ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гнездилов М. А. Использование технологий стимулирования способностей обучающихся в целях повышения их учебной мотивации // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15322. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15322.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15322
УДК 37.037
Гнездилов Михаил Анатольевич,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспита ния ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический универси тет им. Т. Ф. Горбачева», г. Кемерово [email protected]
Использование технологий стимулирования способностей обучающихся в целях повышения их учебной мотивации
Аннотация. В статье поднимается проблема формирования и повышения учебной мотивации. Рассматриваются и анализируются факторы, влияющие на процесс формирования и повышения мотивации обучающихся. Представлены технологии стимулирования способностей обучающихся (на примере конкретных упражнений). Ключевые слова: учебная мотивация, факторы формирования и повышения учебной мотивации, технологии стимулирования.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Процесс обучения - это двусторонний процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся. Это сложная, многоаспектная система, которая, с одной стороны, поэтапно, достаточно четко и логично выстраивается педагогом (благодаря разработанным учебным программам, разноуровневым учебным пособиям, учебно-методическим комплексам и др.) и, с другой стороны, подвергается влиянию иных, напрямую от преподавателя независящих факторов, таких как внутренние убеждения, взгляды и мотивы обучающихся, социальная среда, семья и др.
Часто преподаватели вовлечены в этот двусторонний процесс взаимодействия с теми, чьи уже упомянутые внутренние убеждения, взгляды и мотивы, привычка учиться или не учиться уже сформированы (например, в учреждениях среднего или высшего профессионального образования), оказываясь в ситуации необходимости поиска оптимальных педагогических решений. Начинается долгий, зачастую многолетний педагогический поиск эффективных методов и приемов, технологий, позволяющих оптимизировать процесс обучения. И рано или поздно многие преподаватели приходят к осознанию того, что движущей силой обучения (независимо от его уровня: начального, среднего или высшего) является мотивация обучающихся, высокий уровень которой позволяет достигнуть поставленных целей в учебной деятельности, превращая процесс обучения в эффективное взаимодействие, сотрудничество двух сторон, наполненное оптимизмом и радостью общения [1].
На протяжении многих десятилетий зарубежные и отечественные ученые и педагоги занимались исследованием процессов формирования мотивации. Если заглянуть в историю философии, то можно обнаружить, что еще в XVII в. такие ученые, как Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, занимались изучением мотивации, рассматривая ее как стремление к балансу, равновесию. Позднее мотивация и мотивы рассматривались американским ученым У. Джеймсом в рамках интроспективной психологии, немецким ученым К. Левином - гештальтпсихологии, американцами Э. Толменом, К. Халлом - в рамках теории бихевиоризма, австрийским ученым 3. Фрейдом - психоанализа.
Среди отечественных ученых, занимавшихся вопросами мотивации, необходимо отметить работы В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, А. А. Ухтомского, К. Д. Ушинского. Одним из первых специальных исследований по проблеме мотивации
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гнездилов М. А. Использование технологий стимулирования способностей обучающихся в целях повышения их учебной мотивации // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15322. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15322.htm. - ISSN 2304-120X.
можно считать работу профессора Петербургского университета Л. И. Петражицкого «О мотивах человеческих поступков» [2], в которой ставится вопрос о создании научной теории мотивации, необходимой не только для психологии, но и для других дисциплин.
Во второй половине XX тысячелетия значительный вклад в разработку общей теории мотивации внесли отечественные психологи Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Р. С. Немов и другие, которые занимались изучением влияния мотивации на целенаправленность, организованность и устойчивость деятельности. Психологические механизмы мотивации человека изучались В. К. Вилюнасом, Е. П. Ильиным и др. Мотивация поведения и ее роль в формировании личности отражены в работах В. Г. Асеева, Л. И. Божович, И. А. Васильева, В.И. Ковалева, М. Ш. Магомед-Аминова и др. Вопросы формирования познавательной мотивации изложены в работах А. В. Брушлинского, М. И. Волови-ковой, A. M. Матюшкина и др. Исследованием психологии учебной деятельности с точки зрения мотивации занимались такие ученые и педагоги, как А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Петровский и др.
Но современное общество меняется: формируются новые взгляды и социальные отношения, меняются культурное восприятие, ценности и убеждения. Неудивительно, что мотивация современной молодежи к учебной деятельности тоже претерпевает изменения. Возможно, многие преподаватели согласятся, что на современном этапе уровень учебной мотивации обучающихся недостаточно высокий, и с этим связанные вопросы все еще актуальны, а поиск универсальных технологий формирования и повышения мотивации обучающихся до сих пор продолжается.
В исследованиях многих современных ученых и педагогов (диссертационных работах С. С. Котова (2003), О. А. Чаденковой (2003), Н. Е. Продиблох (2006), И. В. Ус-кова (2006), С. А. Лысиченковой (2013) и др.) отражается новое видение, взгляд на проблему формирования и повышения мотивации обучающихся. В этих исследованиях мы ищем конкретный, четкий ответ на интересующий вопрос. Так, для нас интересно исследование З. Дорнея [3], который выделяет ряд факторов, влияющих на процесс формирования и повышения мотивации обучающихся (данные факторы, вероятно, неисчерпывающие и неокончательные):
- преподаватель;
- атмосфера занятия;
- задание;
- контакт;
- уверенность в себе;
- интерес;
- самостоятельность;
- личное отношение;
- цель;
- культура общения.
Очевидно, что детальная проработка каждого фактора позволит активизировать процесс формирования и повышения мотивации обучающихся. Для этого при планировании отдельных занятий и создании общей модели процесса обучения необходима постановка вопросов типа Какой образ, стиль поведения и общения позволит мне как преподавателю повысить уровень мотивации моих учеников или студентов? Каким образом я могу создать доброжелательную, комфортную, рабочую атмосферу на занятии? Какие задания будут способствовать повышению мотивации обучающихся? Как установить контакт с обучающимися? Каким образом я могу способствовать формированию уверенности в себе моих учеников или студентов? Каким образом я могу
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гнездилов М. А. Использование технологий стимулирования способностей обучающихся в целях повышения их учебной мотивации // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15322. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15322.htm. - ISSN 2304-120X.
способствовать развитию или проявлению самостоятельности обучающихся? Что позволит сформировать стойкий интерес и личное положительное отношение обучающихся к моей дисциплине и ко мне лично? Какова основная цель обучения на моих занятиях? Каковы сопутствующие цели? Сформулировали ли сами обучающиеся цели обучения для себя? Как я могу им в этом помочь? и др.
Многие преподаватели, очевидно, уже сформулировали для себя эти или подобные вопросы и более заинтересованы в ответах на них. Позвольте отметить, что ответы на поставленные вопросы будут индивидуальны и крайне разнообразны, хотя, несомненно, могут быть сформулированы универсальные правила построения учебной деятельности, осуществляемой на высоком уровне мотивации обучающихся. Возможно, в последующих исследованиях будет сделана попытка сформулировать эти универсальные правила.
Среди факторов, предложенных З. Дорнеем, можно выделить те, которые имеют внутреннюю и внешнюю природу своего формирования. К внутренним факторам, влияющим на процесс формирования мотивации, на наш взгляд, можно отнести те характеристики, которыми обучающиеся обладают (или не обладают) к моменту начала учебной деятельности, такие как уверенность в себе, самостоятельность, личное отношение, культура общения, интерес и, возможно, цель. К внешним факторам, влияющим на процесс формирования мотивации, можно отнести те, чье наличие (или отсутствие) зависит в большей степени от преподавателя: атмосфера занятия, контакт, задание и, конечно, преподаватель.
Зачастую на практике случается так, что преподаватель учитывает внешние факторы, влияющие на формирование и повышение мотивации обучающихся: создает доброжелательную и комфортную атмосферу на занятии, умело подбирает задания (возможно, разноуровневые), корректно выстраивает свою линию поведения и свой образ на занятии, четко видит цель и стремится к ее достижению и т. д., но не чувствует той «отдачи» от обучающихся, которой ожидал, и, соответственно, не получает того результата, которого хотел. Вероятно, что в этом случае учет лишь внешних факторов недостаточен. Преподаватель может и должен стимулировать появление внутренних факторов (уверенность в себе, самостоятельность, личное положительное отношение, культура общения, интерес и, возможно, другие), влияющих, в свою очередь, на формирование и повышение мотивации обучающихся. В процессе этой сложной, долгосрочной и многоэтапной работы формируется новый педагогический стиль, а преподаватель условно может быть назван психопедагогом - педагогом, который владеет психологией как инструментом формирования и повышения мотивации обучающихся. Роль преподавателя как психопедагога еще требует своего более подробного изучения.
Появление внутренних факторов, формирование внутренних мотивов, необходимых для учебной деятельности, возможно благодаря развитию способностей обучающихся и их личностных качеств, таких как оптимизм, открытость, трудолюбие, разговорчивость, предприимчивость, дисциплинированность, самоконтроль, внимательность. В связи с этим интересны работы А. В. Мамедовой [4], Е. Н. Игнатовой [5], М. А. Гнездилова [6] и других, в которых авторы рассматривают технологии стимулирования коммуникативных, перцептивных и интерактивных способностей обучающихся, их личностных качеств и предлагают ряд упражнений, направленных на их развитие.
Так, для стимулирования коммуникативных способностей, памяти, внимания и мышления обучающихся могут применяться технологии чувственного познания, мнемотехники и логического запоминания, релаксирующие технологии.
Технология чувственного познания предполагает познание, осуществляющееся посредством органов чувств.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гнездилов М. А. Использование технологий стимулирования способностей обучающихся в целях повышения их учебной мотивации // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15322. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15322.htm. - ISSN 2304-120X.
Упражнение «Синестезии»
Описание
Среди участников назначается водящий. Задача ведущего - выбрать какой-либо цвет (красный, синий, желтый или зеленый) и телодвижениями постараться выразить этот цвет так, чтобы группа догадалась. При ознакомлении с правилами этой игры преподаватель должен объяснить участникам, что телодвижения не должны быть прямыми подсказками. Нельзя жестом указывать на предмет, окрашенный в этой цвет. Стоит отметить, что на начальных этапах выполнения этого упражнения участники часто ощущают некоторую беспомощность, отказываются показывать цвета, утверждают, что не знают, как это сделать. Проведение игры во многом зависит от того, удастся ли группе преодолеть своеобразный психологический барьер. Особую роль играет преподаватель, который должен всеми доступными средствами обеспечить группе первый успех. К таким средствам можно отнести, во-первых, выбор наиболее «простого», однозначного в своем выражении цвета (красного или синего). Во-вторых, преподавателю следует поначалу назначать водящим наиболее изобретательного и раскованного участника, который, по его расчетам, сможет успешно справиться с этой ролью. После того как участники начнут чаще отгадывать цвета, преподаватель может видоизменить упражнение. Вместо цветов он может предложить вкусовые ощущения, звуки, времена года, животных и т. д.
Смысл упражнения
Упражнение направлено на познание окружающего мира посредством чувств, развитие эмоциональности.
Обсуждение
Какой образ/предмет вам было труднее всего передать/угадать? Почему?
Технология логического запоминания строится на запоминании через глубокое понимание, уяснение смысла изучаемого материала, выделении в нем существенного, установлении причин и следствий, общих положений и конкретных фактов. Результаты этой мыслительной работы оформляются в виде словесных формулировок, чертежей и схем.
Упражнение «Муха»
Описание
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3*3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска играет роль «дрессированной мухи». Преподаватель разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. Игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. По одной из возможных команд («Верх!», «Вниз!», «Вправо!», «Влево!») участники мысленно перемещают «муху» соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.
Смысл упражнения
Упражнение требует от играющих постоянной сосредоточенности и внимательности, оно возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе.
Обсуждение
Трудно ли вам было удерживать внимание, быть сосредоточенным?
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гнездилов М. А. Использование технологий стимулирования способностей обучающихся в целях повышения их учебной мотивации // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15322. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15322.htm. - ISSN 2304-120X.
Упражнение «Лабиринт»
Описание
Группа разбивается на пары. В каждой паре один из участников с помощью устных указаний-команд «заводит» своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого в виде ломаной линии он держит перед собой, но не показывает своему «ведомому». Всего используется три команды: «Прямо!», «Направо!» и «Налево!» Пройдя лабиринт, «ведомый» должен развернуться на 180 градусов и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех своих перемещениях (посредством тех же трех команд). В это время «заводящий» по своей схеме контролирует путь партнера. Затем напарники меняются ролями.
Смысл упражнения
Упражнение тренирует саморегуляцию, запоминание и воображение.
Обсуждение
Каким образом вы справлялись с ролью «ведомого» (представляли себя, воображаемого человечка, другое)?
Упражнение «Волшебный карандаш»
Описание
Для ознакомления участников с правилами этой игры потребуются бумага и карандаш. Преподаватель объясняет участникам, что карандашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех команд: «Вверх!», «Вниз!», «Вправо!» и «Влево!» По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом на листе вырисовывается ломаная линия. На предварительном этапе игры участники подают по очереди команды, а карандашу выполнять свои обязанности «помогает» преподаватель. Затем, убедившись в том, что все участники усвоили принцип игры, преподаватель предлагает им чертить воображаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен представлять перед собой. Черчение начинается с простейшей фигуры (например, квадрата), образец которой преподаватель предварительно демонстрирует участникам. Участники не могут договариваться о том, в какой точке начинать и в каком направлении вести линию. Если в ходе рисования участник не смог уследить за линией или ему показалось, что кто-то допустил ошибку, он может остановить игру командой «Стоп!». По этой команде все, что уже нарисовано на воображаемых листах, автоматически стирается. Остановивший игру начинает ее сначала и делает первый ход.
Смысл упражнения
Как правило, игра проходит очень оживленно. Наличие общей цели и ответственность каждого за ее достижение приводят к значительной мобилизации участников. Упражнение непосредственно направлено на развитие гибкости мышления, зрительного и пространственного воображения.
Обсуждение
Согласована ли была ваша игра? Легко ли вы видели возможности нарисовать фигуру? Легко ли вам было переключаться с одного варианта на другой, отказаться от задуманной комбинации?
Мнемотехника строится на приемах, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Упражнение «Бег ассоциаций»
Описание
Участники сидят. Преподаватель произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гнездилов М. А. Использование технологий стимулирования способностей обучающихся в целях повышения их учебной мотивации // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15322. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15322.htm. - ISSN 2304-120X.
рядом. Тот связывает это третье слово со вторым словом преподавателя, а свое собственное слово - уже четвертое в этой цепочке - передает в качестве задания своему соседу. Игра движется кругами, и в конце каждого круга преподаватель объявляет время, затраченное на его прохождение.
Смысл упражнения
Упражнение тренирует память, ее объем, воображение. После нескольких ознакомительных попыток результат практически перестает зависеть от объема предварительных тренировок. Раскованность участников и интерес к игре оказываются намного продуктивнее.
Обсуждение
Достаточно ли вы включены в игру? Помните ли вы все слова или только свои?
Релаксирующие упражнения направлены на достижение непроизвольного или произвольного состояния покоя, которое связано с частичным или полным мышечным расслаблением. Расслабление мышц снимает гипервозбуждение нервной системы, тем самым восстанавливая ее равновесие и предоставляя ей отдых.
Упражнение «Слушай тишину»
Описание
Участникам дается инструкция: «Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. И просто послушайте, что происходит вокруг. Обращайте внимание на любые, даже самые тихие звуки. Начинаем слушать...» На это дается 1-2 минуты.
Смысл упражнения
Упражнение способствует снятию напряжения, позволяет тренировать умение переключаться.
Обсуждение
Какие звуки вам удалось услышать? Согласны ли вы с тем, что даже в тишине можно услышать разнообразные звуки? Почувствовали ли вы, как велик, разнообразен и интересен мир вокруг нас? Какие звуки оказались для вас неожиданными?
Упражнение «Думаем о дыхании»
Описание
Участники удобно садятся, им дается инструкция: «Обычно мы не замечаем, как мы дышим. Но сейчас мы потренируемся контролировать этот процесс. Сначала просто сконцентрируйте свое внимание на том, как вы дышите, когда вы вдыхаете и выдыхаете. Теперь начинайте дышать медленно и как можно глубже. Представьте себе, как свежий воздух входит в ваши легкие. Прочувствуйте, как это происходит. А теперь он медленно и плавно выходит... Сделайте семь таких медленных и глубоких вдохов и выдохов».
Обсуждение
Как изменились ваши ощущения, когда вы стали дышать медленно и глубоко, концентрируя внимание на этом процессе? В каких жизненных ситуациях можно применять такую технику?
Упражнение «Представь море»
Описание
Участники удобно садятся, закрывают глаза и расслабляются. Им дается инструкция: «Представьте себе, что вы видите свет, приближаетесь к нему, и перед вами открывается море. Мягкий белоснежный песок, ласковая бирюзовая вода. Вы идете босиком по пляжу, песок теплый и бархатистый. Выбираете место, которое вам нравится, и ложитесь в песок. Вас ласкает солнце, приятно шелестит прибой. Полюбуйтесь картиной, которая вас окружает. Можете просто позагорать па пляже, а можете окунуться в ласковое теплое море... Насладитесь этими ощущениями...»
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гнездилов М. А. Использование технологий стимулирования способностей обучающихся в целях повышения их учебной мотивации // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15322. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15322.htm. - ISSN 2304-120X.
Участникам дается две-три минуты, чтобы мысленно побыть в представляемом месте, на протяжении этого времени ведущий может изредка говорить фразы по теме (как приятен на ощупь песок, ласково солнце, чиста и освежающая вода и т. п.). Потом участников, продолжающих находиться в воображаемом месте, просят мысленно медленно закрыть глаза, вернуться туда, где они действительно находятся, и открыть глаза уже в реальности. Напоследок можно пожелать им сохранить в себе те приятные ощущения, которые они получили во время этого путешествия.
Смысл упражнения
Упражнение позволяет расслабиться и способствует развитию воображения участников.
Обсуждение
Какие ощущения у вас возникали, когда вы представляли себе море?
Упражнение «Напрягись, чтобы расслабиться»
Описание
Участникам дается инструкция: «Порой мы пребываем в излишнем, ненужном напряжении, от которого не знаем как избавиться. Наши мышцы при этом тоже сокращаются, они напряжены, возникают так называемые зажимы. Один из простых и эффективных способов добиться расслабления мышцы - это на несколько секунд произвольно напрячь ее, а потом скинуть это напряжение. Для этого удерживайте максимальное напряжение в течение 15-20 секунд с последующим расслаблением при выполнении следующих упражнений:
Согните пальцы в кулак и удерживайте максимальное напряжение.
Согните руки перед собой и сожмите кулаки.
Согните руки перед грудью, разведите локти в стороны, отведите их максимально назад и зафиксируйте это положение».
Смысл упражнения
Демонстрация одной из ключевых физиологических закономерностей: расслабление более полно происходит после сильного напряжения, а напряжение - после расслабления.
Обсуждение
Как вы думаете, в каких ситуациях можно использовать физиологическую закономерность: расслабление более полно происходит после сильного напряжения, а напряжение - после расслабления?
Для стимулирования перцептивных способностей, эмпатии и рефлексии обучающихся могут применяться психотренинговые упражнения и упражнения на поднятие настроения. Данные упражнения позволяют формировать адекватную самооценку и развивать умение регулировать свое эмоциональное состояние.
Для стимулирования интерактивных способностей могут применяться игровые технологии и технологии проблемного обучения, в основе которых - игровое моделирование ситуаций, позволяющих тренировать уверенное поведение. Данные технологии ориентированы на преодоление возникающих препятствий, построение конструктивных отношений с другими членами коллектива и его сплочение.
Упражнение «Встаньте с мест»
Описание
Участники сидят. Ведущий показывает на руке какое-либо количество пальцев. Необходимо одновременно подняться стольким участникам, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.
Смысл упражнения
Тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развитие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а также внимательности.
Обсуждение
7
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гнездилов М. А. Использование технологий стимулирования способностей обучающихся в целях повышения их учебной мотивации // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15322. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15322.htm. - ISSN 2304-120X.
Чем вы руководствовались, принимая решение, в какой момент встать/остаться на месте? Проявляли вы инициативу? Боялись ли вы? Почему?
Упражнение «Перекинь мяч»
Описание
Участники сидят или стоят и перекидывают друг другу мяч. Тот, кто его бросает, произносит какое-либо слово или задает вопрос, а тот, кому адресован мяч, отвечает на него в соответствии с заданными ведущим правилами. После этого мяч перебрасывается другому участнику и т. д., пока не побывает в руках у каждого. Варианты игры:
Участник бросает мяч и называет какое-либо существительное, поймавший - три прилагательных, которые его характеризуют.
Бросающий мяч называет любой предмет, поймавший - три возможных способа его использования.
Бросающий мяч говорит название какого-либо места, поймавший - три предмета, которые бы он взял с собой, отправившись в это место.
Смысл упражнения
Тренировка беглости мышления, памяти, отработка умения оперативно реагировать на действия друг друга. Упражнение может служить разминкой, может повторяться в различных вариантах на нескольких занятиях.
Обсуждение
Какие эмоции и чувства вы испытывали в процессе выполнения упражнения? Можете ли вы привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение быстро реагировать на неожиданные вопросы?
Упражнение «Рак-отшельник»
Описание
Участники разбиваются по парам. Один, вытянув вперед руки и закруглив их, изображает раковину - «домик» для рака-отшельника. Другой изображает «жильца» -рака-отшельника. Водящий дает команды:
«Жильцы ищут домики»: по этой команде «раки-отшельники» выходят из своих убежищ и стремятся занять новые, а «раковины» остаются на месте.
«Домики ищут жильцов»: «раки-отшельники» остаются на месте, а «раковины», не опуская рук, перемещаются в поиске новых жильцов.
«Буря»: по этой команде все покидают свои места, «раки-отшельники» начинают искать себе новые убежища, а «раковины» - новых жильцов. Игра проходит интереснее, если количество участников таково, что кто-то один каждый раз остается «бездомным» (он и становится очередным водящим).
Смысл упражнения
Разминка, мобилизация внимания участников, тренировка умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, развитие решительности.
Обсуждение
Какая роль вам понравилась больше? Почему? Какие умения развивает эта игра? В каких реальных жизненных ситуациях они могут быть востребованы?
Упражнение «Многие боятся»
Описание
Каждого участника просят в течение 3-5 минут предложить варианты завершения фразы «Многие боятся, а я не боюсь...». Затем участники объединяются в микрогруппы и рассказывают друг другу о своих вариантах. Задача каждой микрогруппы также определить способы преодоления названных страхов. Обсуждение продолжается 8-10 минут, после которого выступают представители каждой из микрогрупп, рассказывая о способах преодоления упомянутых страхов.
8
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Гнездилов М. А. Использование технологий стимулирования способностей обучающихся в целях повышения их учебной мотивации // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15322. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15322.htm. - ISSN 2304-120X.
Смысл упражнения
Упражнение способствует повышению уверенности в себе и создает условия для так называемой «фиксации на положительных исключениях» - даже у самого боязливого участника найдется что-то, что не вызывает у него страха. Кроме того, упражнение создает предпосылки для разговора о способах преодоления страха.
Обсуждение
Какие из способов преодоления страха вам кажутся наиболее эффективными?
Упражнение «Жизненный путь»
Описание
Участникам дается инструкция: «Вы идете по дороге Жизни... Откуда лежит ваш путь и куда? Каковы ваши основные достижения в прошлом, настоящем и будущем? Что помогает вам идти по жизненному пути, а что препятствует? Кто вас окружает? Куда вы хотите прийти? Сделайте, пожалуйста, коллаж, который бы отражал ваш жизненный путь в прошлом, настоящем и будущем: основные достижения, планы, ваше окружение». Упражнение обычно выполняется индивидуально, хотя может, при желании участников, проводиться и в микрогруппах. В качестве основы для коллажей используются листы формата А2/АЗ или полотнища светлых обоев. Помимо обычного комплекса изобразительных материалов для коллажа (фломастеры, краски, иллюстрированные журналы, из которых можно вырезать необходимые иллюстрации) целесообразно попросить участников принести для выполнения этого упражнения несколько собственных фотографий, отражающих значимые события их жизни. На выполнение коллажей дается 35-50 минут, потом проводится презентация. Она организуется как экскурсия, на которой каждый из участников поочередно выступает в роли экскурсовода, представляющего группе свою композицию (3-5 минут на человека).
Смысл упражнения
Упражнение способствует формированию более осмысленного отношения к планированию жизненного пути. Оно дает повод задуматься, какие события являются наиболее важными и где источники ресурсов, на которые можно опереться при осуществлении «режиссуры собственной жизни», достижении поставленных целей и преодолении препятствий.
Обсуждение
Какие эмоции и чувства вы испытывали в процессе работы и сейчас, при взгляде на готовые коллажи? Что нового вам удалось понять о себе, своих жизненных целях и ценностях? Насколько достижимо будущее, изображенное на рисунке, на что можно опираться, чтобы оно воплотилось в реальность?
Итак, мотивация обучающихся играет значительную роль в создании эффективного процесса обучения. В свою очередь, процесс формирования и повышения учебной мотивации строится на ряде внешних и внутренних факторов, среди которых большое значение отводится достаточно высокому уровню развития коммуникативных, перцептивных и интерактивных способностей обучающихся и сформированности их личностных качеств. В процессе учебной деятельности в целях формирования и повышения учебной мотивации преподаватель в силах активизировать развитие необходимых способностей и личностных качеств обучающихся путем внедрения в процесс обучения технологий стимулирования, кратко представленных в данной статье.
Ссылки на источники
1. Гнездилова Л. Б., Гойял П. Общие вопросы обучения английскому языку студентов с низким уровнем языковой компетенции // Материалы VII международной научно-практической конференции «Профессиональное лингвообразование». - Н. Новгород, 2013. - С. 29-32.
9
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гнездилов М. А. Использование технологий стимулирования способностей обучающихся в целях повышения их учебной мотивации // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15322. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15322.htm. - ISSN 2304-120X.
2. Петражицкий Л. И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях. - М.: Изд-во «Типография Э. Л. Пороховщиковой», 2000. - 157 с.
3. Dornyei Z. Motivational strategies in the language classroom. - Cambridge: Cambridge University Press,
2001. - 180 p.
4. Мамедова А. В. Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов в процессе обучения иностранному языку. - URL: http://www.sworld.com.ua/simpoz2/157.pdf.
5. Игнатова Е. Н. Тренинговые упражнения с учащимися «Поверь в себя». - URL: http://shkolnie.ru/pshologiya/100789/index.html.
6. Гнездилов М. А. Профилактика асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школе (на примере занятий баскетболом): дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2009. - 179 с.
Michael Gnezdilov,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Physical Education, Kuzbass State
Technical University named after T.F. Gorbachev, Kemerovo
Use of stimulation techniques of learners’ abilities for increasing their learning motivation
Abstract. The problem of formation and increasing of learning motivation is formulated in the paper. The
factors influencing on the process of formation and increasing of learning motivation are studied and analyzed.
Stimulation techniques of learners’ abilities are given (on the example of the concrete exercises).
Key words: educational motivation, factors of formation and rising of educational motivation, stimulation techniaues.
References:
1. Gnezdilova, L.B. & Goyal, P. (2013) “General Issues of Teaching English Language to Students with Low Competence”, Collection of articles of the VII International Conference, Nizhny Novgorod, pp. 29-32 (in Russian).
2. Petrazhitsky, L.I. (2000) O motivakh chelovecheskikh postupkov, v osobennosti ob eticheskikh motivakh i ikh raznovidnostyakh, Moscow, 157 p. (in Russian).
3. Dornyei, Z. (2001) Motivational strategies in the language classroom, Cambridge University Press, Cambridge, 180 p.
4. Mamedova, A.V. Formirovanie kommunikativnoi kompetentnosti buduchshikh spetsialistov b protsesse obucheniya inostrannomu yazyku. Available at: http://www.sworld.com.ua/simpoz2/157.pdf (in Russian).
5. Ignatova, E.N. Treningovye uprazhneniya s uchachshimisya “Pover v sebya. Available at: http://shkolnie.ru/pshologiya/100789/index.html (in Russian).
6. Gnezdilov, M.A. (2009) Profilaktika asotsialnogo povedeniya podrostkov vprotsesse sektsionnykh zanya-tiy fizicheskim vospitaniem v shkole (na primere zanyatiy basketbolom): dis. ... kand. ped. nauk, Krasnoyarsk, 179 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 28.08.15 Получена положительная рецензия 30.08.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 30.08.15 Опубликована 29.09.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Гнездилов М. А., 2015
9 772304 120159
www.e-koncept.ru
10