Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы подготовки студентов и магистрантов к работе в профильных классах'

Психолого-педагогические основы подготовки студентов и магистрантов к работе в профильных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулакова Марина Викторовна, Сорокопуд Юнна Валерьевна

В статье представлены концептуальные проблемы, освящён опыт и намечены перспективы организации психолого-педагогической подготовки в рамках дополнительных квалификаций «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» будущих специалистов профильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы подготовки студентов и магистрантов к работе в профильных классах»

Гулакова М.В., Сорокопуд Ю.В.

«Психолого-педагогические основы подготовки студентов и магистрантов к работе...»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К РАБОТЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

М.В. Гулакова, Ю.В. Сорокопуд

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF STUDENTS' AND UNDERGRADUATES' TRAINING TO THE WORKING IN THE PROFILE CLASSES

Gulakova M.V., Sorokopud U.V.

The article views conceptual problems, describes the experience and contemplates prospects of organization of psychological and pedagogical training in the context of supplementary professional skills «Teacher.» and «Teacher in the Higher School» of future specialists of profile training.

В статье представлены концептуальные проблемы, освящён опыт и намечены перспективы организации психолого-педагогической подготовки в рамках дополнительных квалификаций «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» будущих специалистов профильного обучения.

УДК 37.01(075.8)

Современное общество, в котором знания, уровень интеллектуального развития его членов становятся важнейшим стратегическим ресурсом, не может не придавать нового статуса образованию, не предъявлять к нему новых требований. На основе анализа нормативных документов, определяющих основные стратегии развития системы образования РФ можно выделить основные требования к системе образования на современном этапе его развития. Обобщая основные требования и социокультурные тенденции, можно отметить, что система образования должна способствовать:

• для государства: ускорению научно-технического прогресса, стабильному развитию экономики;

• для общества: воспроизводству культурного потенциала;

• для личности: формированию готовности к профессиональной деятельности при быстро меняющих условиях производства (6).

Согласно новой доктрине образования, школа должна вооружать учащихся знаниями, максимально соответствующими их способностям и возможностям. В качестве приоритетного направления модернизации российского образования на период до 2010 г. предложено создание системы дифференцированного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Причём, система дифференцированного образования может быть рассмотрена со следующих основных позиций (таблица 1).

Таблица 1

Сущность дифференциации образования в контексте различных позиций

Позиции Социальные Психолого-педагогические Методические

Содержание Наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества; формирование творческого потенциала общества. Создание максимальных условий для развития личностного потенциала, интересов и способностей каждого учащегося. Создание новой методической системы мотивации и организации индивидуализированного обучения, учащихся с учётом новейших достижений отечественной и зарубежной науки.

Один из путей практической реализации идеи дифференциации предлагает концепция профильного образования, которая позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, их профессиональные интересы (2). Помимо дифференциации обучения, профильные классы обеспечивают более высокую степень подготовки учащихся благодаря реализации важнейших принципов непрерывного образования: преемственности, многоуров-невости, мотивации, вариативности.

Введение профильного обучения - одно из приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы. Профильное обучение также является приоритетной формой довузовской подготовки, которая наиболее эффективно влияет на повышение знаний при переходе от школы к вузу.

Эффективность практической реализации организации профильного обучения возможна лишь при наличии компетентных кадров. Учитель профильной школы должен обеспечивать:

• вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, проектирование индивидуальных образовательных траекторий;

• профильное (в школе) и профессиональное (по окончании школы) самоопределение старшеклассников;

• формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения обучения в соответствующей сфере профессионального образования.

Новые требования к учителю диктуют необходимость дальнейшей модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Как отмечают Д.С. Ермаков и Г.Д. Петрова (1), для реализации данной задачи необходимо обеспечить опережающую разработку стандартов высшего профессионального педагогического образования третьего поколения, ввести необходимые специализации и магистерские программы с учетом потребностей профильного обучения.

Тем самым перед высшей школой поставлена задача: обеспечить подготовку кадров, которые могли бы успешно функционировать в условиях профильного обучения, а также оказать методическую помощь учителям, которые преподают в профильных классах. Содержание профильного обучения детерминировало определение основных направлений модернизации профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере образования:

• знакомство студентов с концептуальными основами организации профильного обучения, с основными программными документами, отражающими эти основы (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (4), Концеп-

ы

ШГулакова М.В., Сорокопуд Ю.В.

«Психолого-педагогические основы подготовки студентов и магистрантов к работе.»

ция профильного обучения на старшей ступени общего образования (5)).

• знакомство со спецификой элективных курсов и принципами их организации в условиях профильного обучения;

• специфика организации предпро-фильной подготовки учащихся;

• организация воспитательной работы в профильных классах;

• организация научно-исследовательской работы учащихся профильных классах.

В свете решения обозначенных проблем перед преподавателями СГУ, осуществляющими подготовку студентов и магистрантов по дополнительным специальностям «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы», поставлена задача внести в содержание образовательных программ учебных дисциплин и элективных курсов рассмотрение вопросов, касающихся организации профильного обучения (табл. 2)

Например, в процессе преподавания «Технологии профессиональной педагогической деятельности» у студентов 4 курса медико-биолого-химического факультета отделения «Биология», помимо теоретического освещения проблемы организации профильного обучения и ведущих технологий, способствующих организации эффективного обучения в профильных классах, были разработаны задания для самостоятельной работы студентов, которые включали в себя следующие вопросы:

• нормативно-правовая база организации профильного обучения;

• дифференцированный подход, как теоретическая основа профильного обучения;

• опыт организации профильного обучения в образовательном комплексе края;

• опыт организации биолого-химического профиля;

• элективные курсы, их сущность;

• специфика организации элективных курсов в условиях биолого-химического профиля;

• организация предпрофильной подготовки;

• система воспитательной работы в профильных классах (на примере биолого-химического профиля).

Студенты получили задания для СКР в начале семестра. При этом были обозначены основные источники информации: школы края, в которых реализуется программа профильного обучения, отчёты районо по реализации опыта профильного обучения в школах района; Интернет (в том числе сайты Агентства по образованию и науке); периодические издания по психолого-педагогическим наукам и т.д. Для поисковой работы студенты были разбиты по микрогруппам и за каждой микрогруппой, в зависимости от её возможностей, были закреплены основные направления исследовательского поиска. На заключительных семинарах по «Технологии профессиональной педагогической деятельности» были рассмотрены результаты проделанной работы. Часть студентов проявила повышенный интерес к данной проблематике и уже видит свою ближайшую перспективу в качестве организаторов профильного обучения. Проведённый анализ опыта организации профильного обучения в районах позволил выявить новые творческие подходы в ряде школ края (например, опыт организации профильного обучения в школах Андроповского района), однако, в целом, был сделан вывод, что профильное обучение в крае находится на стадии становления: многие учителя испытывают серьёзные затруднения в организации профильного обучения и нуждаются в методической помощи.

Указанные в табл. 2 элективные курсы, освящающие работу в профильных классах - это только часть курсов из разработанных на кафедре педагогики и психологии высшей школы. Преподавателям кафедры была поставлена задача, чтобы каждый элективный курс включал вопросы, касающиеся организации профильной подготовки учащихся. В настоящий момент ведётся активная работа в этом направлении.

Таблица 2

Внесение изменений в содержание психолого-педагогической подготовки студентов по дополнительной специальности «Преподаватель»

№ Основные компоненты психолого-педагогической подготовки Учебные дисциплины и другие формы организации учебного процесса Содержание дополнений

1. Дисциплины ГСЭ Педагогика и психология В рамках педагогики при изучении разделов «Система образования РФ на современном этапе», «Образование, воспитание и развитие в целостном педагогическом процессе», «Формы учебной деятельности» ознакомить студентов с основными номативно-правовыми документами в сфере образования, содержащими сведения о теоретических основах организации профильного обучения, показать специфику организации учебно-воспитательного процесса в условиях профильного обучения и т.д.

2. Дисциплины дополнительной психолого- педагогической подготовки: Инвариантные: Технология профессиональной педагогической деятельности В процессе изучения раздела «Психологические основы обучения и воспитания» ознакомить студентов с основами диагностики склонности учащихся к различным профессиям, по определению и развитию интересов учащихся к различным видам профессиональной деятельности. В разделе «Современные теории и технологии образования» изучение прогрессивных технологий, которые смогут обеспечить качество профильного обучения. В разделе «Организация и проведение научно-педагогических исследований» подготовка студентов к проведению научно-исследовательской работы в условиях профильного обучения. В рамках элективного курса «Основы профессиональной компетентности будущих специалистов в области образования» (Сорокопуд Ю.В.) рассмотрены требования и функциональные обязанности, система знаний и умений педагога профильного обучения. В процессе изучения элективного курса «Особенности формирования межличностных отношений и организации коллектива в профильных классах» (Рожкова А.А.). В рамках элективных курсов «Педагогическая концепция П.Ф. Лесгафта и ее роль в воспитании патриота» (Резуненко З.Л.) и «Кадетские корпуса и военные гимназии: история и современность» (Беляев А.В.) студенты имеют возможность по-

Вариативные: Элективные курсы

Гулакова М.В., Сорокопуд Ю.В.

«Психолого-педагогические основы подготовки студентов и магистрантов к работе...»

лучить теоретическую подготовку для организации военно-спортивного профиля и др.

3. Педагогическая практика 3 курс: основы организации воспитательной работы со школьниками 4 курс: основы организации учебной работы со школьниками 5 курс: «активная» педагогическая практика Организация в процессе проведения воспитательных мероприятий предпрофильной подготовки учащихся - рассказ о факультетах, об особенностях будущей профессиональной деятельности в рамках выбранного профиля, оказание помощи в проведении предпрофильной подготовки. Знакомство особенностями преподавания в профильных классах, посещение элективных курсов, помощь учителю в организации работы с учащимися в условиях элективных курсов. Организация учебной и воспитательной работы в профильных классах наиболее способных студентов.

4. УИРС и НИРС Выполнение квалификационных исследований Определение тематики курсовых и квалификационных работ, связанной с разработкой проблем организации профильного обучения. Оказание помощи учителям в организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

Большая роль в процессе отработки практических умений и навыков организации учебно-воспитательной работы в условиях профильного обучения у студентов отводится педагогической практике. Так, на педагогической практике в МОУ лицее №15 г. Ставрополя студенты 5 курса отделения «Химия» МБХФ активно участвовали в проведении учебных и внеклассных воспитательных мероприятий в профильном химико-биологическом классе (3). Хотелось бы отметить систему мероприятий с участием студентов 5 курса, учителя химии и преподавателей кафедры педагогики и психологии в рамках «Недели химии». Были проведены следующие мероприятия:

• классные часы на тему «Химия и здоровье», «Табакокурение, алкоголь и наркотики»,

• анонимное анкетирование старшеклассников лицея на предмет употребления сигарет, алкоголя, наркотиков,

• конкурс на лучшую стенгазету и слогам о вреде курения, алкоголя и наркотиков,

• театрализованное представление (с участием школьников, студентов 5 курса,

учителя химии, преподавателя кафедры педагогики и психологии высшей школы СГУ) «Суд над никотином» (3).

Данный опыт работы был уже осве-щён в процессе проведения региональной конференции «Эвристическое образование», организованной кафедрой педагогики и психологии высшей школы СГУ. На наш взгляд, это опыт интересен ещё и тем, что он показывает реальные механизмы взаимодействия преподавателей вуза - студентов -учителей профильной школы.

Можно также обозначить ещё одно важное направление работы, связанное с привлечением наиболее способных студентов и магистрантов к проведению профори-ентационной работы в условиях раннего профилирования в 8 классах. Эта проблема очень актуальна, так как, согласно исследованиям, многие восьмиклассники испытывают огромные затруднения в выборе профиля и не могут определиться с наклонностями, с возможностью дальнейшего трудоустройства. Студенты могут рассказывать о факультетах, профессиях, помочь школьным психологам провести педагогическую диаг-

ностику способностей и личностных качеств школьников.

В качестве важного аспекта решения поставленной задачи подготовки кадров для профильной школы следует отметить следующую тенденцию - предполагается, что в профильных классах должны работать магистры, т.е. специалисты, получившие углубленную теоретическую и научно-практическую подготовку. В этой связи необходимо, чтобы проблема организации профильного обучения нашла своё отражение в содержании психолого-педагогической подготовки магистрантов. Тем самым кафедра педагогики и психологии высшей школы осуществляет ряд организационных мероприятий, направленных на:

• изменение содержания подготовки магистрантов по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»;

• организацию педагогической практики магистрантов в профильных классах;

• организацию НИРС магистрантов, в частности выполнение квалификационных исследований, освящающих специфику учебно-воспитательного процесса в условиях профильных классов (7).

Определённая работа в этом направлении уже ведётся. Так, внесены изменения в содержание курсов психолого - педагогических дисциплин. Например, в магистратуре по специальности «Биология» МБХФ внесены изменения в программы следующих дисциплин:

• В курсе «Педагогика» (для слушателей магистратуры) рассмотрены основные идеи концепции профильного обучения, а также специфика организации воспитательной работы в профильных классах

• В курсе «Актуальные проблемы психолого-педагогической науки» рассмотрены психолого - педагогические аспекты организации профильного обучения.

• В курсе «Организационные основы системы образования» рассматриваются нормативные документы, связанные с введением профильного образования в России.

• В курсе «Педагогика и психология высшей школы» рассматриваются вопросы по организации деятельности студентов в профильных классах: воспитательной, научно - исследовательской работы со школьниками.

Резюмируя вышеизложенное, ещё раз хотелось бы отметить важность установления творческих, научных и методических связей по линии «Преподаватель вуза - учитель- студент», намечены перспективы по дальнейшему сотрудничеству, в которое, как мы считаем, необходимо привлекать и магистрантов.

Полученный опыт позволил обозначить векторы дальнейших исследований в этом направлении. В этой связи мы считаем, что существенно повысить эффективность процесса профессиональной подготовки студентов и магистрантов к организации профильного обучения возможно, если:

• повысить мотивационную готовность студентов и магистрантов к включению в инновационную деятельность по введению профильного обучения;

• обеспечить научно-методическую подготовку студентов и магистрантов по проблеме профильного обучения;

• целенаправленно развивать устойчивую потребность студентов и магистрантов в овладении новых педагогических технологий, направленных на реализацию основных идей профильного обучения;

• отработать практические механизмы взаимодействия в системе «Преподаватель вуза - учитель - студент» в процессе организации профильного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Психолого -педагогические проблемы профильного обучения // Профильная школа. - 2005. - № 1 (январь-февраль). - С. 34 - 38.

2. Захарова Т.Б. Филатова Л. О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003. - № 5. - С. 26 - 29.

3. Голубева И.Б., Ткаченко В.В., Иванова Е.М., Сорокопуд Ю.В. Опыт работы студентов в

ы

Ш Гулакова М.В., Сорокопуд Ю.В.

«Психолого-педагогические основы подготовки студентов и магистрантов к работе...»

профильном классе // Эвристическое образование: материалы 8 региональной научно -практической конференции. - Ставрополь, 2005. - С. 111 - 113.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. - 2002. -№ 6.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. - 2002. -№ 27. - С. 13-33.

6. Педагогика профессионального обучения. -М.: Академия, 2004.

7. Сорокопуд Ю.В., Гулакова М.В. Подготовка студентов и магистрантов к работе в профильных классах // Университетская наука -региону: Материалы 50 юбилейной научно-методической конференции преподавателей и студентов. - Ставрополь, 2005. - С. 97 -100.

Об авторах

Гулакова Марина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета. Область научных интересов - профессиональная подготовка специалиста - педагога в современном вузе. Автор 60 публикаций (статьи, тезисы научных докладов, учебные и учебно-методические пособия) в международных, республиканских и местных изданиях.

Сорокопуд Юнна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета. Область научных интересов - организация обучения и воспитания в высшей школе, организация учебно-методического обеспечения в условиях доп. квалификации «Преподаватель высшей школы». Автор 80 публикаций (статьи, тезисы научных докладов, учебные и учебно-методические пособия) в международных, республиканских и местных изданиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.