Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВРАЧА-ОРДИНАТОРА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВРАЧА-ОРДИНАТОРА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
430
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРДИНАТУРА / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИДЫ ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рюмина Т.В.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью усиления практико-ориентированной психолого-педагогической подготовки врачей-ординаторов на втором уровне высшего медицинского образования, что обосновывается сложностью и многоплановостью врачебной деятельности. Цель статьи заключается в оценке значимости психолого-педагогической готовности врача к его профессиональной деятельности, а также к профессионально-деловым коммуникациям «врач-пациент» и восприятии социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий своих пациентов. Методология исследования базируется на интегративном и компетентностном подходах, служащих базисом определения целей и задач рабочей программы клинической практики, предполагающих обязательное участие ординаторов в решении реальных профессиональных проблем, требующих применение психолого-педагогических компетенций в процессе их врачебной деятельности по лечению, профилактике, а также воспитания и обучения пациентов основам самосохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих. Приведены результаты опроса врачей-ординаторов, направленного на выявление роли и места психолого-педагогической деятельности в профессиональной работе врача. По результатам исследования разработаны авторские рекомендации к усилению интеграции дисциплины «Педагогика» со всеми видами производственной (клинической) практики во взаимосвязи с соответствующими дисциплинами базового цикла учебного плана образовательной программы подготовки врачей-ординаторов, вне зависимости от специальности их обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL READINESS OF A MEDICAL RESIDENT FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES

The relevance of the article is due to the need to strengthen the practice-oriented psychological and pedagogical training of resident doctors at the second level of higher medical education, which is justified by the complexity and diversity of medical activity. The purpose of the article is to assess the importance of the psychological and pedagogical readiness of a doctor for his professional activity, as well as for professional and business communications "doctor-patient" and the perception of social, ethnic, confessional and cultural differences of his patients. The research methodology is based on integrative and competence-based approaches that serve as the basis for determining the goals and objectives of the clinical practice work program, involving the mandatory participation of residents in solving real professional problems that require the use of psychological and pedagogical competencies in the process of their medical activities for treatment, prevention, as well as educating and teaching patients the basics of self-preservation and strengthening their health and the health of others. The results of a survey of resident doctors aimed at identifying the role and place of psychological and pedagogical activity in the professional work of a doctor are presented. Based on the results of the study, the author's recommendations were developed to strengthen the integration of the discipline "Pedagogy" with all types of industrial (clinical) practice in conjunction with the relevant disciplines of the basic cycle of the curriculum of the educational program for the training of resident doctors, regardless of the specialty of their training.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВРАЧА-ОРДИНАТОРА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378

К вопросу о психолого-педагогической готовности врача-ординатора к профессиональной деятельности

To the question of the psychological and pedagogical readiness of a medical resident for professional activities

Рюмина Т.В., Медико-биологический университет инноваций и непрерывного образования ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, ryumina.mbuino@mail.ru

Ryumina T., Medico-Biological University of Innovation and Continuing Education of the State Research Center - Burnasyan Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency, ryumina.mbuino@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.013

Ключевые слова: ординатура, высшее медицинское образование, виды врачебной деятельности, готовность к психолого-педагогической деятельности, профессиональная культура, профессиональная компетентность.

Keywords: residency, higher medical education, types of medical activity, readiness for psychological and pedagogical activity, professional culture, professional competence.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью усиления практико-ориентированной психолого-педагогической подготовки врачей-ординаторов на втором уровне высшего медицинского образования, что обосновывается сложностью и многоплановостью врачебной деятельности. Цель статьи заключается в оценке значимости психолого-педагогической готовности врача к его профессиональной деятельности, а также к профессионально-деловым коммуникациям «врач-пациент» и восприятии социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий своих пациентов.

Методология исследования базируется на интегративном и компетентностном подходах, служащих базисом определения целей и задач рабочей программы клинической практики, предполагающих обязательное участие ординаторов в решении реальных профессиональных проблем, требующих применение психолого-педагогических компетенций в процессе их врачебной деятельности по лечению, профилактике, а также воспитания и обучения пациентов основам самосохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих. Приведены результаты опроса врачей-ординаторов, направленного на выявление роли и места психолого-педагогической деятельности в профессиональной работе врача. По результатам исследования разработаны авторские рекомендации к усилению интеграции дисциплины «Педагогика» со всеми видами производственной (клинической) практики во взаимосвязи с соответствующими дисциплинами базового цикла учебного плана образовательной программы подготовки врачей-ординаторов, вне зависимости от специальности их обучения.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to strengthen the practice-oriented psychological and pedagogical training of resident doctors at the second level of higher medical education, which is justified by the complexity and diversity of medical activity. The purpose of the article is to assess the importance of the psychological and pedagogical readiness of a doctor for his professional activity, as well as for professional and business communications "doctor-patient" and the perception of social, ethnic, confessional and cultural differences of his patients.

The research methodology is based on integrative and competence-based approaches that serve as the basis for determining the goals and objectives of the clinical practice work program, involving the mandatory participation of residents in solving real professional problems that require the use of psychological and pedagogical competencies in the process of their medical activities for treatment, prevention, as well as educating and teaching patients the basics of self-preservation and strengthening their health and the health of others. The results of a survey of resident doctors aimed at identifying the role and place of psychological and pedagogical activity in the professional work of a doctor are presented. Based on the results of the study, the author's recommendations were developed to strengthen the integration of the discipline "Pedagogy" with all types of industrial (clinical) practice in conjunction with the relevant

disciplines of the basic cycle of the curriculum of the educational program for the training of resident doctors, regardless of the specialty of their training.

Введение. В настоящее время эффективность российского здравоохранения в значительной степени определяется уровнем

профессионализма, компетентности и профессиональной культуры медицинского персонала отрасли, а также качеством непрерывного воспроизводства

высококвалифицированных врачей нового поколения, что в полной мере относится и к подготовке врачей-ординаторов на втором уровне высшего медицинского образования.

В последние годы в отечественном здравоохранении выделяется превентивная направленность медицины, включающая не только процессы лечения, но и профилактическую работу по предупреждению заболеваний и формированию адекватного отношения общества к собственному здоровью. Это выделяет психолого-педагогические компетенции как вектор «формирования у пациентов мотивации к здоровому образу жизни, что включено в перечень трудовых действий медицинских специалистов в утвержденных профессиональных стандартах и их проектах» [8]. В связи с чем, очевидна потребность в более широкой в интеграции и «взаимоувязке» таких отраслей науки как медицина и педагогика, способных влиять на качественное развитие системы непрерывного медицинского образования, и непосредственно участвовать в достижении целей и задач проекта «Здоровье», таких как: укрепление здоровья граждан; возрождение профилактического направления в здравоохранении; обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью и др.

В данном контексте, формирование здоровьесберегающего поведения (воспитание) пациента в процессе профессиональной деятельности врача понимается нами как планомерное и целенаправленное воздействие специалиста на сознание и поведение пациента с целью формирования у него определённых установок, принципов, ценностной мотивации к самосохранению своего здоровья и стремления к здоровому образу жизни. Здесь поддерживается идея о необходимости психолого-педагогических навыков, знаний, компетенций, позволяющих осуществлять образовательно-воспитательный процесс и осуществлять эффективные коммуникации с пациентом в ходе врачебной деятельности - психолого-педагогической готовности. Таким образом, психолого-

педагогическое образование представляет собой необходимый компонент высшего медицинского образования [11], что соответствует требованиям не только федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), но и профессиональных стандартов врача и его реальной врачебной деятельности.

Цель статьи заключается в оценке значимости психолого-педагогической готовности врача к его профессиональной деятельности, а также к профессионально-деловым коммуникациям

«врач-пациент» и восприятии социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий своих пациентов.

Материалы и методы исследования. В соответствии с ФГОС ВО в ординатуре вне зависимости от специальности в процессе освоения дисциплины «Педагогика» врач-ординатор должен сформировать следующие компетенции: универсальные (готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам...); профессиональные: (готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих).

При этом самостоятельная подготовка врачей-ординаторов в соответствии с рабочей программой дисциплины «Педагогика» предполагает увеличение самостоятельной работы ординаторов, включающей три направления деятельности: образовательная, направленная на расширение, систематизацию, закрепление знаний посредством их применения на практике; развивающая, направленная на развитие личностно-профессиональных качеств, проектного мышления и творческих способностей и др.; самовоспитательная, направленная на выработку самостоятельности, само организованности, трудолюбия, навыков профессиональной культуры и

интеллектуального труда, профессионального самоменджмента и др.

Все вышесказанное, говорит о том, насколько важна «медицинская педагогика» (термин,

введенный с середины 90-х годов), обозначающий педагогическую составляющую в медицинском образовании, рассматриваемую как процесс и как результат. С точки зрения результата, пациент осознает себя не просто объектом, но и субъектом качественного лечения, чётко выполняя предписания врача и делая выбор здорового образа жизни, поскольку многие болезни цивилизации связывают с поведением человека.

По мнению А.И. Артюхиной и В.И. Чумакова, «роль педагогики в практике современного врача очень важна, поскольку пронизывает все сферы медицинской деятельности: от момента самообучения, практики, до правил общения с пациентами и родственниками» [3]. При этом медицинская деятельность - это деятельность, «основной целью которой является охрана здоровья (поддержание и восстановление здоровья, осуществляемые путем профилактики, диагностики и лечения заболеваний пациентов (лиц, в отношении которых осуществляется медицинская деятельность), а также путем ухода за больными (пациентами) и их реабилитации)»

[5].

По мнению исследователей, «создавая и используя образовательную среду в центрах здоровья и профилактики, врачу важно уметь организовывать и использовать различные информационные и интерактивные технологии в работе с пациентами, а также приемы психолого-педагогического сопровождения пациента в конкретной жизненной ситуации» [5]. К тому же, «наряду с потребностью в разъяснениях для пациента важен характер эмоциональных взаимоотношений, наличие доверительного контакта, создания психологически-комфортной атмосферы лечения. Зачастую, в ходе лечебного взаимодействия пациент ищет у медицинского работника душевной опоры, понимание своих переживаний и эмоциональной поддержки» [2]. Иными словами, качество лечебной и диагностической помощи современного врача находится в прямой зависимости от уровня его психолого-педагогических компетенций и культуры профессионально-деловых

коммуникаций, что в противовес имеющихся случаев авторитарно-бюрократического

отношения медицинского персонала к своим пациентам непосредственно повышает качество здравоохранения в целом.

Для достижения цели исследования использовались теоретические методы, в частности, анализ публикаций российских и зарубежных авторов, аналитических докладов и

исследовательских отчетов по проблеме психолого-педагогической подготовки врачей-ординаторов к профессиональной деятельности, их сравнение, классификация и обобщение, а также эмпирические и диагностические методы исследования, систематизацию данных и статистическую обработку экспериментальных данных. Также изучались основные положения и требования профессиональных и

образовательных стандартов подготовки ординаторов и аспирантов в высшем медицинском образовании.

Эмпирической базой исследования выступил Медико-биологический университете инноваций и непрерывного образования ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России [1]. Клиническая практика обучающихся в университете по образовательным программам ординатуры реализуется на клинических базах, располагающихся в диагностических, научно-исследовательских и лечебных подразделениях ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна и других ведущих медицинских организациях ФМБА России, при этом основными базами педагогической практики являются профильные кафедры университета.

Результаты. Основы педагогики, ее закономерности, методологию, принципы и педагогические системы и иные педагогические категории осваиваются врачами-ординаторами в рамках дисциплины «Педагогика», которая входит в перечень дисциплин учебного плана образовательной программы подготовки кадров высшей квалификации на уровне ординатуры. На первом этапе исследования было проведено открытое анкетирование врачей-ординаторов с целью определения, какие, по их мнению, знания, умения и компетенции нужны врачам-ординаторам в области педагогики для успешной профессиональной деятельности. Это способствовало структурированию «по запросам» модулей рабочей программы дисциплины «Педагогика», формированию дидактических единиц учебных тем и фонда оценочных средств (ФОС).

Исследование охватило 130 ординаторов, обучающихся по 36 специальностям. Анализ результатов анкетирования выявил, что врачи-ординаторы отмечают потребность в психолого-педагогических компетенциях, а также необходимость знаний воспитательных технологий прикладной направленности, способных мотивировать пациентов и их родственников к выполнению медицинских предписаний и рекомендаций врача, открытию у них внутренних сил к выздоровлению и

стремлению к здоровому образу жизни, что очень важно при лечении. Большинство участников опроса высоко оценивают роль и предназначение психолого-педагогических компетенций (ПсхПК) в профессиональной деятельности врачей, при этом испытывают потребность в их непрерывном развитии (64,2%), см. таблицу 1, рисунок 1.

Альтернативной позиции придерживаются лишь 11,1% врачей-ординаторов: остается по-прежнему большая доля тех, кто считает, что уровень их психолого-педагогических компетенций достаточный для врачебной деятельности, т.к. данный вид компетенций компенсируются профессиональными

компетенциями. Примечательно, что более 23,2% врачей-ординаторов считают, что потребность в ПсхПК возникает у них в случае проблем, связанных с профессионально-деловыми коммуникациями «врач-пациент» воспитательной направленности, что требует их непрерывного развития.

Наличие профильного образования и опыта отнюдь не преуменьшает готовность наставников к совершенствованию своих знаний. Многие наставники испытывают потребность в продолжении развития собственных проектных компетенций.

Таблица 1. -Распределение ответов на вопрос: «Испытываете ли Вы потребность в развитии психолого-педагогических компетенций в своей профессиональной деятельности?», %%

Оценочные позиции Всего

Да, потребность присутствует постоянно 64,2

Потребность возникает в случае проблем, связанных с профессионально-деловыми коммуникациями «врач-пациент» воспитательной направленности 23,2

Моих психолого-педагогических компетенций вполне достаточно для врачебной деятельности, они компенсируются профессиональными компетенциями 11,1

Затрудняюсь ответить 1,5

Моих ПсхПК достаточно для

врачебной деятельности, 11,1%

Да, потребность

присутствует постоянно, 64,3%

Затрудняюсь ответить, 1,5%

Потребность возникает в случае проблем, 23,2%

Рисунок 1. -Распределение ответов на вопрос: «Испытываете ли Вы потребность в развитии психолого-педагогических компетенций в своей профессиональной деятельности?», %%

По утверждению Э.С. Ибрагимова «основную роль в становлении будущего врача играет личность преподавателя, его психолого-педагогическая компетентность и врачебный профессионализм. Преподаватель-медик сочетает два сложных вида деятельности: врачебную и педагогическую» [6]. По наблюдению М.А. Борщевской, что «изучение педагогики способствует развитию такого важного для врача качества, как познавательная активность -необходимое условие осуществления

непрерывного медицинского образования» [4].

Поэтому для нашего исследования были ценными выводы по обозначенной проблеме научно-педагогических кадров профильных кафедр, осуществляющих теоретическую подготовку и клиническую практику врачей-ординаторов.

Опрос научно-педагогических кадров выявил, что мнение врачей по формированию психолого-педагогических компетенций в процессе освоения ординаторами дисциплины «Педагогика» разделилось, см. таблицу 2, рисунок 2.

Таблица 2. - Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, достаточным ли является уровень психолого-педагогических компетенций врачей-ординаторов по завершению освоения ординаторами дисциплины «Педагогика»?», %%

Оценочные позиции Всего

1. Определенно - да 38

2. Определенно - нет 26

3. Следует провести полное исследование 24

4. Затрудняюсь ответить 12

Следует провести

более полное исследование; 24%

Затрудняюсь ответить; 12%

Определенно - да, 38%

Определенно нет; 26%

Рисунок 2. -Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, достаточным ли является уровень психолого-педагогических компетенций врачей-ординаторов по завершению освоения ординаторами

дисциплины «Педагогика»?», %%

Согласно полученным ответам, достаточно больший контингент научно-педагогических кадров позитивно оценивает уровень сформированное™ психолого-педагогических компетенций врачей-ординаторов по завершению освоения ординаторами дисциплины

«Педагогика» (38%), считают не достаточным -26% опрошенных. Не смогли определиться с ответом лишь 12% респондентов, тогда как 24%

опрошенных считают, что надо провести более глубокое исследование данной проблемы, и определить механизм и параметры такой оценки.

В ходе опроса ординаторам был задан вопрос: «Что, по Вашему мнению, «тормозит» психолого-педагогическую готовность врача-ординатора к профессиональной деятельности?», %%

Ответы распределились следующим образом, см. таблицу 3.

Таблица 3. - Распределение ответов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, «тормозит» психолого-педагогическую готовность врача-ординатора к профессиональной деятельности?», %%

Оценочные позиции Всего

1. Высокая загруженность врачебной деятельностью 26,8

2. Низкая мотивация пациентов на личностное активное «включение» в здоровьесберегающее поведение 8,2

3. Отсутствие опыта профессионально-деловых коммуникаций «врач-пациент» воспитательной направленности 11,4

4. Перенос знаний здоровьесберегающего поведения из одной научной области (медицина) в другую (педагогика) 4,6

5. Недостаточный уровень профессиональной культуры врача в части поиска не только новаций в области передовой медицинской науки и практики, но ив психологии и педагогике, готовность их внедрения в своей врачебной деятельности 3,6

6. Недостаточный уровень педагогической культуры врача в части знания особенностей социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий своих пациентов 11,2

7. Разный уровень восприятия пациентами информации о своём здоровье, влиянии здоровьесберегающего поведения на качество жизни, поддержки родственников и окружения в данных вопросах 6,3

Продолжение таблицы 3

Оценочные позиции Всего

8. Недостаточная системно-обратная связь и информация о результатах самосохранения здоровья пациентами в постлечебный период 12,8

9. Недостаточный опыт «перезагрузки» врача от врачебной деятельности к образовательно-воспитательному консультированию пациента в постлечебный период 7,2

10. Отсутствие системной организации и жесткого календарного планирования группового обучения пациентов здоровьесберегающему поведению 5,9

11. Другое 1,4

12. Затрудняюсь ответить 0,6

Итак, проведенный опрос и экспертный анализ позволили нам уточнить следующие рабочие определения.

Под психолого-педагогическими

компетенциями врача мы понимаем его готовность и способность эффективно решать профессиональные задачи в синтезе с обучением и воспитанием пациентов самосохранительному, здоровьесберегающему поведению как стилю жизни, а также развития у них навыков приобретения знаний, обработки информации и рассуждений, связанных со здоровьем и др.

Под профессионально-деловыми

коммуникациями «врач-пациент» мы понимаем взаимодействие и сотрудничество всех субъектов, участвующих в процессе, связанном со здоровьем пациента и его лечением (включая самого пациента), цель которых - совместное достижение определенных врачебных результатов, что объяснимо с точки зрения того, что врач и пациент вместе решают одну и ту же задачу - сохранение здоровья, предупреждение и лечение заболеваний, т.е. предполагается активное многоплановое общение.

Далее отметим, что в своих исследованиях, мы пришли к выводу, что профессиональная компетентность, включающая психолого-педагогические компетенции, культура профессионально-деловых коммуникаций врача, его профессиональная этика во взаимосвязи с высоким уровнем гуманистического

мировоззрения представляют собой

профессиональную культуру врача. По словам В.Я. Кочергина и А.Г. Пацеевой «профессиональная культура постоянно развивается под влиянием изменений социальной ситуации и изменений практики и организации профессиональной деятельности. Труд врача является одним из самых сложных и ответственных» [7].

По утверждению А.Г. Пацеевой, «структуру профессиональной культуры врача как социокультурного феномена составляют следующие основные компоненты: социальные представления, ценности и социальные нормы,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при этом системообразующим компонентом профессиональной культуры врача являются социальные представления о профессионализме -комплекс образов, ценностей и норм эталонного осуществления профессиональной врачебной деятельности» [10].

Тогда как, по мнению Л.Э. Пасмуровой, «отличительными чертами педагогической культуры врача являются: активная личностная позиция, широкий профессиональный кругозор, современное медицинское мышление, высокий уровень компетентности в профессионально-педагогической деятельности, мировоззрение в вопросах комплексного решения духовно-физиологических и медицинских проблем, способность к нравственной саморегуляции и непрерывному профессиональному

образованию» [9].

На основании вышеизложенного, в своей работе педагогическая культура врача понимается нами как комплексная индивидуальная характеристика личности специалиста данной категории, раскрывающая уровень его педагогических знаний, умений и психолого-педагогических компетенций, а также социально-значимые личностные качества, этику, толерантность и духовные ценности современного общества. При этом, по нашему мнению, основой профессиональной культуры врача должно стать его стремление к непрерывному профессиональному развитию и поиску новаций в области передовой медицинской науки и практики, а также готовность их внедрения в своей врачебной практике, что, несомненно, будет являться фактором его профессионального роста, компетентности и профессионализма врача в целом.

И наконец, психолого-педагогическая готовность врача, по нашему мнению, заключается в наличии знаний, умений и навыков, обобщении опыта и способов применения психолого-педагогических

компетенций в профессиональной деятельности, профессионально-личностной установке на

обучение и воспитание пациента, включение его в субъектную позицию относительно

самосохранения и здоровьесбережения.

По результатам анализа проведенного опроса, нами были сформированы направления по совершенствованию рабочей программы дисциплины «Педагогика» в части расширения интегративного подхода к формированию психолого-педагогических компетенций,

заключающегося в сопряженности и взаимосвязи целей и задач данной дисциплины с целями и задачами профильных (базовых) дисциплин учебного плана подготовки врачей-ординаторов. В дидактические единицы раздела дисциплины «Воспитание у пациентов основ самосохранения здоровья», раскрывающего алгоритм выстраивания профессионально-деловых

коммуникаций «врач-пациент» были внесены в рабочую программу клинической практики ординаторов с целью закрепления полученных теоретических знаний в реальную врачебную деятельность врача-ординатора, а именно:

1. Основы обучения пациентов самосохранительному поведению.

2. Технология воспитания.

3. Методы воспитания основ самосохранительной деятельности у пациентов в условиях лечебного учреждения.

4. Выбор методов воспитания и техника их применения.

5. Методика воспитания пациента в условиях лечебного учреждения.

Далее выделим, что в отчеты врачей-ординаторов по результатам прохождения клинической практики включаются в подготовленные ими эссе, в которых описываются клинические случаи

воспитательной работы врачей-ординаторов с пациентами, а также выбранный алгоритм применения психолого-педагогических

компетенций для решения вопросов, связанных с формированием у пациентов

самосохранительного поведения, т.е. дается подробное описание используемых методик, средств, форм и технологий, применяемых в процессе воспитательной работы с пациентами на реальном рабочем месте, а также включаются рекомендации врача пациенту по самосохранительному поведению в постлечебный период. Данный отчет подлежит оценке не только руководителем клинической практики ординатора со стороны профильной кафедры, но и оценивается преподавателем дисциплины «Педагогика» как компонент фонда оценочных средств данной дисциплины.

Заключение. Содержательный анализ исследования по поставленной проблеме выявил, что сегодня в значительной степени возросла роль, предназначение и функции психолого-педагогических компетенций в

профессиональной деятельности врача, которые стали одними из ведущих факторов успешности его профессиональной деятельности и развития, что предполагает непрерывный поиск более эффективных моделей их формирования на каждом уровне высшего медицинского образования, включая подготовку врачей высшей квалификации на уровне обучения в ординатуре.

Данные обстоятельства объясняют актуальность исследования, необходимость развития научного поиска повышения качества психолого-педагогической подготовки врачей-ординаторов в рамках дисциплины «Педагогика» на основе многокомпонентной взаимосвязи с клинической практикой и самостоятельной образовательно-развивающей деятельностью ординаторов, что будет отражать различные по уровню требования современного общества к системе здравоохранения в целом, т.к. процессы формирования здоровья населения, его лечение, профилактика заболеваний, а также воспитание и обучение основам самосохранения и укрепления здоровья отражают общие тенденции социально-экономического развития государства.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве» с изменениями и дополнениями.

2. Амиров А.Ф. Роль психологической компетентности в деятельности медицинского работника / А.Ф. Амиров, О.Ф. Денисова // Ярославский психологический вестник. - 2004. - Вып. 11. - С. 25-28.

3. Артюхина А.И. Педагогика: учеб.-метод. пособие для клинических ординаторов / А.И. Артюхина, В.И. Чумаков. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ. - 2017. - 16 с.

4. Борщевская М.А. Профессиональная культура врача и педагога в контексте идей непрерывного образования / М.А. Борщевская // Культура. Наука. Интеграция. - 2015. - № 1 (21). - С. 7-12.

5. Васильева Е.Ю. и др. Педагогика в клинической практике врача: учебное пособие / Е.Ю. Васильева, М.Ю. Гайкина, Т.В. Тагаева. - Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, - 2017. - 118 с.

6. Ибрагимова Э.С. Психолого-педагогические аспекты готовности студентов медицинского вуза к профессиональной деятельности. Уникальные

исследования XXI века. - ИП Кузьмин С.В. - 2015. - № 2. - С. 41-46.

7. Кочергин В.Я., Пацеева А.Г. Профессиональная культура врача: внутренняя дифференциация и перспективы развития / В.Я. Кочергин, А.Г. Пацеева // Социологический альманах. - Минск, «Беларуская навука». - 2017. - № 8. - С. 473-482.

8. Осетрова О.В. Учебно-методическое обеспечение к формированию профессиональной компетенции врача / О.В. Осетрова, С.Ю. Астанина // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). - 2016. - № 31-3. -С. 21-24.

9. Пасмурова Л.Э. Педагогическая подготовка семейного врача / Л.Э. Пасмурова // Педагогико-психологические медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - Т. 2. - № 3. -С. 114-120.

10. Пацеева А.Г. Социологический анализ роли культуры врача в медицинской практике / А.Г. Пацеева // Инновационное развитие отраслей социальной сферы / С.А. Шавель [и др.]; НАН Беларуси, Ин-т социологии. - Минск. - 2017. - Гл. 2.8. - С. 141-161.

11. Педагогика. Учебное пособие для врачей-ординаторов; сост. - С.А. Бибалова. - Майкоп: изд-во МГТУ. - 2016. - 120 с.

References:

1. Decree of the Government of the Russian Federation of April 11, 2005 No. 206 "On the Federal Medical and Biological Agency" with amendments and additions.

2. Amirov A.F. The role of psychological competence in the activities of a medical worker / A.F. Amirov, O.F. Denisova // Yaroslavl Psychological Bulletin. - 2004. -Issue. 11. - S. 25-28.

3. Artyukhina A.I. Pedagogy: textbook-method. manual for clinical residents / A.I. Artyukhina, V.I. Chumakov. - Volgograd: VolgGMU Publishing House. -2017. - 16 p.

4. Borshchevskaya M.A. Professional culture of a doctor and teacher in the context of the ideas of continuous education / M.A. Borshchevskaya // Culture. The science. Integration. - 2015. - № 1 (21). - P. 7-12.

5. Vasilyeva E.Yu. Pedagogy in the clinical practice of a doctor: study guide / E.Yu. Vasilyeva, M.Yu. Gaikina, T.V. Tagaev. - Arkhangelsk: Publishing House of the Northern State Medical University, - 2017. - 118 p.

6. Ibragimova E.S. Psychological and pedagogical aspects of medical students' readiness for professional activities. Unique research of the XXI century. - IP Kuzmin S.V. - 2015. - № 2. - S. 41-46.

7. Kochergin V.Ya., Patseeva A.G. Doctor's professional culture: internal differentiation and development prospects / V.Ya. Kochergin, A.G. Patseeva // Sociological almanac. - Minsk, "Belarusian Science". -2017. - № 8. - P. 473-482.

8. Osetrova O.V. Educational and methodological support for the formation of the doctor's professional competence / O.V. Osetrova, S.Yu. Astana // Eurasian Union of Scientists (ESU). - 2016. - № 31-3. - S. 21-24.

9. Pasmurova L.E. Pedagogical training of a family doctor / L.E. Pasmurova // Pedagogical-psychological medical-biological problems of physical culture and sports. - 2007. - T. 2. - № 3. - S. 114-120.

10. Patseeva A.G. Sociological analysis of the role of doctor's culture in medical practice / A.G. Patseeva // Innovative development of branches of the social sphere / S.A. Shavel [and others]; National Academy of Sciences of Belarus, Institute of Sociology. - Minsk. - 2017. - Ch. 2.8. -S. 141-161.

11. Pedagogy. Training manual for medical residents; comp. - S.A. Bibalova. - Maikop: publishing house of MSTU. - 2016. - 120 p.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторе:

Рюмина Татьяна Валерьевна (г. Москва, Россия), заведующий отделом высшего образования по ординатуре и аспирантуре Медико-биологического университета инноваций и непрерывного образования ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, e-mail: ryumina.mbuino@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.