УДК 37
Психолого-педагогическая готовность врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности
Psychological and pedagogical readiness of physicians-residents for multifaceted medical practice
Рюмина Т.В., Медико-биологический университет инноваций и непрерывного образования ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, [email protected]
Ryumina T., Medico-Biological University of Innovation and Continuing Education of the State Research Center - Burnasyan Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.013
Ключевые слова: ординатура, университетское образование, виды врачебной деятельности, педагогика, психолого-педагогическая компетентность, компетенции, готовность к психолого-педагогической деятельности.
Keywords: residency, university education, types of medical activity, pedagogy, psychological and pedagogical competence, competence, readiness for psychological and pedagogical activity.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества психолого-педагогической готовности врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности. В статье рассматриваются результаты «двуслойности» исследования, т.е. сделан важный вывод о значимости оценок роли психолого-педагогических компетенций во всех видах врачебной деятельности как со стороны научно-педагогических кадров профильных (выпускающих) кафедр университета, так и со стороны ординаторов, которые подтвердили близость их мнений. Проанализированы современные требования федеральных государственных образовательных стандартов к уровню формирования у обучающихся профессиональных и психолого-педагогических компетенций на уровне ординатуры. Статья носит исследовательский характер. Ее цель состоит в раскрытии роли и значимости готовности врачей-ординаторов к врачебной деятельности, предполагающей не только лечение пациентов, но и сохранение их здоровья посредством воспитания самосохранительного поведения и приобщения к ведению здорового образа жизни. Эмпирической базой публикации являются результаты исследования, проведенного в Медико-биологическом университете инноваций и непрерывного образования ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России в 2020-2021 году при участии автора статьи. Исследование включало экспертный опрос педагогических кадров университета, а также опрос ординаторов, обучающихся по 36 специальностям. Показана степень их включенности в поиск более эффективных дидактических систем реализации существующих моделей освоения ординаторами дисциплины «Педагогика», которая входит в перечень базовых дисциплин образовательной программы подготовки кадров высшей квалификации, разработанной в соответствии с действующими ФГОС ВО на уровне ординатуры и уточнения компонентов психолого-педагогической компетентности, необходимых врачам-ординаторам для успешной профессиональной деятельности в этой сфере.
Abstract. The relevance of the article is due to the tasks of improving the quality ofpsychological and pedagogical readiness of resident doctors for multifaceted medical activity. The article discusses the results of the "two-layered" research, i.e. an important conclusion is made about the importance of assessments of the role of psychological and pedagogical competencies in all types of medical activity both from the scientific and pedagogical staff of the profile (graduating) departments of the university, and from the residents, who confirmed the closeness of their opinions.
The modern requirements offederal state educational standards to the level offormation of students' professional and psychological-pedagogical competencies at the residency level are analyzed. The article is of a research nature. Its purpose is to reveal the role and significance of the readiness of resident doctors for medical activity, involving not only the treatment of patients, but also the preservation of their health through training and education of self-preservation and positive behavior, healthy lifestyle and rejection of bad habits. The empirical basis of the publication is the results of a study conducted at the Biomedical University of Innovation and Continuing Education of the Burnasyan Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency in 2020-2021 with the participation of the author of
90
the article. The study included an expert survey of university teaching staff, as well as a survey of residents studying in 36 specialties. The degree of their involvement in the search for more effective didactic systems for the implementation of existing models for the development of the discipline "Pedagogy" by residents, which is included in the list of basic disciplines of the educational program for the training of highly qualified personnel, developed in accordance with the current Federal State Educational Standards at the residency level and clarification of the components ofpsychological and pedagogical competence necessary for residents for successful professional activity in this field.
Введение. В настоящее время во всех сферах человеческой деятельности «возникла потребность в специалистах, которые бы не просто обладали набором сформированных знаний и умений, но и такими качествами, как инициативность, умение решать неординарные задачи, креативность, способность к самостоятельному обучению» [2]. Переход системы отечественного здравоохранения на общеврачебную (семейную) практику на современном этапе характеризуется тем, что врачебная деятельность предполагает не только лечение болезней, но и сохранение здоровья пациентов посредством их обучения и воспитания самосохранительному поведению, направленному на сохранение и повышение уровня здоровья, ведению здорового образа жизни и отказ от вредных привычек.
Однако, как отмечают исследователи, «несмотря на то, что государство в последнее десятилетие приняло достаточно мер законодательного и социального характера по обеспечению и пропаганде здорового образа жизни, одним из основных барьеров на пути к достижению данной цели остается слабо выраженная мотивация врачей на психолого-педагогическую деятельность и недостаточная готовность к ней» [1]. Общеизвестно, что в профессиональные стандарты медицинских специалистов в перечень трудовых действий включена функция, связанная с проведением профилактических мероприятий с населением (по возрастным группам и состоянию здоровья), а также с проведением санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни и контроль ее эффективности [7].
Как показала практика, в системе медицинского непрерывного образования, уровень подготовки в ординатуре оказывает сильное воздействие на формирование профессиональной компетентности и социально-значимых качеств личности врача, в связи с чем, на наш взгляд, именно на уровне ординаторской подготовки врача актуализируется задача совершенствования моделей психолого-педагогической подготовки, что подтверждается следующими противоречиями, а именно: на социально-педагогическом уровне: между потребностью медицинских кадров высшей квалификации осуществлять многоплановую
врачебную деятельность, предполагающую достаточный уровень психолого-педагогической компетентности в логике задач
здоровьесбережения общества и недостаточным уровнем готовности врачей к эффективной профессиональной деятельности в данном аспекте; на научно-теоретическом уровне: между необходимостью концептуального обоснования и построения более совершенной модели формирования психолого-педагогической
готовности медицинских кадров высшей квалификации к многоплановой врачебной деятельности и недостаточной разработанностью методологических основ, организационно-педагогических условий и механизмов осуществления данного процесса на уровне ординатуры в медицинском вузе; на учебно-методическом уровне: между потребностью усиления учебно-методического сопровождения и расширения возможностей электронно-информационной образовательной среды университета (ЭИОС), направленных на повышение эффективности психолого-педагогической подготовки ординаторов и недостаточной разработанностью данного аспекта в решении обозначенных проблем.
Таким образом, очевидно, что успешная деятельность врача в современных условиях во многом определяется не только высоким уровнем его профессиональной компетентности, но и уровнем развития его психолого-педагогической компетентности, навыками коммуникаций, направленных на предоставление пациентам информации о причинах и механизмах развития различных заболеваний, умения их мотивировать к стремлению здоровье сбережения, на осознанный подход к качественному выполнению медицинских рекомендаций врача.
Центр тяжести в данном контексте переносится на образование и воспитание пациента в период его лечения и закрепление его результатов, т.е. психолого-педагогическая компетентность врача и его гуманистическое мировоззрение, являются важнейшими из совокупности факторов, обусловливающих исцеление больного. На основании вышесказанного, была сформулирована наша гипотеза по проблеме совершенствования психолого-педагогической подготовки врачей-ординаторов, заключающаяся в системно-
целевом междисциплинарном подходе к непрерывному развитию такой подготовки и наполнению новым содержанием электронно-информационной образовательной среды (ЭИОС) университета, сопровождающей целостный процесс освоения ординаторами образовательной программы, а также выборке эффективных образовательных технологий, направленных на активизацию самостоятельной работы ординаторов, на развитие умений решать практические задачи в конкретных ситуациях, возникающих во врачебной деятельности.
Методология исследования. Базу
исследования составили публикации российских и зарубежных авторов, аналитические доклады и исследовательские отчеты по проблеме повышения уровня психолого-педагогической готовности врачей-ординаторов к
профессиональной врачебной деятельности. Критерии отбора источников включали в себя научные материалы и аналитику по проблеме профессиональной подготовки ординаторов и ее соответствия действующим федеральным государственным образовательным стандартам в высшем медицинском образовании с точки зрения целей статьи. Как показывает анализ источников, формирование психолого-педагогических компетенций у врачей-ординаторов в целом практически не исследованы, в отличие от профессиональных компетенций, которые являются предметом многочисленных исследований как в России, так и за рубежом.
Методологическую базу исследования составил системный и интегративный подход с использованием таких методов, как методы системного, сравнительного и проектного анализа, качественного контент-анализа, непосредственное наблюдение за процессом развития у врачей-ординаторов психолого-педагогической компетентности как значимой составляющей общей готовности врача к успешной профессиональной деятельности.
Эмпирической базой публикации являются результаты исследования, проведенного в Медико-биологическом университете инноваций и непрерывного образования ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России в 2020-2021 году. Исследование включало экспертный опрос педагогических кадров университета и опрос ординаторов, обучающихся по 36 специальностям с целью разработки более эффективных моделей освоения ординаторами дисциплины «Педагогика», которая входит в перечень базовых дисциплин образовательной программы подготовки кадров высшей
квалификации, разработанной в соответствии с действующими ФГОС ВО на уровне ординатуры, а также уточнения компонентов психолого-педагогической компетентности, необходимых врачам-ординаторам для успешной
профессиональной деятельности в этой сфере.
Исследование охватило 178 ординаторов по 36 специальностям. На первом этапе (2020 год) проводились экспертные опросы ординаторов методом глубинной полуформализованной анкеты. Было опрошено 178 ординаторов, с целью выявления их точки зрения на роль, которую, по их мнению, играет наличие у них психолого-педагогических компетенций, а также в какой степени они больше нужны - в процессе лечения пациентов или в процессе сопровождения больного при его выписке, рекомендациях по дальнейшему восстановлению, при различных видах консультаций и др.
Результаты исследования. Уровень конкурентоспособности современной
инновационной экономики любой развитой страны в значительной степени определяется качеством жизни, включая состояние здоровья населения и системы здравоохранения в целом. Как отмечают исследователи, «в России за последние 10 лет уровень обеспеченности медицинскими кадрами возрастал, однако отмечается недостаток персонала, который оказывает первичную медицинскую помощь, избыток специалистов узкого профиля, концентрация медицинских кадров в крупных городах, миграция в более благополучные страны квалифицированного персонала и т.п.» [4]. К тому же «в современных условиях, наблюдается тенденция к повышению внимания к ведению кадровой политики, т.к. с помощью нее обеспечивается оптимальный баланс процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров, его развития в соответствии с потребностями организации, требованиями законодательства, состоянием рынка труда [6].
Общепонятно, что решение кадровых проблем в российском здравоохранении в значительной степени определяется качеством подготовки медицинских кадров в системе непрерывного медицинского образования, в частности, в признанной во всем мире, отечественной высшей школе, к которой в полной мере относится Медико-биологический университет инноваций и непрерывного образования ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России (МБУ ИНО ФМБЦ им. А.И. Бурназяна), являющейся флагманским учреждением российского здравоохранения в
области биофизики, радиационной и ядерной медицины, хирургии и трансплантологии, нейрохирургии, а также современной диагностики заболеваний и инновационных биомедицинских технологий.
Выделим, что образовательная деятельность, которую ведет ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, определена стратегическими государственными задачами по обеспечению безопасных условий
жизнедеятельности человека и подготовки высококвалифицированных кадров,
обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность Российской Федерации, и начиная с 2016 года в университете подготовили 800 ординаторов и 45 аспирантов, которые успешно прошли государственную итоговую аттестацию и получили дипломы.
Университет также создает центры коллективного пользования, оснащая их инновационным оборудованием и формируя их как платформы для интеграции с другими научными и образовательными учреждениями. В рамках практических занятий обучением ординаторов и аспирантов занимаются ведущие специалисты диагностических подразделений ФМБЦ им. А.И. Бурназяна, врачи высшей квалификационной категории, доктора и кандидаты медицинских наук.
Клиническая практика обучающихся в университете по образовательным программам ординатуры реализуется на клинических базах, располагающихся в диагностических, научно -исследовательских и лечебных подразделениях ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна и других ведущих медицинских организациях ФМБА России. Но, конечно же, основными базами являются клинические отделения самого Центра.
Вернемся к основной проблеме, которая исследуется в данной статье. Как показали исследования, одним из ресурсных факторов, повышающих качество профессиональной деятельности врача является овладение им достаточным уровнем профессиональной компетенции в области психолого-педагогической деятельности, сформулированной в ФГОС ВО как «готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих» [10]. На фоне этих объективных реалий «ведущую роль в профессиональном обучении играет собственная активная и осмысленная установка студента-медика и практикующего врача: именно он решается изменять себя в процессе обучения, именно он
ставит задачу созидания себя как профессионала» [3]. Решение такой сложной проблемы требует непрерывного развития психолого-
педагогической компетентности врачей в процессе их профессиональной подготовки в медицинском вузе посредством внедрения более совершенных рабочих программ дисциплины «Педагогика» как на уровне специалитета, так и на уровнях ординатуры и аспирантуры.
Отметим, что ординаторы - это выпускники специалитета, которые уже имеют опыт профессиональной работы в системе здравоохранения, и по завершению изучения таких дисциплин специалитета как «Психология и педагогика», у них были сформированы базовые психолого-педагогические компетенции. Целью изучения данной дисциплины является формирование у обучающихся психолого-педагогического, этического, деонтологического мировоззрения, как фундамента для изучения дисциплин профессионального цикла и для последующей профессиональной деятельности.
В соответствии с действующими ФГОС ВО (уровень ординатуры) актуализируются задачи увеличения зачетных единиц на самостоятельную работу ординаторов. При этом задачи самоподготовки к занятиям подразделяются на: образовательные - расширение, систематизация и закрепление знаний, углубление содержания учебного предмета; междисциплинарные -развитие профессионально-значимых личностных качеств ординатора, создание условий для развития мотивации и навыков проектной деятельности и творческих способностей; воспитательные - выработка самоменеджмента, профессиональной культуры и самоконтроля. Работа по проектной методике требует от обучающихся высокой степени
самостоятельности поисковой деятельности, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия [9].
Учитывая все вышесказанное, нами сформирована цель освоения учебной дисциплины «Педагогика» - формирование компетенций врача-ординатора в вопросах основ педагогики, педагогических теорий и функций, педагогической науки (теоретическая, практическая, прогностическая), основных закономерностей, дидактики и принципов применения традиционных и инновационных педагогических технологий, способов управления развитием способностей и компетенций, необходимых в профессиональной деятельности врача.
При этом прикладной задачей освоения учебной дисциплины «Педагогика» является
формирование у ординаторов психолого-педагогической компетентности посредством личностно-ориентированных образовательных технологий проектной деятельности,
заключающейся в разработке ординатором алгоритма решения ситуационных
профессиональных задач и вопросов, требующих применения психолого-педагогической
компетентности врача, далее в описании данного проекта в эссе и его размещения в ЭИОС университета для активного пользования ординаторами.
Рассмотрим вопрос о формировании психолого-педагогической компетенции на примере специальности ординатуры «Терапия». В результате освоения дисциплины «Педагогика» обучающийся должен сформировать
необходимые компетенции согласно ФГОС ВО специальности ординатуры 31.08.49 Терапия (укрупненная группа 310000 Клиническая медицина) [8], такие как: универсальные -готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2); готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического
Таблица 1. -общих к ППК
Новизна исследования заключается во включении в процесс освоения дисциплины «Педагогика» технологий проектного обучения. Метод проектного обучения является образовательной технологией, которая способствует освоению и формированию профессиональных компетенций у всех обучающихся [5]. Предлагаемой особенностью является создание коллективного пакета ситуационных задач на платформе ЭИОС по реальным практикам ординаторов применения психолого-педагогических компетенций в различных видах их врачебной деятельности. Ординаторам предлагается написание эссе как одного из видов обратной связи с лектором дисциплины «Педагогика», что определяется в документальном сопровождении фонда
образования, а также по программам дополнительного профессионального
образования для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения (УК-3); профессиональные — готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9).
Наши исследования и педагогическая практика выявили, что процесс формирования профессионально-педагогических компетенций должен быть междисциплинарным, что предполагает включение данной задачи в рабочие программы базовых дисциплин учебного плана, к примеру, в подраздел «Введение» в основные профильные дисциплины, т.к. соотношение психолого-педагогических компетенций к общему числу компетенций разнятся в значительной степени и требуют их большего освоения, см. таблицу 1.
оценочных средств по завершению освоения данной дисциплины в период промежуточной аттестации.
Наша новация заключается в дидактическом сопровождении освоения врачами-ординаторами дисциплины «Педагогика» в части выполнения следующего проекта: подготовка эссе по результату личностного решения ситуационной задачи реальной врачебной практики, которая была решена врачом посредством применения психолого-педагогической компетентности, содержание которой он должен описать и раскрыть методологию и технологии, которые обеспечили ее рациональное решение.
Задание эссе определялось дидактической целью дисциплины «Педагогика»: посредством данного вида проектной деятельности создать
Соотношение психолого-педагогических компетенций к общему числу компетенций, в % от
Наименование компетенций, заданных ФГОС ВО - уровень ординатуры Общее кол-во компетенций Соотнесенные к формированию психолого-педагогических компетенций (ППК) в рамках РПД МБУ ИНО % от общих к ППК
Универсальные 3 2 67%
Профессиональные 12 1 8%
более эффективные организационно-
педагогические условия и учебно-методическое обеспечение развития у ординаторов познавательной активности, перехода от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно.
При подготовке обозначенного эссе, ординатор проходит определенный
образовательный маршрут: от описания проблемы, выбора принципов, алгоритма и методики ее решения, учета результатов
исследования, оценки преимуществ и недостатков методики, до интерпретации результатов и определения их значимости для клиники, что практически является инновационным форматом проектной деятельности ординатора, который строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию к самостоятельной постановке тактических целей, направленных на решение ряда этапных врачебных задач.
Таблица 2. - Оценка ординаторами значения психолого-педагогической компетентности (ППК) в видах врачебной деятельности, (% ординаторов от общего количества участвующих в опросе)
Предлагаемые варианты ответов Обобщенные виды врачебной деятельности (психолого-педагогической направленности)
«врач-больной» «врач -родственники больного» «врач -средний медперсонал» «врач -наставник» Просветительская деятельность: национальный проект «Здравоохранение»
Нужны: ППК влияют на результат врачебной деятельности 97% 91% 76% 90% 79%
Уровень ППК не актуален для врачебной деятельности 3% 3% 3% 3% 7%
ППК, скорее не влияют на результат врачебной деятельности - 3% 18% 7% 7%
Затрудняюсь ответить - 3% 3% 7%
Таблица 3. - Оценка педагогическими кадрами роли проектной деятельности в процессе формирования у ординаторов психолого-педагогических компетенций (в % научно-педагогических кадров от общего количества участвующих в опросе)
Предлагаемые варианты ответов %
Необходимо: в перспективе в целом влияет на результат подготовки к врачебной деятельности 95
Лишнее, т.к. «перегружает» учебную нагрузку на ординаторов, и не актуален для формирования у них ППК 5
Наличие ППК не значительно влияют на результат врачебной деятельности -
Затрудняюсь ответить -
Таблица 4. - Предпочтение ординаторов по вопросу совмещения врачебной и научно-педагогической деятельности по завершению обучения в ординатуре, в % к числу опрошенных
Предлагаемые варианты ответов %
Больше склоняюсь к врачебной деятельности без совмещения с педагогической деятельностью 42%
Планирую сочетать все виды деятельности 36%
Затрудняюсь ответить 22%
Таблица 5. - Оценка ординаторами своей личной готовности к участию в научно-педагогической деятельности в системе непрерывного медицинского образования, в % к числу опрошенных
Предлагаемые варианты ответов %
Абсолютно не готов 5%
Скорее не готов 11%
Полностью готов 53%
Затрудняюсь ответить 31%
Заключение. В ходе исследования была подтверждена важность выявления
«двуслойности» мнений, позиций и оценок педагогических кадров университета и ординаторов, прошедших обучение. Полученные данные показывают наличие у ординаторов факт не полного понимания значимости и потребностей в психолого-педагогических компетенциях в их настоящей деятельности и перспективах ее диверсификации.
Исследование показало, что большинство преподавателей профильных дисциплин (около 85%) выступают за усиление психолого-педагогической готовности ординаторов ко врачебной деятельности, а также увеличении контактной работы преподавателей, призванных осуществлять подготовку по педагогике и практико-ориентированной подготовки.
Памятуя о заявленной в начале статьи «двуслойности» нашего исследования, сделаем важный вывод о значимости оценок как со стороны научно-педагогических кадров университета, так и со стороны ординаторов, что подтверждает близость их мнений на поставленные вопросы и подтверждает нашу гипотезу о путях повышения эффективности дидактической системы подготовки ординаторов по педагогике как одного из ресурсов инноваций в сфере освоения ординаторами образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации для отечественного
здравоохранения.
С точки зрения полученных данных анкетирования и опроса ординаторов, полученное знание имеет не только теоретическую значимость, но и практический смысл, поскольку, будучи учтенным в процессе разработки дидактических единиц тематического плана дисциплины «Педагогика» может повысить качество психолого-педагогической подготовки врачей-ординаторов и усилить эффективность всех видов их врачебной деятельности.
Таким образом, анализ результатов эксперимента подтвердил нашу гипотезу, что совершенствование рабочей программы по дисциплине «Педагогика» (входит в блок базовых дисциплин) должно быть многоплановым, и включать следующие действия:
междисциплинарное формирование
профессионально-педагогических компетенций, что предполагает включение данной задачи в рабочие программы основных профильных дисциплин, пересмотра содержания
дидактических единиц их тематического плана; подготовка эссе по результату личностного решения ситуационной задачи реальной врачебной практики, решаемая врачом-ординатором посредством применения психолого-педагогических компетенций;
применение личностно-ориентированных
технологий проектной деятельности в процессе освоения дисциплины «Педагогика» учебного плана образовательной программы подготовки ординаторов и др.
Литература:
1. Васильева ЕЮ. Педагогика в клинической практике врача: учебное пособие / Е.Ю. Васильева, М.Ю. Гайкина, Т.В. Тагаева // Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета. - 2017. - 118 с.
2. Гобец М.С., Кириллова А.С. О личностно ориентированном подходе к обучению в современном медицинском вузе / М.С. Гобец, А.С. Кириллова // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2018. - Т.3. - № 1 (20). - С. 7-9.
3. Зорин К.В. Проблемы организации личностно-ориентированной модели развития здравоохранения, образования и работы врача / К.В. Зорин //
Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2019. - Т. 10. - № 1. - С. 66-71.
4. Мировая статистика здравоохранения, 2010 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/ru.
5. Морозова О.Н. Эффективная модель проектного обучения студентов в медицинском вузе [Электронный ресурс] / О.Н. Морозова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 2. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/artide/view?id=29682
6. Одегов Ю.Г., Лабаджян М.Г. Учебник для вузов РЭУ им. Г.В. Плеханова «Кадровая политика и кадровое планирование» / Ю.Г. Одегов, М.Г. Лабаджян. - Юрайт. - Москва. - 2014. - 444 с.
7. Осетрова О.В., Астанина С.Ю. Учебно-методическое обеспечение к формированию профессиональной компетенции врача / О.В. Осетрова, С.Ю. Астанина // Журнал Евразийский Союз Ученых.
- 2016. - № 31 (3). - С. 21-24.
8. Приказ Минобрнауки России от 25.08.2014 № 1092 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.49 Терапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvoord/310849_Terapiya.pdf
9. Тетюкова Е.П., Белых Т.А. Проектное обучение
- инновационный подход к организации учебного
1. Vasilyeva E.Yu. Pedagogy in the clinical practice of a doctor: textbook / E.Yu. Vasilyeva, M.Yu. Gaikina, T.V. Tagaeva // Arkhangelsk: Publishing house of the Northern State Medical University. - 2017. - 118 p.
2. Gobets M.S., Kirillova A.S. On a personality-oriented approach to teaching in a modern medical university / M.S. Gobets, A.S. Kirillova // Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk Region. - 2018. - Vol. 3. - № 1 (20). - S. 7-9.
3. Zorin K.V. Problems of organizing a personality-oriented model of health care development, education and work of a doctor / K.V. Zorin // Medical education and professional development. - 2019. - Vol. 10. - № 1. - S. 6671.
4. World health statistics 2010 [Electronic resource]. -Access mode: http://www.who.int/ru
5. Morozova O.N. An effective model of project-based training of students in a medical university [Electronic resource] / O.N. Morozova // Modern problems of science and education. - 2020. - № 2. - Access mode: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29682
6. Odegov Yu.G., Labadzhyan M.G. Textbook for universities PRUE. G.V. Plekhanov "Personnel policy and personnel planning" / Yu.G. Odegov, M.G. Labajyan. -Yurayt. - Moscow. - 2014. - 444 p.
7. Osetrova O.V., Astanina S.Yu. Educational and
процесса в высших учебных заведениях РФ: сборник [Электронный ресурс] / Е.П. Тетюкова, Т.А. Белых // Физика. Технологии. Инновации / Материалы VI Международной молодежной научной конференции, посвященной 70-летию основания Физико-технологического института УрФУ (Екатеринбург, 2024 мая 2019 г.). - Екатеринбург: УрФУ, 2019. - С. 349358. - Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/ 10995/78833/1/fti_2019_037.pdf
10. Федеральные государственные
образовательные стандарты высшего образования по направлениям ординатуры [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/97/91/9/188
ces:
methodological support for the formation of the professional competence of a doctor / O.V. Osetrova, S.Yu. Astanina // Journal of the Eurasian Union of Scientists. -2016. - № 31 (3). - S. 21-24.
8. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 25.08.2014 No. 1092 "On the approval of the federal state educational standard for higher education in the specialty 31.08.49 Therapy (the level of training of highly qualified personnel)" [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoord/ 310849_Terapiya.pdf
9. Tetyukova E.P., Belykh T.A. Project education - an innovative approach to the organization of the educational process in higher educational institutions of the Russian Federation: collection [Electronic resource] / E.P. Tetyukova, T.A. Belykh // Physics. Technologies. Innovations / Materials of the VI International Youth Scientific Conference dedicated to the 70th anniversary of the foundation of the Physics and Technology Institute of UrFU (Yekaterinburg, May 20-24, 2019). - Yekaterinburg: UrFU, 2019. - S. 349-358. - Access mode: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/78833/1/fti_2019_037.p df
10. Federal state educational standards of higher education in the areas of residency [Electronic resource]. -Access mode: http://fgosvo.ru/fgosvo/97/91/9/188
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Сведения об авторе:
Рюмина Татьяна Валерьевна (г. Москва, Россия), заведующий отделом высшего образования по ординатуре и аспирантуре Медико-биологического университета инноваций и непрерывного образования ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, e-mail: [email protected]