Научная статья на тему 'Обобщение стратегий взаимодействия косметолога с клиентами'

Обобщение стратегий взаимодействия косметолога с клиентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
КОСМЕТОЛОГ / COSMETOLOGIST / СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КЛИЕНТОМ / THE STRATEGY OF INTERACTION WITH THE CLIENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина Ирина Ивановна

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования проблемы взаимодействия косметолога с клиентами. В данной работе анализируется классификация стратегий взаимодействия: доверительная, опровергнутая (дезавуированная), конфликтно-позитивная, конфликтно-негативная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENERALIZATIONS OF THE STRATEGIES OF THE INTERACTION OF COSMETOLOGIST WITH CLIENTS

The article is devoted to the analysis of the results of the empirical research of the problems of the interaction of the cosmetologist with clients. The classification of the strategies of cooperation: trust, disproved (disavowed), confl ict-positive, conflict-adverse is analyzed in this work.

Текст научной работы на тему «Обобщение стратегий взаимодействия косметолога с клиентами»

держанием своей жизни. Индивидуальность предполагает рефлексию своей жизни, внутренний диалог с самим собой, выработку критического отношения к основному способу своей жизни [2].

Для психолога ценность индивидуальности своих воспитанников и своей собственной является важнейшим профессиональным требованием. Выявление путей и средств становления индивидуальности психологов на этапе профессионального образования является актуальной проблемой психологической науки. Индивидуальность будущего психолога характеризуется потребностью и способностью к профессиональному самопознанию и самовыражению, профессиональному целеполаганию и целереализации. Развитие профессионального самопознания студентов осуществляется через включение в основные виды деятельности и общения. Профессиональное целеполагание предполагает постановку проблемы, на решение которой направлена вся учебно-воспитательная деятельность, индивидуализированные варианты формирования образа профессионала. Профессиональная целереализация характеризуется обращенностью своего индивидуального развития на других, значимостью результата дея-тельностного самоосуществления, ценностным наполнением избираемых человеком содержания и форм самореализации, профессионального саморазвития.

А.А. Деркач отмечает, что в процессе профессионального обучения психолог должен овладеть компетенциями, актуализирующими процессы самопознания, самосовершенствования и самореализации [1]. Важно, чтобы содержание программы психолого-педагогической поддержки становления индивидуальности настраивало студентов на работу с собственным профессиональным сознанием, делая его восприимчивым к новому на пути выстраивания индивидуальной траектории профессионального самообразования и саморазвития. Подготовка психологов должна осуществляться в профессиональной образовательной среде, обеспечивающей возможности для применения психолого-педагогических технологий, «развития трендов современной психологической науки, организационно и научно значимых для подготовки инновационного специалиста» [1].

Программа психолого-педагогической поддержки становления индивидуальности будущих психологов апробирована на факультет психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого и реализовалась в формах учебной и внеучебной деятельности, различных видов практик.

Становление индивидуальности на начальном этапе обучения в вузе включало знакомство с вариантами развития индивидуальности студентов старших курсов, создание ситуаций диалога, дискуссии, совместного размышления, выбора учебных заданий, самопознание и самопроектирование, вариативность позиций участников учебного процесса и др. На этапе вхождения в профессию свою эффективность показал проблемно-проектный семинар. Основные особенности становления индивидуальности на семинаре: состав подгрупп на занятиях не был стабильным, что дало студентам возможность ближе познакомиться друг с другом; ряд занятий, совместно с руководителем, готовили студенты старших курсов, прошедших семинар. Таким образом, происходила рефлексия своих собственных профессиональных и личностных проблем, включение в будущую профессиональную деятельность. Предложенные виды работ на семинаре были направлены на актуализацию самопознания, осознание и развитие индивидуальности студента, создание предпосылок для творческого подхода к будущей профессиональной деятельности. Результаты наблюдений соотносились с результатами групповой рефлексии по ходу занятий, анкетирования, анализа рабочих тетрадей, творческих работ студентов.

Становление индивидуальности будущих психологов во внеучебной работе осуществлялось через индивидуальную направленность мероприятий, взаимосвязь внеучной работы с учебной, научной, профессиональной деятельностью, активизацию студенческого самоуправления, расширение возможностей реализации студентами своей индивидуальности, работу с кураторами студенческих групп. Были определены психолого-педагогические основы процесса воспитания, влияющие на становление индивидуальности студентов: установка на проявление и развитие индивидуальности студента, определение воспитательных задач с учетом психологических

особенностей студенческого периода жизни, создание разнообразных учебно-воспитательных ситуаций, подчеркивающих индивидуальность студента, стимулирование индивидуального самовыражения, предоставление возможности пробовать свои силы в различных видах деятельности и др. Важной задачей воспитательной работы со студентами стало создание благоприятных условий для полноценного проживания юношами и девушками данного периода, поддержка процессов самостроительства личности, самодвижения к своей индивидуальности, в том числе в будущей профессии. Разворачиваемые направления деятельности были многоплановыми, давали возможность студентам включиться в нее, опираясь на свои индивидуальные особенности.

Практика рассматривалась как источник постановки задач и проблем в будущей профессиональной деятельности. Становление индивидуальности на психолого-педагогической практике студентов достигалось посредством рефлексивного анализа практикантами своего профессионально-творческого развития, наличия вариативности содержания практик, индивидуальных заданий, интерактивных технологий, анализа лучших образцов практической деятельности. Содержание различных видов практик отражало логику построения процессов самопознания, самореализации, самосовершенствования, которые осуществлялись на основе включения студента в будущую профессиональную деятельность, самоанализа своего профессионально-творческого развития. Во время стажировки студенты могли попробовать себя в различных видах психолого-педагогической деятельности, лучше понять и развить свои интересы, в том числе в будущей профессии, открыть новые возможности для личностного и профессионального роста.

Научно-исследовательская деятельность дает простор для инициативных действий, самостоятельных решений, способствует самовыражению, проявлению индивидуальности студента, в том числе в будущей профессии. В рамках научно-исследовательской деятельности происходит формирование профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач. В результате повышается ответственность студента за выстраивание собственной образовательной траектории и освоение необходимыми компетенциями.

Литература

[1]. Деркач А.А., Степнова Л.А., Гагарин А.В. Подготовка психолога инновационной формации на современном факультете психологии // Акмеология. № 1-2. 2014. С. 259-260.

[2]. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF IDENTITY FORMATION OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

Dekina Elena Viktorovna (Tula, Russia) - the Doctor of Philosophy, the associate professor, the Tula state pedagogical university of L.N. Tolstoy; Lenin St., 125; kmppedagogika@yandex.ru

Annotation

Article is devoted to the analysis of the actual directions of psychology and pedagogical support of identity formation of future psychologists in professional education and upbringing. In work features of formation of identity at a problem introduction seminar to a profession, in extra-curricular work, in psychology and pedagogical practice are considered.

Keywords: future psychologist, identity, psychology and pedagogical support.

УДК 159.9

ОБОБЩЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОСМЕТОЛОГА С КЛИЕНТАМИ

Демина Ирина Ивановна (Москва, Россия) - аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; moskalenkoolga@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования проблемы взаимодействия косметолога с клиентами. В данной работе анализируется классификация стратегий взаимодействия: доверительная, опровергнутая (дезавуированная), конфликтно-позитивная, конфликтно-негативная. Ключевые слова: косметолог, стратегия взаимодействия с клиентом.

В профессиональной деятельности косметолога мы рассматриваем взаимодействие как средство влияния одного субъекта на другого (И.И. Демина, О.В. Москаленко [1]). При этом можно отметить, что взаимодействие со стороны косметолога - профессионально, а со стороны клиента - более личностно, чем профессионально. Ранее была разработана классификация стратегий взаимодействия косметолога с клиентом: «доверительная», «опровергнутая или дезавуированная», «конфликтно-позитивная», «конфликтно-негативная» (И.И. Демина, О.В. Москаленко [2]). Важно рассмотреть в каждой стратегии по степени выраженности и уровню качества следующие маркеры самоанализа поведения косметолога: самопонимание и самопознание, конструктивность общения, саморегуляция, наличие креативности и творчества, самоорганизованность и гармонизирующее саморазвитие [3]. Получаются следующие описания наших стратегий [4].

«Доверительная» стратегия отличается максимальным самопониманием и самопознанием, что позволяет косметологу лучше осознать свои планы, отношения к клиенту и его (ее) психологические особенности; высокой конструктивностью общения с клиентами, что помогает продуктивному разрешению личных и деловых вопросов; очень хорошей саморегуляцией своих эмоций, действий и мыслей - таким косметологам характерны развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон в процессе профессионального общения с клиентом, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных задач и в общении; обязательным наличием креативности и творчества - косметолог легко осваивает новые профессиональные приемы и методы, новые материалы и технологии, придумывает новые способы выполнения привычной своей профессиональной деятельности; значительной самоорганизованностью - такой косметолог достаточно реалистичен, умеет планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, выполнять деловые обещания, умеет распределять время на различные дела; высоко гармонизирующим саморазвитием - наличие задач и деятельности по самовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни. ([5]).

В отличии от этой стратегии у косметологов с «опровергнутой (дезавуированной)» можно отметить недостаточный уровень самопонимания и самопознания, отсутствие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, поэтому этот косметолог недостаточно осознает свои планы, отношения и психологические особенности; полное отсутствие конструктивности в общении, что не помогает продуктивно разрешать деловые вопросы; невысокую саморегуляцию своих эмоций, что не всегда помогает поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях; отсутствие креативности и творчества в профессиональной деятельности; недостаточные самоорганизованность и саморазвитие [6].

У косметологов с «конфликтно-позитивной» стратегией достаточный уровень самопонимания и самопознания, самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которых образуется такая самооценка, которая реально помогает косметологу ставить осуществимые цели и задачи, быть самим собой; особый уровень конструктивности общения с клиентами, что позволяет перевести конфликтную ситуацию в позитивное русло, что помогает продуктивному разрешению конфликтных ситуаций; достойная саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей, что позволяет косметологу не «выйти» на деструктивные формы разрешения конфликта, при этом сохранить спокойствие в стрессовых ситуациях; у такого косметолога отмечается определенный уровень креативности и творчества, однако все творчество косметолога направлено на преодоление конфликтной ситуации, перевод ее в позитивное русло; высокая самоорганизованность, так как косметологу важно реалистично спланировать ситуацию общения с конфликтным клиентом, довести процедуру до

конца, выполнить свои обещания; особый уровень гармонизирующего саморазвития - у такого косметолога присутствия сверхзадача - не допустить конфликта и его негативного разрешения, в то же время не позволить себе негативности в общении и при обдумывании своих самозадач и деятельности по самовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни, умение заставить себя соблюдать саморегуляцию и ежедневную психоэмоциональную гигиену и т.п. [7].

У косметолога с «конфликтно-негативной» стратегией хотя и присутствует достаточный уровень самопонимания и самопознания, однако этого уровня не хватает провести самоанализ своих личностно-профессиональных особенностей, в результате чего он не может осознать свои планы, отношения и психологические особенности, такой косметолог не может направить конкретные усилия для перевода конфликта в позитивную ситуацию его разрешения; очень низкий уровень конструктивности общения с клиентами; у таких косметологов бывает очень высокая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - он сохраняет спокойствие в стрессовых ситуациях, однако не проявляет гибкость при решении сложных задач и в профессиональном общении, или, наоборот, очень низкая саморегуляция, так как такой косметолог не предотвращает конфликт, а поддается негативному воздействию клиента и развивает конфликт в негативный сценарий его развития; у такого косметолога отсутствует профессиональное творчество и креативность, либо творчество проявляется в других сферах; низкий уровень самоорганизованности и саморазвития [8].

Таким образом, зная особенности стратегий взаимодействия косметолога с клиентом, можно скорректировать стратегию взаимодействия косметолога с клиентом.

Литература

[1]Демина И.И., Москаленко О.В. Роль манипуляций в профессиональной деятельности косметолога.//Акмеология,2014, № 3-4(спец. выпуск).С.66-67.

[2]Москаленко О.В., Демина И.И. Стратегии взаимодействия в профессиональной деятельности косметолога. //Акмеология, 2014, № 1-2 (спец. выпуск). С. 165-166.

[3]Попова М.В. Проблемы и перспективы формирования психологической культуры личности в системе дополнительного образования// Формирование психологической культуры личности. Режим доступа: http/old.prosv/ru/metod/egorova/7.html.

[4]Москаленко О.В., Иванова Н.А. Акмеологические ресурсы управления развитием муниципальной образовательной системы. //Акме-ология. 2010. № 2. - С. 74-77.

[5]Миронова Г.В., Москаленко О.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоосуществления.//Мир психологии. 2011. № 1. - С. 193-200.

[6]Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека.//Мир психологии. 2004. № 4. - С. 166-170.

[7]Москаленко О.В. Профессиональное самосознание личности: итоги, проблемы, перспективы//Акмеология. 2004. № 3. - С. 46-50.

[8]Москаленко О.В. К проблеме субъекта карьеры (кто эффективнее построит свою карьеру: Чацкий или Молчалин?).//Мир психологии. 2012. № 3. С. 260-266.

THE GENERALIZATIONS OF THE STRATEGIES OF THE INTERACTION OF COSMETOLOGIST WITH CLIENTS

Irina Demina I. (Moscow, Russia) - postgraduate, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); prospect Vernadskogo, 84; moskalenkoolga@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the analysis of the results of the empirical research of the problems of the interaction of the cosmetologist with clients. The classification of the strategies of cooperation: trust, disproved (disavowed), conflict-positive, conflict-adverse is analyzed in this work.

Keywords: cosmetologist, the strategy of interaction with the client.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.