Научная статья на тему 'Использование «Кейс-задач» в процессе обучения студентов направления «Конфликтология»'

Использование «Кейс-задач» в процессе обучения студентов направления «Конфликтология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1104
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / CASE STUDY / EDUCATION / INNOVATION / EDUCATIONAL PROCESS / ACTIVE LEARNING METHODS / "CASE STUDY"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Светлана Владимировна

В статье описано использование приемов кейс-стади (case-study), одного из активных методов обучения, в практике профессионального образования. Применение описаний реальных ситуаций в обучении предполагает не только формирование у выпускников предметных знаний, но и развитие компетенций в соответствии с требованиями современного рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование «Кейс-задач» в процессе обучения студентов направления «Конфликтология»»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гончарова С. В. Использование «кейс-задач» в процессе обучения студентов направления «конфликтология» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S3. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470038.htm.

ART 470038 УДК 316:378:61:339.2

Гончарова Светлана Владимировна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных наук ШГН ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток goncharova.sv@dvfu.ru

Использование «кейс-задач» в процессе обучения студентов направления «конфликтология»

Аннотация. В статье описано использование приемов кейс-стади (case-study), одного из активных методов обучения, в практике профессионального образования. Применение описаний реальных ситуаций в обучении предполагает не только формирование у выпускников предметных знаний, но и развитие компетенций в соответствии с требованиями современного рынка труда.

Ключевые слова: образование, инновационная деятельность, активные методы обучения, case study, учебный процесс.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

На самом деле понятие «инновация» появилось в латинском языке где-то в середине XVII века и означало вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, «инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет» [1].

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. «Инновационное образование» в современном обществе - это образование, которое способствует саморазвитию и создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда - главный тезис: инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.

В соответствии с новыми условиями развития рынка труда и высшего образования современное содержание обучения передается обучающимся, но предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной профессиональной практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

Эффективным методом обучения студентов можно назвать кейс-метод (case study) (от англ., сase - случай) - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Центральным понятием метода является понятие «ситуация», т. е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент вынужден самостоятельно принимать решения и обосновывать его.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гончарова С. В. Использование «кейс-задач» в процессе обучения студентов направления «конфликтология» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S3. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470038.htm.

Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.

При этом на занятиях создается обстановка, приближенная к действительности. Приняв на себя роль конкретного лица, студент вникает в мотивы его поведения. Исполнение ролей заставляет задуматься над необходимостью учитывать позиции всех заинтересованных сторон, учит анализировать собственное поведение и наблюдать за деятельностью других людей в определенной производственной ситуации.

В некоторых учебных ситуациях более подходящим является использование так называемого «инцидента». Под «инцидентом» понимается наиболее простая конфликтная ситуация, возникающая в ходе реальной деятельности и требующая от руководителя оперативного решения. Слушателям без предварительной подготовки дается краткая информация о конкретном случае (инциденте), имевшем место в производственном процессе.

В рамках обучения студентов по направлению «Конфликтология» ставится задача формирования у них способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Обучающийся должен знать: объектную и предметную области теории коммуникации, место толерантности в науках о человеке, культуре и обществе; особенности межкультурной коммуникации; глобальные проблемы современности с точки зрения социума, этноса, конфессии и пр. Будущему специалисту важно уметь узнавать характерные варианты культурной динамики; классифицировать конкретные культуры по типам; использовать полученные знания в общении с представителями различных культур, учитывая особенности этнокультурного, конфессионального, социального контекста. Выпускник должен владеть методами и приёмами общения с представителями различных культур, учитывая особенности этнического, конфессионального, социального контекста; культурой диалога; навыками письменного и устного оформления результатов мыслительной деятельности.

В рамках изучения дисциплины «Межкультурные коммуникации в конфликте» при организации практических занятий по темам: «Культура и социокультурные системы», «Русская культура в контексте межкультурной коммуникации», очень полезно использовать метод «case study».

Метод обучения заключается в подробном, внимательном рассмотрении отдельного примера, случая (лат. «casus»), представляющего познавательный интерес. Казусные ситуации разной степени сложности, запутанности представляют собой краткий отчет об имевшем место в действительности факте настоящего или прошлого: судьба или поступок отдельного человека, какое-то общественное явление, историческое событие и пр. «Казус» применяется как исходный материал для постановки проблемы, решение которой предстоит искать и/или как источник знания, поддающегося обобщению.

У метода кейс-стади выделяют «семь основных образовательных целей, направленных на формирование практических навыков:

1) принимать нужное решение исходя из поставленной задачи;

2) мыслить последовательно и логически;

3) проводить анализ и представлять его результаты в убедительной и обоснованной форме;

4) выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к решению задачи;

5) применять инструментарий аналитического и количественного анализа для решения поставленной задачи;

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гончарова С. В. Использование «кейс-задач» в процессе обучения студентов направления «конфликтология» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S3. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470038.htm.

6) перспективно решать поставленную задачу и демонстрировать свою компетентность в данном вопросе;

7) эффективно использовать имеющиеся данные для разработки подробного и обоснованного плана действий или проведения тщательного анализа ситуации» [2].

Преподаватель может отталкиваться при постановке задачи от «случаев» из разных областей социальной практики: бизнеса, истории; легко пополняется имеющийся арсенал поучительными «случаями» из художественной литературы и близкой студентам реальности.

При разработке кейса преподаватель должен соблюдать следующие требования к его содержанию:

1. В кейсе рассматривается конкретная ситуация, взятая за определенный период времени. В описание ситуации включаются основные случаи, факты, принимаемые решения, имевшие место в течение этого времени. Ситуация может отражать как комплексную проблему, так и какую-либо частную задачу.

2. Кейс может быть составлен на основании обобщенного опыта, т. е. не обязательно отражать конкретную ситуацию. В тоже время, кейс должен содержать максимально реальную картину и несколько конкретных фактов. В этом случае изложение реальных и вымышленных событий улучшит его восприятие студентами.

3. Как правило, информация, представленная в кейсе, носит ориентирующий характер. Поэтому для построения логичной модели, необходимой при принятии обоснованного решения, допускается дополнять кейс данными, которые могли бы иметь место в действительности, что позволяет студенту не только фиксировать рассматриваемый случай, но и вникать в него для прогнозирования и демонстрации того, что пропущено в кейсе.

Хороший кейс рассказывает, как все хорошие рассказы, хороший кейс должен быть с хорошей фабулой, хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы студент забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешиться. Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания его главным действующим лицам. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей, так как во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни. Хороший кейс может включать цитаты из реальных источников (предприятий, организаций, компаний). Цитаты из реальных материалов (произнесенные или написанные, официальные или неофициальные) добавляют реализма и позволяют студенту толковать такие цитаты в свете того, что он знает о людях, от которых эти высказывания исходят. Хороший кейс содержит проблемы, понятные студенту. Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т. п., то целесообразно, чтобы кейс представлял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения.

Рекомендуется следующая последовательность работы подгруппы над кейсом: во-первых, записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе; во-вторых, выписать вопросы, сформулированные в настоящем пособии для данной темы; в-третьих, по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому-либо из участников их записывать (например, модератору); в-четвертых, сформулировать общее мнение, которое будет являться решением поставленной цели.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гончарова С. В. Использование «кейс-задач» в процессе обучения студентов направления «конфликтология» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S3. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470038.htm.

Принятие решений в подгруппе основывается на информации, имеющейся в кейсе и с использованием при этом методов исследования: экспертных, которые основываются на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы; аналитических, которые представляют собой применение строгих методов, чаще всего математических формул, для анализа проблемы.

С учетом перечисленных методов исследований модератор в подгруппе организует открытый обмен мнениями, активизируя способности каждого участника группы действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора.

Эффективность процесса зависит от способности модератора координировать работу каждого участника подгруппы. При работе в подгруппе каждый участник должен придерживаться следующих правил: активно принимать участие в высказывании идей и обсуждении; терпимо относиться к мнениям других участников; не прерывать других участников группы, давая им возможность полностью высказаться; не повторять уже высказанные мнения; не манипулировать неточными или неверными сведениями для того чтобы приняли его точку зрения; помнить, что каждый участник имеет равные права; не навязывать своего мнения другим; четко формулировать свое окончательное мнение (устно или письменно).

Для представления результатов рекомендуется подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы). Выступление модератора должно быть в пределах десяти минут, а предварительно на доске записываются основные результаты работы. Остальные подгруппы выступают слушателями и оппонентами докладчика, а затем оценивают доклад модератора. Обсуждение темы заканчивается подведением итогов преподавателем.

Если ответ студента логически выстроен и излагается на хорошем русском языке, он может быть высоко оценен. Студент свободно владеет понятийным аппаратом дисциплины, ссылается на необходимые источники, свободно ориентируется в проблеме, аргументирует свою позицию, подкрепляет дополнительной информацией, демонстрирует свою эрудицию, тем самым дает исчерпывающие ответы на все вопросы, а также правильно решает задачу.

Метод «case study» как способ организации практических занятий способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления, а также вырабатывать у студентов устойчивый навык решения практических задач.

Основной целью использования этого метода в учебном процессе является максимальная активизация каждого студента и вовлечение его в процесс анализа ситуации и принятия решений, а также для формирования навыка работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченной информации и недостатка времени.

Итак, современная инфраструктура обучения - это среда, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества различных форм обучения.

Инновационными подходами в организации учебного процесса в вузе считаются практики моделирования, проектирования, использования активных и интерактивных форм работы со студентами, различные варианты семинаров, тренинги и внесение их элементов в практические занятия.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гончарова С. В. Использование «кейс-задач» в процессе обучения студентов направления «конфликтология» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S3. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470038.htm.

Ссылки на источники

1. Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл. http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html.

2. Гуревич А. М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.

- URL:

Svetlana Goncharova,

PhD in Social Science, Associate Professor of the social sciences department Far Eastern Federal University, Vladivostok

goncharova.sv@dvfu.ru

Using "case study" for students in the "conflict study" course

Abstract. The article describes the use of methods of case-method (case study), one of the active teaching methods in the practice of vocational education. The use of descriptions of real situations in training involves the formation of the graduates are not only subject knowledge, but also the development of competence in accordance with the requirements of the modern labor market.

Key words: education, innovation, active learning methods, «case study», the educational process.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 12.01.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.01.17

Принята к публикации Accepted for publication 14.01.17 Опубликована Published 25.01.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Гончарова С. В., 2017

www.e-koncept.ru

9772304120173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.