возможен такой подъем чувств, который бывает не под силу одному человеку. Все чувства при социальном общении получают особое питание, становятся более живыми и яркими.
Реализация выделенных условий позволит повысить эффективность выполнения воспитательной функции в профессиональной подготовке будущих педагогов.
Маслова Татьяна Александровна, ст. преподаватель, tat010206@yandex.ru, Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского.
EMOTIONAL AND VALUE COMPONENT IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF
FUTURE TEACHERS
T.A. Maslova
The article deals with the concept of emotional and value component and the conditions of its inclusion in the study of pedagogical disciplines in the university. There were specified the principles of formation of the emotional and value component and a complex of teaching methods contributing to the understanding of the emotional and value component.
Key words: professional occupation, value orientation, training, emotional and value component, pedagogical process, professionally-significant qualities.
Maslova Tatyana Aleksandrovna, senior teacher, tat010206@yandex.ru, Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.
УДК 378.146
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
П.И. Образцов, Т.В. Бурковская
Раскрываются возможности программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в вузе, дается обоснование её структуры и содержания. Показана актуальность и практическая значимость обеспечения преподавателей высшей школы новой информацией в свете модернизации российского образования, внедрения новых образовательных технологий. Описаны психологопедагогическая и социокультурная компетентность преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, компетент-ностный подход, психолого-педагогическая и социокультурная компетентность, преподаватель высшей школы.
Дополнительное профессиональное образование, являясь на сегодняшний день неотъемлемым сегментом системы непрерывного образования, претерпевает ряд радикальных изменений под влиянием социальных и
экономических перемен в обществе. К таким переменам следует отнести изменение нормативной базы в сфере профессионального образования; увеличение числа субъектов, реализующих программы дополнительного образования (образовательные организации различных форм собственности, некоммерческие организации); рост количества представителей различных групп населения, нуждающихся в повышении своего профессионального статуса и профессиональной переподготовке; изменение заказа государства на образование - ориентация на экономическую эффективность, региональные рынки труда, требования работодателей. Всё это вынуждает преподавателей, работающих в системе высшего и дополнительного профессионального образования к проявлению мобильности и гибкости в проектировании и реализации программ учебных курсов и соответственно методов и технологий их реализации в образовательном процессе с различными целевыми аудиториями обучающихся: студенческая молодёжь, взрослое население, трудовые мигранты и др. Для проектирования и реализации таких программ преподавателю мало владеть своим предметом, ему необходимо быть способным активно и творчески действовать, принимать адекватные решения в нестандартных ситуациях, идущих от запроса участников образовательного процесса, владеть целым арсеналом методик интерактивного взаимодействия с аудиторией. Понятно, что для работы в программах дополнительного профессионального образования и повышения квалификации необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов в своей области и наряду с этим готовых брать на себя новые роли: модератор, фасилитатор, коучер, тренер и др., без которых достигнуть намеченных результатов будет невозможно. Именно от успешности преподавателя, ведущего данный курс в системе повышения квалификации, его опыта, свободного владения арсеналом современных методик и технологий организации и управления образовательным процессом, убедительности зависит в последующем реализация на практике преподавателями высшей школы тех или иных ролей, а, следовательно, успешность и результативность обучения студентов в вузе. Однако для большинства рядовых преподавателей российских вузов содержание этих ролей, равно как и само их проявление в образовательном процессе, большая новость. В этой связи необходимо проводить целенаправленную работу с научно -педагогическими работниками и профессорско-преподавательским составом вузов, направленную на осознание новой парадигмы образования «образование через всю жизнь» и повышение психолого-педагогической и социокультурной компетентности преподавателей высшей школы.
На наш взгляд, психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы определяется рядом факторов. Во-первых, социальным заказом на подготовку кадров высшей квалификации, способных развивать инновационную экономику и обеспечивать конкурентоспособность государства. Следовательно, преподаватели высшей школы должны
быть в первую очередь способны к всестороннему совершенствованию образовательного процесса в вузе, значительно повышать его качество. Во-вторых, интеграцией системы российского и европейского образования, предполагающей внедрение инновационных подходов в профессиональную подготовку студентов в вузе. Соответственно вузовские преподаватели обязаны иметь представление не только о российских стандартах качества образования, но и о международных стандартах подготовки специалистов на каждой ступени (бакалавриат, магистратура), а также уметь использовать современные образовательные технологии, в том числе и дистанционные, в которых упор делается на самостоятельной работе студентов. В-третьих, информатизацией образования, расширяющей возможность преподавателей в передаче учебного знания. Это побуждает профессорско-преподавательский состав осваивать современные информационнокоммуникационные технологии. Все это в совокупности меняет позицию и роль преподавателя в дидактическом процессе вуза, а также изменяет и характер коммуникативного взаимодействия со студентами. И, наконец, еще одним основополагающим фактором выступает компетентностный подход, предполагающий формирование социально-профессиональных компетенций студентов, и в этой связи развитие психолого-педагогической компетентности самого преподавателя. Необходимость психологопедагогической подготовки преподавателей высшей школы продиктована также и тем, что большинство из них не имеет базового профессиональнопедагогического образования. Психологические и педагогические знания осваиваются опытным путём, по мере вхождения в профессию, и во многом носят случайный, несистематизированный характер, поэтому не являются надежной теоретической базой для успешного решения профессиональных проблем. Постоянное обновление специально-предметных знаний (технических, технологических, экономических и т.п.) из-за быстрого их устаревания ограничивает возможности преподавателей в психологопедагогическом самообразовании, а отдаленность гуманитарной информации от содержания базовой профессиональной подготовки снижает эффективность ее восприятия. Вот почему необходимы специальные курсы для научно-педагогических работников вузов и профессорско-
преподавательского состава.
Ещё одним важным аспектом, обеспечивающим успешность деятельности преподавателя высшей школы, является социокультурная компетентность. С нашей точки зрения, ближе всего для самой профессиональной деятельности преподавателя высшей школы культурологический контекст данного понятия. Так социокультурная компетентность с позиций культурологии выступает в качестве способности человека, необходимой для ответственного решения профессиональных задач, осмысленных в социокультурном контексте, а также как готовность и способность партнеров по коммуникации к ведению диалога на основе знаний собственной куль-
туры и культуры партнера (А.Я. Флиер, О.Н. Астафьева, О.А. Захарова, А.П. Садохин, О.И. Карпухин, И. В. Кондаков, А В. Костина). Почему именно культурологический и какова его основная роль? Ответ на этот вопрос лежит на самой поверхности. Массовые миграции внутри страны и за её пределами приводят к тому, что в образовательном процессе любого российского вуза встречаются представители различных этнических групп народов ближнего и дальнего зарубежья, что, безусловно делает образовательное пространство поликультурным и требует от преподавателя высшей школы выстраивать образовательный процесс в духе диалога культур и толернатности. Именно поэтому владение основами социокультурной компетентности позволит преподавателю высшей школы успешно решать профессиональные задачи в многонациональной студенческой среде.
В ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» на протяжении трёх лет реализуется программа повышения квалификации научно-педагогических работников «Психолого-педагогическая и социокультурная компетентность преподавателя высшей школы». Данная программа рассчитана на следующую категорию слушателей: профессорско-
преподавательский состав университета, начинающие преподаватели университета с опытом работы не более двух лет, кураторы студенческих групп, руководители структурных подразделений университета. Следует отметить, что данная программа реализовывалась университетом в рамках контрольных цифр, выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации. Кроме того, данная программа была также интересна представителям научно-педагогического сообщества, представляющего другие вузы Орловского региона, организующих подготовку специалистов, бакалавров и магистров для таких сфер, как: экономика, гражданская служба, искусство и культура, сельское хозяйство. Всего за три года по программе прошло обучение 126 слушателей. Программа рассчитана на семьдесят два аудиторных часа. Программа предоставляет слушателям возможность применить полученные в ходе обучения профессиональные компетенции, умения и знания в области организации образовательного и воспитательного процесса в вузе с позиции компетентностного подхода и механизмов его реализации в учебном процессе учреждений, современного знания о поведении, общении и взаимоотношениях между субъектами образовательного процесса различных возрастных и социальных групп. В качестве основных инструментов, применяемых в качестве интерактивных методов, преподавателем, ведущим курс используются: изложение проблемного материала и его обсуждение с группой слушателей, мозговой штурм и дискуссии, упражнения на отработку навыков коммуникативного взаимодействия, ролевые игры, итерактивные мини-лекции, проигрывание и анализ типичных и нетипичных коммуникативных ситуаций, упражнения на взаимодействие в команде и совместное решение задач, деловые беседы, проектирование.
Программа курса строится на модульной основе и включает в себя три взаимодополняющих друг друга модуля: 1 модуль «Нормативно-правовое обеспечение деятельности преподавателя высшей школы в контексте модернизации системы российского образования», 2 модуль «Новые роли профессорско-преподавательского состава в современном вузе», 3 модуль «Психолого-педагогические основы интенсификации образовательного процесса: деловые коммуникации» [1]. Позволим себе дать краткую характеристику каждого модуля данной программы. Модуль «Нормативно-правовое обеспечение деятельности преподавателя высшей школы в контексте модернизации системы российского образования» направлен на обеспечение слушателей программы достоверной информацией ...
Модуль «Новые роли профессорско-преподавательского состава в современном вузе» обеспечивает слушателей достоверной информацией об успешном применении современных образовательных технологий (проектное обучение, модерация, тренинг, коучинг) а также комплексными знаниями о человеке, этапах его развития и саморазвития в контексте целесообразности применения той или иной образовательной технологии в учебной дисциплине. В модуле «Психолого-педагогические основы интенсификации образовательного процесса: деловые коммуникации» преподаватели знакомятся с особенностями учёта в образовательном процессе психологических механизмов применения различных способов коммуникации, источников информации, вариативностью и модульностью обучения, а также индивидуальными образовательными маршрутами обучения студентов. Кроме того в рамках этого модуля рассматриваются и проблемы построения коммуникаций с представителями других этносов в духе диалога культур и толерантности. Рассматриваются механизмы социокультурной адаптации личности студента-мигранта в новой для него среде жизнедеятельности. Обсуждаются трудности вхождения в новое общество, пути поддержки и оптимизации преподавателем вуза процесса адаптации студентов - представителей различных этносов в образовательной среде.
Опыт нашей работы по данной программе показывает высокую степень её востребованности в среде преподавателей высшей школы, а также необходимости её реализации в системе корпоративного повышения квалификации сотрудников университета. Критерии и оцеки данной деятельности приводились нами в предыдущих статьях данного издания [3]. Отчасти это обусловлено тем, что именно в сообществе единомышленников каждый преподаватель высшей школы осознаёт себя элементом новой образовательной системы, с наименьшими потерями преодолевает стереотипы, сложившиеся за предыдущие годы практической работы в вузе, принимает себя в новой роли разработчика учебной среды, проводника информации и мн.др.
Список литературы
1. Бурковская Т.В. Психолого-педагогическая и социокультурная компетентность преподавателя высшей школы // Международные конгрессы «Дополнительное образование в высшей школе - 2013»: сб. науч. тр. М.: Буки Веди, 2013. С. 17-20.
2. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: учеб. пособие. Орел: ООО «Горизонт», 213. 330 с.
3. Образцов П.И., Кутузов а.В. Критериально-оценочный аппарат сформированности профессиональных компетенций будущего спечиалиста / Изв. ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып 2. Ч. 2 Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 131-138.
4. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования: монография / под ред. П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2011. 338 с.
Образцов Павел Иванович, д-р пед. наук, проф., декан, зав. кафедрой, kind a orel.ni, Россия, Орел, Орловский государственный университет.
Бурковская Татьяна Валерьевна, канд. пед. н., доц., burkovskaya.tatt@yandex.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет.
PSYCHO-PEDAGOGICAL AND SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF HIGH SCHOOL TEACHERS IN THE SYSTEM OF FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION
P.I. Obraztsov, T. V. Burkovskaya
The article reveals the opportunities of the programme of advanced training of the teaching staff at the university and explains the basics of its structure and content. The urgency and practical importance of providing high school teachers with new information in the light of the modernization of Russian education and the introduction of new educational technologies are also described in the article. It features the psycho-pedagogical and sociocultural competence of a high school teacher.
Key words: continuing professional education, competence approach, psycho-pedagogical and socio-cultural competence, high school teacher.
Obraztsov Pavel Ivanovich, doctor of pedagogical science, professor, dean, head of department, kindaorel.ru, Russia, Orel, Orel State University.
Burkovskaya Tatyana Valerievna, candidate of pedagogical science, docent, burkovskaya.tat@yandex.ru, Russia, Orel, Orel State University.