Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая наука в обеспечении социальной безопасности личности и общества'

Психолого-педагогическая наука в обеспечении социальной безопасности личности и общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
228
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кисляков П. А.

В статье актуализируется проблема обеспечения социальной безопасности личности с помощью психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кисляков П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-EDUCATIONAL RESEARCH IN PROVIDING SOCIAL SAFETY OF THE PERSON AND SOCIETY

In the article actualized the problem of providing social safety of person with the help of psycho-pedagogical support in an educational institution.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая наука в обеспечении социальной безопасности личности и общества»

Кисляков П. А.

к. п. н., доцент, Шуйский филиал ИвГУ, кафедра безопасности жизнедеятельности и методики обучения,

г. Шуя Ивановской области

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Аннотации: В статье актуализируется проблема обеспечения социальной безопасности личности с помощью психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении.

Ключевые слова: социальная безопасность личности, субъект образования, подготовка педагога.

Kislyakov P. A.

Shuya branch of Ivanovo State University кафедра безопасности жизнедеятельности и методики обучения,

г. Шуя Ивановской области

PSYCHO-EDUCATIONAL RESEARCH IN PROVIDING SOCIAL SAFETY OF THE PERSON AND

SOCIETY

Abstract: In the article actualized the problem of providing social safety of person with the help of psycho-pedagogical support in an educational institution.

Key words: social safety of the person, the subject of education, training of the teacher.

Одной из актуальных жизненных и профессиональных проблем на сегодняшний день стала проблема социальной безопасности человека и общества. Социально-экономический кризис, национализм, религиозный экстремизм, террористические проявления, расовая нетерпимость, конфликты в быту, криминальные опасности, аддиктивное поведение, нездоровые условия жизнедеятельности и т. д. препятствуют оптимальной жизнедеятельности человека в социуме. Социальные вызовы и угрозы потребовали развития научного направления - социальная безопасность, в рамках которого выполняются как теоретические исследования, так и практические программы по обеспечению безопасности в различных социальных сферах (В. В. Кафилов, Я. А. Маргулян, В. С. Хомякова Н. А. Фролова и др.). По-прежнему остается актуальным вопрос, какие именно элементы социальной среды и ее факторы могут способствовать развитию человека, а какие, наоборот будут его ограничивать. Особенно это касается социальной среды образовательных учреждений, в которых воспитывается подрастающее поколение (А. Ю. Коджаспиров, В. В. Ковров, С. В. Петров, С. В. Пазухина и др.).

Вице-президент РАО, академик Д. И. Фельдштейн, обозначая чрезвычайную остроту и неопределенность современной культурно-исторической, политической и социально-психологической ситуации, указывает на развивающий ресурс психолого-педагогической науки в совершенствовании человека и человеческого общества за счет раскрытия социокультурных, психофизиологических и иных резервов воспитания, их механизмов и технологий их осуществления [2]. Значимость системы образования в противодействии негативным социальным процессам и в формировании здорового и безопасного образа жизни общества подтверждается стратегическими ориентирами государственной политики. Таким образом, в современных условиях сформировался заказ на разработку психолого-педагогических основ проблемы социальной безопасности личности, как компонента национальной безопасности страны (И. А. Баева, Ю. В. Варданян, Е. Н. Волкова, В. В. Рубцов и др.).

Задача социальной безопасности в любой сфере состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей (профессиональной, общественной и др.) их семейной жизни, в защите человека от воздействия негативных общественных, психических, физических и других факторов, допускающие угрозу и опасность, как отдельной личности, так и обществу в целом. Формирование социальной безопасности личности призвано обеспечить интеграцию социально значимых качеств (толерантность, гражданственность, гуманность, позиция ненасилия, культура безопасности, культура здоровья, стрессоустойчивость, ответственность, коммуникативные навыки и пр.) в единую систему, определяющую у него способность решать личные и общественно значимые проблемы. Кроме того, образовательная организация (школа, вуз и др.) должна выступать как социально безопасная образовательная среда, обеспечивающая обучающемуся состояние психосоциального благополучия и социально-психологической защищенности, адекватные условия развития его целостной личности.

Социальную безопасность субъектов образования следует рассматривать с позиции как индивидуального, так и социального явления. Если в первом случае социальная безопасность является личностной характеристикой, как форма его психического развития, то во втором случае, социальная безопасность представляет собой устойчивое функционирование образовательного учреждения с утвердившимися нормами, критериями продуктивности.

В психолого-педагогическом смысле в образовательном учреждении должна реализовываться гуманистическая парадигма, методология педагогики и психологии безопасности, педагогики и психологии толерантности, педагогики и психологии среды, которые в совокупности определяют теорию социальной безопасности субъектов образования.

Наложение целей формирования социальной безопасности личности на систему педагогического образования отражает его дуальный характер. Вуз должен создать условия для формирования социальной безопасности студентов-будущих педагогов как субъектов образовательного процесса в вузе. Выпускник, освоивший основную образовательную программу (ООП) по педагогическому образованию, уже в новой роли педагога как субъекта образовательного процесса в школе, призван формировать социальную безопасность школьников. От компетентности педагогов в сфере социальной безопасности зависит, насколько школьники будут подготовлены к безопасной жизни в современном социуме, а также степень организации безопасного взаимодействия субъектов образовательного процесса в школе. Именно эта дуалистичность отличает педагогическое образование от любого другого и обязывает искать новые подходы в профессиональной подготовке педагогических кадров в данном направлении [1]. При этом перспективным видится разработка системно-личностного подхода к формированию и развитию социальной безопасности личности будущего педагога в совокупности его социально ценных качеств (как индивида, личности, субъекта образовательной деятельности). Внедрение системно-личностного подхода в современное педагогическое образование является действенным фактором, обеспечивающим усиление профессиональной мотивации будущих педагогов, стимулирующим развитие их профессиональной ответственности, творческого потенциала, позволяющим выявить и плодотворно использовать личностные ресурсы для достижения успеха в профессиональной деятельности посредством формирования психологической готовности и социальных компетенций.

Список литературы

1. Кисляков, П. А. Профессиональная подготовка будущих педагогов к безопасной жизнедеятельности в социуме: технологии интеграции // Интеграция образования. - 2011. - № 2. - С. 14-18.

2. Фельдштейн, Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - С. 18-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.