Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая модель формирования мотивационной основы профессиональной стратегии будущего психолога образования в условиях вуза'

Психолого-педагогическая модель формирования мотивационной основы профессиональной стратегии будущего психолога образования в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ-ПСИХОЛОГ / PSYCHOLOGIST STUDENT / МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ / MOTIVATIONAL FOUNDATION OF PROFESSIONAL STRATEGIES / ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ / TYPES OF PROFESSIONAL STRATEGIES / МОДЕЛЬ / MODEL / ПАРАМЕТР / PARAMETER / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лежнева Екатерина Александровна

В статье обоснована психолого-педагогическая модель формирования мотивационной основы профессиональной стратегии будущего психолога образования. Автором представлен и проанализирован каждый блок модели (целевой, организационно-содержательный, развивающий, результативный), определено их назначение. Особое внимание уделено раскрытию психолого-педагогических условий, целенаправленно создаваемых при реализации характеризуемой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лежнева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological-pedagogical model of motivational basis of professional strategies of future educational psychologists in the conditions of a higher school

The article deals with the psychological pedagogical model of motivational bases of future educational psychologists’ professional strategies. The author presents and analyzes each block of the model (objective, organization, content, development, outcome), defines their purpose. Special attention is paid to psychological-pedagogical conditions created purposefully when implementing the model.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая модель формирования мотивационной основы профессиональной стратегии будущего психолога образования в условиях вуза»

УДК 37.015.3

Лежнева Екатерина Александровна

преподаватель кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА [1]

Аннотация:

В статье обоснована психолого-педагогическая модель формирования мотивационной основы профессиональной стратегии будущего психолога образования. Автором представлен и проанализирован каждый блок модели (целевой, организационно-содержательный, развивающий, результативный), определено их назначение. Особое внимание уделено раскрытию психолого-педагогических условий, целенаправленно создаваемых при реализации характеризуемой модели.

Ключевые слова:

студент-психолог, мотивационная основа профессиональной стратегии, типы профессиональных стратегий, модель, параметр, психолого-педагогические условия.

Lezhneva Ekaterina Aleksandrovna

Lecturer, Psychology Department, Mordovian State Pedagogical Institute

THE PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL MODEL OF MOTIVATIONAL BASIS OF PROFESSIONAL STRATEGIES OF FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS IN THE CONDITIONS OF A HIGHER SCHOOL [1]

Summary:

The article deals with the psychological pedagogical model of motivational bases of future educational psychologists' professional strategies. The author presents and analyzes each block of the model (objective, organization, content, development, outcome), defines their purpose. Special attention is paid to psychological-pedagogical conditions created purposefully when implementing the model.

Keywords:

psychologist student, motivational foundation of professional strategies, types of professional strategies, model, parameter, psychological-pedagogical conditions.

Одним из критериев успешного профессионального становления личности является ее способность самостоятельно проектировать профессиональное будущее, находить личностный смысл в деятельности, выстраивать конструктивную профессиональную стратегию и выбирать оптимальные способы ее реализации.

В период студенчества центральное место отводится планированию будущего и поиску путей достижения намеченных целей. Целью высшей школы является формирование субъектности и профессиональной Я-концепции молодых людей, оказание им помощи в определении своего Я, что способствует профессиональной самореализации. В значительной степени продуктивность личности в учебно-профессиональной деятельности связана со сформированной мотивационной основой профессиональной стратегии и умением реализовывать ее в различных ситуациях (при прохождении учебной и производственной практики, участии в научных мероприятиях, решении профессиональных задач, выборе способов осуществления деятельности и т. п.).

В профессиональном становлении психолога выделяется стратегическое направление, которое распространяется на область построения профессионального пути и постоянного профессионального самоопределения и включает в себя следующие этапы: выбор конкретной специальности (социальная психология, психология труда, педагогическая психология и т. д.); поиск темы, в разработке которой студент хотел бы участвовать; определение будущего профессионального поля (научное или прикладное исследование, психологическое консультирование или преподавание и т. д.) [2].

В современной науке усиливается интерес к изучению профессиональных стратегий, выделению компонентов и факторов, влияющих на их развитие. В рамках социологического подхода М.Г. Солнышкина определяет профессиональные стратегии как динамическую систему перспективного ориентирования личности, направленную на сознательное изменение своей жизни в контексте ее профессионального становления; как способ планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования своего профессионального будущего [3]. Ю.В. Варданян изучает развитие профессиональных стратегий в контексте психологической безопасности студента. Автор указывает, что психологическая безопасность способствует «удовлетворению потребностей в самореализации, общении, самовыражении на основе

действия способности справляться с возникающими психологическими опасностями и угрозами в процессе выработки и реализации профессиональной стратегии» [4, с. 297-298].

Мотивационная основа профессиональной стратегии студента - будущего психолога образования понимается нами как совокупность мотивационных образований (потребностей, побуждений, системы мотивов, целей, намерений, мотивационных состояний), определяющих значимость процесса профессионально-личностного развития и его активизацию, а также способствующих формированию, восполнению, регуляции и реализации траектории профессионально-личностного становления.

В ходе исследования нами создана психолого-педагогическая модель формирования моти-вационной основы профессиональной стратегии (МОПС) студента - будущего психолога образования. Методологически построение указанной модели основано на следующих подходах: 1) де-ятельностный (определена роль учебно-профессиональной деятельности в профессионально-личностном становлении студента, а также формировании и реализации МОПС); 2) субъектно-личност-ный (студент - будущий психолог образования рассматривается как субъект учебно-профессиональной деятельности, который целенаправленно актуализирует, формирует и развивает параметры МОПС).

Психолого-педагогическая модель формирования МОПС студента - будущего психолога образования включает следующие взаимосвязанные блоки: целевой, организационно-содержательный, развивающий, результативный. Рассмотрим содержание каждого блока подробнее.

Целевой блок задает ориентацию на формирование МОПС студента - будущего психолога образования на вузовском этапе и рассматривается как целенаправленное изменение, совершенствование ее параметров.

Организационно-содержательный блок представлен источниками формирования МОПС. К ним относятся: психолого-педагогические дисциплины («Адаптационный тренинг», «Общая и экспериментальная психология», «Психолого-педагогический практикум»), психологический кружок («Мое профессиональное будущее»), психологический тренинг формирования МОПС, производственная практика.

В процессе освоения дисциплины «Общая и экспериментальная психология» у студентов формируются базовые научные знания о потребностно-мотивационной и ценностно-смысловой сферах личности, компонентах сознания и самосознания, роли эмоций и воли, развиваются умения и навыки осуществлять анализ деятельности и выделять ее компоненты, проводить самодиагностику и использовать ее результаты в целях профессионально-личностного развития.

Изучение дисциплины «Адаптационный тренинг» способствует освоению знаний о субъекте учебно-профессиональной деятельности и специфике будущей профессии, развитию способности к самопознанию, самоанализу, самооценке, формированию профессионально значимых качеств, развитию и коррекции учебной и профессиональной мотивации. Мы согласны с Н.В. Мацаковой, которая говорит о том, что уже на ранних этапах профессионального обучения в вузе будущих психологов необходимо вести специально организованную работу «по формированию мотивов понимания предназначения профессии, мотивов профессиональной деятельности» [5, с. 165], дисциплина «Адаптационный тренинг» способствует решению указанных задач.

Дисциплина «Психолого-педагогический практикум» обладает большим потенциалом для формирования МОПС, так как студентами актуализируются теоретические знания об особенностях и направлениях деятельности психолога образования, развиваются умения моделирования и анализа различных профессиональных ситуаций и задач, совершенствуются навыки профессионально-личностного саморазвития и самокоррекции, вырабатывается активная профессиональная позиция, формируется мотивационно-ценностное отношение к будущей профессии.

Психологический кружок как форма внеучебной деятельности имеет ряд преимуществ: у студента возникает дополнительная возможность осваивать и применять механизмы реализации МОПС, осознавать и корректировать мотивы учебной и профессиональной деятельности, проектировать профессиональную траекторию [6]. Деятельность предлагаемого психологического кружка «Мое профессиональное будущее» позволяет обеспечить единство теоретической и практической подготовки. Теоретический аспект направлен на повышение психологической осведомленности о типологиях и особенностях построения профессиональной стратегии, осуществление анализа проблемы формирования МОПС, разработку плана профессионально-личностного развития. Практическая подготовка предоставляет студентам возможность осуществлять оценку и самооценку сформированности МОПС, осваивать и применять приемы ее развития и коррекции.

В качестве важного источника формирования МОПС нами выделяется психологический тренинг, включающий в себя три стадии: начальную (мотивационно-побуждающую), основную

(мотивационно-смысловую), завершающую (мотивационно-регулирующую). Тренинг формирования МОПС направлен на решение следующих задач: осознание студентами своих мотивационных, личностных и профессиональных ресурсов; активизация процессов изучения / самоизучения, развития / саморазвития, коррекции / самокоррекции параметров МОПС; приобретение умений и навыков построения профессиональной стратегии.

Важным источником формирования МОПС является производственная практика, предоставляющая студенту возможности актуализировать, осознавать и закреплять ее в реальных условиях профессиональной деятельности, осуществляя основные ее виды (психодиагностику, психопрофилактику и психопросвещение, коррекционно-развивающую деятельность, психоконсультирование).

Развивающий блок модели состоит из системы адресных развивающих заданий, формирующей различные аспекты мотивационной основы профессиональной стратегии (мотивационно-смысловой, содержательно-функциональный, процессуально-результативный) и имеющей двойную направленность (по отношению к себе как будущему психологу, по отношению к профессиональной деятельности).

Мотивационно-смысловой аспект МОПС, формируемый адресными развивающими заданиями, способствует возникновению побуждений, потребностного состояния, намерений познавать и формировать МОПС, осознать значимость этого процесса для личностного развития и реализации предстоящего замысла деятельности.

Содержательно-функциональный аспект МОПС, формируемый адресными развивающими заданиями, способствует формированию и актуализации знаний о МОПС, овладению навыками самодиагностики, самоорганизации, самопреобразования в процессе ее формирования и восполнения, а также актуализации и применению в процессе моделирования замысла собственной деятельности.

Процессуально-результативный аспект МОПС, формируемый адресными развивающими заданиями, способствует определению промежуточных и итоговых результатов формирования МОПС в процессе самоанализа, самооценки, рефлексии, ее реализации и анализу результатов деятельности.

Результативный блок содержит параметры МОПС и выделяемые типы профессиональной стратегии по критерию ее мотивационной основы.

Нами выделены следующие параметры МОПС: активность личности, потребность в достижении цели, потребность в саморазвитии, мотивация достижения успеха, мотивация обучения в вузе, мотивация профессиональной деятельности, смысложизненные ориентации. Основополагающими параметрами мотивационной основы профессиональной стратегии, закладывающими основные ее типы, являются: активность / пассивность личности, внутренняя / внешняя направленность мотивации. Другие же параметры мотивационной основы усиливают и дополняют содержание определенного типа профессиональной стратегии. К конструктивным типам профессиональной стратегии относятся типы, имеющие в своей основе сформированность всех параметров мотивационной основы на высоком и среднем уровнях, а также положительную направленность профессиональной деятельности.

Различное сочетание и сформированность параметров мотивационной основы профессиональной стратегии определяет следующие типы профессиональной стратегии: активную конструктивную внутреннюю, активную конструктивную внешнюю, среднеактивную конструктивную внутреннюю, среднеактивную конструктивную внешнюю, пассивно-выжидательную отстраненную, пассивную неконструктивную.

Для динамичного и последовательного формирования мотивационной основы профессиональной стратегии студента - будущего психолога образования необходимо создать систему психолого-педагогических условий:

- мониторинго-диагностические, создавались преподавателем и использовались студентом для определения исходного и достигнутого уровня сформированности параметров мотивационной основы профессиональной стратегии и ее типа;

- стимулирующе-мотивационные, создавались преподавателем для поощрения и оказания помощи в процессе формирования мотивационной основы профессиональной стратегии и использовались студентом для активизации внутренних ресурсов, необходимых для формирования мотивационной основы и осуществления собственной профессиональной стратегии в учебных, моделируемых и реальных условиях профессиональной деятельности;

- организационно-реализационные, обеспечивали освоение и применение действий по формированию мотивационной основы профессиональной стратегии и ее реализации по отношению к себе как субъекту профессиональной деятельности, а также к процессу и результату учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности;

- коррекционно-развивающие, создавались преподавателем для получения и учета информации о качестве овладения студентом мотивационной основой профессиональной стратегии и использованы студентом для исправления, совершенствования и преобразования мотивационной основы профессиональной стратегии;

- аналитико-рефлексивные, обеспечивали анализ, осознание, совершенствование и преобразование мотивационной основы профессиональной стратегии студента - будущего психолога образования.

Разработанная психолого-педагогическая модель формирования МОПС студента - будущего психолога является ориентиром для познания / самопознания, развития / саморазвития, изменения / самоизменения его профессионально-личностного потенциала. Реализация модели в условиях вуза способствует становлению субъектной позиции будущего психолога образования, что обеспечивает компетентное решение учебных и профессиональных задач. Указанная модель послужила основой для организации опытно-экспериментальной работы со студентами психолого-педагогического направления.

Ссылки и примечания:

1. Исследование проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации по заданию № 2014/356 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», проект «Психологическая безопасность как фактор развития и реализации профессиональной стратегии личности» (код проекта 2041).

2. Психолог: введение в профессию / В.А. Фокин, Т.М. Буякас, О.Н. Родина и др. ; под ред. Е.А. Климова. М., 2007.

3. Солнышкина М.Г. Профессиональные стратегии личности. М., 2006.

4. Варданян Ю.В. Парадокс психологической защиты и безопасности в процессе развития профессиональной стратегии личности // European Social Science Journal. 2014. № 8-2 (47). С. 296-302.

5. Мацакова Н.В. Особенности учебно-профессиональной мотивации будущего психолога // Теория и практика общественного развития. 2011. № 3. С. 165-166.

6. Лежнева Е.А. Деятельность психологического кружка по формированию мотивационной основы профессиональной стратегии будущего психолога образования в условиях вуза // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2015. С. 126-128.

References and notes:

1. The study is sponsored by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 2014/356 on the instructions to perform public works in the sphere of scientific activity in the framework of the basic tasks of the State of the VPO "Mordovia State Pedagogical Institute named after ME Evseveva "project" Psychological security as a factor in the development and implementation of strategies of professional identity "(Project 2041).

2. Fokin, VA, Buyakas, TM & Rodina, ON (etc.) 2007, Psychology: an introduction to the profession, Moscow.

3. Solnyshkina, Mg 2006, Professional identity strategy, Moscow.

4. Vardanyan, YV 2014, 'The paradox of psychological defense and security in the process of professional development strategy of the person', European Social Science Journal, no. 8-2 (47), p. 296-302.

5. Matsakova, NV 2011, 'Features educational and professional motivation of the future psychologist', Theory and Practice of Social Development, no. 3, p. 165-166.

6. Lezhneva, EA 2015, 'Activities psychological circle to form motivational bases of vocational education strategies for the future of the psychologist in the conditions of high school', Innovative Technologies in Science and Education: Proceedings of the II International scientific and practical Conf., Cheboksary, p. 126-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.