте, как бы вы хотели, чтобы вас называли в течение всего тренинга. Можно использовать придуманные имена, которые вам нравятся. Это имя будет действовать в течение всего тренинга, именно так к вам будут обращаться окружающие, например: Ваня, Иван, Ванечка, Нео и т. п. Выберите картон понравившегося вам цвета, вырежьте карточку любой формы. Это может быть что угодно, например, облако, ромб, круг или что-то еще, что вы придумаете сами. Напишите на ней выбранное имя. Затем прикрепите карточку на одежду с помощью булавки так, чтобы ее всем было видно [4].

Упражнение «Девиз»

Цель — рефлексия своего отношения к окружающим и к себе.

Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе. На формулировку девиза дается 5 минут. Затем вы по очереди зачитаете свои девизы и в случае необходимости дадите свои пояснения. Формулировка девиза заставляет сконцентрироваться на главном: что я ценю в жизни, ради чего живу, чем дорожу.

Поиск ответов на эти принципиальные вопросы помогает более четко осознать цели своей жизни. Кроме того, любой получает возможность услышать жизненные установки остальных членов группы и сравнить их со своими или взять чей-то девиз в качестве основного принципа поведения на ближайшее время [7].

Упражнение «Планирование будущего»

Инструкция. Предлагаю вам написать приблизительный план своего будущего. Для начала необходимо выделить основные сферы, присутствующие в жизни каждого человека: семейная, профессиональная, досуговая. В каждой сфере необходимо наметить главные достижения, которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить более-менее реальные цели и спрогнозировать реальные события.

Теперь выделите ближние и ближайшие цели, как этапы и пути достижения дальних целей. Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты. Обратите внимание, нет ли противоречия между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Может они помогают друг другу или не оказывают друг на друга никакого влияния. Постарайтесь согласовать их.

Оцените свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей. Определите пути преодоления этих недостатков. Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям. Определите пути преодоления внешних препятствий. Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из раз-

ных сфер жизни). С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана? (можно указать конкретную дату) [1].

Упражнение-игра «Лотерея»

Позволяет студентам задуматься о том, какой они представляют свою будущую самостоятельную жизнь в обществе, прояснить свои мечты.

Для этой игры необходимо заготовить карточки, игральные кубики и игровое поле. На каждой карточке стоит порядковый номер и словесно описан соответствующий ему объект серии. Всего существует несколько серий — жилье, учеба, друзья, супруг(а), работа, семья, увлечения. Например, в серию «жилье» могут входить следующие объекты: чердак, комната в коммуналке, 5-комнатная квартира в центре города, сельский домик, вилла на Канарах, диван в офисе, однокомнатная «хрущевка» и т. п.

Разыгрывается ситуация: у кого какая будет жилплощадь. Участники делятся впечатлениями о полученном жилье, при желании они могут поменяться своими карточками. Затем они рассказывают, как собираются обустроить свое жилье. Если кому-то не повезло, как к этому относиться? Как улучшить свою ситуацию? Если кому-то попались идеальные условия, что Вы будете делать дальше? При обсуждении акцентируется внимание на том, что мы выбираем в жизни, что от нас зависит, что мы можем изменить, например, кто-то может и из чердака сделать «конфетку» [2].

Упражнение «Жизненный путь»

Участники выполняют коллаж на тему «Мой жизненный путь».

Инструкция. Вы идете по дороге, которая называется Жизнь... Откуда лежит ваш путь и куда? Каковы ваши основные достижения в прошлом, настоящем и будущем? Что помогает вам шагать по жизненному пути, а что препятствует? Кто и что вас окружает? И куда вы хотите прийти? Сделайте, пожалуйста, коллаж, который бы отражал ваш жизненный путь в прошлом, настоящем и будущем: основные достижения, планы, ваше окружение.

Упражнение выполняется индивидуально, хотя может, при желании участников, проводиться в микрогруппах. В качестве основы для коллажей используются листы формата А2-А3. Помимо обычного комплекса изобра-

зительных материалов (фломастеры, краски и т. д.), целесообразно попросить участников принести для выполнения этого упражнения несколько собственных фотографий, отражающих значимые события их жизни. На выполнение коллажей дается 35-50 минут, потом проводится их презентация. Она организуется как экскурсия, на которой каждый из участников поочередно выступает в роли экскурсовода, представляющего группе свою композицию (3-5 минут на человека).

Психологический смысл упражнения. Упражнение способствует формированию более осмысленного отношения к планированию собственного жизненного пути. Дает повод задуматься, какие события наиболее важны и где источники ресурсов, на которые можно опереться при осуществлении «режиссуры собственной жизни», достижении поставленных целей и преодолении препятствий.

Обсуждение. Какие эмоции и чувства возникали в процессе работы и возникают сейчас, при взгляде на готовые коллажи? Что нового удалось понять о себе, своих жизненных целях и ценностях? Насколько достижимо будущее, изображенное на рисунке, на что можно опираться, чтобы оно воплотилось в реальность? [5].

Рисуночная методика «Мой жизненный путь»

Предназначена для диагностики эмоционального состояния человека, представлений о своей жизни, отношения к ней, выявления личностных проблем, расширения возможных способов их решения, определения целей и планирования путей их достижения.

Инструкция. Путник шел по дороге, которая называлась «Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше? Представьте себя на месте этого путника (пауза). О чем Вы думаете (пауза), что Вы чувствуете? Перед Вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии, мечты. Примерные вопросы к данной методике: Куда Вы хотите прийти? Что Вы возьмете с собой в дорогу? С чем Вы встретитесь на своем пути? Чему Вам предстоит научиться?

Дополнительные вопросы по результатам методики:

• Какое название Вы могли бы придумать для этой картины? Что выражает это название? Какие чувства оно вызывает?

• Что может увидеть и понять другой человек, взглянув на картину?

• В какой части своего жизненного пути путник наиболее счастлив, переживает радость? Почему? Благодаря каким условиям? Что этому способствует?

• Если бы Вы рисовали жизненный путь через 10 лет, то чем отличался бы ваш рисунок от этого? Что исчезло бы? Что появилось бы нового? Какова цель этого пути?

• К чему Вы стремитесь? Чего хотите достичь?

• Как Вы узнаете, что Ваша цель достигнута?

• Что Вам необходимо сделать для того, чтобы цель была достигнута? [12].

Упражнение «Мои сильные стороны...»

Цель — создание позитивного образа «Я».

Инструкция. У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте свои достоинства. Вы можете также отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы хотели их выработать в себе. На составление списка вам дается 5 минут.

Затем сядем в большой круг, озвучим записи и комментарии к ним. Когда будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких «но...», «если...», «может быть...», «я не совсем уверен в том, что.» и т. п. На выступление дается по 2 минуты. Даже если закончите свою речь раньше, оставшееся время принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Может быть, значительная часть отведенного времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы в этом уверены.

Рекомендации. В конце беседы следует провести коллективную дискуссию, обращая

внимание на то общее, что было в высказываниях, и на те ощущения, которые каждый испытал во время упражнения. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на формирование привычки думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участвующие избегали даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться [7].

Упражнение «Ценности»

Участники определяют для себя, что является важным при выборе партнера, что может обеспечить стабильность брака. Возраст, внешность, характер, здоровье, общие друзья, материальная обеспеченность, общие увлечения, совместная работа, сходные цели в жизни, сходные взгляды, идеалы и т. п. Проводится обсуждение [2].

Упражнение

«Лестница достижений»

Участников просят подумать о какой-либо цели, которой им хотелось бы достигнуть в течение ближайшего года, и кратко записать ее. После этого они рисуют на листе бумаги формата А4 лесенку из 6 ступенек. Нижняя ступенька обозначает состояние, когда эта цель совершенно не достигнута, верхняя — когда она осуществлена полностью. Участников просят записать около первой и последней ступенек по 2-3 признака, обозначающие особенности ситуации, когда цель, соответственно, не достигнута либо достигнута полностью. После этого участников просят подумать, на какой ступеньке достижения цели они находятся в настоящий момент, обозначить эту позицию и записать 2-3 ее главные характеристики.

Когда эта часть работы завершена, перед участниками ставится главный вопрос: что конкретно нужно сделать, чтобы подняться в достижении цели на одну ступеньку выше? Для размышления дается от 2 до 5 минут, после чего участников просят записать или зарисовать основные соображения на этот счет. В заключение задается еще один вопрос: когда конкретно каждый из участников сделает то, что ему нужно, чтобы приблизиться в достижении цели на одну ступеньку?

Психологический смысл упражнения. Техника целеполагания, которая помогает человеку конкретизировать желания, разбить достижение результата на этапы и облегчить переход от намерений к действиям.

Обсуждение. Участников просят высказаться, какие выводы они сделали лично для себя при выполнении этого упражнения, а также в каких жизненных ситуациях, с их точки зрения, целесообразно применять подобные техники. При желании участники могут рассказать, какую цель они поставили и какие действия запланировали для ее достижения [5].

Упражнение «Опыт уверенного поведения»

Инструкция 1. Упражнение выполняется в круге. Если в группе более 10 участников, она делится на несколько подгрупп по 7-10 человек. Каждый участник кратко описывает ситуацию, в которой он однажды попробовал вести себя уверенно. Нужно подчеркнуть, что речь должна идти просто о попытке как таковой, не обязательно успешной.

Обсуждение. Каждому предлагается рассказать о том, как он представляет себе уверенное поведение. Целесообразно кратко фиксировать на доске представления участников групп об уверенности.

Инструкция 2. Каждый участник рассказывает о какой-либо трудной ситуации, которую он оценивает как провал. После этого он немедленно переформулирует свое поведение с точки зрения признаков уверенности, написанных на доске. Он должен выбрать альтернативное поведение, сконцентрироваться на нем и ответить на вопросы: «Что я сказал? Что я сделал? Какие компоненты уверенного поведения я при этом не использовал, хотя мог бы? Что я еще могу улучшить, т. е. какие конструктивные советы я могу дать сам себе, чтобы достичь своей цели?» [8].

Упражнение «Старинная народная мудрость»

Инструкция. За долгую историю мудрецы разных народов создали много поучительных историй-притч, в которых за простой и занимательной формой скрывалось глубокое содержание. Обдумывание смысла этих притч может помочь человеку лучше понять себя и других людей, более осознанно строить свое поведение и общение. Сейчас мы послушаем одну притчу и обсудим ее.

Методика «Открытые возможности»

Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у него будут возможности добыть огромные богатства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной женщине. Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло, и, в конце концов, он умер в одиночестве и нищете. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, и заявил ему: «Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену. Всю свою жизнь я ждал. но ничего не произошло».

«Я не это тебе обещал, — ответил ангел. — Я обещал тебе возможности богатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил».

Человек был озадачен. «Я не представляю, о чем ты говоришь», — сказал он. «Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать? » — спросил ангел. Человек кивнул. «Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через несколько лет дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если помнишь, он стал одним из самых богатых людей в царстве. И еще, помнишь, — сказал ангел, — был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимания на призывы о помощи и остался дома». Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке. «Это была твоя великолепная возможность спасти сотни человеческих жизней, так что тебя бы уважали все оставшиеся в живых в городе», — сказал ангел. «Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что она никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?». Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы. «Да, мой друг, — сказал ангел, — она стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы

иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь».

Обсуждение. В чем смысл притчи для каждого участника занятия? Какие уроки из нее можно извлечь? (Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасениям помешать нам использовать их) [6].

Упражнение «Пожелание»

Выбирается первый желающий. Участникам группы предлагается по очереди (по кругу) высказать пожелание данному участнику на дальнейшую жизнь участников вне группы. При этом они должны высказываться только в положительных терминах. Процедура заканчивается тогда, когда каждый участник получил пожелание от всех членов группы [6].

Таким образом, в ходе реализованных нами мероприятий произошли заметные изменения в прогнозировании жизненного пути студен-тов-сирот. Происходит развитие навыков, необходимых для саморазвития и самореализации, повышается способность к самостоятельному принятию решений в ситуации жизненного выбора и степень субъективной ответственности при принятии решений. Психолого-

педагогическая поддержка студентов-сирот позволит устранить дефекты семейного воспитания. Целью данных мероприятий должна стать направленность на самореализацию молодежи (как в профессиональной сфере, так и в сфере личной жизни), развитие коммуникативных навыков, способностей к целепола-ганию, повышения субъективной значимости ответственности за свое будущее. При проведении тренинговых упражнений, семинаров, бесед могут использоваться понятия, связанные с научным анализом жизненного пути личности. Необходимыми сформированными навыками должны стать: позитивные и целостные представления о будущем, наполненность его значимыми жизненными категориями; развитие умений в постановке и достижении целей, готовности преодолевать трудности и препятствия на пути к достижению цели; более глубокое осознание важности не только ценностей профессиональной направленности, но и ценностей межличностных отношений. Предложенная программа может быть использована при чтении курсов «Психология жизненного пути и самореализации», «Психологическое обеспечение работы с молодежью», а также в сфере подготовки специалистов по работе с молодежью.

Б и б ли о гр аф ич е с кий с пис о к

1. А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь

[Электронный ресурс]. — URL: http://azps.ru (дата обращения: 07.04.2013).

2. АлиеваМ.А. Тренинг развития жизненных це-

лей: программа психологического содействия успешной адаптации / М. А. Алиева, Т. В. Гришанович, Л.В. Лобанова [и др.]; под ред. Е. Г. Трошихиной. — СПб.: Речь, 2002. — 216 с.

3. АстоянцМ. С., Троицкая О.А. Социальная инк-

люзия студентов-сирот в учреждении высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Пед. ин-т Южного федерал. ун-та [сайт]. — URL: http://pi.sfedu.ru// rspu/science/grants/social_orphanry/Izvestiya_ UFU.doc (дата обращения: 05.04.2013).

4. Горбушина О. П. Психологический тренинг: сек-

реты поведения. — СПб.: Питер, 2008. — 176 с.: ил. — (Практическая психология).

5. Грецов А. Г. Психологические тренинги с под-

ростками: тренинг креативности для старшеклассников и студентов. — СПб.: Питер, 2008. — 368 с.

6. Евтихов О. В. Практика психологического тре-

нинга. — СПб., 2004. — 256 с.

7. Истратова О.Н., Эксакусто Т. В. Справочник по

групповой психокоррекции. — 3-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 443 с.

8. РамендикД. М. Тренинг личностного роста:

учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Форум, 2010. — 184 с.

9. Серый А. В. Становление компетентности прак-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тического психолога // Высшее образование в России. — 2005. — № 5. — С. 63-66.

10. Серый А. В. Тренинговое обучение в вузе как

условие интернализации смысла будущей профессии // Сиб. психол. журн. — 2007. — № 26. — С. 181-185.

11. Серый А. В. Ценностно-смысловая парадигма

как основа построения обобщенной теории психологического консультирования // Вестн. КРАУНЦ. Гуманитар. науки. — 2011. — № 2 (18). — С. 132-142.

12. Соломин И. Л. Метод рисуночных метафор «Мой

жизненный путь». — СПб, 1997. — 24 с.

13. Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценно-

стно-смысловая парадигма как основа пост-неклассической педагогической психологии // Философия образования. — 2013. — №1. — С. 175-186.

4G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.