Научная статья на тему 'Мониторинг компетенций преподавателей высшей школы'

Мониторинг компетенций преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / MONITORING / QUALITY OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорникова H. Ю.

Предложена методика мониторинга педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Данный процесс представлен четырьмя компонентами: мотивационно-ценностным, когнитивно-праксеологическим, эмоциональнопроцессуальным, когнитивно-интегративным. Выделены основные факторы успешности повышения квалификации преподавателей высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of high school teacher''s competencies

This paper proposes a method of monitoring the activities of teaching high school teacher. This process is represented, in the opinion of the author, with four components: motivationalvalue, prakseologicheskim cognitive, emotional, procedural, cognitive-integrative. Main factors of the success of training high school teachers.

Текст научной работы на тему «Мониторинг компетенций преподавателей высшей школы»

Teaching, Assessment. Cambridge University Press, 2001.

6. Francis M. Huit. Directions and prospects for Educational linguistics // Springer Science. Business Media. 2010. B. V.

7. Mickey Rogers. Developing Life skills.

Partnership for 21 Century SkilL'i. GRADdirect, 200S.

S. Professional Skills in City & Guilds. URL: http://wmv.cityandguilds.com

9. UNESCO's Four Pillars of Education. URL: http://www. unesco.org/delors/fourpil.htm

H. KD. ШОРНИКОВ A

МОНИТОРИНГ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.12

Предложена методика мониторинга педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Данный процесс представлен четырьмя компонентами: мотивационно-ценностным, когнитивно-праксеологическим, эмоциональнопроцессуальным, когнитивно-интегративным. Выделены основные факторы успешности повышения квалификации преподавате.1ей высшей школы.

Ключевые слова: мониторинг, компетептпостный подход, качество педагогической деятельности, повышение квалификации преподавателей.

This paper proposes a method of monitoring the activities of teaching high school teacher. This process is represented, in the opinion of the author, with four components: motivational-value, prakseologicheskim cognitive, emotional, procedural, cognitive-integrative. Main factors of the success of training high school teachers.

Key words: monitoring, quality of pedagogical activity.

Мониторинг компетенции преподавателей высшей школы — это комплексное всестороннее исследование компетенций преподавателей вузов, включающее анализ и оценку кадрового потенциала высшей школы, эффективности системы управления развитием компстсн-ци й п рофессорс ко- п ре подавател ьс ко го

состава (ППС), а также разработку рекомендаций по се совершенствованию.

Цел ь мониторинга педагогических компетенций преподавателей вузов — совершенствование системы управления компетенциями педагогов и на этой основе повышение эффективности использования кадрового потенциала высшей школы. Методологическое содержание мониторинга компетенций преподавателей включает следующие компоненты:

• диагностику — совокупность исследований по определению целей функционирования системы управления профессорско-преподавательским составом высшей школы (СУ-ППС-ВШ), способов их достижения и выявлению недостатков методов их реализации;

• мониторинг — система сбора данных о явлениях и процессах по управлению ППС, выявление на этой основе наиболее важных тенденций и острых проблем, а также данных, характеризующих уровень компетенций ППС;

• анализ — процесс исследования наиболее существенных характеристик и требований к системе управления и уровню компетенций ППС-ВШ;

• оценку — определение уровня компетенций путем сопоставления фактиче-

ских значений показателей с рекомендуемыми параметрами, критериями, принципами, стандартами, целями и задачами высшей школы;

• экспертизу документации по управлению ППС-ВШ (положений, инструкций, регламентов, правил и т.д.);

• разработку рекомендации — письменное указание по совершенствованию методов управления компетенциями ППС-ВШ для достижения целей и задач вуза;

• внедрение — распространение нововведений, достижение практического использования прогрессивных идей, изобретений, научных результатов и исследований.

Принципами проведения мониторинга педагогических компетенций преподавателей высшей школы являются:

• комплексность, подразумевающая необходимость учета множества факторов и воздействий на систему компетенций;

• обратная связь, позволяющая оперативно устранять отклонения от заданных нормативов;

• темпоральность, определяющая прогрессирующую динамику развития инноваций;

• оперативность, означающая своевременное принятие решений по совершенствованию управления;

• адаптивность, означающая изменение технологии и методологии мониторинга в зависимости от изменения целей и задач высшей школы.

Основными компонентами мониторинга компетенций преподавателей высшей школы как инфраструктурного обеспечения развития современной ЭКОНОМИЮ! в качестве базиса постиндустриального инновационного развития системы послевузовского образования являются:

• мотивационно-ценностный компонент — позволяет судить об отношении педагога к усвоению новых знаний, готовности к обучению и профессионально-личностному развитию;

• когнитивно-праксеологический компонент — отражает уровень развития профессиональных компетентностей педагога, определяемых в начале курсовой подготовки;

• эмоционально-процессуальный компонент — показывает уровень удовлетворенности слушателей курсов орган и зациоино-педагогическими условиями процесса обучения, содержанием занятий, соответствием содержания и организации курсов в целом профессиональным потребностям и интересам педагога;

• когнитивно-интегративный компонент — уровень профессиональных компетентностей, формирующийся в результате прироста знаний и умений в процессе повышения квалификации (на выходе).

Основные положения мониторинга педагогических компетенций приведены на рисунке.

Второе положение мониторинга педагогических компетенций — соответствие стратегии управления компетенциями профессорско-преподавательского состава стратегии развития компетенций высшей школы.

Совершенствование методов и технологий развития компетенций преподавателей составляет основу третьего положения. Можно сформулировать приоритет в процессе проектирования системы повышения квалификации: необходимы переход от обучения к образованию и переориентация образования со знаниецен-трического на культуросообразное, которое научит мыслить, нацелит не на владение готовыми знаниями, а на креативность. Система образования, оперативно адаптирующаяся к изменяющимся условиям и конъюнктуре рынка, к новому характеру взаимодействия науки, техники, технологий и промышленного производства, создаст условия для формирования так называемого опережающего образования, или знания на опережение.

Четвертое положение мониторинга компетенций — оптимизация рас-

ходов на управление профессорско-преподавательским составом высшей школы. Детально изучив направления системы повышения квалификации, можно определить наиболее эффективные технологии и траектории развития компетенций преподавателей, благодаря чему не только сокращаются расходы, но и совершенствуется система управления персоналом высшей школы.

В процессе теоретического обоснования целесообразности предлагаемого проекта формирования системы повышения квалификации преподавателей высшей школы было выявлено, что качество и эффективность определяются нс только отдельными показателями или проявлениями и сводятся к обычному оцениванию каких-либо признаков, характеристик, но и получают на-

Модель мониторинга компетенций преподавателей

учно обоснованную информацию о качестве повышения квалификации преподавателей высшей школы благодаря использованию различных видов диагностирования.

В результате были определены следующие ведущие факторы успешности повышения квалификации вузовских преподавателей:

• мотивационная готовность преподавателей к освоению программ повышения квалификации;

• качество программ повышения квалификации, их ориентация на решение актуальных проблем высшей школы в целом и конкретного вуза в частности;

• наличие профессиональной образовательной среды как среды развития профессиональной компетентности преподавателя;

• качество образовательных ресурсов (прежде всего учебнометодического обеспечения модулей программ повышения квалификации);

• наличие системы диагностики, позволяющей преподавателю определить свои сильные и слабые стороны;

• готовность преподавателя системы постдипломного образования к проектированию современных программ повышения квалификации педагогических кадров и организации современного процесса обучения слушателей.

С. Ю. СИГАЕВ

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА

УДК 378.1:37.048.2

Педагогическая поддержка в личностном становлении студентов туристского вуза основывается на обучении психотехнплогии успеха и мори.1ьно-нравственных ориентирах гуманистической философии и педагогики.

Ключевые слова: профессионачьное и личностное становление, педагогическая поддержка. профессиональное туристское образование.

Pedagogical support in personal formation of students of tourist high school is based on psychotechnologies of success and moral reference points of humanistic philosophy and pedagogies.

Key words: professional and personal formation, educational support, vocational tourism education.

Представители различных психологи- циям современности продолжительность

чсских школ по-разному характеризуют образования повышается с каждой эпо-

понятие личности и выделяют соответ- хой. В 1920-х годах среднее образование

ствующие своему подходу концепции ее в СССР имело продолжительность семь

становления. Не вызывает сомнений со- лет. Во времена заката СССР в стра-

циальный аспект личности как произ- не было уже десятилетнее образование,

водной от уровня развития общества и В России законом от 2007 г. Введено

Zeitgeist (духа времени).Согласно тенден- обязательное 11-классное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.