Научная статья на тему 'Профессиональное самосознание: структура и содержание'

Профессиональное самосознание: структура и содержание Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2793
1101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОПОНИМАНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борозинец Наталья Михайловна

В статье подробно рассмотрена структура профессионального самосознания на основе анализа психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самосознание: структура и содержание»

6. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников / Н.Д. Левитов. - М., 1989. -С. 79-81.

7. Орлов Ю.М. Оздоравливающее мышление / Ю.М. Орлов. - М.: Слайдинг, 2006. - С. 75-78.

8. Пантелеев С.Р. Самоотношение / В кн.: Психология самосознания. - М.: Апрекс, 2003. - С. 223226.

Н.М. Борозинец

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация. В статье подробно рассмотрена структура профессионального самосознания на основе анализа психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов.

Ключевые слова: самосознание, профессиональное самосознание, самопознание, самоактуализация, самопонимание, саморегуляция.

Профессиональное самосознание, как разновидность социально-специфического самосознания, представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание посредством мотивов личности профессионала связано с профессиональной деятельностью. Профессиональное самосознание отражает «Я» профессионала.

Как показал анализ психолого-педагогической литературы, существует много подходов к определению структуры и содержания профессионального самосознания: Н. Казиев считает, что профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирования направления саморазвития, его осуществление; 3. Иванова и К. Косев понимают профессиональное самосознание, как познание и самооценку профессиональных качеств и отношение к ним; П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как избирательную деятельность самосознания, подчиненную задаче профессионального самоопределения; Б.Г. Парыгин выделяет профессиональное самосознание как разновидность самосознания и рассматривается автором как осознание своей принадлежности к профессиональной группе; И.В. Вачков понимает профессиональное самосознание как осознание личностью себя, во-первых, в системе профессиональной деятельности, во-вторых, в системе профессионального общения, в-третьих, в системе собственной личности [7]. На наш взгляд, наиболее полно и всесторонне структура и содержание профессионального самосознания разработана A.A. Деркачом и О.В. Москаленко [3]. Авторами выделены функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания:

• когнитивный, реализующийся в самопознании;

• мотивационный, реализующийся в самоактуализации;

• эмоциональный, реализующийся в самопонимании;

• операциональный, реализующийся в саморегуляции.

© Борозинец Н.М., 2013

Когнитивный компонент является начальным звеном, образующим самосознание. Осуществляя самопознание, человек производит сознательную оценку своих поступков и себя в целом. Проводя аналогии между знаниями о себе и социальными требованиями и нормами, каждый специалист имеет возможность определить свое место в системе общественных отношений. A.A. Деркач и О.В. Москаленко показали, что основным условием, определяющим непрерывность изменения знаний о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. Вступая в общение в процессе деятельности или в других формах взаимодействия, люди одновременно познают и друг друга. Тем самым самопознание человека может осуществляться лишь через отношение данного человека к другим людям, через разнообразные формы связи его «Я» с «Я» других. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или объективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Поэтому всякое знание о себе является единством противоположностей - относительного и абсолютного. Относительность знаний о себе обусловлена постоянными изменениями во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека. Нередко наблюдаются расхождения между реальными изменениями человека и тем, что отражено им в образе самого себя, то есть новое в психологическом развитии человека не всегда сразу замечается им же самим. Иногда человек пользуется старыми знаниями о себе, хотя они уже на самом деле не соответствуют действительности. Однако постоянная изменчивость знания о себе в процессе самопознания не означает, что знания не могут быть истинными.

Как отмечает И.И. Чеснокова, самопознание - сложный, многоуровневый процесс, индивидуальный во времени, который условно можно разделить на два уровня:

• через различные формы соотнесения самого себя с другими людьми. При таком познании себя человек преимущественно опирается на внешние моменты, включая себя в сравнительный контекст с другими. Основным внутренним приемом такого самопознания является самовосприятие и самонаблюдение. Однако на стадии более или менее зрелого самопознания включается и самоанализ;

• человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени сформированными, полученными в разное время в разных ситуациях. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысление, которые опираются на самовосприятие и самонаблюдение [8].

Структура самосознания выступает как единство познания себя (понятого как отражение своих более или менее постоянных черт и представлений о своей сущности и общественной ценности), самооценки (которая тоже отражает уровень знания личностью себя и отношения к себе) и саморегуляции. З.В. Диянова и Т.М. Щеголева [4] отмечают, что не у каждого человека представления о себе складываются в устойчивую систему. У некоторых людей они функционируют в форме отдельных ситуативных образов «Я», не оформляясь в «Я-концепцию». Концепция является показателем зрелости самосознания, вершиной самосознания. Это наиболее осознанный, рациональный ее компонент.

Мотивационно-целевой компонент профессионального самосознания реализуется через самоактуализацию. Актуализироваться значит становиться реальным, существовать

фактически, а не только потенциально. К. Роджерс считал, что личность обладает врожденной тенденцией к самоактуализации и стремление к ней проявляется в целенаправленном удовлетворении потребности в самоактуализации в ее жизненной реальности. Самоактуализация предполагает реализацию личностного потенциала и совершенствование человека. Важным моментом самоактуализации является принятие ответственности за свои действия. Высокий уровень самоактуализации способствует достижению творческой зрелости личности [6].

Эмоциональный компонент профессионального самосознания основан на самопонимании. Самопонимание позволяет расширить представление о природе «Я», являясь необходимым моментом процесса самосознания. Причем это личностное образование не сводится ни к самопознанию, ни к самоотношению, ни к знаниям о себе. Эти понятия ни в коем случае не составляют синонимический ряд, каждое из перечисленных понятий имеет свою системную нагрузку в структуре самосознания [5].

Самопонимание выступает внутренним условием, в значительной степени определяющим развитие личности и формирование индивидуально-типологических особенностей ее структуры. Процесс самопонимания обусловливает изменение представлений о себе. Посредством формирования проблем, задач и их решения происходит соотнесение нового знания с некоей системой ценностей. Происходит возникновение «жизненных» задач и задач на определение своих возможностей.

Самопонимание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, в формировании отдельных ситуативных образов и смутных, расплывчатых представлений к более или менее устойчивому понятию о себе. По мнению исследователей, самопонимание функционирует как процесс построения и коррекции образа «Я» (наполнение самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми и его жизнедеятельности). Самопонимание не бесстрастный процесс, оно эмоционально окрашено, приносит удовлетворение или горечь. Эмоциональная сторона самопонимания представляет собой своего рода сплав общего эмоционального отношения к себе и отношения собственно оценочного.

Становление самопонимания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие и осмысление своего внутреннего мира, когда начинается анализ своих эмоций не как производных от внешних событий, а как состояния своего «Я», и появляется чувство своей особенности, непохожести на других;

2) появление способности осмысления необратимости времени, понимания конечности своего существования, осмысления своих целей, жизненных устремлений, сущности и смысла своего бытия;

3) формирование целостного и ценностного представления знаний о самом себе, отношения к себе, причем самопонимание не только выступает как характеристика анализа особенностей своего тела, внешности, привлекательности; осмысляются знания о себе в зависимости от конкретного случая, связанного с анализом собственных психологических, интеллектуальных качеств [9].

Операциональный компонент основан на саморегуляции. Применение приемов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием

формирования сильной, ответственной личности. Саморегуляция представляет собой инте-гративный сплав врожденных и приобретенных стратегий реагирования и готовности к определенной форме или способу взаимоотношения со средой. Система психической саморегуляции имеет иерархическое строение и включает два уровня - произвольный и непроизвольный. Произвольная саморегуляция - это сознательная саморегуляция, которая всегда индивидуально и личностно окрашена. Благодаря произвольной саморегуляции возможности приспособления к различным трудным условиям могут возрастать и расширяться. На этом уровне реализуется личностная регуляция внутренней деятельности [9].

К.А. Абульханова-Славская в структуре личностной саморегуляции выделяет мотивы, чувства, волю, рассматривая их как детерминанты регуляции поведения и деятельности человека. Развивая идеи С.Л. Рубинштейна о становлении человека субъектом своей жизнедеятельности, она говорит о трех уровнях развития саморегуляции, представляющих собой соотношение внешнего (требований к выполнению деятельности) и внутреннего (свойства личности). Если на первом этапе личность согласовывает свои особенностями с нормами деятельности, на втором совершенствует качество деятельности путем оптимизации своих возможностей, то на третьем уровне личность как субъект деятельности вырабатывает оптимальную стратегию и тактику, проявляя творческий характер своей активности. На этом уровне личность может выходить за пределы деятельности, повышая меру трудности, осуществляя такие формы личностной регуляции, как инициатива, ответственность и т.д. Это и является психологическим механизмом авторской позиции личности в профессиональной и любой другой деятельности [1].

Высокий уровень развития саморегуляции, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных интеллектуальных, эмоциональных, поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений и т.д., дает основание предполагать и наличие достаточно зрелого состояния развития самосознания в целом. Можно сказать, что наиболее сложные формы саморегуляции возникают и как завершающий этап самосознающей себя личности. При этом самосознание относится к личности в целом, а профессиональное самосознание относится к личности как субъекту профессиональной деятельности.

По мнению И.В. Афанасенко [2], поведенческий компонент профессионального самосознания непосредственно формируется на основе когнитивного, эмоционального и мотива-ционного компонентов и представляет собой совокупность действий и установок на эти действия по отношению к личности и ее профессиональному становлению. Содержательно поведенческий компонент профессионального самосознания представлен стратегиями построения профессиональной карьеры.

Таким образом, можно сделать вывод, что рассмотренные функциональные компоненты профессионального самосознания взаимосвязаны между собой, их выделение может быть принято только условно. Эти компоненты реализуются в двух планах. В объективном плане их показателем выступает профессиональное мастерство, в субъективном - «Я-концепция». На профессиональное мастерство как целостное образование воздействуют внешние (профессиональное обучение, социум, его требования, мораль и др.) и внутренние (самоактуализация, самопознание, саморегуляция, самопонимание) условия, в результате че-

го изменяется «Я-концепция». И наоборот, изменяющаяся «Я-концепция» воздействует на профессиональное мастерство.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Слав-ская. -М„ 1989.- 159 с.

2. Афанасенко И.В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-концепции // Сборник материалов III Всероссийского съезда практических психологов системы образования. - М., 2003.

3. Деркач A.A. Акмеологические основы профессионального самосознания личности / A.A. Дер-кач, О.В. Москаленко. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000.

4. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности / З.В. Диянова, Т.М. Щеголева. - Иркутск, 1998.

5. Митина JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. - № 3. - 1990. - С. 45-68.

6. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания / Ф. Перлз. - М.: Гиль-Эстель, 1993.

7. Поддубная A.B. Структура и механизмы становления профессионального самосознания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mnio2007.narod.ru/samosoznanie.html (дата обращения: 2007 г.).

8. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И Чеснокова. - М., 1977.

9. Шихирев П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. - М., 1999.

H.A. Боченкова

ИНДЕКСЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ

Аннотация. Статья посвящена изучению подсчета индексов социального настроения среди социологических центров России, а также выделению основных аспектов жизнедеятельности общества, на основе которых и строится ИСН.

Ключевые слова: ИСН (Индекс социального настроения), социальное настроение, социологические центры, социальный оптимизм, социальные институты.

В настоящее время существует несколько социологических центров, которые занимаются изучением социального настроения россиян. Наиболее известны исследования социологических центров Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), «Левада-Центр», Фонд общественного мнения (ФОМ).

В «Левада-центре» [1] Индекс социальных настроений (ИСН) рассчитывается с начала 90-х годов XX века. Данный метод основан на использовании интегральных оценок совокупности политических, социальных, экономических настроений, которые формируются в обществе. ИСН является обобщенным показателем динамики массовых настроений общества, который дает количественную оценку влияния массового сознания на развитие страны в

© Боченкова H.A., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.