Библиографический список
1. Ромаева, Н.Б. Гуманистическая педагогика России: типология и периодизация / Н.Б. Ромаева, А.П. Ромаев // Педагогическое образование и наука. - 2006. - № 5.
2. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - СПб., 1907. - Т. 1.
3. Вахтеров, В.П. Предметный метод обучения. - М., 1907.
4. Вентцель, К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. - М., 1919.
Bibliography
1. Romaeva, N.B. Gumanisticheskaya pedagogika Rossii: tipologiya i periodizaciya / N.B. Romaeva, A.P. Romaev // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2006. - № 5.
2. Ushinskiyj, K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opiht pedagogicheskoyj antropologii. - SPb., 1907. - T. 1.
3. Vakhterov, V.P. Predmetnihyj metod obucheniya. - M., 1907.
4. Ventcelj, K.N. Teoriya svobodnogo vospitaniya i idealjnihyj detskiyj sad. - M., 1919.
Статья поступила в редакцию 29. 05.13.
УДК 378
Sorokopud Yu.V. NEW REQUIREMENTS FOR THE TRAINING OF TEACHERS OF HIGH SCHOOL EDUCATION IN THE CONTEXT OF CURRENT REALITIES. The article sets out the new requirements for training of future teachers of higher education in the context of changes in the national system of higher education.
Key words: High school teacher, vocational training, development of domestic system of teacher training high school.
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, доц. каф. «Педагогики и психологии высшей школы» ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕАЛИЙ
В статье изложены новые требования к подготовке будущих преподавателей высшей школы в контексте изменений в отечественной системе высшего профессионального образования.
Ключевые слова: преподаватель высшей школы, профессиональная подготовка, пути развития отечественной системы подготовки преподавателей высшей школы.
В разработанной Правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, а также в принятом в 2012 г. «Законе об образовании Российской Федерации» применительно к высшей школе обозначена цель - внедрение современной инновационной модели образования и повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Это актуализирует тот факт, что практическая реализация обозначенной цели возможна лишь при высоком уровне сформированности профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава. В современных условиях всё большую значимость приобретает необходимость развития системы подготовки преподавателей высшей школы, под которым понимается процесс, направленный на реализацию новых методологических подходов, концептуальных идей, в соответствии с актуальными и перспективными запросами страны, общества, вузов, самих преподавателей.
Основная концептуальная идея организации подготовки преподавателей высшей школы в современных условиях: создать в процессе всего многоуровневого обучения условия для отбора студентов, склонных к педагогической деятельности и формирования у них необходимых компетенций, которые позволят в дальнейшем осуществлять профессионально - педагогическую деятельность, а также деятельность в условиях инновационной инфраструктуры [1].
Основное содержание подготовки преподавателей высшей школы, начиная с 2002 г. в вузах страны реализовывалось в процессе подготовки в рамках дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы». С 2012 г. во многих вузах она была отменена в связи с введением ФГОС ВПО нового поколения. В настоящий момент в Северо-Кавказском Федеральном университете подготовка реализуется в условиях магистратуры направления «Педагогическое образование», в дальнейшем - в условиях аспирантуры, в том числе и по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», которую планируется реализовывать в университете на основе
разработанной в 2013 году программы с учётом современных образовательных реалий.
Согласно разработанной нами Концепции, системообразующими принципами организации профессиональной подготовки преподавателей являются: принцип «опережающего обучения», направленного на подготовку преподавателей к работе в новых условиях функционирования современных вузов; ком-петентностного «апгрейдинга», позволяющего студентам «наращивать» необходимые компетенции в процессе профессиональной подготовки путём вовлечения в различные виды деятельности, формы учебной, научной, воспитательной работы, а также освоения различных инвариантных и вариативных дисциплин, способствуя формированию индивидуальных образовательных маршрутов; кластерности - интегрирующего потенциал науки, образования и производства в процессе повышения эффективности подготовки преподавателей [2].
В процессе подготовки преподавателей высшей школы нового типа предполагается использование традиционных и инновационных средств, основанных на информационных технологиях, в их разумном сочетании. При подготовке будущих преподавателей необходимо организовывать работу на основе комплексного использования УМК и ЭУМК. Наиболее перспективными являются следующие современные средства реализации образовательного процесса, на основе информационных технологий: электронный читальный зал (базы знаний, электронные словари и.д.); мультимедийные лекции; компьютерные системы тестирования; обучающие программы, экспертные системы, системы моделирования, интеллектуальные системы; учебные фильмы, лабораторные дистанционные практикумы, виртуальные экскурсии; системы оперативного взаимодействия с преподавателем, в том числе, поддерживающие групповую работу, видео-конференции, форумы; бизнес-инкубаторы и другие инновационные структуры в вузе; организация Студенческих научно-практических Интернет-конференций, публичные защиты творческих проектов и представление результатов своей дея-
тельности в сети Интернет; на основе интерактивных технологий: проблемные лекции; вебинары; субъект-субъектное групповое взаимодействие; имитация профессиональной деятельности в процессе проведения деловых и имитационных игр; кейс-технологии; проектные технологии и т.д. При этом каждая дисциплина должна быть обеспечена традиционным учебным материалом, компьютерными средствами в виде электронного учебника или обучающей программы, а также опираться на образовательные ресурсы Интернет (например, при разработке заданий для СРС, выполнение которых потребует обращение к Интернету). Только комплексное использование всех средств может обеспечить высокое качество образования и формирование необходимых компетенций.
В рамках реализуемой концепции были выделены следующие основные пути развития отечественной системы подготовки преподавателей высшей школы, создающие возможность для нелинейной организации образовательного процесса:
1. Организация образовательного процесса в условиях активного взаимодействия с компонентами образовательной среды. Основными условиями реализации которого являются: формирование и обеспечение эффективного функционирования в вузе инновационной инфраструктуры (Технопарк, инновационные центры, бизнес-инкубаторы и т.п.) и отработанных возможностей взаимодействия с внешней социокультурной средой региона.
В условиях развитой инновационной инфраструктуры предполагается тесное взаимодействие и взаимовлияние следующих подсистем:
- кадрового обеспечения (наличие профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, обладающего необходимым уровнем профессиональной компетентности);
- информационного обеспечения (наличие в вузе электронных и традиционных («бумажных») библиотек и коллекций учебных ресурсов различных типов; электронных версий источников предметно-ориентированной информации, объектов культурного наследия и т.п.; электронных полнотекстовых баз научных, научно-популярных журналов; наличие музеев и др.);
- инновационного обеспечения (организация в вузе инновационных центров, студенческих бизнес-инкубаторов; подразделений Технопарка и др.);
- методического обеспечения (наличие разработанных учебно-методических комплексов дисциплин, инновационных элективных курсов, доступных всем участникам образовательного процесса, выставленных на сайте вуза или его подразделения);
- обеспечения прохождения производственной и педагогической практики - организация в вузе структур, проводящих координацию деятельности профессорско-преподавательского состава и баз практик с целью эффективного проведения различных видов практик, стажировок, в том числе в ведущих отечественных и зарубежных вузах;
- организационного обеспечения образовательной деятельности, в том числе систему дистанционной поддержки учебного процесса, обеспечивающей организацию и доступ к названным выше подсистемам, коммуникацию участников образовательного процесса;
- материально-технического и программного обеспечения учебного процесса, включающего оснащение учебных аудиторий, терминальных классов, помещений для самостоятельной работы, библиотеки аудиовизуальной и компьютерной техникой, необходимыми периферийными устройствами и программным обеспечением, доступом к Интернету и локальной сети вуза.
Специфической особенностью данной среды является двойственный характер её воздействия на будущих преподавателей высшей школы. Во-первых, как на субъектов обучения и воспитания. Во вторых, как на будущих субъектов профессионально-педагогической деятельности, вносящих свой вклад в её развитие и получающих подготовку к осуществлению будущей профессионально-педагогической деятельности в условиях её функционирования.
Библиографический список
2. Введение педагогического сопровождения студентов (по типу педагогического коучинга) на базе кафедр, осуществляющих основную подготовку преподавателей высшей школы, как вида индивидуальной поддержки талантливых студентов (магистрантов, аспирантов, слушателей), направленных на профессиональный и личностный рост, повышение персональной эффективности; достижение инновационных целей в области образования, в упрочении и интеллектуального капитала вуза.
3. Использование потенциала элективных курсов, способствующих формированию опережающих знаний в области высшего профессионального образования, отражающих специфику функционирования вузов в современных социокультурных реалиях и позволяющих осуществлять подготовку желающих не только в качестве преподавателей высшей школы, но и тьюторов, специалистов инновационной инфраструктуры вуза и др.
4. Совершенствование научно-исследовательской работы, основными условиями которой являются: разработка и ежегодный мониторинг программы по реализации приоритетных научных направлений, внедрение в образовательный процесс результатов научно-исследовательской деятельности в области высшего профессионального образования; активное привлечение магистрантов, аспирантов, слушателей к разработке и проведению научных исследований на базе инновационной инфраструктуры, в том числе, совместных исследований с учреждениями социокультурной сферы региона; привлечение магистрантов, аспирантов к участию в работе проблемных групп, к выполнению грантов в качестве соисполнителей, фестивалях науки, конкурсах научных работ и др.
5. Использование современных форм организации воспитательной работы, основными условиями реализации выявленного пути является организация эффективного взаимодействия при проведении воспитательных мероприятий со внешними социокультурными объектами образовательной среды (учреждениями культуры, спорта, медицины и др.), достижения синергии всех участников воспитательного мероприятия - студентов -магистрантов - аспирантов - преподавателей - специалистов инфраструктуры - представителей общественности, объединённой единой, значимой для всех участников, целью.
Отличительная особенность технологии организации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в рамках разработанной Концепции заключается в том, что данный подход предполагает сочетание лучших отечественных традиций по подготовке преподавателей высшей школы с инновационными методами, технологиями, средствами обучения и воспитания, положительно зарекомендовавшими себя и обусловленными изменившимся характером педагогической деятельности в условиях современных вузов [3].
Реализация основных идей подготовки преподавателей высшей школы нового типа позволит достигнуть следующих основных результатов:
- Для вузов: создание практического механизма апробации инновационных технологий средств обучения и воспитания позволяющих реализовать инновационную образовательную модель высшего профессионального образования; создание условий для развития человеческого капитала вуза, способствующих вовлечению в инновационную деятельность талантливой молодёжи на ранних этапах профессиональной подготовки; упрочение бизнес-имиджа вуза, за счёт повышения степени освоения инновационных технологий, разнообразия предлагаемых дополнительных образовательных программ и услуг.
- Для будущих преподавателей: приобретение опыта организации образовательного процесса на основе инновационных технологий; повышение восприимчивости к инновациям, возможность активного, целенаправленного использования информации, актуализация внутренних сил, способностей и мотивов, инициирование своего собственного направления развития; накопления ресурсного пакета общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющего успешнее конкурировать на рынке образовательных услуг.
1. Сорокопуд, Ю.В. Подготовка преподавателей высшей школы в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 6.
2. Сорокопуд, Ю.В. Концепция модернизации подготовки преподавательских кадров для высшей школы // Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 3(39).
3. Сорокопуд, Ю.В. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России // Мир образования - образование в мире. -2010. - № 1(37).
Bibliography
1. Sorokopud, Yu.V. Podgotovka prepodavateleyj vihssheyj shkolih v processe realizacii FGOS VPO novogo pokoleniya // Vestnik Universiteta (GUU). - 2012. - № 6.
2. Sorokopud, Yu.V. Koncepciya modernizacii podgotovki prepodavateljskikh kadrov dlya vihssheyj shkolih // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. - 2010. - № 3(39).
3. Sorokopud, Yu.V. Determinantih modernizacii professionaljnoyj podgotovki prepodavateleyj vihssheyj shkolih Rossii // Mir obrazovaniya -obrazovanie v mire. -2010. - № 1(37).
Статья поступила в редакцию 01.07.13
УДК 378 (075.8)
Tolbatovа J. V. EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION AT STUDENTS OF COMPETENCE OF DEFINITION OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY. In article the content of forming experiment on formation at students of competence of definition of an individual educational trajectory is stated.
Key words: individual educational trajectory, algorithm of design of individual educational trajectories of students, portfolio.
Ю.В. Толбатова, соискатель каф. педагогики и педагогических технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ
В статье изложено содержание формирующего эксперимента по формированию у студентов компетентности определения индивидуальной образовательной траектории.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, алгоритм проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов, портфолио.
Экспериментальная работа по формированию у студентов компетентности определения индивидуальной образовательной траектории проводилась на базе Педагогического института Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) с 2011 по 2013 г.. Особенность формирующего этапа эксперимента, ориентированного на конструирование индивидуальных путей достижения конечных целей образования, состояла в том, что в данном процессе главное место принадлежало способностям, благодаря которым студент создавал новые образовательные продукты [1]. Такая работа основывалась на следующих идеях: любой студент способен найти, создать и предложить свой вариант решения любой задачи, в том числе и дидактической, относящейся к собственному обучению; студент сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены уже отмеченные возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин, ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела, выбирать оптимальные формы и темпы обучения, применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям, рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности; студент ставится в ситуацию поиска своего варианта решения учебной задачи, используя при этом свои творческие возможности.
Основной акцент индивидуальной образовательной траектории делался нами на организацию индивидуализированной самостоятельной работы слушателей магистратуры. В процес-
Алгоритм проектирования
се организованной под руководством преподавателя такой индивидуализированной самостоятельной работы появились основания для разработки индивидуальной образовательной траектории изучения некоторого ряда учебных дисциплин педагогического цикла. В результате этого были установлены индивидуальные планы учебной деятельности студентов, а также график выполнения заданий и самостоятельной работы. При этом фиксировалось образовательное содержание, с целью обозначения предмета дальнейшего познания, индивидуальное для каждого студента, но учитывающее общие для всех образовательные стандарты.
При проектировании индивидуальных образовательных траекторий студентов использовался принцип модульности, который применялся преподавателями при проектировании учебных программ, учебных дисциплин, педагогических технологий, учебного процесса. Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов включал в себя определенные действия как преподавателя так и студентов.
Деятельностное портфолио формировалось в процессе реализации студентами индивидуальной образовательной траектории и представляло собой папку со всеми вариантами выполненных заданий обязательных и вариативных модулей. Помимо контроля портфолио выполняло рефлексивную функцию. Работа с портфолио формировало у студента привычку к рефлексии своей учебной деятельности, оценке и планированию её результатов, без чего было бы невозможным обучение по индивидуальным образовательным траекториям.
Таблица 1
< образовательных траекторий студентов
Преподаватель: Студенты:
1) разбивает курс на модули и классифицирует их на обязательные и вариативные; 2) разрабатывает содержание обязательных и вариативных модулей, их целевую направленность, методы и технологии, формы и средства, а также контроль изучения для каждого модуля; 3) координирует изучение вариативных модулей и осуществляет коррекцию продвижения студентов по индивидуальной образовательной траектории; 4) руководит процессом формирования деятельностного портфолио 1) изучают обязательные модули и готовятся к выбору интересующих разделов по курсу для дальнейшего изучения; 2) делают выбор вариативных модулей и определяют способы организации их изучения с помощью преподавателей, консультантов, старшекурсников и др.; 3) формируют деятельностное портфолио