Фоминых М. В. Педагогический инструментарий с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувшим территорию своей страны // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15183. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15183.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15183 УДК 378.147:316.647.5
Фоминых Мария Вячеславовна,
кандидат педагогических наук, доцент ФГАОУ ВПО «Российский госу дарственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург ГоттукИ.тапа[email protected]
Педагогический инструментарий с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувшим территорию своей страны
Аннотация. В статье рассматривается вопрос потребности в понимании и развитии толерантности современных студентов в соответствии с актуальными проблемами развития нашего общества; предлагается обоснование применения педагогического инструментария с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувшим территорию своей страны.
Ключевые слова: толерантность, студент высшего учебного заведения, учебно-воспитательный процесс, проблемно-модельный тренинг, моделирование. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Последнее десятилетие бурных социально-экономических, политических и культурных перемен в России не могли не отразиться на педагогической науке. Так, мы поняли, что приоритетными должны быть не политические или экономические интересы и даже не развитие общества или культуры, а сам человек и его отношение к другим людям. И пожалуй, главный урок, который мы извлекли, - это урок толерантности, не только во имя сохранения, но и развития нашего общества, государства, каждого человека в отдельности. Обострение ситуации на Украине привело к значительному увеличению тех, кто ищет убежище на территории Российской Федерации. По официальным данным, с начала конфликта вынужденно покинули территорию Украины и находятся на территории РФ более 730 тыс. граждан Украины. На сегодняшний день в миграционную службу обратилось: около 160 тыс. граждан Украины -за консультацией по вопросам длительного пребывания в России, не связанного с трудовой деятельностью; более 57 тыс. граждан Украины - для оформления разрешения на временное проживание; более 48 тыс. граждан Украины - за предоставлением временного убежища и статуса беженца; более 27 тыс. граждан Украины - с заявлением о предоставлении гражданства Российской Федерации; более 19 тыс. граждан Украины - для оформления вида на жительство; более 12 тыс. граждан Украины - для участия в Госпрограмме переселения соотечественников.
Толерантность отражает приоритет общечеловеческих ценностей. Как мы знаем, она является непременным условием построения демократического общества. Мобильное и динамичное общество ближайшего будущего требует, чтобы человек обладал способностью отстаивать свою точку зрения. Но это может привести к появлению противостояния и нетерпимости между взаимодействующими субъектами (индивидами, группами, нациями). На сегодняшний день политическая ситуация в России и на Украине остается напряженной. 22 июля 2014 г. подписано и опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации № 690 «О предоставлении временного убежища
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Фоминых М. В. Педагогический инструментарий с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувшим территорию своей страны // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15183. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15183.htm. - ISSN 2304-120X.
гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке». Готовится к подписанию проект указа президента РФ, который позволит лицам, получившим свидетельство о предоставлении временного убежища, стать участниками Государственной программы по переселению соотечественников и в дальнейшем в упрощенном порядке приобрести российское гражданство.
Так, особую социальную и педагогическую значимость приобретает «толерантность молодежи». Толерантность не фигурирует повсеместно в обыденном сознании и отношениях, пока еще не рассматривается в системе моральных или нравственных принципов современной молодежи.
Общеизвестно, что понятие «толерантность», сравнительно недавно вошедшее в педагогический лексикон, продолжает оставаться одним из самых спорных. В педагогическом сознании существует довольно устойчивый стереотип, согласно которому толерантность отождествляется с конформизмом, вседозволенностью, безусловным отказом от всяческих запретов и ограничений, в том числе этических (моральных, нравственных, духовных). Отсюда настороженное, а порой и негативное отношение некоторых педагогов к проблемам воспитания толерантности, их сомнения в целесообразности провозглашения толерантности в качестве самостоятельной ценности и цели образования.
Потребность в понимании и развитии толерантности обеспечивается не только актуальными проблемами развития нашего общества, но и поиском универсальных, «вневременных» механизмов построения культуры человеческих отношений.
Обучающийся (студент) высшего учебного заведения включен в свою будущую профессию. В процессе обучения формируется его профессиональная деятельность. В данном процессе происходит целостное становление личности, ее образование, социализация и профессионализация. Это порождает необходимость признания воспитания толерантности как необходимого звена целостной подготовки будущего специалиста как разносторонней социально активной личности, человека с высокой духовно-нравственной культурой. Так, роль проблемно-модельного тренинга здесь представляется наиболее значимой.
Понятие проблемно-модельного тренинга, возможно, не будет наиболее полностью раскрытым без описания сущности и свойств проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает отличную от традиционной структуру урока, состоящую из трёх компонентов (являющихся одновременно и его этапами): актуализация опорных знаний и способов действия; усвоение новых понятий и способов действия; их применение (формирование умений и навыков). Такая структура занятия обеспечивает реализацию познавательной, развивающей и воспитывающей функций обучения.
Проблемное обучение не поглощает всего учебного процесса: не всякий учебный материал содержит проблемное знание и не всякое проблемное знание можно представить в форме познавательной задачи или противоречивого суждения. При постановке учебных проблем необходимо руководствоваться принципом целесообразности. На разных ступенях образования (в детском саду, школе, учебных заведениях) организация проблемного обучения имеет свою специфику, которая выражается в применении различных методов его реализации. В детском саду и начальной школе, например, проблемное обучение может проводиться в форме беседы, рассказа, детской игры; в средней школе может быть связано с моделированием, конструированием, экспериментом, программированным обучением. В высшей школе проблемное обучение может проводиться в форме лекции, имитационной и ролевой игры («проблемно-модельное обучение» - моделирование деятельности в реальной ситуации) и т. д. Используя конфликтные ситуации или имитируя их в учебном коллективе, педагоги разрабатывают также определенного вида методику «проблемного воспитания». В высшей школе, несомненно, должна быть своя определенная концепция проблемно-модельного обучения.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Фоминых М. В. Педагогический инструментарий с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувшим территорию своей страны // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15183. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15183.htm. - ISSN 2304-120X.
Так, проблемно-модельное обучение в высшей школе - это моделирование будущей профессиональной, социальной и идейно-политической деятельности в реальной учебной ситуации.
Моделирование, в свою очередь, - это процесс исследования объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений (общественных систем, процессов профессиональной деятельности и т. д.). Моделирование в этом случае можно рассматривать как способ проблемно-модельного обучения.
По мнению О. С. Гребенюка [1], проблемно-модельное обучение основывается на двух основных принципах: принципе проблемное™ и принципе мотивации. Принцип проблемное™ начинает все чаще появляться в дидактических системах. Этот принцип, как и любой другой, отражает закон некоторого явления. В практике обучения установлена конкретная зависимость: если учащихся ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность (высокий уровень развития интеллектуальной, мотивационной и других сфер, инициативность, самостоятельность, критичность и др.). Данная зависимость носит закономерный характер - она проявляется всегда, когда в учебном процессе организуется включение учащихся в решение проблемы, в поиск нового знания. Именно это обеспечение необходимых условий для проявления данной закономерности представляет собой практическую важность. Ответ на вопрос о том, как организовать процесс обучения, как его осуществить, чтобы произошло не просто усвоение знаний, не просто умственное развитие, а развитие индивидуальности и личности, дает принцип проблемное™.
Принцип проблемное™ способствует разрешению следующих противоречий: между имеющимся уровнем обученное™, воспитанности и развития учащихся и необходимым; между актуальным уровнем развития интеллектуальной (мотивационной и др.) сферы и уровнем ее ближайшего развития.
Применить закономерности развития и разрешить имеющиеся противоречия учителю помогают требования принципа проблемное™: 1) выявлять и учитывать уровни развития интеллектуальной сферы учащихся; 2) учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на развитие у учащихся творческих способностей, познавательных умений и других составляющих интеллектуальной сферы; 3) с учетом реальных учебных возможностей учащихся создавать проблемные ситуации, решать учебные и другие проблемы; 4) структурировать взаимодействие учителя и учащихся в соответствии с логикой проблемного обучения; 5) систематически осуществлять анализ результативности педагогических воздействий по развитию интеллектуальной сферы.
О. С. Гребенюк подчеркивает, что условия реализации принципа могут способствовать, во-первых, эффективности деятельности преподавателя и, во-вторых, успешности деятельности учащихся.
Следующий принцип - принцип мотивации. Мотивация присутствует во всех видах деятельности. В педагогическом аспекте необходимо не только учитывать имеющийся уровень развития мотивационной сферы учащихся, но и решать задачу ее развития. Принципом, регулирующим деятельность учителя в названном аспекте, является принцип мотивации. Этот принцип ориентирует учителя не только на то, что необходимо формировать и что для этого нужно делать, но и на то, как добиваться должного результата, как побуждать к активной учебной деятельности.
Принцип мотивации соответствует законам единства познания и оценочной деятельности (единство знания и отношения), активности субъекта в процессе отражения и изменения им объекта. Закономерности процесса обучения, отражаемые принципом мотивации: - источником активности человека являются его потребности;
Фоминых М. В. Педагогический инструментарий с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувшим территорию своей страны // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15183. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15183.htm. - ISSN 2304-120X.
- в деятельности всегда есть ее мотивационное ядро: существует единство деятельности и мотивации;
- поведение и деятельность человека побуждается, направляется и регулируется мотивацией;
- формирование мотивационной сферы школьника и функционирование моти-вационной стороны процесса обучения осуществляется достаточно эффективно, если взаимодействие педагога и учащихся строится в соответствии с мотивационной основой учебной деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что проблемное обучение, в становление и развитие которого внес большой вклад академик М. И. Махмутов [2], обретает в последние годы все большую актуальность в связи с возрастающими требованиями к образованию. Как сообщалось выше, в проблемном обучении выделяют несколько видов обучения: проблемно-диалоговое обучение, проблемно-задачное обучение, проблемно-алгоритмическое обучение, проблемно-контекстное обучение, проблемно-модельное обучение, проблемно-модульное обучение, проблемно-компьютерное обучение. Так, разные виды обучения имеют и разную теоретическую основу, поэтому, «включаясь» в тот или иной вид обучения, необходимо изучить эту основу для наилучшего понимания вида обучения и, соответственно, его эффективности. В отличие от других видов обучения, в проблемно-модельном особо важное значение имеет формирование проблемы, основополагающего вопроса, можно сказать, что это центральное место. Проблема, выраженная в виде основополагающего вопроса, должна иметь обобщенный характер, можно сказать, нести мировоззренческий, философский, онтологический смысл, тогда проведенная работа по модели может оказаться наиболее эффективной для развития обучающихся [3-6].
Перейдем к вопросу о понятии тренинга.
Тренинг в общепринятом понимании - это интенсивная форма обучения, сочетающая краткие теоретические семинары и практическую отработку навыков за короткий промежуток времени (один-пять дней). Важно отметить, что классическая педагогическая триада (стадии обучения) «знания - умения - навыки» работает и здесь. Сначала человеку что-то объясняется (знания, информация), затем он тренируется, отрабатывает полученную модель (умения), затем закрепляет (переводит умение в навык). Вопрос только в том, чего в занятии больше: если 99% знаний, то это лекция. Если 99% - отработка умений и навыков, это тренинг. Но в любом случае все три компонента должны сохраниться, иначе в психике человека не закрепятся те модели, ради которых тренинг и затевался.
Так, мы определим проблемно-модельный тренинг как интенсивную форму обучения, при которой в короткий промежуток времени создаются проблемные ситуации и организуется деятельность обучающихся по решению учебных и воспитательных проблем, что обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельности, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Процесс развития толерантности не может проходить без процесса воспитания. Процесс воспитания в данном случае - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности вос-питуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, обучающегося. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в современной отечественной теории. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности обучающихся, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении студентов.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Фоминых М. В. Педагогический инструментарий с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувшим территорию своей страны // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15183. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15183.htm. - ISSN 2304-120X.
Так, выделим ряд требований, при которых воспитательные возможности проблемно-модельного тренинга наиболее эффективны в условиях высшего образования: в данном случае проблемно-модельный тренинг должен быть:
- интересным, т. е. не сводиться к формальному выполнению;
- свободным, т. е. обеспечивающим обучающемуся возможность реализоваться в нем, используя все свои способности.
Также большое значение должно иметь формирование проблемы, основополагающего вопроса, можно сказать, что это центральное место. Проблема, выраженная в виде основополагающего вопроса, должна иметь обобщенный характер, нести мировоззренческий, философский, онтологический смысл; особая роль должна отводиться не только развитию производственно-технологических и организационно-управленческих навыков, но и навыков методической работы.
Так, воспитательный потенциал проблемно-модельного тренинга заключен в возможностях интеграции проблем индивидуального и коллективного воспитания; в организации деятельности, обеспечивающей оптимальное сочетание самостоятельности студентов в поисковой деятельности проблемного характера, обеспечивающей использование специализированных знаний в будущей профессиональной и социальной деятельности; а также умение убеждать других в своей правоте, отстаивать на деле свои взгляды, ставить цели и решать их.
Так, педагогический инструментарий с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувшим территорию своей страны, включает в себя прохождение трех этапов: исходно-стартового, промежуточно-преобразующего и итогово-формирующего. По существу, данные этапы представляют собой последовательные фазы внедрения технологии заданий с использованием проблемно-модельного тренинга. Данная технология является личностно ориентированной, то есть по определению это «упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в педагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов» (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк [7]).
В этом определении подчеркиваются следующие моменты личностно ориентированных технологий образования [8, 9]:
- целевая установка на развитие личности;
- конгруэнтность содержания образования будущей профессиональной деятельности;
- опора на субъективный опыт обучаемых;
- интеграционное единство форм, методов и средств обучения;
- взаимодействие обучаемых и педагогов; индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Реализация данной технологии в образовательном процессе обеспечивается соблюдением следующих условий:
- наличие четкой и диагностически заданной цели обучения, т. е. измеримого представления об ожидаемом результате;
- представление изучаемого учебного материала в виде системы познавательных и практических задач, ситуаций, заданий, проектов, упражнений и др.;
- наличие достаточно устойчивой последовательности, логики, этапов выполнения учебных заданий;
- указание способов взаимодействия участников образовательного процесса;
Фоминых М. В. Педагогический инструментарий с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувшим территорию своей страны // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15183. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15183.htm. - ISSN 2304-120X.
- мотивационное обеспечение субъектов педагогической деятельности и учение, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе;
- указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности педагогов, допустимого отклонения от правил;
- открытость обучения профессиональному будущему, направленность на его предвосхищение.
Особенностью педагогического инструментария с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувшим территорию своей страны, будет являться не просто эмоциональное переживание тех или иных педагогических ситуаций и проблем, а переживание осознанное, дающее материал для рефлексии. Всякое понимание другого человека, обстоятельств его жизни происходит только через самопонимание. Понимание становится механизмом, помогающим определить смысл как педагогической и социальной, так и идейно-политической ситуации, интерпретировать характер проблемы, найти способы ее решения.
Педагогический инструментарий с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувшим территорию своей страны, должен отвечать некоторым принципиальным условиям понимания в педагогической герменевтике:
- способность к самоосмыслению (пониманию себя), «перенесению себя на место другого»;
- способность к диалогическому мышлению, ведущей идеей которого является взаимопонимание;
- рефлексивный характер образовательного процесса;
- творческое самопроявление в игре, мыследействии, конфликте, апробации новых моделей поведения;
- всесторонний учет характеристик педагогической среды, в пространстве которой будет развертываться технологический процесс;
- опора на субъектный опыт личности.
Молодежь подвержена интенсивному и перманентному влиянию извне. Нередко при определенном соотношении субъективных и объективных факторов асоциальные стихийные процессы трансформируются в сознательные, а случайные пассивные участники превращаются в деструктивные социальные элементы. Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает толерантность молодежи именно в наши дни.
Ссылки на источники
1. Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
2. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1972. - 368 с.
3. Арстанов М. И. и др. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. - Алма-Ата: Мектеп, 1981. - С. 187.
4. Чапаев Н. К., Чошанов М. А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения // Образование и наука. Изв. УрО РАО. - 2011. - № 10 (69). - С. 3-27.
5. Чернилевский Д. В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. - М.: МГТА, 2001. - 301 с.
6. Чошанов М. А. Дидактическая инженерия: анализ и проектирование обучающих технологий. Блумингтон; Индиана: Экслибрис, 2009. 425 с.
7. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Основы личностно ориентированного образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - 51 с.
8. Арстанов М. И. и др. Указ. соч.
9. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Указ. соч.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Фоминых М. В. Педагогический инструментарий с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувшим территорию своей страны // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15183. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15183.htm. - ISSN 2304-120X.
Maria Fominikh,
Candidate of Pedagogic Scineces, Associate Professor at the chair of Germanic Philology Russian State Professional Pedagogical University, Ekaterinburg [email protected]
Teaching tools using domain-model training in development of students tolerance to Ukrainian citizens forced to leave the country
Abstract. The paper discusses the need for understanding and tolerance of students in accordance with the urgent problems of our society by means of pedagogical tools with the use of problem-training model in development of students tolerance to Ukrainian citizens forced to leave the country. Key words: tolerance, high school students, educational process, problem-training model, simulation. References
1. Grebenjuk, O. S. & Rozhkov, M. I. (2003) Obshhie osnovy pedagogiki: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zaved., Izd-vo VLADOS-PRESS, Moscow, 160 p. (in Russian).
2. Mahmutov, M. I. (1972) Problemnoe obuchenie: osnovnye voprosy teorii, Pedagogika, Moscow, 368 p. (in Russian).
3. Arstanov, M. I. Et al. (1981) Problemno-model'noe obuchenie: voprosy teorii i tehnologii, Mektep, Alma-Ata, p. 187 (in Russian).
4. Chapaev, N. K. & Choshanov, M. A. (2011) "Kreativnaja pedagogika: problemy, protivorechija, puti ih razreshenija", Obrazovanie i nauka. Izv. UrO RAO, № 10 (69), pp. 3-27 (in Russian).
5. Chernilevskij, D. V. & Morozov, A. V. (2001) Kreativnaja pedagogika ipsihologija, mGta, Moscow, 301 p. (in Russian).
6. Choshanov, M. A. (2009) Didakticheskaja inzhenerija: analiz i proektirovanie obuchajushhih tehnologij, Blumington; Indiana: Jekslibris, 425 p. (in Russian).
7. Zeer, Je. F. & Symanjuk, Je. Je. (2001) Osnovy lichnostno orientirovannogo obrazovanija, Izd-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, Ekaterinburg, 51 p. (in Russian).
8. Arstanov, M. I. Et al. (1981) Op. cit.
9. Zeer, Je. F. & Symanjuk, Je. Je. (2001) Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 20.03.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 23.03.15
Принята к публикации Accepted for publication 23.03.15 Опубликована Published 22.06.15
ISSN 2304-120Х
9II7723041120159
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Фоминых М. В., 2015