Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая поддержка становления индивидуальности будущих психологов'

Психолого-педагогическая поддержка становления индивидуальности будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
БУДУЩИЙ ПСИХОЛОГ / FUTURE PSYCHOLOGIST / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / IDENTITY / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Декина Елена Викторовна

Статья посвящена анализу актуальных направлений психолого-педагогической поддержки становления индивидуальности будущих психологов в профессиональном образовании и воспитании. В работе рассматриваются особенности становления индивидуальности на проблемно-проектном семинаре по введению в профессию, во внеучебной работе, на психолого-педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF IDENTITY FORMATION OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

Article is devoted to the analysis of the actual directions of psychology and pedagogical support of identity formation of future psychologists in professional education and upbringing. In work features of formation of identity at a problem introduction seminar to a profession, in extra-curricular work, in psychology and pedagogical practice are considered.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая поддержка становления индивидуальности будущих психологов»

Объективно: зайдя в кабинет, не поздоровался, недовольно озирается, отвечает сухо и коротко. К обоим тестам отнесся негативно, постоянно барабанит пальцами по столу, раздраженно вздыхает.

Тест Розенцвейга. Результаты

GCR = 0,285 (28,5%)

Е>М; ED>OD>NP; Е>Е'>т

Вывод по тесту Розенцвейга

Субъект чрезвычайно требователен к окружающим, склонен винить их практически во всех неприятностях. Самокритика отсутствует. Такой человек никогда не признает своей вины, не будет отягощен реакциями совести, не сможет извлечь пользу из сложившихся ситуаций. Крайне высокий уровень дезадаптации. Конструктивный контакт с социумом практически невозможен. Агрессия хоть и носит скорее защитный характер, проявляется постоянно и во всех сферах деятельности испытуемого, вследствие того, что опасность видится ему всюду. Можно говорить о высокой личностной тревожности. Кроме того, есть основания предполагать эпи-лептоидную или мозаичную акцентуацию/психопатию.

С другой стороны, такой «красивый» профиль наводит на мысли об аггравации или попытке субъектом фальсифицировать исследование строя альтернативную личность.

Тест МПВ. Результаты

S P Sch C

0 +!!! -!! 0 0 + 0 -!

Вывод по тесту МПВ

Эрос потребность ослаблена вследствие перманентной ее сублимации в агрессии. Присутствует комплекс неполноценности связанный с косметическим дефектом. Присутствует очень напряженное и угрожающее деструктивное желание направленное во вне. Есть основания предполагать садистские перверзии в сексуальной сфере. При избыточном накоплении грубого аффекта, отсутствует его контроль посредством моральных устоев. Оттормаживание собственных желаний слабо, как и само «Я». Имеет место экспансивная паранойяль-ность. Существует тенденция к расширению собственного «Я» и мании величия. Индифферентен по отношению к выбору нового объекта привязанности. По сути, привязанности вообще нет. Объект чрезвычайно стремится отделиться от родителей, и от общества вообще.

Психологическое заключение

В результатах обоих методов исследования, мы наблюдаем очень резкие и сочетающиеся профили. Гипотеза об аггравации/фальсификации выдвинутая по итогам теста Розенцвейга не оправдана, ибо для прицельной фальсификации теста МПВ необходимо фактически заучить все карточки с портретами, интерпретации факторов влечений и их констелляции, что крайне проблематично. Следовательно, все полученные результаты являются «чистыми».

Из-за комплекса неполноценности сформированного на почве косметического дефекта, потребность в сексуальных контактах перманентно не удовлетворялась, после чего вылилась в постоянную сублимацию через внешне направленную агрессию. При том не просто агрессию, а неконтролируемое деструктивное желание доходящее порой до садистских наклонностей. Субъект склонен к жестоким импульсивным поступкам, причины которых будут совершенно неясны окружающим. Весьма вероятны пароксизмаль-ные эпизоды персекуторного бреда по типу «преследуемый преследователь». Такого человека легко вывести из себя, он крайне раздражителен, питает неприязнь к обществу в целом. Не имеет устойчивых привязанностей к чему или кому-либо. Следует заметить, что такой профиль характерен для асоциальных (дезорганизованных) многоэпизодных убийц, хотя, конечно, для таких выводов мы имеем недостаточно данных.

Подходя к интерпретации данных случаев с позиций гуманистической психологии, мы можем увидеть как «выглядит» личность тяжело травмированного физически чело-

века. Например, в третьем случае мы видим, как не будучи разрешенным на протяжении многих лет ПТСР вместе соматическими и косметическими дефектами привели к патологическим изменениям характера в частности и личности в целом, которые практически не поддаются коррекции. Мы видим как неэффективные во втором случае защитные механизмы вытеснения, уменьшения значимости, диссоциации, возмещения и т.д. могут сыграть очень важную негативную роль в формировании маскированной депрессии. В первом же случае мы можем наблюдать критическое деструктивное влияние инвалидизации и ПТСР на психику, фрагментацию и расщепление личности, когда не только результаты различных методик, но и данные внутри единичной методики показывают противоречивые результаты. В целом эти случаи демонстрируют важность именно гуманистического подхода как первичного в работе с людьми, пережившими тяжелый стресс и с людьми с ОВЗ в частности.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Тарабрина Н.В. - Тест фрустрационных реакций Розенцвейга. Практическое руководство.

[2]. Собчик Л.Н. - Метод портретных выборов. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста.

[3]. Образцов В.А., Богомолова С.Н. - Криминалистическая психология М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2002.

[4]. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. - Психиатрия. Учебник для послевузовского образования, Медицинское информационное агентство 2009.

CRITICAL DISADAPTATION, MASKED DEPRESSION AND PERSONALITY DISORDER OF THE ACCIDENT VICTIMS

Gutnov George O. - postgraduate student, department of developmental psychology and acmeology, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84, Moscow, Russia, 119606; e-mail: ggutnov@gmail.com

ABSTRACT

This article analyzes the state of the people in difficult and dangerous situation as a result of an accident or emergency situation led to the somatic and psychological trauma.

Keywords: people with disabilities, disability, defense mechanism, disadaptation, a critical situation, accident, depression, aggression, autodestruction, PTSD.

УДК 159.92

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАНОВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Декина Елена Викторовна (Тула, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125; kmppedagogika@ yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу актуальных направлений психолого-педагогической поддержки становления индивидуальности будущих психологов в профессиональном образовании и воспитании. В работе рассматриваются особенности становления индивидуальности на проблемно-проектном семинаре по введению в профессию, во внеучебной работе, на психолого-педагогической практике.

Ключевые слова: будущий психолог, индивидуальность, психолого-педагогическая поддержка.

Проблема индивидуальности интенсивно разрабатывается в психологии. К ее анализу обращались К.А. Абульханова-Славская, Г.С. Абрамова, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, А.В. Петровский, И.И. Резвицкий, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Собчик, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков и другие. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия связей и отношений с миром выделяет свое, собственное и делает его ценностным со-

держанием своей жизни. Индивидуальность предполагает рефлексию своей жизни, внутренний диалог с самим собой, выработку критического отношения к основному способу своей жизни [2].

Для психолога ценность индивидуальности своих воспитанников и своей собственной является важнейшим профессиональным требованием. Выявление путей и средств становления индивидуальности психологов на этапе профессионального образования является актуальной проблемой психологической науки. Индивидуальность будущего психолога характеризуется потребностью и способностью к профессиональному самопознанию и самовыражению, профессиональному целеполаганию и целереализации. Развитие профессионального самопознания студентов осуществляется через включение в основные виды деятельности и общения. Профессиональное целеполагание предполагает постановку проблемы, на решение которой направлена вся учебно-воспитательная деятельность, индивидуализированные варианты формирования образа профессионала. Профессиональная целереализация характеризуется обращенностью своего индивидуального развития на других, значимостью результата дея-тельностного самоосуществления, ценностным наполнением избираемых человеком содержания и форм самореализации, профессионального саморазвития.

А.А. Деркач отмечает, что в процессе профессионального обучения психолог должен овладеть компетенциями, актуализирующими процессы самопознания, самосовершенствования и самореализации [1]. Важно, чтобы содержание программы психолого-педагогической поддержки становления индивидуальности настраивало студентов на работу с собственным профессиональным сознанием, делая его восприимчивым к новому на пути выстраивания индивидуальной траектории профессионального самообразования и саморазвития. Подготовка психологов должна осуществляться в профессиональной образовательной среде, обеспечивающей возможности для применения психолого-педагогических технологий, «развития трендов современной психологической науки, организационно и научно значимых для подготовки инновационного специалиста» [1].

Программа психолого-педагогической поддержки становления индивидуальности будущих психологов апробирована на факультет психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого и реализовалась в формах учебной и внеучебной деятельности, различных видов практик.

Становление индивидуальности на начальном этапе обучения в вузе включало знакомство с вариантами развития индивидуальности студентов старших курсов, создание ситуаций диалога, дискуссии, совместного размышления, выбора учебных заданий, самопознание и самопроектирование, вариативность позиций участников учебного процесса и др. На этапе вхождения в профессию свою эффективность показал проблемно-проектный семинар. Основные особенности становления индивидуальности на семинаре: состав подгрупп на занятиях не был стабильным, что дало студентам возможность ближе познакомиться друг с другом; ряд занятий, совместно с руководителем, готовили студенты старших курсов, прошедших семинар. Таким образом, происходила рефлексия своих собственных профессиональных и личностных проблем, включение в будущую профессиональную деятельность. Предложенные виды работ на семинаре были направлены на актуализацию самопознания, осознание и развитие индивидуальности студента, создание предпосылок для творческого подхода к будущей профессиональной деятельности. Результаты наблюдений соотносились с результатами групповой рефлексии по ходу занятий, анкетирования, анализа рабочих тетрадей, творческих работ студентов.

Становление индивидуальности будущих психологов во внеучебной работе осуществлялось через индивидуальную направленность мероприятий, взаимосвязь внеучной работы с учебной, научной, профессиональной деятельностью, активизацию студенческого самоуправления, расширение возможностей реализации студентами своей индивидуальности, работу с кураторами студенческих групп. Были определены психолого-педагогические основы процесса воспитания, влияющие на становление индивидуальности студентов: установка на проявление и развитие индивидуальности студента, определение воспитательных задач с учетом психологических

особенностей студенческого периода жизни, создание разнообразных учебно-воспитательных ситуаций, подчеркивающих индивидуальность студента, стимулирование индивидуального самовыражения, предоставление возможности пробовать свои силы в различных видах деятельности и др. Важной задачей воспитательной работы со студентами стало создание благоприятных условий для полноценного проживания юношами и девушками данного периода, поддержка процессов самостроительства личности, самодвижения к своей индивидуальности, в том числе в будущей профессии. Разворачиваемые направления деятельности были многоплановыми, давали возможность студентам включиться в нее, опираясь на свои индивидуальные особенности.

Практика рассматривалась как источник постановки задач и проблем в будущей профессиональной деятельности. Становление индивидуальности на психолого-педагогической практике студентов достигалось посредством рефлексивного анализа практикантами своего профессионально-творческого развития, наличия вариативности содержания практик, индивидуальных заданий, интерактивных технологий, анализа лучших образцов практической деятельности. Содержание различных видов практик отражало логику построения процессов самопознания, самореализации, самосовершенствования, которые осуществлялись на основе включения студента в будущую профессиональную деятельность, самоанализа своего профессионально-творческого развития. Во время стажировки студенты могли попробовать себя в различных видах психолого-педагогической деятельности, лучше понять и развить свои интересы, в том числе в будущей профессии, открыть новые возможности для личностного и профессионального роста.

Научно-исследовательская деятельность дает простор для инициативных действий, самостоятельных решений, способствует самовыражению, проявлению индивидуальности студента, в том числе в будущей профессии. В рамках научно-исследовательской деятельности происходит формирование профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач. В результате повышается ответственность студента за выстраивание собственной образовательной траектории и освоение необходимыми компетенциями.

Литература

[1]. Деркач А.А., Степнова Л.А., Гагарин А.В. Подготовка психолога инновационной формации на современном факультете психологии // Акмеология. № 1-2. 2014. С. 259-260.

[2]. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF IDENTITY FORMATION OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

Dekina Elena Viktorovna (Tula, Russia) - the Doctor of Philosophy, the associate professor, the Tula state pedagogical university of L.N. Tolstoy; Lenin St., 125; kmppedagogika@yandex.ru

Annotation

Article is devoted to the analysis of the actual directions of psychology and pedagogical support of identity formation of future psychologists in professional education and upbringing. In work features of formation of identity at a problem introduction seminar to a profession, in extra-curricular work, in psychology and pedagogical practice are considered.

Keywords: future psychologist, identity, psychology and pedagogical support.

УДК 159.9

ОБОБЩЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОСМЕТОЛОГА С КЛИЕНТАМИ

Демина Ирина Ивановна (Москва, Россия) - аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; moskalenkoolga@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.