Научная статья на тему 'Итоги внедрения концепции личностнопрофессионального развития в период ранней юности'

Итоги внедрения концепции личностнопрофессионального развития в период ранней юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ / THE PERIOD OF EARLY ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миронова Галина Васильевна

Статья посвящена анализу результатов внедрения концепции личностно-профессионального развития в период ранней юности. В качестве элементов концепции рассмотрены интегрированная система и авторская программа развития личности, а итогами внедрения этой концепции выступают закономерности и механизмы личностно-профессионального развития в период ранней юности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE INTRODUCTION OF THE CONCEPT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE PERIOD OF EARLY ADOLESCENCE

The article is devoted to the analysis of the results of introducing the concept of personal and professional development in early adolescence. As elements of the concept are considered integrated system and the author’s program of personal development, and the results of implementation of this concept regularities and the mechanisms of personal and professional development in the period of early adolescence.

Текст научной работы на тему «Итоги внедрения концепции личностнопрофессионального развития в период ранней юности»

Abstract

The features of V.G.Aseev's interpretation of the concept «strategy» in the context of the analysis of human activity are considered. The aspects of this scientist's approach which are significant for the analysis of strategies for personal and professional development (the kind of relationship of meaningful and dynamic components in the motivation criteria of a strategy's realness, the time preference in the formation of activity) are discussed.

Key words: V.G.Aseev, personal and professional development, strategy.

УДК 159.9

ИТОГИ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ

Миронова Галина Васильевна (Астрахань, Россия) - кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии, Астраханский филиал Московского финансово-промышленного университета «Синергия»; ул. Савушкина, 51; galamir51@mail.ru Аннотация

Статья посвящена анализу результатов внедрения концепции личностно-профессионального развития в период ранней юности. В качестве элементов концепции рассмотрены интегрированная система и авторская программа развития личности, а итогами внедрения этой концепции выступают закономерности и механизмы личностно-профессионального развития в период ранней юности. Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, период ранней юности.

В сфере изучения личностно-профессионального развития в период ранней юности была предложена авторская концепция, в основе которой лежит акмеологический подход. Концепция была реализована через интегрированную систему личностно-профессионального развития в период ранней юности [1-3], отвечающую следующим показателям: целостности, структурности, взаимосвязи системы и среды, иерархичности, целенаправленности, открытости, саморазвитию и самоуправляемости за счет развития творчества и обратной связи [4].

Педагогический компонент системы представлен структурными (целевой, стимулирующий, содержательный, дея-тельностный, оценочный, аналитический) и функциональными (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский) элементами. Для оценки результативности педагогической подсистемы выбран базовый критерий - уровень личностно-профессионального развития. Дидактический компонент отражает принципы организации учебного процесса по личностно-профессиональ-ному развитию в период ранней юности. В психологическом компоненте выделены четыре линии развития: формирование готовности к самораскрытию личности и потребности в самореализации, субъектная, взаимосвязь линий развития и видов деятельности личности в период ранней юности. Социально-культурный компонент учитывает роль социального окружения в личностно-профессиональном развитии в период ранней юности. В этом компоненте выделяются следующие элементы: собственно культурный, родительский и педагогический, средовой, референтно-групповой, межгрупповой и др.

На базе концепции построена авторская программа лич-ностно-профессионального развития в период ранней юности, учитывающая систему условий и факторов оптимизации данного процесса.

Как показало наше исследование, авторская программа будет эффективна при условии реализации акмеологических и психолого-педагогических технологий личностно-профес-сионального развития в период ранней юности [5].

В ходе исследования выявлены закономерности личност-но-профессионального развития в период ранней юности: психолого-педагогические, личностные и социально-культурные.

Психолого-педагогические закономерности отражают связь целей, содержания, эффективности методов, динамики и управления процессом личностно-профессионального развития в период ранней юности. Установлено, что рост личностно-профессионального развития в период ранней

юности определяется адекватностью ценностей, выявленных целей, содержанием образования и образовательных технологий; изменение ценностей, целей, содержания, образовательных технологий и управления образовательным процессом в школе обязательно вызывает изменение уровня понимания у личности значимости образования как главной человеческой ценности, рост потребности участия родителей в жизни школы и непосредственно в определении индивидуального маршрута своего ребенка, его интеллектуального и физического развития и др.

Личностные закономерности включают: взаимозависимость личностно-профессионального развития в период ранней юности и развития самоэффективности всех сфер личности. При этом подтвердилось то, что высокий уровень самочувствия, активности, настроения личности в период ранней юности связан с высоким уровнем личностно-про-фессионального развития; и выявлена взаимосвязь между эстетическими, гностическими эмоциями и высоким уровнем личностно-профессионального развития в период ранней юности.

Социально-культурные закономерности отражают взаимосвязь личностно-профессионального развития в период ранней юности с развитием готовности к сотрудничеству учеников, студентов и преподавателей, учителей. Установлена взаимозависимость личностно-профессионального развития в период ранней юности и развития самоэффективности всех субъектов этого процесса.

К итогам внедрения концепции можно отнести экспериментально доказанные механизмы личностно-профессио-нального развития в период ранней юности: адаптационные, обеспечивающие это развитие за счет создания такой педагогической системы, которая реализует акмеологический подход к обучению и использует акмеологические, психолого-педагогические технологии этого развития; саморазвивающие, доказывающие формирование креативных и когнитивных способностей личности в этот период как основу самопознания и развития компонентов личностно-профессионального развития; возрастные, показывающие с одной стороны, возможность прогноза динамики личностно-профессионального развития в период ранней юности на разных стратах этого возрастного этапа, с другой стороны, эти механизмы позволяют определить направления педагогической деятельности, способствующей этому процессу на испытательной начальной (15-16 лет), стабильной консолидирующей (17-18 лет) и заключительной (19-20 лет) стратах, развитие мотивационной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, самости; социально-средовые механизмы, которые обеспечивают лич-ностно-профессиональное развитие в период ранней юности за счет формирования личности как представителя социума в определенных пространственно-временных условиях и в общении. При изучении социо-культурных механизмов была показана достоверная взаимосвязь среды и личностно-профессионального развития в период ранней юности.

Таким образом, разработанная концепция при ее внедрении в психологическую практику обеспечивает оптимизацию процесса личностно-профессионального развития в период ранней юности [6-7].

Литература

[1]Миронова Г.В., Москаленко О.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоосуществления.//Мир психологии. 2011. № 1. - С. 193-200.

[2]Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека.//Мир психологии. 2004. № 4. - С. 166-170.

[3]Гагарин А.В., Глазачев С.Н. О социально-экологических взаимодействиях личности в среде образования и воспитания//Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 209-210.

[4]Москаленко О.В., Иванова Н.А. Акмеологические ресурсы управления развитием муниципальной образовательной системы. //Акме-ология. 2010. № 2. - С. 74-77.

[5]Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека// Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 115-116.

[6]Москаленко О.В. Профессиональное самосознание личности: итоги, проблемы, перспективы//Акмеология. 2004. № 3. - С. 46-50.

[7]Москаленко О.В. Психология профессиональной карьеры государственных служащих. М.: РАГС. 2005. - 245с.

THE RESULTS OF THE INTRODUCTION OF THE CONCEPT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE PERIOD OF EARLY ADOLESCENCE

Galina Mironova (Astrakhan, Russia) - the candidate of pedagogical sciences, the head of the Department of psychology, Astrakhan branch of Moscow Financial-Industrial University «Synergy», Savushkina str., 51; galamir51@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the analysis of the results of introducing the concept of personal and professional development in early adolescence. As elements of the concept are considered integrated system and the author's program of personal development, and the results of implementation of this concept regularities and the mechanisms of personal and professional development in the period of early adolescence. Keywords: personal and professional development, the period of early adolescence.

УДК 159.923

ВЗАИМОСВЯЗЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Мишин Игорь Алексеевич, кандидат технических наук, технолог, ООО «Дымов», Крылатская 37, Москва, Россия, 121614; e-mail: ighor.mishin@inbox.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы взаимосвязи смысложиз-ненных ориентаций будущих специалистов с выбором профессии. Вычвлено, что профессиональн выбор учебного заведения, по окончании которого будущий специалист сможет максимально включиться в профессию на высоко значимом уровне связан со смысложизненными ориентациями личности: осознанностью жизненных предназначений, потенциальной гармоничностью их осуществления, целеустремленной жизненной позицией, осмысленностью результатов жизнедеятельности, независимо от дальнейшего выбора профессии.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, профессиональный выбор, будущие специалисты.

Актуальность исследования смысложизненных ориентаций будущих специалистов связана с комплексным характером проблемы профессионального выбора будущих специалистов. Профессиональное самоопределение осуществляется на стадии обучения в высшем учебном заведении и непосредственно продолжается в процессе трудовой деятельности. Для будущего специальста важен выбор учебного заведения, по окончании которого он сможет максимально включиться в профессию и быть успешным в дальнейшей трудовой деятельности.

В завершении обучения выпускники принимают решение работать по специальности, полученной в процессе обучения или выбирают иную профессиональную область, не связанную с уже полученным образованием, а возможно, и прямо противоположную ему. Тем самым они ощущают удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, либо наоборот, изменив направление и освоив другую профессию, обретают осмысленность и чувство значимости собственной деятельности. Выбор напрямую связан со смыслообразовани-ем, которые именно в этом возрасте приобретает конкретную направленность и формируют предпочтение у будущего специалиста в области профессиональной деятельности.

Смыслообразование реализуется с помощью рефлексии, что создает предпосылки для становления смысла жизни, ценностных ориентаций и оформления мировоззрения [1; 2; 3]. Смысложизненные ориентации участвуя в процессе профессионального выбора определяют сферу деятельности и дальнейшее развитие внутри нее.

Понятие «смысложизненные ориентации» следует рассматривать как обобщенную, многоуровневую, сложносоставную систему смысловых структур, которая занимает ведущее

место в смысловой сфере личности, определяя ее смысловую направленность при построении индивидуального жизненного пути. Чудновский В.Э. рассматривает понятие «цель жизни человека» как ценность чрезвычайно высокого порядка. А В. Франкл говорит не о смысле жизни вообще, а о конкретном смысле жизни конкретной личности в данный момент.

Понятийный аспект профессионального самоопределения рассматривался П.Г. Щедровицким как способность человека строить самого себя при умелом переосмыслении собственной сущности. Разная степень удовлетворения смысловой направленности личности зависит от степени осознанности своих жизненных предназначений и наличия внутренних ресурсов для возможности воплощения профессиональных замыслов.

Ваимосвязь смысложизненных ориентаций с выбором профессии отражает индивидуальные особенности личности, степень самооценки и самоконтроля, эмоциональную стабильность, практичность, уровень подчиненности и доминантности, тревожность и напряженность, преобладание общительности или замкнутости, дипломатичное поведение, уровень тревожности, стратегию подхода при решении проблемы.

Цель исследования - выявить взаимосвязь между смыс-ложизненными ориентациями личности и особенностями профессионального выбора.

Объект исследования: профессиональный выбор.

Предмет исследования: взаимосвязь смысложизненных ориентаций личности и профессионального выбора будущих специалистов.

Исследование проводилось в г. Москве и Московской области, общий объем выборки составили 92 будущих специалиста. Обучающихся в высших учебных заведениях.

В процессе исследования применялись следующие методики: «Смысложизненные ориентации» (Джеймс Крамбо (Crumbaugh J. и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева); «Жизненные предназначения» (О.И. Мотков); 16-фактор-ный опросник Кеттелла, форма (С); «Индивидуальный стиль интеллектуального поведения».

В процессе эмпирического исследования при сопоставительно-сравнительном анализе установлена взаимосвязь смысложизненных ориентаций личности с профессиональным выбором будущих специалистов.

Выявлено, что профессиональный выбор разных специальностей связан со смысловой сферой личности: осознанностью жизненных предназначений, потенциальной гармоничностью их осуществления, целеустремленной жизненной позицией, осмысленностью результатов жизнедеятельности, независимо от дальнейшего выбора профессии (по специальности или не по специальности).

У будущих специалистов-менеджеров выявлены значительные различия в степени выраженности факторов смысло-жизненных ориентаций по отношению к людям, включенным в профессиональную деятельность и имеющим психологическое образование. В процессе исследования установлено значительное снижение осознанной целеустремленной жизненной позиции и предназначений, удовлетворенности результатами жизнедеятельности, при этом преобладает уверенность в реализации жизненных предназначений, не подкрепленных процессами рефлексии и осмысления жизненного пути и профессионального самоопределения.

Профессиональный выбор менеджеров связан с низкой осознанностью смысложизненных ориентаций, направленных на конкретные дела и с индивидуальными особенностями личности: направленная на защиту жизненная позиция, повышенная напряженность и подозрительность.Установлена связь профессионального выбора с индивидуальными особенностями личности: открытость к общению, адаптивность в новых условиях, гибкость мышления. В отличие от менеджеров, получивших образование в сфере менеджмента, будущие специалисты-менеджеры отличаются высоким контролем эмоционально-волевой сферы и мышлением, направленным на односторонний подход к решению проблемы, повышенной внутренней напряженностью и эгоцентричностью.

Литература

[1] Деркач, А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста. / А.А. Деркач // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. - С. 22-32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.