Научная статья на тему 'Профессиональное развитие как детерминанта формирования нравственного воспитания молодежи'

Профессиональное развитие как детерминанта формирования нравственного воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / YOUTH / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / EARLY ADOLESCENCE (15-20 YEARS OLD) / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / АДАПТАЦИОННЫЕ / ADAPTATION / САМОРАЗВИВАЮЩИЕ И СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / SELF-EVOLVING AND SOCIAL AND ENVIRONMENTAL MECHANISMS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ЛИЧНОСТНЫЕ / PERSONAL / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL / SOCIAL-CULTURAL OBJECTIVE LAWS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миронова Галина Васильевна

В статье приведён сравнительный анализ результатов использования учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни» и результатов исследования профессионального развития юношей и девушек в период ранней юности (15-20 лет) по проблемам формирования морали и нравственности. При изучении был применён следующий метод: сравнительный анализ учебно-методического комплекса и результатов исследования саморазвивающихся механизмов профессионального развития юношей и девушек с помощью критерия Манна-Уитни и t -критерия Стьюдента. Теоретический анализ позволил показать некоторые недостатки комплекса. В ходе теоретического анализа и эмпирического исследования показана эффективность внедрения авторской программы профессионального развития в период ранней юности, которая позволила выявить адаптационные, саморазвивающие и социально-средовые механизмы, а также личностные, психолого-педагогические, социально-культурные закономерности профессионального развития юношей и девушек. В статье приведено изучение саморазвивающих механизмов и личностных закономерностей через выявление особенностей возрастного развития психики, эмоционально-волевую сферу и интеллект юношей и девушек, проявление воли, обозначаемой как настойчивость, упорство и терпение. Полученные результаты исследования важны для работы как педагогов, так и родителей, самих старшеклассников по вопросам их профессионального развития и формирования нравственности, а также подготовки к будущей семейной жизни. Перспективой исследования выступает поиск новых вариантов опосредованных форм и средств формирования основ нравственного воспитания и будущей семейной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT AS A DETERMINANT OF CREATING MORAL EDUCATION OF THE YOUTH

The article presents the comparative analysis of the results of application of the education-methodical complex «Moral foundations of family life” and results of the author’s research of the professional development of young men and women in early adolescence (15-20 years old) in problems of creating morality and ethics of youth. In the course of the research the following method was applied: the comparative analysis of education-methodical complex and research results of self-developing mechanisms of the professional evolution of male and female adolescents by using Student’s t-test criterion and Mann Whitney U-test criterion. Theoretical analysis made it possible to reveal some drawbacks of the complex. In the course of the theoretical analysis and empirical research the efficiency of implementing the author’s program of professional development in early adolescence was shown. This program made it possible to expose adaptation, self-evolving and cultural and environmental mechanisms as well as personal, psychological and pedagogical, social and cultural objective laws of the professional development of young men and women. The research presents the study of self-developing mechanisms and personal regularities through exposing peculiarities of the age mental evolution, emotional-volitional system and mentality of the young people, the manifestation of will which is understood as perseverance, persistence and patience. The obtained research results are important for the work of educators, as well as for parents and for senior pupils themselves regarding the questions connected with their professional development and the creation of morality, as well as preparing for future family life. The research perspective is in searching for the new ways of indirect forms and means of creating foundations for moral education and future family life.

Текст научной работы на тему «Профессиональное развитие как детерминанта формирования нравственного воспитания молодежи»

УДК 159.9.072.43

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Миронова Галина Васильевна — преподаватель психологии, Астраханский социально-педагогический колледж; ул. Коммунистическая, 48, Астрахань, Россия, 414040; e-mail: galamir51@mail.ru

Введение

Современное российское общество всё больше сталкивается с вызовами в нравственной сфере. Особенно это проявляется в молодёжной среде. Причины этих процессов представляются многообразными. В первую очередь социокультурные — разрушение основ морали и нравственности. В 90-х гг. ХХ в. это привело к отсутствию общих моральных ценностей общества и защите их со стороны государства и общества. К другим причинам можно отнести: личностно-де-структивные — мотивация различных сообществ (организаций, групп, сект) по пропаганде антисоциальных и деструктивных форм поведения, девиан-тного поведения, мобилизация и рекру-тинг подрастающих юношей и девушек в ряды этих структур через информаци-

онные ресурсы сети Интернет с целью воздействия на формирующуюся личность, преследуя материальную выгоду; отрицательно-поколенческие — более существенный разрыв и отсутствие связи между предыдущими и последующими поколениями общества. Это известная проблема «отцов и детей» в современном обществе более актуализировалась в силу массовой информатизации, тех-нократизации и технологизации «детей» и отсутствия подобной компетентности у «отцов» [1; 2; 11].

По этой причине регулярно возникают различные предложения у психологов, педагогов и общественности по «усилению» нравственного воспитания подрастающего поколения, введению соответствующих учебных дисциплин в школьное обучение. Вследствие

этого целесообразно обсудить новый учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни» [10].

Цель исследования — сравнительный анализ результатов реализации учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни» с результатами исследований профессионального развития молодёжи в период ранней юности (15-20 лет).

Гипотеза исследования заключается в том, что учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни» при наличии существенных достоинств не решает проблемы личностно-профессионального развития молодёжи. Для решения этих проблем необходим учёт профессионального развития молодёжи, который

РЕЗЮМЕ

В статье приведён сравнительный анализ результатов использования учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни» и результатов исследования профессионального развития юношей и девушек в период ранней юности (15-20 лет) по проблемам формирования морали и нравственности. При изучении был применён следующий метод: сравнительный анализ учебно-методического комплекса и результатов исследования саморазвивающихся механизмов профессионального развития юношей и девушек с помощью критерия Манна-Уитни и ^критерия Стьюдента.

Теоретический анализ позволил показать некоторые недостатки комплекса. В ходе теоретического анализа и эмпирического исследования показана эффективность внедрения авторской программы профессионального развития в период ранней юности, которая позволила выявить адаптационные, саморазвивающие и социально-средовые механизмы, а также личностные, психолого-педагогические, социально-культурные закономерности профессионального развития юношей и девушек. В статье приведено изучение саморазвивающих механизмов и личностных закономерностей через выявление особенностей возрастного развития психики, эмоционально-волевую сферу и интеллект юношей и девушек, проявление воли, обозначаемой как настойчивость, упорство и терпение.

Полученные результаты исследования важны для работы как педагогов, так и родителей, самих старшеклассников по вопросам их профессионального развития и формирования нравственности, а также подготовки к будущей семейной жизни.

Перспективой исследования выступает поиск новых вариантов опосредованных форм и средств формирования основ нравственного воспитания и будущей семейной жизни.

Ключевые слова: молодёжь, ранняя юность, нравственное воспитание, профессиональное развитие, адаптационные, саморазвивающие и социально-средовые механизмы профессионального развития, личностные, психолого-педагогические, социально-культурные закономерности профессионального развития.

позволит более успешно формировать нравственность юношей и девушек в период ранней юности.

Задачи исследования:

• рассмотреть главные цели, задачи и предполагаемые итоги, которые должны быть сформированы в рамках реализации учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни»;

• представить результаты исследования профессионального развития юношей и девушек в период ранней юности по проблемам нравственности;

• провести сравнительный анализ предполагаемых итогов реализации учебно-методического комплекса и полученных автором результатов исследования профессионального развития юношей и девушек в период ранней юности по проблемам формирования морали и нравственности.

Методика и методы исследования: сравнительный анализ учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни» (авторы иерей Дмитрий Моисеев и монахиня Нина (Н.Н. Крыгина) и результатов исследования профессионального развития юношей и девушек в период ранней юности по проблемам нравственности. Исследование состояло из двух частей. Первая часть — констатирующая, а вторая — формирующая, после которой был проведён ретест. В экспериментальную группу вошли: школьники (п = 174), учащиеся колледжа (п = 130) и студенты университета (п = 120). В контрольную группу вошли: школьники (п = 170), учащиеся колледжа (п = 126) и студенты университета (п = 117). (Группы численно были уравнены, исходя из условий статистических процедур.) Для оценки количественных данных по совокупности признаков, имеющих количественную меру, был использован критерий Манна-Уитни. Выполненные расчёты показали, что различия между экспериментальной и контрольной группами соответствуют уровню значимости p = 0,05 (по ¿-критерию Стьюдента), то есть между выборками различия достоверны.

Результаты исследования и их обсуждение

При решении первой задачи — изучение целей и задач учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни» — важно отметить следующее. Данный комплекс направлен на широкий круг современной молодёжи, пропаганду семейных ценнос-

тей, «...в нём аккумулированы знания по семье из разных научных областей: культурологии, психологии, социологии, медицины и теологии» [10]. Курс, разработанный с помощью этого комплекса, проходит апробацию на экспериментальных площадках страны. Отметим, что рассматриваемый комплекс продолжает реализацию идеи подготовки юношей и девушек к семейной жизни, которая частично была реализована в 1980-х годах в рамках преподавания учебной дисциплины «Этика и психология семейной жизни».

В учебно-методический комплекс входят:

• программа курса «Нравственные основы семейной жизни»;

• учебные пособия для старшеклассников 10 и 11-х классов (отдельно для каждого класса);

• методические пособия для учителей 10 и 11-х классов (отдельно для каждого класса);

• две хрестоматии для учителей 10 и 11-х классов (отдельно для каждого класса);

• мультимедийное сопровождение учебного курса для старшеклассников 10 и 11-х классов.

К недостаткам данного комплекса и его методического оснащения следует отнести следующее.

Во-первых, авторы начинают свой курс с проблем формирования мировоззрения и поиска счастья. Отметим, что в чём-то авторы правы, а в чём-то — нет. По традиционной возрастной периодизации Д.Б. Эльконина [17] юношескому возрасту присуще поиск смыла жизни, определение со своими представлениями и мире, о своём месте в нём, то есть формирование мировоззрения [3].

В современной России главной целью старшеклассников является, как правило, поступление в вуз, для чего им необходима успешная сдача единых государственных экзаменов (ЕГЭ). Возникло даже понятие «ЕГЭшное мышление»[12; 13; 16]. Зафиксируем и такой факт — бурную физическую акселерацию (или более широко — секу-лярный тренд (8еаи1аг1гепф, охватывающее весь комплекс функциональных изменений современного человека), и на этой базе ускорение психического развития современных детей и подростков в силу форсирования научно-технического прогресса, изменения экологии, питания и др.

Кроме того, многие педагоги средней и высшей школы и родители отме-

чают изменения в интересах и целях современных старшеклассников [14; 15], в том числе отсутствие интереса к тематике мировоззрения, выбора спутника жизни, создания семьи. Поэтому данный курс может не вызвать интереса у современных старшеклассников.

Данный курс может показаться несколько искусственным для современной молодёжи и по следующей информации, которую авторы комплекса пытаются донести до юношей и девушек в его рамках:

• направленность личности, тайна возраста и тайна пола;

• Я и Другие, быть или казаться, стыд и совесть, дружба и любовь в жизни человека, мужественность и женственность;

• возраст семьи, добрачные отношения, любовь и влюблённость, испытание чувств, предбрачный период, союз двух родов, свадьба, начало совместной жизни;

• первый год совместной жизни, молодые родители, семья в ожидании ребёнка, молодая семья с новорождённым;

• возрасты семьи: особенности зрелой семьи и др., семья — основа всякого общества, типы и функции семьи, семья и государство, иерархичность семейных отношений;

• семья в моей жизни, радость семейной жизни, значение семьи в жизни человека и смысл жизни.

Некоторые проблемы — доверие и верность как ценности семейной жизни, главенство мужа, религиозные основы семьи — практически вступают в противоречие с Конституцией РФ, статьёй 3 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» как нарушение равноправия мужчин и женщин, государственной политики в сфере образования, светского характера образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Также старшеклассники, не имея опыта собственных семей, могут неадекватно толковать отношения внутри родительской семьи, проецировать эту неадекватность на свои отношения с родителями и другими родственниками — бабушками, дедушками, тетями, дядями, братьями, сёстрами и др.

Всё это позволяет сделать вывод о поиске новых ориентиров, форм и средств формирования нравственного воспитания молодёжи.

При решении второй задачи — представить результаты исследования профессионального развития юношей и девушек в период ранней юности (1520 лет) по проблемам нравственности — мы предлагаем рассмотреть итоги внедрения авторской программы профессионального развития в период ранней юности, которая состояла из следующих стратегических направлений:

• организация реализации потенциала профессионального развития в период ранней юности;

• систематизация ресурсов профессионального развития преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей;

• организация совместной деятельности личности в ранней юности и преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей;

• создание системы общей деятельности всех субъектов профессионального развития в период ранней юности;

• учёт взаимосвязи учебно-профессиональной, профессиональной и саморазвивающей деятельности как основания профессионального развития субъекта в период ранней юности;

• учёт влияния региональной социокультурной среды на профессиональное развитие в период ранней юности и формирование мультикультурного образовательного пространства [4].

В ходе исследования выявлены механизмы и закономерности профессионального развития в период ранней юности, соответственно: адаптационные, саморазвивающие и социально-сре-довые, и личностные, психолого-педагогические, социально-культурные [5].

В рамках поставленной задачи интерес представляют результаты доказательства саморазвивающихся механизмов профессионального развития в период ранней юности.

Исследование показало, что саморазвивающие механизмы осуществляют профессиональное развитие личности в период ранней юности в субъект-субъектном взаимодействии, формируют самомотивацию, самодеятельность, самостоятельность личности и обеспечивают это развитие личности за счёт формирования особенностей возрастного развития психики личности; при этом учитываются неодинаковость, неоднородность и различный темп развития компонентов профессионального развития в период ранней юности. К этим механизмам отнесены: формирование многоступенчатой поуровневой самореализации личности в учебно-профессиональной

деятельности, в которой происходит одновременно зарождение новой потребности, изменяющейся по структуре, содержанию, по степени выраженности и обеспеченности; появление новообразования — готовности к самораскрытию личности как самоосознание собственного Я (самопознание, самоопределение, самооценка, самовосприятие, самоотношение), самопредставление своего Я, самовыражение, самопрезентация.

Принципиально важным моментом было то, что с самого начала экспериментальной работы мы развивали самодеятельность школьников и студентов, включали творческие и активные задания во все формы работы. Основными критериями самодеятельности являются: инициативность в деятельности, самостоятельность, ответственность при выполнении дела, целеустремлённость, творческое отношение к делу, организованность. Итоговое диагностирование в экспериментальной группе N = 344, п = 424) показало, что за время работы в ней произошли позитивные изменения в развитии самодеятельности личности, в среднем от 9,4 до 95%. Произошли также изменения и в количественном составе типологических групп, разных по уровню самодеятельности. Так, в начале работы личностей с высоким уровнем самодеятельности было не более 8% общего числа, к концу экспериментальной работы эта цифра увеличилась до 21%. Обучающихся со средним уровнем самодеятельности было 22%, стало 32%, с посредственным уровнем было 38%, к концу работы их стало 23%, с низким уровнем самодеятельности было 35%, стало 27%. Положительная динамика уровня развития самодеятельности личностей в экспериментальнойг-руппе свидетельствует об эффективности использованных методов и средств воспитания, правильном выборе содержания деятельности на каждом этапе исследования профессионального развития в период ранней юности. Положительная динамика уровня развития самодеятельности школьников и студентов в экспериментальных коллективах свидетельствует об эффективности использованных методов и средств воспитания, правильном выборе содержания деятельности на каждом этапе исследования профессионального развития в период ранней юности [6].

Саморазвивающие механизмы обеспечивают профессиональное развитие в период ранней юности за счёт формирования особенностей возрастного

развития психики школьников и студентов [11].

Целенаправленные воздействия на эмоционально-волевую сферу подростков и юношей приводят к изменению взаимосвязи между эмоционально-волевыми качествами и интеллектом, что, в свою очередь, приводит к повышению интеллектуальных показателей и положительно влияет на адаптацию учащихся при переходе из средней в старшую и высшую школы. Это зависит от внедрения коррекционно-развивающей программы, которая будет эффективна в том случае, если на занятиях со школьниками и студентами будут использоваться элементы пошаговой устной и письменной рефлексии своего поведения и состояний, а в содержание занятий будут включены упражнения по арт-терапии, развитию волевых качеств школьников и студентов, произвольности как осознанного планирования поведения, навыкам конструктивного общения.

По результатам факторного анализа мы выделили 4 основных фактора развития личности, суммарный вклад которых составил в разных случаях от 62 до 85%. Результаты проведённого исследования показали, что в начале 9-го класса одними из основных факторов являются конкретное мышление и эмоциональная неустойчивость или абстрактное мышление с эмоциональной стабильностью. Связь эмоциональной и интеллектуальной сфер подтверждается результатами факторного анализа в конце года. В целом у школьников 9-го класса наблюдалось значительное изменение показателей, определяющих основные факторные нагрузки. Если в начале года два наиболее весомых фактора могут быть интерпретированы как эмоционально-интеллектуальный фактор и фактор социальных контактов, то в конце года первые два фактора — это эмоционально-волевой и эмоционально-интеллектуальный. Курс занятий по развитию эмоционально-волевой сферы с элементами рефлексии способствует успешной социализации детей этого возраста и их профессиональному развитию в период ранней юности. Применение программы положительно влияет на адаптацию девятиклассников и является профилактикой проблем в кризисный период 15-16 лет с последующей за ним ведущей деятельностью — общением. Учащиеся, с которыми проводилась работа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, повысили коэффициент интеллекта

в среднем на 11 единиц, в то время как среднее значение коэффициента интеллекта по всем обследуемым повысилось на 5 единиц. По сочетанию эмоционально-волевых и личностных качеств девочки в начале 9-го класса проявляют большую адаптацию, чем мальчики. В начале 9-го класса у мальчиков в одном факторе наблюдается связь качеств, свидетельствующих о классическом неврозе тревожности. Это может говорить о высокой степени дезадаптации у мальчиков этого возраста с ломкой привычных стереотипов. В начале — конце девятого класса их интеллект остаётся связанным с эмоциональной устойчивостью [7].

Профессиональное развитие подростков и юношей во многом определяется проявлением воли, обозначаемой как настойчивость, упорство и терпеливость, хотя они и не являются тождественными волевыми качествами. Самооценка волевых проявлений в определённой степени отражает их реальную выраженность; на объективность и диффе-ренцированность самооценки волевых проявлений влияют возрастные и половые особенности развития личности; существует зависимость между самооценками волевых проявлений и успешностью учебной деятельности (средним баллом школьной успеваемости) учащихся. Кроме того, существует определённая зависимость самооценок волевых проявлений от типологических особенностей свойств нервной системы и от таких личностных особенностей, как потребность в достижениях, личностная тревожность, склонность к фрустрации.

Исследование возрастной динамики самооценок изучаемых в исследовании волевых качеств показало, что наиболее высоко у подростков и юношей оценивается упорство. Терпеливость во всех возрастах оценивается ниже всего. Оценка настойчивости занимает промежуточное место. Тот факт, что упорство оценивается выше, чем настойчивость, можно объяснить тем, что однократно проявить целеустремлённость и терпение (что характеризует упорство) легче, чем делать это многократно в течение длительного срока (что характеризует настойчивость). Настойчивость, вплоть до 11-го класса, выше оценивали у себя девочки, а начиная с 9-го класса мальчики оценивали себя более настойчивыми, чем девочки. Самооценка упорства у лиц мужского пола в большинстве групп была в среднем выше, чем у лиц

женского пола. Самооценка терпеливости у девочек средних и старших классов была выше, чем у мальчиков тех же классов. С 10-го класса терпеливость оценивалась юношами выше, чем девушками. Абсолютные самооценки всех трёх волевых качеств оказались ниже у подростков, чем у старшеклассников. Получены достоверные (р < 0,01) корреляции между самооценками всех трёх волевых качеств в классах с 7-го по 11-й. В то же время между самооценками и терпеливостью, измеренной с помощью инструментальной (динамометрической) методики, достоверные корреляции появились только с 8-го класса и только с самооценкой терпеливости.

Изучение связи самооценок волевых качеств с личностными особенностями — мотивацией достижений, тревожностью, склонностью к фрустрации — позволило констатировать следующее: в старших классах и у подростков были выявлены достоверные положительные корреляции между самооценками упорства, настойчивости, терпеливости и мотивацией достижений. Связь самооценок упорства и настойчивости со склонностью к фрустрации и тревожностью была выявлена у юношей: чем большей была самооценка волевых качеств, тем меньшими были склонность к фрустрации и тревожность. Сопоставление самооценок волевых качеств со школьной успеваемостью выявило достоверные связи только в 9-м и 11-м классах, т.е. в выпускных классах, в которых, очевидно, ученикам приходится проявлять большую целеустремлённость и связанные с нею упорство, терпеливость и настойчивость. Выявлено совпадение самооценок волевых качеств старшеклассников с оценками этих волевых проявлений у них со стороны учителей [8; 9].

Таким образом, исследование показало, что саморазвивающие механизмы осуществляют профессиональное развитие личности в период ранней юности. Это доказали и итоги выявления личностных закономерностей этого процесса: зависимость темпа и достигнутого уровня развития личности, зависимость личностно-профессионального развития от индивидуально-психологических особенностей и мотивации к саморазвитию, а также от взаимодействий в обучающем процессе, зависимость профессионального развития с развитием их рефлексии, степенью осознания субъектом этого процесса каждой лич-

ностью, учётом социальной ситуации и состояния здоровья личности, успешностью активного включения личности в социальные отношения, оптимизацией готовности педагогов к реализации развивающего подхода к обучению школьников и студентов.

Выводы

Сравнительный анализ предполагаемых итогов использования учебно-методического комплекса и полученных автором результатов исследования механизмов и закономерностей профессионального развития юношей и девушек в период ранней юности (15-20 лет) показал, что профессиональное развитие может выступить «опорой», которая способна личностно-профессио-нально развить школьника и дать ему ориентиры в различных направлениях, в том числе и формирования нравственности и морали.

Это позволит старшеклассникам соблюдать этику не только в профессиональном плане, но и в личностном, социальном и семейном аспектах.

Заключение

Подводя итоги проведённого сравнительного анализа, можно прийти к выводу о том, что представленный учебно-методический комплекс не в полной мере решает проблемы нравственного воспитания старшеклассников, нравственных основ семьи, а также может не вызывать у них интереса в силу их увлечения другими вопросами или неадекватности понимания.

Данное исследование показывает возможности формирования и активизации нравственного воспитания старшеклассников и их нравственных основ семейной жизни не через непосредственное информирование по этой проблеме, а опосредованно — через их профессиональное развитие. Это важно как для самих старшеклассников, так и для всего общества в целом.

Практические рекомендации могут быть предложены педагогам, родителям и старшеклассникам по организации профессионального развития юношей и девушек в период ранней юности.

В перспективе важно найти и другие варианты опосредованных мотиваторов формирования нравственности. Это позволит также улучшить подготовку педагогов по проблеме профессионального развития юношей и девушек в период ранней юности.

ССЫЛКИ

1. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. — 2012. — № 3(43). — С. 31-37.

2. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология. — 2013. — № 3. — С. 54-59.

3. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с.

4. Миронова Г.В. Личностно-профес-сиональное развитие в период ранней юности (15-20 лет) / под. ред. О.В. Москаленко. — М., 2016. — 232 с.

5. Миронова Г.В. Закономерности и механизмы развития личности в период ранней юности (15-20 лет) // Акмеология. — 2013. — № 1. -С. 204.

6. Миронова Г.В. Личностно-профес-сиональное развитие в системе развития детско-родительских отношений // Акмеология. — 2016. — № 1(57). — С. 73-74.

7. Миронова Г.В. Противоречия профессионального развития личности в период ранней юности (15-20 лет) и пути их разрешения // Акмеология. — 2017. — № 1(61). — С. 103-107.

8. Миронова Г.В. Соотношение лич-ностно-профессионального и акмеоло-гического развития человека // Акмеология. — 2014. — № 1-2. — С. 153-154.

9. Миронова Г.В. Развитие личности в период ранней юности (15-20 лет): структура, сущностные характеристики и закономерности // Вестник Тувинского государственного университета. — 2013. — Т. 4. — № 4 (19). — С. 75-86.

10. Моисеев Д., Крыгина Н.Н. Нравственные основы семейной жизни. 1011 кл.: Учебно-методический комплекс. Доступен на сайте: www.kolybel-ekb.ru (дата обращения 10 ноября 2017).

11. Москаленко О.В., Миронова Г.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодёжи с процессами её самоактуализации, самоопределения и самоэффективности // Мир психологии. — 2011. — №1. — С. 193-200.

12. Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приёмов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмеология. — 2015. — № 2. -С. 248-256.

13. Москаленко О.В. Возможности психодидактических приёмов и методов в организации учебного процесса

высшей школы // Образовательные технологии. — 2015. — № 4. — С. 72-89.

14. Москаленко О.В. К проблеме субъекта карьеры (кто эффективнее построит свою карьеру: Чацкий или Молчалин? // Мир психологии. — 2012. — № 3. — С. 260-266.

15. Москаленко О.В., Назаров Т.А. Пути коррекции «студенческого инфантилизма» // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 128-129.

16. Москаленко О.В. Психодидактика высшей школы: проблемы и поиск путей их решения. — М.,2016. — 173 с.

17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. -560 с.

REFERENCES

1. Gagarin A.V. Dejatel'nost' lichnos-ti v informacionno-obrazovatel'nojsrede: teoretiko-metodologicheskieaspekty. — [The activity of a personality in the informative and educational environment: theoretical and methodological aspects.] // Akmeologija. — [Acmeology.] № 3(43). 2012. РР. 31-37.

2. Gagarin A.V. Obrazovatel'naja re-fleksija v professional'noj podgotovke bakalavrov psihologii. — [The educational reflection in the professional training of barchelors in the psychology] // Akmeologija. № 3. — [Acmeology] 2013. РР. 54-59.

3. Kon I.S.P sihologiyarannejyunosti. [Psychology of Early Adolescence] M., Prosveshchenie, 1989. 256 p.

4. Mironova G.V., Mironova G.V. Lich-nostno-professional'noe razvitie v period rannejjunosti (15-20 let) [Personal Professional Development in Early Adolescence Stage (15-20 years old)] / G.V. Mironova, pod. red. O.V. Moskalenko. M.: «T8 Izdatel'skie Tehnologii». [Under editorship of O.V. Moskalenko. M: «T8 Publishing Technologies»]. 2016. 232p. Personal Professional Development in Early Adolescence Stage (15-20 years old). /Under editorship of O.V. Moskalenko. Mos-cow.2016. 232p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Mironova G.V. Zakonomernosti i mehanizmy razvitija lichnosti v period rannejj unosti (15-20 let). [Regularities and Mechanisms of Personal Development in Early Adolescence Stage (15-20 years old)] // Akmeologija [Acmeology]. 2013. № S1. P. 204.

6. Mironova G. V. Lichnostno-pro-fessional'noe razvitie v sisteme razvitija detsko-roditel'skihotnoshenij. [Personal

Professional Development in Child Parent Relationship Development System] //Akmeologija [Acmeology]. 2016. №S1 (57). P. 73-74

7. Mironova G.V. Protivorechija professional'nogo razvitija lichnosti v period rannejjunosti (15-20 let) iputiihraz-reshenija.[Animosities of Professional Personal Development in Early Adolescence Stage (15-20 years old) and Ways of Their Settlement] // Akmeologija [Acmeology]. 2017. №1 (61). P.103-107.

8. Mironova G.V. Sootnoshenie lich-nostno-professional'nogo I akmeolog-icheskogo razvitija cheloveka. [Correlation between Personal Professional and Acmeological Development of a Per-son]//Akmeologija [Acmeology]. 2014. № S1-2. P. 153-154.

9. Mironova G.V. Razvitielichnosti v period rannejjunosti (15-20 let): struk-tura, sushhnostnyeharakteristikiizakono-mernosti. [Development of Person in Early Adolescence (15-20 years old): Structure, Essential Characteristics and Regularities] // Vestnik Tuvinskogo go-sudarstvennogo universiteta. #4 Peda-gogicheskienauki. [Tuva State University Newsletter. #4 Pedagogical Science] 2013. T. 4. №4(19). P.75-86

10. Moiseev D., Krygina N.N. Nravst-vennye osnovy semejnoj zhizni. 10-11 kl. [Moral Foundations of Family Life] Ucheb-no-metodicheskij kompleks. Dostupnona-sajte: www.kolybel-ekb.ru (data obrash-cheniya: 10 noyabrya 2017).

11. Moskalenko O.V., Mironova G.V. Vzaimosvjaz' professional'noj samo-realizacii molodezhi s processamieesa-moaktualizacii, samoopredelenijaisamoj effektivnosti. [Interrelation of Youth Professional Self-fullfilment with Processes of Self-actualization, Self-determination and Self-efficiency]//Mir psihologii.[Psychol-ogy World]. 2011. №1. P.193-200.

12. Moskalenko O.V. Potencial nekoto-ryhpsihodidakticheskihpriemov v prepo-davaniiuchebnyhdisciplin v vysshejshkole. [The potential of some psycho didactic ways to teach subjects in the high school.] // Akmeologiya[Acmeology], 2015, №2. PP. 248-256.

13. Moskalenko O.V. Vozmozhnostip-sihodidakticheskihpriemovimetodov v organizaciiuchebnogoprocessavysshe-jshkoly. [The opportunities of psycho didactic ways and methods in the organization of the high school education process.] // Obrazovatel'nyetekhnologii. [Educational technology] (Moscow), 2015, № 4. P.P. 72-89.

14. Moskalenko O.V. K problemesub" ektakar'ery (kto ehffektivnee postroit svoyukar'eru: C Hackijili Molchalin?[About career subject problem (who will effectively develop his career? Will it be Chatsky or Molchalin?] // Mir psihologii.[Psychology world]. 2012. №3., P.P. 260-266.

15. Moskalenko O.V., Nazarov T.A. Pu-tikorrekcii «studentcheskogo infantilizma». [The ways of correction of the student infantilism.] // Akmeologiya[Acmeology], 2015, № 3, PP. 128-129.

16. Moskalenko O.V. Psihodidak-tikavysshej shkoly: problemy I poisk-

putejihresheniya. [Psycho-didactics of High School: Problems and Ways of Solving Them] M. 2016. 173p.

17. EHl'konin D.B. Izbrannye psiho-logicheskie trudy. [Selected Works on Psychology]. M.: Pedagogika, 1989. 560 p.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT AS A DETERMINANT OF CREATING MORAL EDUCATION OF THE YOUTH

Galina V. Mironova — Teacher of Psychology, Astrakhan Social-Pedagogical College; Kommunisticheskaya Street, 48, Astrakhan, 414040, Russia; e-mail: galamir51@mail.ru

ABSTRACT

The article presents the comparative analysis of the results of application of the education-methodical complex «Moral foundations of family life" and results of the author's research of the professional development of young men and women in early adolescence (15-20 years old) in problems of creating morality and ethics of youth. In the course of the research the following method was applied: the comparative analysis of education-methodical complex and research results of self-developing mechanisms of the professional evolution of male and female adolescents by using Student's t-test criterion and Mann — Whitney U-test criterion.

Theoretical analysis made it possible to reveal some drawbacks of the complex. In the course of the theoretical analysis and empirical research the efficiency of implementing the author's program of professional development in early adolescence was shown. This program made it possible to expose adaptation, self-evolving and cultural and environmental mechanisms as well as personal, psychological and pedagogical, social and cultural objective laws of the professional development of young men and women.

The research presents the study of self-developing mechanisms and personal regularities through exposing peculiarities of the age mental evolution, emotional-volitional system and mentality of the young people, the manifestation of will which is understood as perseverance, persistence and patience.

The obtained research results are important for the work of educators, as well as for parents and for senior pupils themselves regarding the questions connected with their professional development and the creation of morality, as well as preparing for future family life.

The research perspective is in searching for the new ways of indirect forms and means of creating foundations for moral education and future family life.

Keywords: youth, early adolescence (15-20 years old), moral education, professional development, adaptation, self-evolving and social and environmental mechanisms of professional development, personal, psychological-pedagogical, social-cultural objective laws of professional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.