УДК 1
Селиванова В.Ф.
Студентка 4 курса Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (Россия, г. Липецк)
Хромых А.М.
Студентка 4 курса Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (Россия, г. Липецк)
Шипулин Д.А.
Студент 4 курса Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (Россия, г. Липецк)
Научный руководитель:
Акулова К.Ю.
кандидат педагогических наук, доцент Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (Россия, г. Липецк)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Аннотация: в связи с сильным влиянием зрительного дефекта на развитие человека, дети с нарушением зрения имеют характерные особенности, речь о которых пойдет в данной статье.
Ключевые слова: нарушение зрения, слепые, слабовидящие, тифлопедагогика
Нарушение зрения у детей - это одна из важных проблем, встречающихся в современном обществе, т.к. 80% информации ребенок получает именно через зрительный анализатор.
Дети, у которых наблюдаются проблемы со зрением, сильно отличаются от своих сверстников, нуждаются в повышенном внимании, требуя иного подхода к обучению различным навыкам, нежели ровесники с хорошим зрением. У ребят, как правило, значительнее развиты другие органы чувств, с помощью которых они познают окружающий мир. Компенсация происходит за счёт отличного слуха и осязания. Получение знаний и методики обучения различаются, и зависят от индивидуальной степени ослабленного зрения [1,С.15].
Знание особенностей нарушения зрения позволяет понять психологические особенности личности слабовидящих детей. При нарушенном зрении значительная часть периферийной системы зрения страдает, что обуславливает своеобразие зрительных ориентаций, уровень осведомленности о предметном мире значительно снижается.
Тем не менее, психика слепых и слабовидящих существенно не отличается от психики нормально видящих людей, однако имеет свои особенности, в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения действительности. Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности ребенка - активности. На формирование личности ребенка с нарушением зрения будут оказывать влияние не только биологические факторы, но и социальные: социальное окружение, неблагоприятные условия в семье, гипер- и гипоопека, ограниченные возможности получения информации для саморазвития и общения с другими людьми. При нарушении зрения существенно ухудшается ориентировка на большом пространстве, следствием чего является малоподвижность инвалидов по зрению. Малоподвижность, в свою очередь, приводит к развитию гипотонии мышц - их слабости.
Для слепых главным органом взаимодействия с какими либо предметами является рука, учитывая этот фактор у них должны быть хорошо развиты пальцевой, ладонный и кистевой способы восприятия. Незрячие должны овладеть навыком считывания
тактильно рельефнографических изображений, что сильно облегчает получение информации об окружающем мире [2,С.78].
Зрительная память отсутствует или ослаблена. Поскольку при нарушении зрения затруднена или отсутствует возможность зрительного контроля, незрячим приходится запоминать много информации о том, где находятся те или иные предметы и ориентиры. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека и не могут не измениться под факторами нарушения зрения, поскольку меняются жизненные интересы и потребности. Учитывая, что слепые и слабовидящие имеют ту же "номенклатуру" эмоций и чувств, что и зрячие, но степень и уровень их развития могут быть отличными.
В воспитании и обучении детей с нарушениями зрения требуются особые специалисты - тифлопедагоги. Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения. В процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению [3,С. 130].
Список литературы:
1. Борисова, Ю.М., Колоколова Т. А. Шаг на встречу / Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы. - СПб.,1999. - 120 с.
2. Выготский, Л.С Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература)
3. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин.- М.: Владос, 2000. - 240с.