Научная статья на тему 'Критическая дезадаптация, маскированная депрессия и патологические изменения личности у потерпевших в несчастных случаях'

Критическая дезадаптация, маскированная депрессия и патологические изменения личности у потерпевших в несчастных случаях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PEOPLE WITH DISABILITIES / ИНВАЛИДИЗАЦИЯ / DISABILITY / ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ / DEFENSE MECHANISM / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / DISADAPTATION / КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / CRITICAL SITUATION / НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ / ACCIDENT / ДЕПРЕССИЯ / DEPRESSION / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / ДЕСТРУКЦИЯ / ПТСР / PTSD / AUTODESTRUCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гутнов Георгий Олегович

Статья посвящена анализу состояния людей, находящихся в тяжелом и опасном положении вследствие несчастного случая или чрезвычайной ситуации приведшей к соматической и психологической травматизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL DISADAPTATION, MASKED DEPRESSION AND PERSONALITY DISORDER OF THE ACCIDENT VICTIMS

This article analyzes the state of the people in difficult and dangerous situation as a result of an accident or emergency situation led to the somatic and psychological trauma.

Текст научной работы на тему «Критическая дезадаптация, маскированная депрессия и патологические изменения личности у потерпевших в несчастных случаях»

- в области проектирования организационно-методического фактора дидактической системы: принцип проектно-целевого подхода. Проектно-целевой подход предполагает рассмотрение всей совокупности компонентов и системообразующих факторов образовательного процесса как проект инновационной учебно-профессиональной деятельности на основе их интеграции для достижения частного образовательного результата;

- в области проектирования рефлексивно-коррекционного фактора дидактической системы: принцип моделирования эколого-профессиональной деятельности, который основан на механизме рефлексивной самоорганизации, представляющую собой основу рефлексивной культуры будущего профессионала. Результатом моделирования выступает профессиограмма выпускника гуманитарного вуза.

Литература

[1] Акмеологический словарь [Электронный ресурс] / Под общ. ред. А.А.Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 161 с. - URL: http:// vocabulary.ru/dictionary/948 (Дата обращения: 21.04.2015).

[2] Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Электронный ресурс]. -М.: НМЦ СПО, 1999. - URL: http://didacts.ru/dictionary/1057 (Дата обращения: 21.04.2015).

[3] Вагнер, И. В. Принципы интеграции экологического и медиа-образования: семь правил экомедиапедагогики [Текст] / И. В. Вагнер//«Вестник Международной академии наук. Русская секция», 2013. - № 1. - С. 21-28.

[4] Гагарин, А.В. Эколого-акмеологическая составляющая профессиональной подготовки бакалавра психологии [Текст] / А. В. Гагарин // Акмеология. - 2014. - № 2 (50). - С. 33-39.

[5] Глазачев, С.Н. Экологическое образование в гуманитарном вузе: компетентностный подход [Текст] / С. Н. Глазачев, Ю.М. Гришаева, // Социально-гуманитарные знания. - М., 2013. - № 4. - С. 116-132.

[6] Гришаева, Ю. М. О соотношении средового и пространственного подходов в экологическом образовании [Текст] / Ю.М. Гришаева // Акмеология. - 2011. - № 3. - С. 119-125.

[7] Гришаева, Ю. М. Проектирование педагогической системы формирования экопрофессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза [Текст] / Ю.М. Гришаева //Акмеология. - 2012. - № 4. - С. 55-60.

[8] Гришаева, Ю. М. Экологическая компетентность личности в гуманитарном образовательном пространстве [Текст]: Монография / Ю.М. Гришаева. М.: Изд. МГПИ, 2012. - 92 с.

[9] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.economy.gov.ru. (Дата обращения: 21.04.2015).

[10] Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http:// www.raop.ru. (Дата обращения: 21.04.2015).

ABOUT THE DIDACTIC POTENTIAL OF ECO-EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Julia M. Grishaeva - doctor of pedagogical sciences, Chair of life safety, Moscow City Teachers' Training University, 2-nd Sel'skohoz-jajstvennyj proezd, 4, Moscow, Russia, 129226; e-mail j.m.g@mail.ru, тел.: +7 (916) 909-93-69

Valentin I. Kosonozhkin - candidate of agricultural Sciences, Chair of General and regional Geoecology, Moscow region state University, Radio street, 10а, Moscow, Russia, 105005; e-mail: val80872683@ yandex.ru, тел.: 8(495) 688-19-23

Evgeny A. Ksenofontov - postgraduate student, Chair of life safety, Moscow City Teachers' Training University, 2-nd Sel'skohozjajstven-nyj proezd, 4, Moscow, Russia, 129226; e-mail: ysohik@gmail.com тел.: +7 (916) 905-763-39-33

Abstract

The article discusses the general didactic and specific didactic principles of organization of the pedagogical process in humanitarian University focused on formation of eco-professional competence of the individual student. Didactic principles of the organization of process of formation of eco-professional competence of the personality of students of humanitarian universities selected to capture key methodological approaches to the organization of vocational training, peculiarities of modern environmental education for sustainable development, as well as in the logic of the content the systemic factors

of the pedagogical system. Key words: ecological education, didactic principles, ecological culture, eco-professional competence.

УДК 159.9

КРИТИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ, МАСКИРОВАННАЯ ДЕПРЕССИЯ И ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

У ПОТЕРПЕВШИХ В НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ

Гутнов Георгий Олегович - аспирант, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Академия при Президенте РФ (РАНХиГС); пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail ggutnov@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена анализу состояния людей, находящихся в тяжелом и опасном положении вследствие несчастного случая или чрезвычайной ситуации приведшей к соматической и психологической травматизации.

Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалидизация, защитный механизм, дезадаптация, критическая ситуация, несчастный случай, депрессия, агрессия, деструкция, ПТСР.

В ходе нашего исследования, посвященного психолого-ак-меологическим механизмам совладающего поведения у людей с ограниченными возможностями здоровья, мы столкнулись с проблемой низкой контактности у большого количества потенциальных испытуемых. Учитывая специфику проводимой нами работы, это было ожидаемо, но, тем не менее, интересно, что в первую очередь люди отказывались выполнять методики типа «опросник», в то время как некоторыми проективными методиками заинтересовать их иногда оказывалось возможным. С одной стороны такое положение дел исключало этих людей из основной рабочей выборки, с другой предоставляло возможность лучше изучить их состояние, используя гуманистический подход в качестве парадигмы и тесты Розенцвейга и МПВ в качестве инструментов.

Изложенные ниже данные анонимизированы и опубликованы с уведомления и согласия самих обследуемых.

Испытуемый Н2

Пол: М; возраст: 24 года; образование: высшее по специальности инженер-проектировщик ЭВМ; должность: системный администратор; семейное положение: холост, детей не имеет.

Эпикриз: тяжелая сочетанная травма после ДТП. Ожог II степени 30% площади тела, тупая травма лицевых костей, закрытая черепно-мозговая травма. Сотрясение головного мозга. Тупая травма грудной клетки. Перелом 6-7-8-9 рёбер слева. Ушиб лёгких. Двухсторонний гидроторакс. Тупая травма живота, разрыв селезёнки, разрыв правой доли печени. Гемоперитонеум. Ушиб левой почки. Закрытый перелом шейки левой бедренной кости со смещением. Открытый оскольчатый перелом средней трети левой бедренной кости со смещением. Ушибленная-рванная рана медиальной поверхности области правого коленного сустава. Открытый оскольчатый перелом левого надколенника без смещения. Ок-клюзивный тромбоз задней большеберцовой вены, суральной и подколенной вен левой нижней конечности, травматическая ампутация (по типу раздавления) большого и указательного пальца правой руки, проникающее ранение левого глаза, полное разрушение правого глазного яблока. II гр. инвалидности.

Объективно (срок инвалидизации 5 месяцев): Темп речи низкий, периодически ускоряется, голос тихий. Напряжён, подавлен, смотрит в пустоту, избегает зрительного контакта, периодически «уходит в себя». К тесту Розенцвейга отнеся безразлично, к тесту МПВ с подозрением, но от прохождения не отказался.

Тест Розенцвейга. Результаты

GCR=0,187 (18,7%)

E>I=M; ED>OD=NP; E>E'=e; E>I

Вывод по тесту Розенцвейга

Высокая экстрапунитивность говорит нам о повышенной требовательности к окружающим и пониженной самокритичности. Как правило, резкое возрастание этого показателя наблюдается у людей после социального, или физического стрессового воздействия. Столь продолжительное воздействие изначального стрессового фактора объясняется отсутствием помощи при формировании у испытуемого ПТСР.

На данный момент испытуемый чрезвычайно социально дезадаптирован, в большинстве фрустрирующих ситуаций фиксируется на самозащите, а не на препятствии или, удовлетворении потребности. Это может говорить о внутренней слабости «Я», т.е. характеризует слабую и ранимую личность, воспринимающую почти любую ситуацию, как субъективно опасную, а значит требующую агрессивных действий.

Тест МПВ. Результаты

S Р Sch С

0 +! - + + - - -

Вывод по тесту МПВ

Наблюдается недостаток эрос-потребности, связанный скорее всего с конституционными изменениями и сублимацией энергии в агрессивном поведении.

Избыточное и угрожающее напряжение агрессивной потребности. В данном случае оно может привести к импульсивным поступкам, направленным против окружающих людей. К противоправным действиям малой степени тяжести.

Также может указывать на садистические или садомазо-хистические сексуальные перверзии.

Наблюдаются признаки так называемого «социально терпимого Каина». Т.е. это злобный, завистливый, ревнивый обыденный человек с банальной вспыльчивостью и раздражительностью. Он не способен на серьезные преступления против личности, так как поведение его в большой степени демонстративно и является трансформированным криком о помощи. Так же на это указывает сам факт согласия испытуемым на исследование.

«Я» испытуемого аутистически импульсивно и детски незрело. Ему присущи эгоистические, эгоцентрические, нар-циссические склонности. Проецируемые притязания на обладание выходят за рамки реальности. Это и болезненное «прилипание» к объектам прошлого указывает на повышенную активность защитного механизма «регрессия» и говорит о невозможности субъектом на данном этапе принять новые условия.

Психологическое заключение

Личность сильно травмирована и истощена, защитные механизмы декомпенсированы, из-за чего наблюдается схизис во внутриличностной сфере и поведении. Доверие к внешнему миру утеряно. Испытуемый предпочитает «защищаться еще до нападения», ограничивая круг своих контактов. Эрос потребность подавляется/сублимируется, вследствие изменения внешности и уверенности в невозможности близких контактов. Агрессивность частично носит демонстративный характер, являясь «криком о помощи». Зависть и фиксация на утрате привела к эскапизму и нарциссизму. Личность критически дезадаптирована и продуктивные контакты с окружающими практически невозможны. В будущем, при отсутствии терапии, человека будет все больше охватывать апатия, безразличие и нигилизм, а состояние может транс-формироватся вплоть до синдрома Котара. С высокой долей вероятности можно сказать, что отсутствие своевременного вмешательства специалиста является причиной сложившейся ситуации.

Испытуемый 94

Пол: Ж; возраст: 36 лет; образование: высшее по специальности история России; должность: организатор концертов, сотрудник продюсерского центра; семейное положение: разведена, сын 9 лет.

Клинический диагноз: остеохондроз пояснично-крестцо-вого и шейного отделов позвоночника, семь межпозвоночных грыж вследствие травмы, полученной при прыжке с парашютом, хронические болевые ощущения. II гр. инвалидности.

Объективно (срок инвалидизации 8 месяцев): ведет себя дружелюбно, приветливо, охотно заполняет карточки теста Розенцвейга, умеренно комментирует. Несколько смущена «странностью» теста МПВ. Делает замечания с предполагаемым родом деятельности и характером изображенного на карточке человека. От выполнения методик-опросников отказалась, т.к. они «неинтересные».

Тест Розенцвейга. Результаты

GCR = 0,57 (57%)

Е>М>1; ED>NP>OD; Е=М'>е

Вывод по тесту Розенцвейга

Высокая экстрапунитивность часто связана с неадекватной повышенной требовательностью к окружению и недостаточной самокритичностью. Возрастание экстра-пунитивности наблюдается у испытуемых после социального или физического стрессорного воздействия. Так же, высокий показатель по этой шкале может говорить о стремлении искать причины неудач в окружении (других людях, обстоятельствах, судьбе и т.п.)

Преобладание категории ED говорит нам о внутренней слабости личности, что вынуждает ее сосредотачиваться не на преодолении препятствия, а в первую очередь на защите собственного «Я».

Тест МПВ. Результаты

S Р Sch с

0 -! + 0 ± ± 0 +!

Вывод по тесту МПВ

Наблюдается разрядка эрос потребности. Возможна перманентная сублимация в социальной деятельности. Личность ощутимо склонна к мазохизму. Судя по всему третичному, так называемому «моральному». Учитывая разрядку истери-оформного влечения можно говорить о самопожертвовании и самоотречении, зачастую являющихся демонстративными. Так же в определенных условиях возможна трансформация морального мазохизма в садизм, проявляющийся напряженностью в отношениях и давлением на оппонента.

Умеренная тяга к справедливости. Характер скорее мягкий и женственный. Весьма вероятно наличие фобий, особенно связанных с муками совести.

Одновременное функционировании таких механизмов защиты как проекция, инфляция и преобладание отрицания над интеграцией создает классический портрет человека «стоящего на краю пропасти». Присутствует постоянная тревожность и ощущение надвигающейся неизбежной катастрофы. Максимально напряжены защитные механизмы. Личность балансирует на грани психоза или припадка.

Так же следует заметить потребность в «цеплянии», которая может быть вызвана разъединением испытуемого и объекта привязанности, которым в данном случае является ребёнок.

Психологическое заключение

Испытуемый находится в чрезвычайно сложном и неприятном психическом состоянии, выход из которого осложнен

истерическими наклонностями, фобиями связанными с совестливостью и, как следствие, не совсем уместным самопожертвованием. Практически вся личность сконцентрирована на защите собственного «Я», вследствие чего сил на реальное разрешение проблем почти не остается. Наличие проблем игнорируется, отрицается и вытесняется

(о чем нам говорят результаты теста Розенцвейга), так что практически не отражается в социальном поведении. Есть все основания говорить о диссимуляции и маскированной ажитированной депрессии. Без своевременной помощи возникает вероятность формирования и реализации суицидальных идей.

Испытуемый Н12

Пол: М; возраст: 26 лет; образование: средне-специальное - автослесарь; должность: автослесарь; семейное положение: холост, детей не имеет.

Эпикриз: ожог 75% площади тела вследствие бытового пожара (в возрасте 7 лет).

Объективно: зайдя в кабинет, не поздоровался, недовольно озирается, отвечает сухо и коротко. К обоим тестам отнесся негативно, постоянно барабанит пальцами по столу, раздраженно вздыхает.

Тест Розенцвейга. Результаты

GCR = 0,285 (28,5%)

Е>М; ED>OD>NP; Е>Е'>т

Вывод по тесту Розенцвейга

Субъект чрезвычайно требователен к окружающим, склонен винить их практически во всех неприятностях. Самокритика отсутствует. Такой человек никогда не признает своей вины, не будет отягощен реакциями совести, не сможет извлечь пользу из сложившихся ситуаций. Крайне высокий уровень дезадаптации. Конструктивный контакт с социумом практически невозможен. Агрессия хоть и носит скорее защитный характер, проявляется постоянно и во всех сферах деятельности испытуемого, вследствие того, что опасность видится ему всюду. Можно говорить о высокой личностной тревожности. Кроме того, есть основания предполагать эпи-лептоидную или мозаичную акцентуацию/психопатию.

С другой стороны, такой «красивый» профиль наводит на мысли об аггравации или попытке субъектом фальсифицировать исследование строя альтернативную личность.

Тест МПВ. Результаты

S P Sch C

0 +!!! -!! 0 0 + 0 -!

Вывод по тесту МПВ

Эрос потребность ослаблена вследствие перманентной ее сублимации в агрессии. Присутствует комплекс неполноценности связанный с косметическим дефектом. Присутствует очень напряженное и угрожающее деструктивное желание направленное во вне. Есть основания предполагать садистские перверзии в сексуальной сфере. При избыточном накоплении грубого аффекта, отсутствует его контроль посредством моральных устоев. Оттормаживание собственных желаний слабо, как и само «Я». Имеет место экспансивная паранойяль-ность. Существует тенденция к расширению собственного «Я» и мании величия. Индифферентен по отношению к выбору нового объекта привязанности. По сути, привязанности вообще нет. Объект чрезвычайно стремится отделиться от родителей, и от общества вообще.

Психологическое заключение

В результатах обоих методов исследования, мы наблюдаем очень резкие и сочетающиеся профили. Гипотеза об аггравации/фальсификации выдвинутая по итогам теста Розенцвейга не оправдана, ибо для прицельной фальсификации теста МПВ необходимо фактически заучить все карточки с портретами, интерпретации факторов влечений и их констелляции, что крайне проблематично. Следовательно, все полученные результаты являются «чистыми».

Из-за комплекса неполноценности сформированного на почве косметического дефекта, потребность в сексуальных контактах перманентно не удовлетворялась, после чего вылилась в постоянную сублимацию через внешне направленную агрессию. При том не просто агрессию, а неконтролируемое деструктивное желание доходящее порой до садистских наклонностей. Субъект склонен к жестоким импульсивным поступкам, причины которых будут совершенно неясны окружающим. Весьма вероятны пароксизмаль-ные эпизоды персекуторного бреда по типу «преследуемый преследователь». Такого человека легко вывести из себя, он крайне раздражителен, питает неприязнь к обществу в целом. Не имеет устойчивых привязанностей к чему или кому-либо. Следует заметить, что такой профиль характерен для асоциальных (дезорганизованных) многоэпизодных убийц, хотя, конечно, для таких выводов мы имеем недостаточно данных.

Подходя к интерпретации данных случаев с позиций гуманистической психологии, мы можем увидеть как «выглядит» личность тяжело травмированного физически чело-

века. Например, в третьем случае мы видим, как не будучи разрешенным на протяжении многих лет ПТСР вместе соматическими и косметическими дефектами привели к патологическим изменениям характера в частности и личности в целом, которые практически не поддаются коррекции. Мы видим как неэффективные во втором случае защитные механизмы вытеснения, уменьшения значимости, диссоциации, возмещения и т.д. могут сыграть очень важную негативную роль в формировании маскированной депрессии. В первом же случае мы можем наблюдать критическое деструктивное влияние инвалидизации и ПТСР на психику, фрагментацию и расщепление личности, когда не только результаты различных методик, но и данные внутри единичной методики показывают противоречивые результаты. В целом эти случаи демонстрируют важность именно гуманистического подхода как первичного в работе с людьми, пережившими тяжелый стресс и с людьми с ОВЗ в частности.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Тарабрина Н.В. - Тест фрустрационных реакций Розенцвейга. Практическое руководство.

[2]. Собчик Л.Н. - Метод портретных выборов. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста.

[3]. Образцов В.А., Богомолова С.Н. - Криминалистическая психология М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2002.

[4]. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. - Психиатрия. Учебник для послевузовского образования, Медицинское информационное агентство 2009.

CRITICAL DISADAPTATION, MASKED DEPRESSION AND PERSONALITY DISORDER OF THE ACCIDENT VICTIMS

Gutnov George O. - postgraduate student, department of developmental psychology and acmeology, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84, Moscow, Russia, 119606; e-mail: ggutnov@gmail.com

ABSTRACT

This article analyzes the state of the people in difficult and dangerous situation as a result of an accident or emergency situation led to the somatic and psychological trauma.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: people with disabilities, disability, defense mechanism, disadaptation, a critical situation, accident, depression, aggression, autodestruction, PTSD.

УДК 159.92

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАНОВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Декина Елена Викторовна (Тула, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125; kmppedagogika@ yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу актуальных направлений психолого-педагогической поддержки становления индивидуальности будущих психологов в профессиональном образовании и воспитании. В работе рассматриваются особенности становления индивидуальности на проблемно-проектном семинаре по введению в профессию, во внеучебной работе, на психолого-педагогической практике.

Ключевые слова: будущий психолог, индивидуальность, психолого-педагогическая поддержка.

Проблема индивидуальности интенсивно разрабатывается в психологии. К ее анализу обращались К.А. Абульханова-Славская, Г.С. Абрамова, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, А.В. Петровский, И.И. Резвицкий, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Собчик, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков и другие. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия связей и отношений с миром выделяет свое, собственное и делает его ценностным со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.