Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(S1):3142. doi:10.15829/1728-8800-2022-3142 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)
KS
¿SSv AM»
РОПНИЗ
РОССИЙСКОЕ
КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБЩЕСТВО
Роль педагогики и психологии в развитии самоактуализации и ценностных ориентаций ординаторов медицинских вузов
Плугина М. И., Майборода Т. А.
ФГБОУ ВО "Ставропольский государственный медицинский университет" Минздрава России. Ставрополь, Россия
В статье рассмотрены актуальные вопросы подготовки будущих специалистов для системы практического здравоохранения на разных этапах профессионализации. Особое внимание уделяется этапу обучения в ординатуре, когда осуществляется не только формирование и развитие профессионализма деятельности, но и профессионализма личности будущего врача.
Важное знание на этапе обучения в ординатуре и аспирантуре приобретает вопрос развития в структуре профессионализма личности потребности в самоактуализации и ценностных ориентаций обучаемых. В работе подчеркивается, что при подготовке будущих врачей разрешение обозначенной проблемы может успешно происходить не только под влиянием дисциплин медицинского профиля основной образовательной программы подготовки кадров высшей квалификации. Сегодня внимание многих исследователей акцентируется на роли дисциплин гуманитарного блока, которые оказывают существенное влияние на личностно-профессиональ-ное становление субъекта познания и деятельности. В данном случае речь идет об освоении смежной дисциплины программы подготовки ординаторов "Педагогика" и дисциплины по выбору — "Педагогическая психология".
В результате проведенного исследования установлено, что участие ординаторов в обучении по двум образовательным программам гуманитарного направления обеспечивает позитивную ди-
намику в трансформации ценностных ориентаций, отражающих потребность в самоактуализации, принятии ценностей врачебной деятельности, ценностного отношения к профессионализму врача, в сознательном утверждении своей позиции в избранной профессии. Полученные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленного использования знаний педагогики и психологии для совершенствования профессионализма личности будущих врачей на этапе подготовки к профессиональной деятельности. Ключевые слова: гуманитарные знания, ординаторы, педагогика и психология, профессионализм личности, самоактуализация, ценностные ориентации.
Отношения и деятельность: нет.
Поступила 27/11-2021
Рецензия получена 08/12-2021 г ЛТТУТ^^^Д
Принята к публикации 15/12-2021
Для цитирования: Плугина М. И., Майборода Т. А. Роль педагогики и психологии в развитии самоактуализации и ценностных ориентаций ординаторов медицинских вузов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(Б1):3142. 1^:10.15829/1728-8800-2022-3142
Role of pedagogy and psychology in the development of self-actualization and value orientations of medical residents
Plugina M. I., Maiboroda T. A.
Stavropol State Medical University. Stavropol, Russia
The article discusses topical issues of training future health care specialists at different stages of professionalization. Particular attention is paid to the stage of training in residency, when not only the formation and development of the activity professionalism, but also the personality professionalism of the future doctor is carried out. Important knowledge during training in residency and postgraduate institution is acquired by the need for self-actualization and value orientations of trainees in the structure of an individual's professionalism. The work emphasizes that in the preparation of future doctors, the resolution of indicated problem can successfully occur not only under the influence of central medical disciplines for training highly qualified personnel. Today, many researchers focus on the role of humanitarian disciplines, which have a significant impact on the personal and professional aspects of training. In this case, what it involves is the mastering of Pedagogy and Educational Psychology programs.
The study found that the participation of residents in training in two educational humanitarian programs provides favorable transformation of value orientations, reflecting the need for self-actualization, acceptance of medical practice values, and value attitude to the professionalism of a doctor. The data obtained indicate the need for purposeful use of pedagogy and psychology to improve the professionalism of future doctors during preparation for professional activity.
Keywords: humanitarian knowledge, residents, pedagogy and psychology, personal professionalism, self-actualization, value orientations.
Relationships and Activities: none.
Plugina M. I.* ORCID: 0000-0001-6874-6827, Maiboroda T. A. ORCID: 0000-0002-0589-4790.
*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: [email protected]
[Плугина М. И.* — д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и специальных дисциплин, ORCID: 0000-0001-6874-6827, Майборода Т. А. — к.пед.н., доцент кафедры педагогики, психологии и специальных дисциплин, ORCID: 0000-0002-0589-4790].
Corresponding author: [email protected]
Received: 27/11-2021 Revision Received: 05/12-2021 Accepted: 15/12-2021
For citation: Plugina M. I ., Maiboroda T. A. Role of pedagogy and psychology in the development of self-actualization and value orientations of medical residents. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(S1):3142. doi:10.15829/1728-8800-2022-3142
Введение
Характерной чертой современного общества является наличие огромного количества факторов риска, оказывающих существенное влияние на развитие личности: экологические проблемы, кибер угрозы, нестабильная экономика, пандемия, трансформация ценностных ориентаций молодого поколения и т.д. В связи с этим во всех научных и практических сферах деятельности осуществляется поиск условий, методов, способов предотвращения их негативного влияния на человека.
Особое значение в разрешении этой проблемы принадлежит образовательной сфере, что обусловлено теми целями и задачами, которые определяют ее функционирование: формирование конкурентоспособной, активной, свободно и творчески мыслящей личности, имеющей высокий уровень потребности в самоактуализации и обладающей системой социально одобряемых ценностей. Именно это становится приоритетным в деятельности высшей школы, призванной осуществлять подготовку будущих специалистов для всех сфер общества, в т.ч. и для практического здравоохранения.
Важным в подготовке будущих специалистов высшей медицинской школы является этап обучения в ординатуре и аспирантуре. И одной из приоритетных задач при обучении ординаторов является создание условий для их активного включения в процесс осознанного усвоения не только академических знаний, но и знаний гуманитарного направления.
Выдвижение этой задачи обусловлено тем, что дисциплины этого блока обеспечивают развитие социально значимых качеств личности, изменение ее мировоззрения, оптимизацию межличностной коммуникации, проектирование более успешной жизненной стратегии, совершенствование профессионализма личности и деятельности и т.д.
Актуальность заявленной темы исследования обусловила постановку соответствующей цели и выдвижение ряда задач.
Цель исследования: установить роль психолого-педагогических знаний в развитии самоактуализации и ценностных ориентаций ординаторов высшей медицинской школы.
Задачи исследования:
— определить приоритетные цели и задачи высшей медицинской школы;
— рассмотреть роль гуманитарного знания в подготовке будущих специалистов системы прак-
тического здравоохранения на этапе обучения в ординатуре;
— выявить значимость психологии и педагогики в формировании профессионализма личности будущего врача;
— на теоретическом уровне рассмотреть понятия "самоактуализация" и "ценностные ориентации" в качестве показателей профессионализма личности;
— экспериментальным путем выявить особенности развития самоактуализации и ценностных ориентаций будущих специалистов системы практического здравоохранения под влиянием дисциплин психолого-педагогического профиля на этапе обучения в ординатуре.
Материал и методы
Важнейшим этапом становления будущего специалиста является профессиональное обучение и его образование на последующих этапах, обеспечивающих успешную профессионализацию. Наиболее ответственным и сложным является этап обучения в высшей школе.
Ведущей целью высшего образования сегодня рассматривается подготовка конкурентоспособной личности, способной активно встраиваться в социум, успешно адаптироваться в нем и вести себя в соответствии с общекультурными нормами и ценностями этого общества. Однако не всегда и не все образовательные учреждения уделяют должное тем задачам, решение которых способствует достижению выдвинутой цели. Актуальной является обозначенная проблема и том случае, когда речь идет о подготовке будущих специалистов для системы здравоохранения, в частности, о подготовке ординаторов высшей медицинской школы.
Сегодня обучение в ординатуре предполагает не только совершенствование и приобретение более высокого уровня академических, но и гуманитарных знаний.
Ответ на вопрос о роли гуманитарных знаний в подготовке будущего врача является очевидным.
Во-первых, при организации процесса обучения будущих специалистов необходимо учитывать тенденции развития современного высшего образования: гуманизация и гуманитаризация всех образовательных систем, движение в мировую культуру, насыщение образовательных систем идеями поликультурности, направленность на самоактуализацию, самообразование и т.д.
Во-вторых, вопрос о включении в образовательный процесс знаний гуманитарного блока для будущих врачей приобретает особую значимость в силу того, что сегодня в практическом здравоохранении ощущается недостаток не столько академических знаний, сколько знаний, связанных с эффективной коммуникацией, психологией пациента, формированием установок у населения, пациентов и членов их семей мотивации к ведению здорового образа жизни и пр. Все это находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации) для всех специальностей ординатуры.
В-третьих, что, на наш взгляд, является наиболее главным, гуманитарные знания, в частности, такие дисциплины, как педагогика и психология, способны не только повысить профессионализм деятельности, но и профессионализм личности обучаемых. Последнее связано с совершенствованием личностных, имеющих профессиональную значимость качеств для профессии врача: ответственность, активность, толерантность, эмпатия, потребность в самоактуализации и пр. Кроме этого, гуманитарные знания оказывают детерминирующее влияние на формирование и последующее развитие социально значимых потребностей и мотивов, установок, ценностных ориентаций, что является очевидным показателем сформированности ценностно-смыслового "Я" личности, условием ее последующего эффективного развития.
В контексте вопроса о профессионализме правомерно обратиться к работам тех исследователей, в которых даются четкие определения этого понятия (Деркач А. А., Дружилов С. А., Зазыкин В. Г., Зеер Э. Ф., Климов Е. А., Маркова А. К., Смирнов Е. А., Цай А. В. и др.). В общем виде "профессионализм" рассматривается как интегративное многоструктурное личностное образование, которое включает в себя как личностные, так и специфически профессиональные особенности специалиста, определяющие эффективность его трудовой деятельности [1].
Однако ученые разделяют понятия "профессионализм деятельности" и "профессионализм личности". В частности, в исследованиях Дружи -лова С. А. представлены внешние (объективные) и внутренние (субъективные) критерии профессионализма. Исходя из показателей данных критериев исследователь под профессионализмом деятельности (внешний критерий) понимает результативность деятельности, что проявляется в количестве и качестве произведенной продукции, т.е. в производительности труда. Профессионализм личности, по мнению Дружилова С. А., отражает структуру личности профессионала, т.е. определяет содержание ее личностных харак-
теристик, которые имеют профессиональную значимость [2].
Для нашего исследования наиболее важным является рассмотрение понятия "профессионализм личности". Это объясняется тем, что ценностные ориентации включаются в содержание направленности структуры личности, определяют ее отношение к выполняемой деятельности (учебной, профессиональной) и имеют непосредственную связь с самоактуализацией на всех этапах личностно-профессионального становления.
В связи с этим одной из ведущих является постановка и решение задачи, связанной с подготовкой специалиста для системы здравоохранения, обладающего ценностным отношением к профессиональной деятельности; стремящегося к сознательному утверждению своей позиции в избранной профессии; имеющего высокий уровень потребности в самоактуализации.
Как видно, в поставленной задаче четко прослеживается связь самоактуализации и ценностных ориентаций человека. И это подтверждается многими исследованиями.
Так, Леонтьев Д. А. отмечает, что ведущие ценности личности могут выступать и как отдельные цели, и как ступени, ведущие к ее самоактуализации, которая, по сути, и является единой конечной целью развития профессионализма личности [3].
Загорная Е. В. подчеркивает, что наличие потребности в самоактуализации не только обеспечивает регуляцию поведения личности, но и влияет на ценностно-смысловую направленность этого поведения. А содержание и принципы ценностно-смысловой направленность личности, в свою очередь, влияют на выбор этой личностью стратегии ее самоактуализации [4].
Вопрос о формировании ценностных ориента-ций актуален для развития любой личности независимо от возраста и выполняемой деятельности. Однако он приобретает особую значимость в процессе формирования профессионализма личности ординаторов как будущих специалистов системы здравоохранения. Стремление к личностно-про-фессиональному развитию, освоение врачебной деятельности, осознание ее социальной значимости, нахождение смысла в учебно-профессиональной деятельности определяются профессиональными ценностными ориентациями ординаторов, которые, в свою очередь, входят в систему самоактуализации личности [5].
И, если говорить о роли ценностных ориента-ций в обеспечении успешности учебной деятельности студентов, ординаторов, то следует признать, что чаще всего они рассматриваются в совокупности с ее мотивацией. На это указывается в работах многих исследователей: О. С. Гребенюк (1986),
Г. Клаус (1987), Я. Л. Коломинский, А. А. Реан (2000) и др.
В частности, в работе Реана А. А., Коломинско-го Я. Л. в структуре ряда основных мотивов учебной деятельности находятся коммуникативные, профессиональные, учебнопознавательные, социальные мотивы, мотивы избегания, престижа и творческой деятельности [6]. Но, если рассматривать более подробно каждую составляющую, то и здесь можно увидеть их непосредственную связь с ценностными ориентациями. В частности, характер творческой деятельности, содержание социальных мотивов определяют именно ценностные ориентации личности, что достаточно актуально для деятельности врача.
Высокая практическая востребованность профессии врача в обществе и отсутствие должной теоретической разработанности проблемы исследования породили следующую группу противоречий между:
— высокой социальной значимостью профессии врача и недостаточно эффективной системой развития показателей самоактуализации и ценностных ориентаций будущих врачей на разных этапах профессионализации;
— признанием значимой роли самоактуализации и ценностных ориентаций в обеспечении успешности профессиональной деятельности ординаторов и недостаточной научной разработанностью этой проблемы в научной литературе;
— осознанием роли гуманитарного знания в лич-ностно-профессиональном развитии, совершенствовании профессионализма личности ординаторов и недостаточным вниманием к разработке и реализации практико-ориентированных учебных программ, обеспечивающих успешность развития их ценностных ориентаций [7].
В связи с этим считаем необходимым провести анализ и выявить особенности развития ценностных ориентаций и потребности ординаторов в самоактуализации в процессе освоения таких дисциплин, как психология и педагогика.
Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:
— организационный этап — теоретическое изучение проблемы исследования, подбор методов и диагностических методик исследования и формирование выборки испытуемых;
— первый диагностический этап — проведение начального среза;
— формирующий этап — реализация формирующего воздействия;
— второй диагностический этап — проведения контрольного среза;
— аналитический этап — сравнительный анализ данных, выявление психологических особенностей развития ценностей и ценностных ориентаций ординаторов медицинского вуза под влиянием дисциплин психолого-педагогического профиля.
Опытно-экспериментальную базу составили ординаторы первого года обучения специальностей терапия, кардиология, рентгенология, неврология, клиническая лабораторная диагностика, дерматовенерология, стоматология, акушерство и гинекология, судебно-медицинская экспертиза, пульмонология, педиатрия, нейрохирургия ФГБОУ ВО "Ставропольский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения (242 человека: 122 человека — контрольная группа, 120 человек — экспериментальная группа). Исследование проводилось в течение трех лет (2019-2021гг). На первом диагностическом этапе исследования в качестве экспертов выступили преподаватели клинических кафедр Ставропольского государственного медицинского университета (10 человек).
Методы исследования;
1) теоретико-рефлексивный анализ научной базы по проблеме ценностных ориентаций ординаторов медицинского вуза (анализ, сравнение, систематизация);
2) комплекс эмпирических методов исследования: экспертная оценка, тестирование (диагностика самоактуализации личности, методика "Диагностика профессиональных ценностных ориента-ций"), формирующий эксперимент;
3) методы математико-статистической обработки: определение среднего значения стандартной ошибки, ^критерий Стьюдента.
Основой для исследования стало выдвижение предположения о том, что ценностно-смысловые ориентации личности могут проявляться, закрепляться и корректироваться в процессе ее учебной деятельности ординаторов.
На формирующем этапе исследования нами были реализованы практико-ориентированные учебные программы:
1) "Педагогика" (144 ч), которая относится к смежным дисциплинам основной образовательной программы подготовки кадров высшей квалификации, а ее изучение предполагает формирование готовности к педагогической деятельности;
2) "Педагогическая психология" (144 ч) — относится к разделу "дисциплина по выбору". Изучение дисциплины ориентирует на анализ вопросов, связанных с понимаем психологии личности в целом, личности и деятельности преподавателя (ординатура как один из этапов подготовки к будущей педагогической деятельности в медицинском вузе), воспитанием личности, формированием мотивации обучаемых и пациентов, с технологиями конструктивного общения, методами разрешения конфликтов и т.д.
Все ординаторы (контрольной и экспериментальной группы) изучали дисциплину "Педагогика", которая является обязательной и входит в об-
Таблица 1
Данные сравнительного анализа групповых средних значений выраженности ценностных ориентаций в идеальном и реальном профиле ординаторов медицинского вуза до проведения эксперимента
№ Ценностные ориентации Среднее Значение ^критерия
Идеальный Реальный Стьюдента
1. Организация труда 4,22+0,12 4,82+0,22 1,08
2. Возможность творчества в деятельности 4,51+0,22 2,21+0,42 2,98*
3. Вид трудовой деятельности 3,51+0,24 3,61+0,14 1,02
4. Санитарно-гигиенические условия труда 3,50+0,16 3,80+0,26 2,01
5. Размер заработной платы 4,75+0,10 4,95+0,12 1,01
6. Возможность повышения квалификации 4,25+0,12 4,45+0,32 1,03
7. Престиж профессии 4,25+0,10 4,75+0,20 1,90
8. Отношение администрации к труду, быту и отдыху работников 3,55+0,44 4,85+0,44 2,69*
9. Взаимоотношения с коллегами 4,01+0,26 4,51+0,16 1,06
10. Потребность в общении и коллективной деятельности 3,50+0,24 3,85+0,14 1,07
11. Потребность в реализации индивидуальных способностей 4,25+0,10 2,05+0,30 2,62*
12. Значимость выполняемой работы 4,25+0,14 2,55+0,24 3,01*
13. Возможность продвижения по должностной линии 3,25+0,22 3,85+0,12 1,92
14. Удовлетворенность работой 4,25+0,12 2,25+0,22 2,60*
15. Возможность проявить самостоятельность и отстаивать свою позицию 4,25+0,10 2,05+0,30 2,64*
16. Наличие авторитета среди сотрудников 4,25+0,10 2,26+0,22 2,61*
Примечание: в таблице знаком * обозначены значения различий в групповых средних статистически значимых с вероятностью допустимой ошибки — 0,01 (1кри1ич.=2,58).
Таблица 2
Предпочитаемые профессиональные ценности ординаторов
Контрольная группа (тест) Контрольная группа (ретест) Экспериментальная группа (тест) Экспериментальная группа (ретест)
Организация труда Размер заработной платы Организация труда Удовлетворенность работой
Размер заработной платы Организация труда Престиж профессии Размер заработной платы
Престиж профессии Престиж профессии Размер заработной платы Значимость выполняемой работы
Возможность повышения квалификации Взаимоотношения с коллегами Удовлетворенность работой Организация труда
Потребность в общении и коллективной деятельности Возможность повышения квалификации Возможность повышения квалификации Потребность в реализации индивидуальных способностей
Отношение администрации к труду, быту и отдыху работников Удовлетворенность работой Взаимоотношения с коллегами Престиж профессии
Примечание: ценности приведены в порядке уменьшения степени значимости.
разовательную программу подготовки кадров высшей квалификации. Участники экспериментальной группы кроме обязательной проходили обучение по программе "Педагогическая психология" — дисциплина по выбору.
В процессе изучения дисциплины " Педагоги -ческая психология" нами дополнительно были реализованы следующие условия:
1. Направленность ординаторов на самопознание и личностный рост посредством развития ценностных ориентаций и использования таких психологических механизмов, как интериоризация, экс-териоризация, идентификация и рефлексия.
2. Реализация системного и комплексного подходов, предполагающая интеграцию между изучаемым материалом и опытом его практического применения, формирование эмоционально-ценностного отношения к нему и приобретение личностно-профессио-нальных компетенций его реализации как в учебной, так и в профессиональной деятельности.
3. Формирование самостоятельности ординаторов в отстаивании и аргументации своей позиции, оценке себя как профессионала; развитие навыков группового взаимодействия.
4. Использование активных и интерактивных форм обучения (проблемные лекции, групповые
Таблица 3
Групповые средние оценки самоактуализации ординаторов
Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа
Тест Ретест Тест Ретест
Ориентация во времени 8,31+0,11 8,42+0,11 8,32+0,12 8,48+0,14
Автономность 7,20+0,11 7,22+0,24 7,21+0,21 9,91+0,11
Ценностные ориентации 7,66+0,24 7,68+0,22 7,65+0,22 8,93+0,12
Гибкость поведения 6,96+0,22 6,97+0,17 6,96+0,24 8,81+0,10
Спонтанность 8,21+0,27 8,22+0,22 8,22+0,24 8,23+0,15
Самопонимание 8,41+0,13 8,44+0,16 8,40+0,15 10,12+0,20
Аутосимпатия 8,10+0,23 8,11+0,11 8,12+0,12 9,86+0,12
Взгляд на природу человека 8,13+0,12 8,11+0,11 8,12+0,22 8,13+0,20
Контактность 10,91+0,22 10,92+0,21 10,98+0,12 12,39+0,20
Потребность в познании 7,59+0,17 7,60+0,11 7,60+0,18 9,93+0,10
Креативность_9,11+0,19_9,11+0,11_9,08+0,21_9,09+0,10
Таблица 4
Значение ^критерия Стьюдента по шкалам самоактуализации ординаторов до и после проведения формирующего эксперимента
Шкалы Значение ^критерия Стьюдента
Между ординаторами контрольной группы до и после проведения эксперимента Между ординаторами экспериментальной группы до и после проведения эксперимента Между ординаторами контрольной и экспериментальной группы до и после проведения эксперимента
Ориентация во времени 0,44 1,59 1,48
Автономность 0,22 4,40* 3,59*
Ценностные ориентации 0,18 2,92* 2,94*
Гибкость поведения 0,11 2,89* 2,86*
Спонтанность 0,23 0,24 0,23
Самопонимание 0,22 4,40* 4,22*
Аутосимпатия 0,21 2,87* 2,88*
Взгляд на природу человека 0,22 0,37 0,47
Контактность 0,46 3,98* 3,93*
Потребность в познании 0,22 3,97* 3,98*
Креативность 0,22 0,21 0,23
Примечание: в таблице знаком * обозначены значения различий в групповых средних статистически значимых с вероятностью допустимой ошибки — 0,01 (1критич.=2,58).
дискуссии, ролевые и деловые игры, социально-психологический тренинг и др.) для развития у них активности, потребности в самоактуализации, готовности проявлять творческие способности, необходимые для оптимизации учебной и профессиональной деятельности.
Организованное подобным образом обучение ординаторов позволяет не только более глубоко усвоить изучаемый материал, но и актуализировать их личностно-профессиональные потребности, ценности и цели; установить тесную взаимосвязь между пониманием смысла учебной, будущей профессиональной деятельностью и собственной жизненной концепцией. Все это обеспечивает приобретение более высокого уровня профессионализма личности и, соответственно, повышает уровень конкурентоспособности будущих специалистов системы практического здравоохранения.
Результаты
На основе проведенного теоретического анализа литературы нами было установлено, что ведущими показателями сформированности ценностно-смыслового "Я" личности ординаторов медицинского университета являются уровень их самоактуализации, принятие ими ценностей врачебной деятельности и сформированность у них ценностного отношения к профессионализму врача.
Для определения уровня ценностных ориента-ций ординаторов и выявления тех ценностных ори-ентаций личности, которые нуждаются в коррекции, нами использовалась методика, разработанная преподавателями Московского государственного индустриального университета и предполагающая ранжирования респондентом 16 ценностей профессиональной деятельности. Нами была проведе-
на экспертная оценка, в которой в качестве экспертов выступили преподаватели клинических кафедр Ставропольского государственного медицинского университета (10 человек), также в качестве экспертов для выявления реального профиля ценностных ориентаций врача участвовали ординаторы Ставропольского государственного медицинского университета (242 человека).
Нами были получены следующие результаты:
— произведен расчет средней оценки каждой ценностной ориентации по данным их оценки всей группой экспертов и получен идеальный профиль ценностных ориентаций ординаторов;
— произведен расчет средней оценки каждой ценностной ориентации по данным их оценки всей группой ординаторов, которые приняли участие в эксперименте, и получен реальный профиль ценностных ориентаций ординаторов;
— произведена оценка уровня сформирован-ности ценностных ориентаций ординаторов, которые приняли участие в формирующем эксперименте;
— с помощью 1>критерия Стьюдента выявлены статистически значимые различия в идеальном и реальном профиле ординаторов.
Данные, полученные в результате сравнительного анализа средних значений выраженности ценностных ориентаций в идеальном и реальном профиле ординаторов медицинского вуза, представлены в таблице 1.
Полученные в результате экспертной оценки данные были уточнены с помощью ранжирования профессиональных ценностных ориентаций ординаторами по степени их важности для осуществления профессиональной деятельности. По результатам обследования все профессиональные ценности ординаторов были разделены в соответствии с присвоенными респондентами рангами. Ценности, занявшие ранговые места с 1-го по 6-е, отражают отношение испытуемых к своей профессиональной деятельности и являются для них ведущими.
Результаты диагностики профессиональных ценностных ориентаций ординаторов медицинского вуза в контрольной и экспериментальной группах, полученные до и после проведения экспериментального исследования, представлены в таблице 2.
Исходя из того, что в процессе теоретического анализа было установлено, что ведущие ценности личности определяют ее потребность в самоактуализации, влияют на развитие профессионализма личности, была проведена диагностика потребности ординаторов в самоактуализации. Результаты диагностического исследования представлены в таблице 3.
Для определения статистически значимых различий в показателях самоактуализации было про-
ведено сравнение групповых средних значений, полученных на ординаторах контрольной и экспериментальной групп до и после проведения формирующего эксперимента. Значения 11-критерия Стьюдента представлены в таблице 4.
Обсуждение
Анализ результатов, представленных в таблице 1, позволяет констатировать следующие статистически значимые различия: эксперты выше, чем ординаторы, оценивают значимость таких ценностных ориентаций, как возможность творчества в деятельности; потребность в реализации индивидуальных способностей; значимость выполняемой работы; удовлетворенность работой; возможность проявить самостоятельность, отстаивать свою позицию, а также наличие авторитета среди сотрудников.
Ординаторы выше, чем эксперты, оценивают такую ценность, как отношение администрации к труду, быту и отдыху работников. Таким образом, можно сделать вывод, что у ординаторов в недостаточной степени развиты ценности творческой деятельности, оценка значимости ценности своего труда и удовлетворенности им, а также самостоятельность в профессиональной деятельности и наличие авторитета среди коллег. Можно также отметить завышенные ожидания ординаторов по отношению к администрации относительно вопросов организации труда, быта и отдыха своих сотрудников.
Анализ результатов, представленных в таблице 2, показывает, что в структуре профессиональных ценностей ординаторов до проведения экспериментального исследования преобладают утилитарные ценности, связанные с их материальным благосостоянием, физическим здоровьем, отношениями с коллегами в процессе профессиональной деятельности. После проведения экспериментального исследования в структуре профессиональных ценностей испытуемых экспериментальной группы повысилась значимость таких показателей, как "удовлетворенность работой" и "потребность в реализации индивидуальных способностей", что свидетельствует об эффективности проделанной экспериментальной работы.
Исходя из полученных данных можно предположить, что это является следствием воздействия двух образовательных программ: "Педагогика" и "Педагогическая психология". Также правомерно утверждать, что именно психологические знания обеспечивают обучаемым возможность провести анализ своей личности, увидеть перспективы своего развития в профессии в соответствии с имеющимися потребностями, возможностями, индивидуальными способностями и актуализировать проблему личностной самореализации.
Сравнительный анализ результатов диагностического исследования участников контрольной
и экспериментальной групп (таблицы 3, 4) позволяет сделать вывод о том, что до проведения эксперимента между всеми показателями самоактуализации не было статистически значимых различий.
Невысокие данные ординаторов по показателю "ориентация во времени" свидетельствуют о том, что в силу своего юношеского возраста они еще не видят свою жизнь целостной и больше ориентированы в плане своей профессиональной самореализации на будущее, чем на настоящее.
Для ординаторов свойственен экстернальный локус контроля, что обусловлено большей ориентацией на мнение своего руководства, своих более опытных в профессиональном плане коллег, преподавателей. Часть ординаторов уже имеет свои определенные профессиональные ценности и цели, но сформированы они недостаточно четко, что объясняется влиянием внешних обстоятельств, и в большей степени могут реализоваться в учебной и профессиональной деятельности. Другая часть ординаторов не в полной мере осознают свои профессиональные ценности, что можно объяснить отсутствием необходимого для профессиональной врачебной деятельности опыта.
Достаточно невысокие оценки ординаторов контрольной и экспериментальной групп по шкале "ценностные ориентации" свидетельствуют о том, что у них есть представление о высокой социальной роли деятельности врача, они осведомлены о гуманистических основах этой работы. Однако эти знания не перешли на требуемый уровень осознания и не стали личностно-профессиональ-ной ценностью. Ценностно-смысловой аспект их профессиональной мотивации еще недостаточно сформирован. И, несмотря на осознание социальной значимости врачебной деятельности, осведомленность относительно ее гуманистических основ, стремление оказывать помощь пациентам, ординаторы еще не в полной мере разделяют ценности самоактуализирующейся личности, что свидетельствует о несформированности ценностно-смысловых аспектов их профессиональной мотивации.
Относительно невысокие оценки по показателю "гибкость поведения" до начала экспериментального исследования свидетельствует о том, что ординаторы испытывают трудности в процессе реализации имеющихся у них ценностей при организации поведения и взаимодействия с окружающими людьми. Для них характерно проявление ригидности мышления в нестандартных и стрессогенных ситуациях. Одновременно это может свидетельствовать о подверженности влиянию различного рода социальных установок и стереотипов.
Установлено, что ординаторам также свойствен достаточно низкий уровень доверия другим людям, что не соответствует базовым ценностям медицинской деятельности и может отрицательно
сказаться на эффективности их профессиональной деятельности в таких направлениях, как отношения с коллегами и пациентами.
Проведенное исследование показало, что большинство ординаторов испытывали затруднения в понимании и осознании своих профессиональных чувств, потребностей и мотивов, что можно объяснить экстернальным уровнем их локус-конт-роля.
Вместе с тем было установлено, что ординаторы обеих групп способны достаточно быстро устанавливать субъект-субъектные отношения с людьми, их отличает стремление к приобретению новых профессиональных знаний.
При этом было выявлено, что у ординаторов контрольной и экспериментальной групп значение показателя "креативность" находится на среднем уровне. Это говорит о потребности в творчестве, но в условиях достаточно стандартизированной врачебной деятельности они ограничены в возможностях ее проявления. В результате собеседования с ординаторами в процессе учебных занятий было выяснено, что они реализуют творческие потребности в процессе научно-исследовательской деятельности, при участии в различных научных конкурсах и при написании научных статей.
После проведения формирующего эксперимента у участников экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой произошло небольшое, но статистически значимое увеличение таких показателей, как "автономность", "ценностные ориентации", "гибкость поведения", "самопонимание", "аутосимпатия", "контактность", "потребность в познании". Достоверно значимых различий по таким показателям самоактуализации, как "ориентация во времени", "спонтанность", "взгляд на природу человека", "креативность", не выявлено.
Заключение
На основании проведенного теоретического и экспериментального исследования была определена специфика формирования ценностных ориен-таций ординаторов в процессе их обучения в вузе. Полученные данные позволили заключить, что для ординаторов медицинского вуза до изучения ими дисциплин психолого-педагогического профиля характерен более низкий уровень самоактуализации по всем шкалам и принятие тех профессиональных ценностей, которые в большей степени носят утилитарный и индивидуалистический характер.
Полученные данные показали, что изучение дисциплин психолого-педагогической направленности способствует повышению самореализации и потребности ординаторов в самоактуализации. Установлено, что в процессе обучения у ординаторов наблюдается смещение акцента с индивидуалистических и утилитарных ценностей на гума-
нистические профессиональные ценностные ориентации; происходит увеличение роли ценности значимости своей работы для общества; повышается профессиональная ответственность и готовность к самореализации индивидуальных способностей.
Выявленные особенности свидетельствуют о значимости психологии и педагогики в профессиональной подготовке ординаторов, о необходимости целенаправленного формирования ценностных ори-ентаций ординаторов медицинского университета в соответствии с требованиями профессии врача.
Необходимыми условиями данного процесса являются наличие у ординаторов мотивации профессионального обучения, способности к рефлексии, потребности в самоактуализации и в развитии личностных, имеющих профессиональную значимость качеств.
В качестве основных психологических механизмов формирования и развития ценностных ориентаций личности правомерно рассматривать интериоризацию, экстериоризацию, идентификацию и рефлексию. К средствам, позволяющим реализовать перечисленные психологические механизмы, следует отнести: активные и интерактивные
Литература/References
1. Cai AV. Psychological features of the development of professionalism. Professional orientation. Electronic scientific journal. 2017; 118-24. (In Russ.) Цай А. В. Психологические особенности развития профессионализма. Профессиональная ориентация. Электронный научный журнал. 2017;118-24.
2. Drujilov SA. Psychology of professionalism. 2nd ed., ispr., add. Kharkiv: Humanitarian Center, 2017. p. 360. (In Russ.) Дружилов С. А. Психология профессионализма. 2-е изд., испр., доп. Харьков: Гуманитарный центр, 2017. с. 360. ISBN: 978-617-7022-82-3.
3. Leontev DA. Values and value representations. Psychological review. 2015;1:34. (In Russ.) Леонтьев Д. А. Ценности и ценностные представления. Психологическое обозрение. 2015;1:34.
4. Zagornaya EV. Dualism of value-semantic orientation of a self-actualizing personality. Tsarskoye Selo readings. 2017;313-5. (In Russ.) Загорная Е. В. Дуализм ценностно-смысловой направленности самоактуализирующейся личности. Царскосельские чтения. 2017; 313- 5.
5. Fitmova AA. Typologization of professional motivation of future doctors based on cluster analysis. Proceedings of the A. I. Herzen
формы обучения (проблемные лекции, групповые дискуссии, ролевые и деловые игры, социально-психологический тренинг и пр.), а также традиционные формы и виды обучения, которые в своей совокупности могут обеспечить достижение главной цели высшей медицинской школы — подготовка конкурентоспособной, творчески и самостоятельно мыслящей, способной к самоактуализации личности будущего врача, являющегося носителем социально одобряемых ценностей.
Значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе теоретические положения и выводы создают предпосылки для практического решения проблемы формирования ценностных ориентаций ординаторов как будущих специалистов системы здравоохранения. В процессе подготовки будущих врачей на этапе их обучения в ординатуре может успешно использоваться уже наработанный опыт формирования ценностно-смыслового "Я" под влиянием дисциплин гуманитарного направления.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
Russian State Pedagogical University. 2011;(129):87-93. (In Russ.) Фитьмова А. А. Типологизация профессиональной мотивации будущих врачей на основе кластерного анализа. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011;(129):87-93.
6. Rean AA, Kolominskii YaL. Social pedagogical psychology. St. Petersburg: Prime-EUROZNAK, 2008. p. 574. (In Russ.) Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. с. 574. ISBN: 9785-93878-723-0.
7. Desnenko SI, Kobzar AN. Diagnostics of the motivational and value element of preparation for solving the tasks of the professional activity of a doctor of medical university students. Teacher of the XXI century. 2019;2 (part 1):66-79. (In Russ.) Десненко С. И., Кобзарь А. Н. Диагностика мотивационно-ценностного элемента подготовки к решению задач профессиональной деятельности врача студентов медицинского вуза. Преподаватель XXI в. 2019;2 (ч. 1):66-79.