Л. Р. Хаярова
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ХОДЕ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ
Ключевые слова: смыслообразующие мотивы и ценности, дезадаптация, психологическая предрасположенность к употреблению наркотиков, социально-психологический тренинг, целеполагание.
Широкое распространение наркомании среди молодежи представляет собой одну из самых острых проблем современного российского общества. Особую тревогу вызывает стремительное распространение наркомании в студенческой среде. В статье обосновывается ценностно-смысловой подход к профилактике наркомании в студенческой среде, описываются результаты профилактической работы.
Keywords: sense-motives and values, disadaptation, psychological predisposition to drug use, social and psychological
training, goal-setting.
Widespread drug use among young people is one of the most acute problems of modern Russian society. Of particular concern is the rapid spread of drug abuse among college students. The article substantiates the value-semantic approach to the prevention of drug abuse in the student and the
environment, describes the results of prevention efforts.
Широкое распространение наркомании среди молодежи представляет собой одну из самых острых проблем современного российского общества. Статистика свидетельствует, что каждый третий подросток и юноша испытал на себе действие наркотических веществ. Особую тревогу вызывает стремительное распространение наркомании в студенческой среде. По последним данным, в среде студенческой молодежи наркоманией охвачено более 40% учащихся [4], при этом процесс наркотизации студенчества идет более быстрыми темпами по сравнению с другими социально-возрастными
группами.
Большинство авторов, исследующих проблемы молодежной наркомании, отмечает, что одним из важных факторов наркозависимого поведения является психологическая
предрасположенность личности к аддиктивному поведению. Это означает, что наркозависимая личность обладает определенными свойствами, делающими ее уязвимой к влиянию наркостимулов.
Обследование дезадаптированных подростков позволило выявить следующие, свойственные им индивидуальные особенности: неустойчивость
интересов, эмоциональную лабильность, пассивную подчиняемость, конформность, нецеленаправленность, жестокость [6]. Обследование подростков с помощью патохарактерологического опросника выявило у них следующие проявления психического инфантилизма: снижение в сфере мотивации, интереса, чувства ответственности, долга, умения учитывать желания других людей. Все эти явления свидетельствуют о нарушениях в системе отношений личности [7,8,9].
Именно система отношений с миром, которая проявляется в ведущих идеалах, целях и ценностях жизни, на наш взгляд, определяет устойчивость молодых людей к наркостимулам. Наличие позитивных целей и ценностей жизни является
важным условием полноценной, созидательной жизни. Исследования показывают, что лица, предрасположенные к зависимому поведению, не имеют устойчивых интересов, планов на будущее, смыслообразующих мотивов и ценностей.
Незрелость мотивационной сферы
прослеживается в мотивах употребления наркотиков, среди которых подростки и юноши чаще всего называют:
• «влияние приятеля»,
• «желание не отстать от сверстников»,
• «скука»,
• «поиск необычных переживаний»,
• «желание уйти от решения жизненных проблем» [11,13],
Р.Р.Гарифуллин отмечает, что наркозависимая личность не приемлет большинство мотивов и целей, которые обладают смыслообразующим и мотивационной силой для большинства здоровых людей [2,7]. Кроме того, в основе наркозависимого поведения часто лежит отсутствие нравственных ориентиров, в основе которых совесть, чувство собственного достоинства, уважение к людям. Данное положение нашло подтверждение в ряде исследований, проведенных в молодежной среде. Исследования показали, что в качестве смыслообразующих ценностей, способных удержать от наркозависимого поведения, молодые люди называют: «здоровье», «чистая совесть», «работа» и «учеба» [5, С. 75-77].
Таким образом, мы видим, что только позитивные жизненные цели и ценности формируют жизненные смыслы, а это означает, что именно на развитие жизненных целей и осознание жизненных ценностей должны быть направлены усилия специалистов по профилактике наркомании в молодежной среде.
При разработке профилактических программ важно учитывать, что сама специфика юношеского
возраста состоит в том, что именно в этом возрасте формируется новая временная перспектива: изменяется восприятие времени, временной горизонт расширяется как вглубь, так и вширь, включая не только личные, но и социальные перспективы. Изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль, ростом потребности в достижении конкретных результатов [13].
Однако обостренное чувство необратимости времени часто соседствует в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с ощущением, будто «время остановилось». Подобная остановка времени, по Э. Эриксону, означает возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Такое «движение вспять» в развитии временной перспективы, трудности в совмещении ближней и дальней перспективы в юности делает актуальной работу по осознанию себя во времени, выстраиванию видения перспектив своего развития. В этой связи, на наш взгляд, необходимо помочь молодым людям не только увидеть и сформулировать цели своей жизни, но и продумать, обсудить последовательность действий, направленных на достижение обозначенных целей. В этом помогут такие вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?», «Каким Я хочу быть?», «Что необходимо для этого сделать?». Видение жизненной перспективы является очень важным, так как наполняет жизнь осмысленной деятельностью, направленной на достижение жизненных целей.
С учетом вышесказанного, важным направлением профилактической деятельности мы считаем оказание помощи молодым людям в осознании смысла и ценности собственной жизни, формировании жизненных целей и продумывания путей их достижения. Если молодой человек будет знать, ради чего он живет, к чему стремится и как можно достичь поставленных целей, можно быть уверенным в том, что он надежно защищен от саморазрушающего поведения.
Наиболее эффективной формой работы с молодежной аудиторией является психологический тренинг. Во многих работах отмечается, что специфика групповой психотерапии состоит в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики, то есть всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы. Эта совокупность отношений позволяет участникам тренинга лучше узнать и понять себя, осознать свои потребности, ресурсы и ограничения своей личности. Полученные в ходе тренинга опыт и знания о себе призваны облегчить молодому человеку поиск ответов на вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?», «Каким Я хочу быть?», «Чего я хочу достичь?», «Что необходимо
для этого сделать?», а значит, помочь осознать цели и смысл собственной жизни.
С октября 2004г. в Казанском
государственном технологическом университете функционирует социально-психологическая служба, важным направлением деятельности которой
является профилактика наркомании в студенческой среде. В рамках реализации антинаркотических
программ специалисты социально-психологической службы регулярно проводят профилактические тренинги со студентами университета [15]. В этой работе принимали активное участие студенты младших курсов факультетов автоматизации и управления, легкой промышленности, нефти и нефтехимии, механического и других факультетов.
Тематика тренингов разнообразна, среди них особое место занимает тренинг целеполагания. Целями тренинга являются: развитие умений ставить жизненные цели в соответствии со своими потребностями и возможностями; осознание ответственности за принятые решения.
Упражнения и игры тренинга направлены на самоосознание, прикосновение к ресурсам собственной состоятельности, развитие способности трезво оценивать свои возможности и силы, развитие навыков планирования и достижения поставленных целей, умений самостоятельно определять цели своей жизни, нести ответственность за принятые решения.
Приведем лишь некоторые упражнения, способствующие достижению целей тренинга.
Упражнение «Кто Я?» направлен на самоосознание, детализацию представлений о себе. Инструкция: « Двадцать раз ответьте на вопрос «Кто Я? Какой Я?». Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения « Я...».
Упражнение «Я и мой мир вокруг меня» используется с целью осознания значимых сфер своего окружения, прояснения своих
взаимоотношений с миром. Инструкция: «На рисунке, оставляя середину листа пустой, нарисуйте все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать - ваш социальный мир. В заключение рисования, в центре нарисуйте себя».
Упражнение «Маски» направлено на осознание выполняемых социальных ролей. Инструкция: « Все мы в жизни исполняем те или иные роли и надеваем разные маски: веселую, маску неудачника, учителя, судьи и т д. Нарисуйте те из них, которые чаще всего приходится надевать вам». После рисования каждый представляет свои маски. По итогам упражнения проводится обсуждение.
Упражнение «Я в изменчивом мире» способствует осознанию своего опыта жизни. Инструкция: «Сядьте удобно и медленно закройте глаза. Сосредоточьтесь на идее изменчивости мира, в котором мы живем. Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями. Подумайте об этом. Какие мысли у вас возникают? Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? Какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить, а какие мешают?» По окончании визуализации, участникам предлагается нарисовать все, что они прочувствовали, пережили, все свои впечатления. По окончании работы проводится обсуждение.
Упражнение «Распределение времени»
формирует умения рационально распределять и использовать время. Инструкция: « Нарисуйте
окружность. Распределите ее на сегменты, отражающие долю каждой группы занятий, на которые вы обычно тратите свое время: занятия, которые вы не любите , но обязаны делать; любимые дела; праздное времяпрепровождение; ежедневные ритуалы; встречи; другое. Проанализируйте полученные рисунки.
Упражнение «Мой жизненный путь» используется с целью формирования представления о достигнутых и перспективных жизненных целях. Инструкция: « Путник шел по дороге, которая называлась Жизнь. Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше? Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни».
Упражнение « Сценарий моей жизни». Цель: осознание своей ответственности за принятые решения.
Упражнение « Личный герб». Цель: интеграция прошлого жизненного опыта, постановка будущих жизненных целей. Инструкция: На листе бумаги в форме классического герба создайте свой герб, где верхняя часть разделена на две. Левая половина посвящена прошлому: « Мои главные достижения», правая часть- будущему: « Мои главные цели в жизни». В нижней части отражается «Девиз моей жизни». По результатам работы проводится обсуждение.
Упражнение «Если ты.». Цель: осознание степени личной ответственности за решение «принимать или не принимать» наркотик. Инструкция: Объединитесь в пары и каждый
выпишите на листе бумаги 5 наиболее значимых для Вас целей и ценностей жизни. Далее, один из вас начинает утверждение со слов: «Если ты будешь принимать наркотик...», другой заканчивает утверждение перечислением тех ценностей и целей своей жизни, которые он в этом случае утратит: «я потеряю то-то и то-то.», «я не смогу достичь того-то.». Затем двое в паре меняются ролями.
По окончании тренингов проводится анкетный опрос с тем, чтобы выявить степень субъективной удовлетворенности результатами тренинга. Вот что пишут студенты о своих впечатлениях от участия в тренинге:
• я узнал много нового, интересного для себя, сделал много выводов, и, скорее всего, стал другим, стал по-другому смотреть на вещи;
• появились новые мысли о жизни и о
смысле;
• изменились взгляды;
• изменилось отношение к жизненным ситуациям, научилась чувствовать себя увереннее, ставить нужные цели, проще общаться с людьми;
• произошли позитивные изменения в мировоззрении;
• я стала более уверенной в своих силах, усвоила техники решения проблем и целеполагания;
• я думаю, что все, что я получила от тренинга, я использую в повседневной жизни;
• стала анализировать все, что произошло за день, что буду делать;
• понравилась методика постановки целей на ближайшее и далекое будущее, то есть когда цели записаны и ты видишь их перед собой, то на уровне подсознания стремишься выполнить то, что запланировано. Это может помочь в осуществлении планов.
В заключение участникам тренинга был задан вопрос: «Что бы ты хотел пожелать себе, другим, ведущим?» на который были получены следующие ответы:
• побольше бы таких тренингов, они очень сближают;
• хотелось бы заниматься и в
последующем;
• желаю продолжения
самосовершенствования, саморазвития и т.п.
И, конечно же, были высказаны слова благодарности организаторам и тренерам, ведущим групповые занятия и надежда на продолжение работы в тренинговом режиме.
Итак, поскольку именно позитивные жизненные цели и ценности формируют жизненные смыслы, то именно на развитие жизненных целей и осознание жизненных ценностей должны быть направлены усилия специалистов по профилактике наркомании в молодежной среде.
Литература
1. Предупреждение подростковой и юношеской
наркомании / С.В. Березин, А.Э. Березовский, К.С. Лисецкая и др.; Под ред. С.В. Березина. - М.: Изд-во Инта психотерапии, 2000. -256 с- (Золотой фонд
психотерапии).
2. Гарифуллин, Р.Р. Психокоррекция смысловых структур наркозависимой личности. Дисс...канд.психол.наук. -Казань, 2000. -150 с.
3. Зенцова, Ю.С Влияние краткосрочного социальнопсихологического тренинга на управленческий потенциал личности. Дисс... канд. психол. наук. Казань, 2003. -140 с.
4. Кривцова, С.В. [и др.] Подросток на перекрестке эпох. -М.: Генезис, 1997. -287 с.
5. Кошкина, Е.А. Факторы, влияющие на потребление наркотических веществ учащимися г. Москвы/ Е,А. Кошкина, И.Д. Пароняи, Т.Б.Гречаная, А. Чиапело // Вопросы наркологии. -1996. -№4. - С. 75-77.
6. Личко, А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. -Л.: Медицина, 1991.
7. Личко, А.А., Лавкай И.Ю. Акцентуации характера подростков //Психологический журнал. -1987. - №2.
8. Подхватилин, Н.В. Психокоррекционная профилактика
подростковой наркозависимости: Практическое
руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников.- М.: ТЦ: Сфера, 2002. - 64с.
9. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде: Метод, пособие / Авт.-сост.: Сирота Н.А. и др. - М., 2000. -260 с.: ил.
10. Попова, С.Ю. Психологические технологии
профилактики наркотизации студенческой среды. Дисс. канд.психол.наук. -М.,2006. -180с.
11. Рудестам, К. Групповая психотерапия.
Психокоррекционные группы: теория м практика. Пер. с англ./ Общ.ред. и вступ.сл. Л.П.Петровской. . -2-е изд. . -М.:Прогресс,1993. . - 368с. с ил.
12. Сирота, Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. - М.: Генезис, 2001. -216с.
13. Соломатина, Т.Б. Социальная адаптация студенческой молодежи в процессе профессионального образования. Дисс.канд.психол.наук. -М.,2001. -145с.
14. Хажилина, И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. -М.: Изд-во Института
Психотерапии, 2002. -228с.
15. Хаярова, Л.Р. Психологические технологии
профилактики наркозависимого поведения в среде студенческой молодежи.//Вестник Казанского
государственного технологического университета. - №3. -2010. - С. 42-46.
16. 1емт, К Яе^^тг^жаакопШС: /. Ке^Уогк: Нагрег, 1948.
© Л. Р. Хаярова - доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, сИа]агоуа@ mail.ru.