Научная статья на тему 'Противоречия профессионального развития личности в период ранней юности (15-20 лет) и пути их разрешения'

Противоречия профессионального развития личности в период ранней юности (15-20 лет) и пути их разрешения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / EARLY ADOLESCENCE / ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ / CONTRADICTIONS AND WAYS OF SOLVING THEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Галина Васильевна

В статье приведены результаты изучения противоречий профессионального развития личности в период ранней юности (15-20 лет) и предложены пути их разрешения. Применены следующие методы: сравнительный анализ; включённое наблюдение за учащимися и студентами; контент-анализ ученических и студенческих письменных работ; опросы учащихся и студентов, а также их преподавателей. Теоретический анализ позволил обосновать систему противоречий профессионального развития в период ранней юности; в неё вошли внешне-социальные, внутренне-личностные и имманентно-психологические противоречия. Пути разрешения данных противоречий разработаны, исходя из авторского понимания процесса профессионального развития в период ранней юности, компонентов и сущностных характеристик данного процесса, и представлены как система комплексного сопровождения профессионального развития в период ранней юности, которая включает в себя три направления: экстернальное, локально-экстернальное и интернальное. Приведён пример авторского тренинга профессионального развития в период ранней юности как одного из развивающих тренингов, позволяющих оптимизировать это развитие. Полученные результаты исследования важны как для повышения эффективности подготовки учащихся и студентов в период ранней юности, так и для развития психологии и педагогики высшей и средней профессиональной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTIONS IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN EARLY ADOLESCENCE (15-20 YEARS OLD) AND WAYS OF THEIR SOLUTION

This article represents the results of the study of contradictions in professional development of a personality in early adolescence (15-20 years old) and the ways to resolve them. The following methods have been applied: comparative analysis, involved observation over pupils and students, content analysis of students’ and pupils’ paper works, the polls of university and college students, as well as their teachers. The theoretical analysis allowed justifying the system of contradictions of the professional development in early adolescence (15-20 years old). It included: externalsocial, internal personal and inherent psychological contradictions. Ways of solving those contradictions are elaborated due to the author’s understanding of professional development in early adolescence (15-20 years old), components and essential characteristics of this process. They are presented as a system of complex support of professional development in early adolescence. The system includes three directions: external, local external and internal. There is given the example of the author’s training in professional development in early adolescence as one of the development trainings allowing optimizing of the professional development in early adolescence (15-20 years old). The research results are important both for improving efficiency of students and pupils training in early adolescence and for developing psychology and pedagogy of higher and secondary school.

Текст научной работы на тему «Противоречия профессионального развития личности в период ранней юности (15-20 лет) и пути их разрешения»

УДК159.9.072.43

ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ (15-20 ЛЕТ) И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Миронова Галина Васильевна — преподаватель психологии, Астраханский социально-педагогический колледж; ул. Коммунистическая, 48, Астрахань, Россия, 414040; e-mail: [email protected]

Социально-экономическая и политическая динамика современного российского общества влияет на все социальные группы, в том числе и на молодёжь. Молодёжь выступает особой группой, специфика которой обусловлена следующими аспектами. Во-первых, она является ближайшим будущим общества, его актором, который в наибольшей степени выражает как потенциалы, так и проблемы социума. Во-вторых, молодёжи присущи следующие оригинальные качества: психическая маневренность, интеллектуальная мобильность, преобладание эмоций над разумом, энергичный поиск смысла жизни, разработка целей и сценария жизни, их реализация в плане личностного и профессионального самоопределения. В-третьих, жизненная перспектива всей этой группы социума и каждого её члена зависит от решения проблем социально-психологической регуляции поведения, овладения социальными и духовными скрепами общества, формирования личностных норм [2-4].

В силу этих обстоятельств максимально существенным становится исследование основных тенденций развития молодёжи, её ведущей деятельности с позиции психологии труда. Особенно важно изучить проблемы профессионального развития личности в период ранней юности, так как именно этот возрастной период является центральным: в формировании собственных убеждений и умений самостоятельно строить свой жизненный и профессиональный путь; в созидании мировоззрения, ценностей, самоопределения; в поиске смысла жизни и других нравственных проблем развития личности в процессе трудовой деятельности [5; 7-9].

К сожалению, в современном социуме ресурсы психологии труда в процессах формирования и развития личности используются неэффективно, уделяется слишком мало внимания предотвращению негативных сценариев профессионального развития личности в период ранней юности, в том числе распространению ценностей асоциальных видов

молодёжных субкультур, уменьшению их воздействия на молодёжь [10-12].

Важным является и актуальный социальный заказ на профессионально мобильных специалистов, способных успешно реализовывать свой потенциал в изменяющихся социально-экономических условиях. Данный заказ можно рассмотреть с позиций решения проблемы профессионального развития работников различного профиля и возраста в психологии труда [13-15].

Анализируя с этих позиций проблему профессионального развития в период ранней юности, важно отметить три группыпротиворечий.

В первую группу входят внешне-социальные противоречия по отношению к профессиональному развитию личности, которые возникли между обществом, системой образования в целом и отдельными отраслями образования в частности. Данные противоречия играют роль «общего» в профессиональном развитии личности в период ранней юности.

РЕЗЮМЕ

В статье приведены результаты изучения противоречий профессионального развития личности в период ранней юности (15-20 лет) и предложены пути их разрешения. Применены следующие методы: сравнительный анализ; включённое наблюдение за учащимися и студентами; контент-анализ ученических и студенческих письменных работ; опросы учащихся и студентов, а также их преподавателей.

Теоретический анализ позволил обосновать систему противоречий профессионального развития в период ранней юности; в неё вошли внешне-социальные, внутренне-личностные и имманентно-психологические противоречия.

Пути разрешения данных противоречий разработаны, исходя из авторского понимания процесса профессионального развития в период ранней юности, компонентов и сущностных характеристик данного процесса, и представлены как система комплексного сопровождения профессионального развития в период ранней юности, которая включает в себя три направления: эк-стернальное, локально-экстернальное и интернальное. Приведён пример авторского тренинга профессионального развития в период ранней юности как одного из развивающих тренингов, позволяющих оптимизировать это развитие.

Полученные результаты исследования важны как для повышения эффективности подготовки учащихся и студентов в период ранней юности, так и для развития психологии и педагогики высшей и средней профессиональной школы.

Ключевые слова: профессиональное развитие, личность, ранняя юность, противоречия и пути их разрешения.

Это — противоречия:

• между стремлением общества и системы образования реализовать цели гуманистической образовательной парадигмы, рассматривающей личность как центр самосозидания, и прагматически обусловленными ориентирами психологического подхода в профессиональном образовании практически без учёта развития личности в период ранней юности;

• между традиционностью выявления общей психолого-педагогической проблематики молодёжи, обусловленной её подготовкой к самостоятельной жизни, и потребностью в разработке психологической концепции профессионального развития в период ранней юности как новаторско-креативного подхода к разрешению конкретных проблем молодёжи в учебно-профессиональной и саморазвивающей деятельности;

• между требованиями современного общества к креативности, творческой смелости, самостоятельности, ответственности личности и сохранением «субъект-объектных» отношений в процессе её профессионального образования.

Во вторую группу входят внутренне-личностные противоречия профессионального развития в период ранней юности. Они играют роль «частного» в профессиональном развитии в период ранней юности.

Это — противоречия:

• между обязательностью для будущего профессионала обладать опытом ценностного самоопределения, самореализации, самоидентификации и саморазвития и преимущественной направленностью методов традиционного обучения и воспитания будущих специалистов в учреждениях среднего общего (школа), среднего профессионального (колледж) и высшего профессионального (вуз) образования на формальное освоение научных и практико-ориентиро-ванных знаний;

• между необходимостью овладения будущим специалистом основными компонентами профессионального развития в период ранней юности и отсутствием комплексной системы, программы и технологии профессионального развития в данный период;

• между важностью решения проблем профессионального развития для личности,достижения максимально воз-можныхрезультатов для конкретного профессионала и второстепенностью личностно-субъектной составляющей

для социума в общей концепции профессионального развития личности.

В третью группу входят имманентно-психологические противоречия,

которые вскрывают проблемы внутри самой науки психологии и её отраслей — психологии развития, социальной психологии, психологии труда и др. Эти противоречия играют роль «особенного» в профессиональном развитии личности в период ранней юности.

Это — противоречия:

• между общим психологическим подходом к исследованию проблем всей молодёжи и наличием дифференциации проблем отдельных возрастных периодов в этой социальной группе;

• между частными исследованиями развития личности в период ранней юности и отсутствием целостной концепции профессионального развития в данный период;

• между потребностью современного социума в процессе разработки сущности, содержания, структуры, системы критериев, показателей и уровней профессионального развития, модели, алгоритма, программы профессионального развития в период ранней юности, а также механизмов и закономерностей этого процесса, и их отсутствием в психологической теории и практике.

Необходимость разрешения всех трёх групп противоречий и обусловливает актуальность нашего исследования. Необходимо отметить, что существует проблема исследования, которая состоит в необходимости разработки концепции профессионального развития в период ранней юности, позволяющей одновременно обеспечить реализацию личностно-ориентированного, гуманистического, компетентностного и прагматического подходов в системе среднего и высшего образования, их содержательную интеграцию в плане профессионального развития личности в период ранней юности.

Вследствие этого выявление путей разрешения этих противоречий является весьма актуальной задачей. Отметим, что профессиональное развитие в ранней юности — это особый процесс в общем профессиональном развитии, один из образующих векторов процесса онтогенеза; он представляет собой многоступенчатую поуровневую самореализацию личности в учебно-профессиональной деятельности, в которой происходит одновременно зарождение потребности новой — изменяющейся по структуре, содержанию, по степени выраженнос-

ти и обеспеченности — самореализации, что приводит к появлению новообразования ранней юности: готовности к самораскрытию личности в профессии как осознания собственного профессионального Я (самопознание, самоопределение, самооценка, самовосприятие, самоотношение) и самопредставление своего Я (самовыражение, самопрезентация) [6].

При этом выявлены следующие сущностные характеристики профессионального развития в ранней юности:

• субъектность выступает как новое ценностное образование, основание и условие самореализации в процессе этого развития;

• особая роль самоактуализации, самоосуществления, самореализации, которые вышли в центр познания развития личности в ранней юности и приобретают особый смысл, прежде всего, в контексте профессионального развития как высшего проявления человеком себя в своём осуществлении в данный возрастной период, что позволяет ему в период ранней юности пересмотреть свои ценностные образования и с их помощью выбрать новую субкультуру;

• важность рассмотрения учебно-профессиональной деятельности как основания профессионального развития субъекта в период ранней юности, так как эта деятельность способствует формированию субъектной позиции индивида, его потребности в самореализации как центрального новообразования данного возрастного этапа профессионального развития, что выражается на разном уровне, в разных формах и соотносится со способностью, возможностью, необходимостью её осуществления личностью в ранней юности;

• в рассматриваемом возрасте феномены самореализации, самоосуществления, самоактуализации не только взаимосвязаны единством принципов обусловленности, значимости, характером функциональной нагрузки, но и учитывают предваряющие их формы и уровни проявления самости, выстраивающие ряды развёртывания самоутверждения, самовыражения, самопознания, самоопределения и самоидентификации, самооценки, самовосприятия, самоотношения, самопредставления, самовыражения, самопрезентации, самоутверждения и т.д., которые образуют связь накопленного потенциала самости и цели его реализации в плане профессионального развития;

• тесная связь способности к самореализации с уровнем и структурами осуществления социализации, индивидуализации и идентификации при любой степени выраженности такой потребности в ней на этапе ранней юности;

• уровень проявления потребности и способности самоосуществления и самореализации связан с возрастными особенностями развития в период ранней юности;

• осуществление самореализации на данном возрастном этапе полагает на разных этапах соответствующую представленность уровневой развитости компонентов самости;

• потребность, способность и необходимость повышения уровня самореализации личности в ранней юности возможны до уровня способности самореализации человека в действительно творческой деятельности, реализующей его духовные потребности и способности в социально и личност-но значимой деятельности в профессиональном развитии на данном возрастном этапе [6].

Выделенные в структуре профессионального развития в ранней юности готовность к самораскрытию в профессии и потребность в самореализации личности в её профессиональном развитии выступают сущностными характеристиками профессионального развития личности в период ранней юности, позволяют наметить следующую систему путей разрешения противоречий этого развития.

При этом отметим авторскую позицию по поводу разрешения противоречий. Первое, на что обращаем внимание, — это авторское понимание разрешения противоречий профессионального развития в период ранней юности, под которым в исследовании понимается система комплексного сопровождения данного процесса. Второе — как противоречия, так и пути их разрешения можно продифференцировать по дихотомии экстернальный -ин-тернальный. При этом важно учитывать процессы интериоризации и экстерио-ризации [1].

В соответствии с вышесказанным, система комплексного сопровождения профессионального развития в период ранней юности включает в себя три направления:

• экстернальное: разработка и определение содержания подготовки по профессиональному развитию в период ранней юности различных страт для

каждого субъекта этого процесса отдельно (личность в период ранней юности, преподаватели, педагоги, учителя, воспитатели, администрация школы, родители, другие взрослые, друзья, сверстники, одноклассники, одногруппники и вся социальная среда в целом);

• локально-экстернальное: создание и внедрение оптимальной модели контроля и систематической психологической помощи всем субъектам процесса профессионального развития в период ранней юности в виде мониторингового контроля, индивидуальных консультаций, психологического обеспечения деятельности в ходе развивающих тренингов;

• интернальное: выбор методических средств и способов оценивания параметров и показателей процесса профессионального развития в период ранней юности.

Экстернальное направление должно базироваться на фундаментальной психологической концепции профессионального развития и включает в себя:

• разработку целостной концепции профессионального развития в период ранней юности;

• профессиональное развитие и формирование профессиональной готовности преподавателей и воспитателей к профессиональному развитию в период ранней юности;

• профессиональное развитие и формирование эффективного стиля управленческой деятельности администрации школы по профессиональному развитию в период ранней юности;

• профессиональное развитие и формирование мотивации и готовности родителей к созданию условий для профессионального развития их детей в период ранней юности;

• профессиональное развитие и формирование мотивации и готовности других взрослых к профессиональному развитию в период ранней юности подрастающего поколения;

• профессиональное развитие и формирование мотивации у сверстников, друзей, одноклассников и одногруп-пников к профессиональному развитию в период ранней юности своих ровесников;

• профессиональное развитие и формирование мотивации у всей социальной среды к профессиональному развитию в период ранней юности.

Локально-экстернальное направление имеет в своей основе коррекционно-развивающие мероприятия в процессе

обучения и воспитания личности и деятельности с преподавателями, педагогами, воспитателями, администрацией, родителями, всей средой в целом.

Одним из главных методов психологической работы со всеми субъектами процесса профессионального развития в период ранней юности является мониторинг, который представляет собой систему отслеживающего контроля за характеристиками процесса обучения и воспитания, создаваемого педагогами, воспитателями, администрацией и родителями, а также профессиональным развитием в период ранней юности.

В основу этого процесса положены технология проведения индивидуальных и групповых консультаций, развивающих тренингови технология работы психологической службы школы.

В качестве примера разработки развивающего тренинга приведём возможные этапы и содержание тренинга профессионального развития в период ранней юности (см. таблицу).

Главная идея всех разработанных тренингов состоит в перестановке акцентов: в переходе от исследования и психологического контроля за личностью к продуктивному воздействию на неё, которое осуществляется в рамках индивидуальных и групповых консультаций, групповых занятий и тренингов.

Интернальное направление базируется на разработке индивидуальных программ профессионального развития в период ранней юности на основе диагностики и включения на этой основе механизмов саморегуляции этого развития. Необходимо отметить, что в основе построения индивидуальных программ лежат закономерности психического развития личности: развитие и социальная природа психики человека (психика человека является продуктом развития; психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством). Одним из компонентов индивидуальной программы является оказание психологической поддержки и обучение навыкам саморегуляции с использованием психологических технологий, что направлено на снятие излишнего нервно-психического напряжения и устранение негативных психических состояний. Психогенными факторами могут быть негативные явления, связанные с неподготовленностью, состоянием здоровья, неблагоприятными факторами учебной и социальной среды, нервно-эмоциональным

Этапы и содержание авторского тренинга профессионального развития в период ранней юности

Этап Содержание тренинга Конкретные программы

1. Выявление имеющегося уровня профессионального развития в период ранней юности Диагностика имеющегося уровня профессионального развития в период ранней юности Знакомство с концепцией профессионального развития в период ранней юности. Овладение навыками анализа своих сильных и слабых сторон

2. Формирование мотивации саморазвития и учебно-професси-ональ-ной мотивации Осознание и формирование мотивации профессионального развития в период ранней юности Обучение раскрытию своих п

3. Формирование готовности к самораскрытию Дифференцирование и осознание приёмов и способов развития готовности к самораскрытию Диагностика и обучение приёмам развития готовности к самораскрытию

4. Формирование потребности в самореализации Осознание потребности в самореализации Обучение техникам осознания потребности в самореализации

5. Развитие самоуправляемости и саморазвития личности Осознание субъектности и её роли в профессиональном развитии в период ранней юности Обучение техникам осознания субъектности, самости, самоактуализации, самоотношения, самопознания, самопонимания и др.

6. Развитие взаимоотношений и взаимодействий личности, путей её социализации Формирование позитивного социального поведения и профессиональной мобильности, социальной успешности Обучение гибкости к оценке своего жизненного пути; овладение приёмами переоценки; обучение гибкости в поддержании оптимального равновесия между отношением к себе и внешнему миру

напряжением при общении в коллективе и др. Всесторонний анализ воздействия данных факторов позволяет разработать систему мер и методов работы по снижению уровня психического напряжения и овладения юношами и девушками навыками саморегуляции.

Таким образом, построение целостной системы сопровождения профессионального развития в период ранней юности должно базироваться на выявленных психологических закономерностях развития личности, а также учитывать накопленный опыт психодиагностической и коррекционно-развивающей работы с учащимися и студентами, использовать накопленные психологическими службами приёмы и технологии.

ССЫЛКИ

[1]. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.

[2]. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. — 2012. — № 3 (43). — С. 31-37.

[3]. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмео-логия. — 2013. — № 3. — С. 54-59.

[4]. Гагарин А.В. Профессиональная подготовка конкурентоспособного преподавателя высшей школы: проблемы и перспективные направления // Акмеология. — 2012. — № 4 (44). — С. 46-49.

[5]. Деркач А.А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Акмеология. — 2014. — № 1. — С. 6-15.

[6]. Миронова Г.В. Итоги внедрения концепции личностно-профессиональ-ного развития в период ранней юности // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 116-117.

[7]. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание как генеральная категория личностно-профессионального развития специалиста // Акмеология. — 2012. — № 2. — С.109-112.

[8]. Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания государственных служащих. — М.: РАГС, 2004. — 226 с.

CONTRADICTIONS IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN EARLY ADOLESCENCE (15-20 YEARS OLD) AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Galina V. Mironova — Psychology Teacher, Astrakhan Social and Teachers Training College;48, Communisticheskaya Street, Astrakhan, 414040, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

This article represents the results of the study of contradictions in professional development of a personality in early adolescence (15-20 years old) and the ways to resolve them. The following methods have been applied: comparative analysis, involved observation over pupils and students, content analysis of students' and pupils' paper works, the polls of university and college students, as well as their teachers.

The theoretical analysis allowed justifying the system of contradictions of the professional development in early adolescence (1520 years old). It included: externalsocial, internal personal and inherent psychological contradictions.

Ways of solving those contradictions are elaborated due to the author's understanding of professional development in early adolescence (15-20 years old), components and essential characteristics of this process. They are presented as a system of complex support of professional development in early adolescence. The system includes three directions: external, local external and internal. There is given the example of the author's training in professional development in early adolescence as one of the development trainings allowing optimizing of the professional development in early adolescence (15-20 years old).

The research results are important both for improving efficiency of students and pupils training in early adolescence and for developing psychology and pedagogy of higher and secondary school.

Keywords: professional development,personality, early adolescence, contradictions and ways of solving them.

[9]. Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека // Ак-меология. — 2014. — № 3. — С.65.

[10]. Москаленко О.В. Роль новых коммуникативно-информационных технологий в деятельности преподавателя вуза // Акмеология. — 2014. — № 1-2. — С. 163.

[11]. Москаленко О.В. Потенциал презентаций в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмеология. — 2015. — № 1. — С. 34.

[12]. Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приёмов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмеология. — 2015. — № 2. — С. 248-256.

[13]. Москаленко О.В. Преподаватель высшей школы: сравнительный самоанализ со своими студентами // Акмео-логия. — 2015. — № 3. — С. 121-122.

[14]. Москаленко О.В. Возможности психодидактических приёмов и методов в организации учебного процесса высшей школы // Образовательные технологии. — 2015. — № 4. — С. 72-89.

[15]. Москаленко О.В., Назаров Т.А. Пути коррекции «студенческого инфантилизма» // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 128-129.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1]. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaja psihologija [Pedagogical Psychology]. — M.: Pedagogika-Press, 1999.

[2]. Gagarin A.V. Dejatel'nost' lichnosti v informacionno-obrazovatel'noj srede: teoretiko-metodologicheskie aspekty [The activity of a personality in the informative and educational environment: theoretical and methodological aspects] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 3(43). — Р. 31-37.

[3]. Gagarin A.V. Obrazovatel'naja refleksija v professional'noj podgotovke bakalavrov psihologii [The educational reflection in the professional training of barchelors in the psychology] // Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — № 3. — P. 54-59.

[4]. Gagarin A.V. Professional'naja podgotovka konkurentosposobnogo prepodavatelja vysshej shkoly: problem i perspektivny enapravlenija [The professional preparation of competitive teacher of the high school: the problems and the perspective directions] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 4 (44). — P. 46-49.

[5]. Derkach A.A. Metodologicheskie i prikladnye problemy obuchenija studentov-psihologov [Methodological and applied problems of training of students-psachologists] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № 1. — P. 6-15.

[6]. Mironova G.V. Itogi vnedrenija koncepcii lichnostno-professional'nogo razvitija v period rannej junosti [Results of Introducing Concept of PersonalProfessional Development in Early Youth] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P. 116-117.

[7]. Moskalenko O.V. Professional'noe samosoznanie kak general'naja kategorija lichnostno-professional'nogo razvitija specialista [The professional identity as a general category of personal and professional development of a specialist] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 2. — P. 109-112.

[8]. Moskalenko O.V. Razvitie professio-nal'nogo samosoznanija gosudarstvennyh sluzhashhih [The development of professional consciousness of civil servants]. — M.: RAGS, 2004. — 226 p.

[9]. Moskalenko O.V. Rol' znanij v postroenii kar'ery cheloveka [The role

of the knowledge in building a career of a man] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № 3-4 (spec. vyp). — P. 65-66.

[10]. Moskalenko O.V Rol' novyh kom-munikativno-informacionnyh tehnologij v dejatel'nosti prepodavatelja vuza [The role of the new communicative and informative technologies in the activity of university teachers] // Akmeologija [Acmeology]. —

2014. — № 1-2 (spec. vyp.). — P. 163-164.

[11]. Moskalenko O.V. Potencial prezentacij v prepodavanii uchebnyh disciplin v vysshej shkole [The potential of presentations in teaching in the high school: advantages and disadvantages] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 1. — P. 34-38.

[12]. Moskalenko O.V. Potencial nekotoryh psihodidakticheskih priemov v prepodavanii uchebnyh disciplin v vysshej shkole [The potential of some psycho didactic ways to teach subjects in the high school] // Akmeologija [Acmeology]. —

2015. — № 2. — P. 248-256.

[13]. Moskalenko O.V. Prepodavatel' vysshej shkoly: sravnitel'nyj samoanaliz so svoimistudentami [The high school teacher: the comparison self-study with students] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P. 121-122.

[14]. Moskalenko O.V. Vozmozhnosti psihodidakticheskih priemov i metodov v organizacii uchebnogo processa vysshej shkoly [The opportunities of psycho didactic ways and methods in the organization of the high school education process] // Obrazovatel'nye tehnologii (g. Moskva) [Educational technology (Moscow)]. — 2015. — № 4. — P. 72-89.

[15]. Moskalenko O.V., Nazarov T.A. Puti korrekcii «studencheskogo infantilizma» [The ways of correction of the student infantilism] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P. 128-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.