УДК 378.046.4 Б01: 10.18720/НиМ/^К 2227-8591.38.01
Е.А. Вацкель, В.А. Денишенко
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ У КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ВАЦКЕЛЬ Елизавета Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии факультета последипломного образования; Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. Павлова.
ул. Льва Толстого, 6-8, Санкт-Петербург, 197022, Россия; e-mail: [email protected]
VATSKEL Elizaveta A. - Pavlov First Saint Petersburg State Medical University. L'va Tolstogo, 6-8, St. Petersburg, 197022, Russia; e-mail: [email protected]
ДЕНИШЕНКО Вероника Александровна - ассистент кафедры педагогики и психологии факультета последипломного образования; Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. Павлова. ул. Льва Толстого, 6-8, Санкт-Петербург, 197022, Россия; e-mail: [email protected]
DENISHENKO Veronica A. - Pavlov First Saint Petersburg State Medical University.
L'va Tolstogo, 6-8, St. Petersburg, 197022, Russia; e-mail: [email protected]
В статье описывается специфика развития рефлексии у молодых врачей - клинических ординаторов, в рамках изучения дисциплины «Педагогика», которая ориентирована на формирование компетенций в области здоровьесберегающего поведения, проведение просветительской деятельности, приверженности лечению, обучению по вопросам лечения, профилактики и реабилитации с пациентами и их ближайшим окружением. Рефлексивное осознание собственной педагогической деятельности признано одним из ключевых факторов формирования профессиональной педагогической позиции молодого врача. Описаны методы развития рефлексии в области профессиональной деятельности и выявления ее педагогических аспектов, к которым относятся анализ кейсов, заполнение дневников профессиональной деятельности, написания эссе, применение ролевых игр с элементами психодраматического метода, а также ответы на опросники, разработанные таким образом, чтобы стимулировать педагогическую рефлексию молодого врача. По результатам опроса 82 обучающихся было выявлено, что большинство клинических ординаторов имело неразвитые представления о сути педагогической деятельности врача и не реализовывало различные ее элементы в своей деятельности, либо выполняло какие-то ее элементы бессистемно. В то же время небольшой процент обучающихся (3%) самостоятельно интересовался вопросами, связанными с взаимодействием с пациентами, самостоятельно изучая клинико-психологическую литературу. Проведенный рефлексивный анализ профессиональной деятельности послужил важным этапом в формировании педагогической позиции молодого врача, вчастности, повышая мотивацию к обучению педагогике и позволяя соотнести содержание курса с реальной практической деятельностью, выполняемой в клинике.
РЕФЛЕКСИЯ; МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВРАЧА
Ссылка при цитировании: Вацкель Е.А., Денишенко В.А. Педагогические аспекты развития рефлексии у клинических ординаторов первого года обучения // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10. № 38. С. 8-14. Б01: 10.18720/НиМ/!88М 2227-8591.38.01
Введение. В область профессиональных обязанностей врача сегодня входят не только собственно медицинские, но и психолого-педагогические функции: формирование здорового образа жизни у пациентов и членов их семей, просветительская деятельность по различным медицинским вопросам, объяснение сути назначений и предстоящих методов лечения, обеспечение эффективной коммуникации с пациентами и их семьями и многие другие направления. Это отражено в Федеральных государственных стандартах (ФГОС) как додипломного, так и последипломного уровня подготовки (клиническая ординатура) [1; 2], а также освещается в целом комплексе научных исследований (например, в рамках научных школ Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова, Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова, и ряда других). Обучение в области педагогики и психологии сегодня осуществляется в медицинских вузах как у студентов, так и у молодых врачей - клинических ординаторов.
Опыт преподавания дисциплины «Педагогика» клиническим ординаторам первого года обучения позволил авторам данной статьи прийти к заключению о том, что для эффективного осуществления педагогической деятельности, молодому врачу, прежде всего, важно осуществить рефлексивное осознание педагогических аспектов собственной работы. Важно понимание процесса работы с больным как источника не только терапевтических, но и образовательных задач; восприятие пациента, не только как носителя определенного заболевания, но и как человека, которому требуется педагогическое сопровождение в новых для него условиях заболевания, лечения, реабилитации или профилактики.
Цель статьи - выявить педагогические возможности развития профессиональной
педагогической рефлексии у врачей - клинических ординаторов и оценить представления о педагогических аспектах собственной деятельности у клинических ординаторов.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, и нормативно-правовых документов, регулирующих процесс медицинского образования, качественный анализ осуществляемого учебного процесса, анкетирование.
Обзор литературы. Согласно философскому энциклопедическому словарю, рефлексия является «принципом человеческого мышления, направляющим его на осмысление самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека» [3: 579]. Согласно С.Л. Рубинштейну, рефлексия - это тот процесс, который позволяет мысленно выйти за пределы собственной жизни и занять позицию вне ее [4]. Как отмечает ученый, представления о рефлексии в современной науке достаточно эклектичны, на сегодняшний день существует множество подходов к исследованию ее сущности, раскрытию ее с точки зрения различных психологических категорий. По мнению А.В. Карпова, «рефлексия является такой синтетической психической реальностью, которая может выступать (и реально выступает) и как психический процесс, и как психическое свойство, и как психическое состояние одновременно, но не сводится ни к одному из них» [5:48]. В связи с этим существуют способы изучения рефлексии как психического процесса, как свойства и как состояния [5]. В данной статье мы будем рассматривать рефлексию прежде всего как процесс, направленный, в нашем случае, на осозна-
ние сути профессиональной деятельности, и на дальнейшее выявление педагогического компонента профессиональной деятельности врача.
Ориентация на рефлексию при попытке актуализировать профессиональную позицию врача актуальна в связи со следующими положениями, выдвинутыми в рамках отечественной психолого-педагогической науки:
- педагогическая рефлексия, по мнению Б.З. Вульфова, это универсальное качество, которое позволяет соотнести себя и свою деятельность с требованиями профессии [6],
- согласно Т.В. Юровой, рефлексия выступает не только как критический, но и как эвристический принцип, в качестве источника нового знания [7],
- Г.П. Щедровицкий отмечает, что создание новой деятельности основано на рефлексии, поскольку именно она позволяет выявить средства для построения новых процессов деятельности [8].
Попытка посмотреть на свою работу «под другим углом зрения», увидеть в ней что-то новое позволяет молодому врачу встать на позицию исследователя, и выявить педагогические компоненты своей деятельности, которые ранее могли не осознаваться. Как отмечал Б.З. Вульфов, процессом рефлексии можно управлять, то есть организовывать его в процессе обучения, создавая специальные педагогические условия и используя специальные методы. Например, на занятиях могут затрагиваться те темы, и выполняться такие задания, которые не имеют четких однозначных ответов, однако направлены на рождение собственной позиции, собственного отношения обучающегося к познаваемому [6].
Результаты. На наш взгляд, в процессе развития профессиональной рефлексии у молодых врачей целесообразно сочетать три вида рефлексии: ретроспективную, си-
туативную и перспективную. Ретроспективная рефлексия подразумевает анализ собственного опыта (что наиболее актуально при работе с обучающимися, которые не только учатся, но и работают в клинике), выявление ее педагогических аспектов, затруднений, их рассмотрение и анализ. Ситуативная рефлексия актуализируется в ситуациях «здесь и теперь»: например, при реализации профессиональной деятельности (в форме дневников, заполняемых молодым специалистом), а также при выполнении ролевых игр с приемами психодраматического метода [9]. Перспективная рефлексия направлена на проектирование способов педагогического взаимодействия с пациентами и их ближайшим семейно-родственным окружением (включая выбор наиболее подходящих форм и методов обучения, формирование индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения и т. д.).
На занятиях обучающимся предлагаются специальные кейсы, анализ которых имеет своей целью формирование мотива-ционно-ценностного компонента профессиональной педагогической позиции и эмоционально-ценностного отношения к пациенту. В рамках семинарских занятий обучающиеся также обсуждают возникающие в их практике вопросы, ассоциированные с педагогическим взаимодействием с пациентами, на основе своего опыта делают предположения о сущности и специфике педагогического взаимодействия. Слушателям также предлагаются следующие вопросы и задания для группового обсуждения, связанные с нормативно-правовыми аспектами профессиональной деятельности врача, например:
Знаете ли Вы, что педагогическая деятельность входит в систему профессиональной подготовки врача? С какими тенденциями (социальными, экономическими, этическими, философскими) это может
быть связано? Что включают в себя педагогические аспекты деятельности врача?
Изучите ФГОС по Вашей специальности и профессиональные стандарты по специальности. Что, согласно этой нормативно-правовой базе, должно входить в профессиональную педагогическую деятельность врача?
Какие еще нормативно-правовые документы регулируют, на Ваш взгляд, систему педагогического взаимодействия с пациентами?
Актуализация профессиональной педагогической позиции также осуществляется с помощью самостоятельного написания эссе, в котором обучающиеся могут затрагивать волнующие их проблемы в свободном стиле. Эссе, по сути дела, представляет собой рефлексивный текст [10], оно предполагает, что автор проявляет свою индивидуальную позицию по исследуемому вопросу. Написание эссе позволяет молодым слушателям по-новому взглянуть на различные стороны своей профессиональной деятельности, размышлять, выражать свои мысли, эмоции, сомнения и затруднения.
В рамках данного исследования, клиническим ординаторам первого года (82 человека, представители терапевтических и хирургических специальностей) также были предложены специальные опросники, ориентированные на ретроспективную рефлексию. Целью таких опросников была не только констатация исходного состояния осознанности педагогических аспектов профессиональной деятельности, но и попытка «посеять зерно сомнения» и ввести в поле осознанности респондентов информацию о педагогических аспектах профессиональной деятельности. Слушателям предлагалось проанализировать имеющийся у них опыт профессиональной деятельности, при этом вопросы были составлены таким образом, чтобы направить обучающегося и позволить ему получить часть информации для даль-
нейшего обучения из собственного опыта. Врачам предлагались следующие вопросы:
Работая с пациентами, обучал ли я их чему-либо? Если да, то чему? Как я это делал?
Знаю ли я что-либо о методах обучения пациентов?
Есть ли у меня представления о формах обучения пациентов?
Работая с пациентами, реализовывал ли я когда-либо воспитательную деятельность?
Формирую ли я у пациентов мотивацию здорового образа жизни? Если да, то как?
Формирую ли я у пациентов приверженность к лечению? Если да, то как?
Какие особенности пациентов, с которыми я работаю (психологические, социальные, возрастные и др.), я могу отметить, исходя из своего опыта работы?
Как я веду себя в разговоре с пациентом? Как обычно начинаю и заканчиваю беседу?
Ставлю ли перед началом беседы какие-либо цели, анализирую ли потом, достиг ли их?
По итогам опроса, было выявлено, что 12% (10 человек) обучающихся могли сказать, что обучают чему-то своих пациентов, 8% (7 человек) занимались воспитательной деятельностью. О формах и методах обучения пациентов имел представление 1% обучающихся (1 человек). При этом 18% (15 человек) обучающихся уделяли внимание формированию здорового образа жизни, а 35 % (29 человек) -старались формировать приверженность лечению (комплаенс). Регулярно ставили цели, связанные с вышеперечисленными аспектами (преимущественно, вопросами поддержания приверженности лечению) около 18% обучающихся (15 человек). Качественный анализ полученных ответов позволил выявить в большинстве респондентов неразвитое представление о методах обучения и воспитания пациентов. При
этом, часть респондентов, ответившая положительно на вопрос о формировании комплаенса (приверженности лечению), описала некоторые особенности взаимодействия с пациентами с позиции клинической психологии (3 человека, 3 %).
Принимая во внимание значимость психолого-педагогического сопровождения пациента, исследования которого проводятся как в нашей стране (С.И. Куликов [11] , Т.В. Тагаева [12] и др.), так и за рубежом (J. Foucaud [13], М.С. Freda [14], T. Golper [15], H. Hult [16] и др.), становится очевидной необходимость развивать у молодых врачей представления о сути их педагогических функций, а также, осознание собственных педагогических возможностей и значимости педагогической работы с пациентом. Рефлексия собственной профессиональной деятельности может выступать в важной роли, помогая врачу выявлять неочевидные на первый взгляд особенности профессии, а использование методов обучения, включающих рефлексивные аспекты, может стать важным шагом в подготовке таких обучающихся.
Выводы. Таким образом, мы рассматриваем рефлексию как процесс, ориентированный на выявление врачом в своей профессиональной деятельности педагогических аспектов и важный шаг в формировании мотивации обучения и собственного отношения к педагогическим функциям. Рефлексивное осознание собственной педагогической позиции, осознание возможностей, которые врач может реализовывать в своей профессиональной деятельности, положительное эмоционально-ценностное отношение к этому направлению своей профессиональной деятельности способствуют актуализации педагогической позиции врача, что в дальнейшем должно проявляться в профессиональном труде специалиста. Построение обучения на основе рефлексивного осмысления обучающимися сущности собственной профессиональной деятельности является одним из педагогических условий для дальнейшей актуализации собственной профессиональной педагогической позиции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации): Приказ Минобрнауки России от 30.06.2021 №563 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.63 «Сердечно-сосудистая хирургия» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.fgosvo.ru
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «Лечебное дело»: Приказ Минобрнауки от 12.08.2020 № 988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -специалитет по специальности 31.05.01 «Ле-
чебное дело») [Электронный ресурс] Режим доступа: www.fgosvo.ru
3. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983.
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. 720 с. ISBN: 5-314-00016-4
5. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т 24. № 5. С. 45-57. ISSN: 0205-9592
6. Вульфов В.З. Образованность: информация - рефлексия - знание // Современная антропология и ее развитие в системе непрерывного образования: материалы VIII Всерос. науч.-практ. семинара, Томск, 20-22 июня 2000 г. / Отв. ред. Л.К. Рахлевская - Томск, 2000. ISBN: 5-89428-063-Х - С. 132-143.
7. Юрова Т.В. Педагогическая рефлексия: диагностика и условия развития: монография. - Владивосток, 2008. 224 с. ISBN: 978-5-9736-0101-0
8. Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования: статьи и лекции - М.: Эксперимент, 1993.154 с.
9. Красильникова Н.В., Вацкель Е.А., Денишенко В.А. Активные методы в преподавании педагогических курсов в системе последипломного медицинского образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 4 (146). С. 98-102. ISSN: 1994-4683eISSN: 2308-1961
10. Купершлаг И.Г. Рефлексивное эссе как средство развития профессиональной я-концеп-ции будущего педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. №5(170). С 74-77. ISSN: 1609-624X
11. Куликов С.И. Педагогические основания профессиональной деятельности современного врача: дисс....канд. пед. наук: 13.00.08. -Калининград, 2011. - 283 с.
12. Тагаева Т.В. Формирование готовности студентов медицинского вуза к педагогической деятельности: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Тагаева Татьяна Владимировна. - Великий Новгород, 2015. - 202 с.
13. Foucaud J., Balcou-Debusche M., Former à l'éducation du patient: quelles compétences? Réflexions autour du séminaire de Lille. - 2006. -Saint-Denis: Edition Inpres, 2006. - 105 p.
14. Freda, M. C. Perinatal Patient Education: a practical guide with education handouts for patients. Philadelphia: Lippincott Williams and Wil-kins, 2002. - 448 p.
15. Golper, T. Patient education: can it maximize the success of therapy? Nephrology, dialysis, transplantation. 2001. №16. Suppl. 7. -P. 20-24.
16. Hult, H., Lindblad Fridh M., Lindh Falk A., Thorne K. Pedagogical Processes in healthcare: an explaratory study of Pedagogic Work with patients and next of Kin. Original research paper. 2009. Vol.22. P.199.
REFERENCES
1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya (uroven podgotovki kadrov vysshey kvalifikatsii) [Federal state educational standard of higher education (the level of training of highly qualified personnel)]: Prikaz minobrnauki Rossii ot 30.06.2021 №563 «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo vysshego vysshego obrazovaniya -podgotovka kadrov vysshey kvalifikatsii po programmam ordinatury po spetsialnosti 31.08.63 «Serdechno-sosudistaya khirurgiya» [Electronic source] Access mode: www.fgosvo.ru.
2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po spetsialnosti «Lechebnoye delo» [Federal state educational standard of higher education in the specialty "General Medicine"]: Prikaz Minobrnauki ot 12.08.2020 № 988 «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo vysshego obrazovaniya - spetsialitet po spetsialnosti 31.05.01« Lechebnoye delo ») [Electronic source] Acess mode : www.fgosvo.ru.
3. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. M.: Sovetskaya entsiklopediya. 1983.
4. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. SPb: Piter, 2001. 720 s. ISBN: 5-314-00016-4
5. Karpov A.V. (2003) Reflexivity as a psychological attribute and methods of its diagnostics. Psychological journal. 2003. 24(5). pp. 45-57. ISSN: 0205-9592
6. Vulfov V.Z. Obrazovannost: informatsiya -refleksiya - znaniye [Education: information -reflection - knowledge] // Sovremennaya antropologiya i yeye razvitiye v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Modern anthropology and its development in the system of lifelong education]. Tomsk, 2000. ISBN: 5-89428-063-X - S. 132-143.
7. Yurova T.V. Pedagogicheskaya refleksiya: diagnostika i usloviya razvitiya [Pedagogical Reflexion: diagnosis and conditions of development]. Monografija. - Vladivostok; 2008. -224. ISBN: 978-5-9736-0101-0 (in Russian).
8. Shchedrovitskiy G.P. Ocherki po filosofii obrazovaniya [Essays on the philosophy of education]. M .: Eksperiment, 1993. 154 s.
9. Krasilnikova N.V., Vatskel E.A., Denishenko V.A. Aktivnyye metody v prepodavanii pedagogicheskikh kursov v sisteme poslediplomnogo
meditsinskogo obrazovaniya [Active methods in teaching pedagogical courses in the system of postgraduate medical education] // Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Bulletin of P.F. Lesgaft University]. 2017. № 4 (146). S. 98-102.ISSN: 1994-4683eISSN: 2308-1961
10. Kupershlag I.G. Reflective essay as a means of developing a professional self-concept of a future teacher. Bulletin of TGPU. 2016. no. 5 (170). pp. 74-77. ISSN: 1609-624X (in Russ).
11. Kulikov S.I. Pedagogicheskiye osnovaniya professional'noy deyatel'nosti sovremennogo vracha [Pedagogical foundations of the professional activity of a modern doctor]: dis. ... kand. ped. nauk: 13. 00. 08. - Kaliningrad, 2011. - 283 s.
12. Tagayeva T.V. Formirovaniye gotovnosti studentov meditsinskogo vuza k pedagogicheskoy deyatel'nosti [Formation of readiness of students of a medical university for pedagogical activity]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Tagayeva
Tat'yana Vladimirovna. - Velikiy Novgorod, 2015. - 202 s.
13. Foucaud J., Balcou-Debusche M.,
Former à l'éducation du patient: quelles compétences? Réflexions autour du séminaire de Lille. -2006. - Saint-Denis: Edition Inpres, 2006. -105 p.
14. Freda M. C. Perinatal Patient Education: a practical guide with education handouts for patients. Philadelphia: Lippincott Williams and Wilkins, 2002. - 448 p.
15. Golper, T. Patient education: can it maximize the success of therapy? Nephrology, dialysis, transplantation. 2001. No.16. Suppl.7. -P. 20-24.
16. Hult, H. Pedagogical Processes in healthcare: an explaratory study of Pedagogic Work with patients and next of Kin / H. Hult, M. Lindblad Fridh, A. Lindh Falk, K. Thorne // Original research paper. 2009. Vol.22. - P. 199.
Vatskel Elizaveta A., Denishenko Veronica A. Pedagogical aspects of reflection development in first year resident physicians. The article describes the peculiarities of the reflection development in young doctors -resident physicians, when studying "Pedagogy", the discipline oriented at forming competencies in a healthy lifestyle, preventive-health educative activities, treatment adherence, education on ways of treatment, rehabilitation, prophylaxis for patients and their next of kin. Reflective awareness of one's pedagogic activities is perceived as one of the key factors of forming the pedagogic position in young physicians. Methods of developing reflection of professional activities are described. They include case study method, keeping a diary of professional activities, essay writing, role-playing with psycho-dramatic elements, completion of the questionnaire aimed to stimulate the pedagogic reflection of a young doctor. The results of the questionnaire survey of 82 resident physicians showed that the majority of them had undeveloped ideas on the concepts of the physician's educational activities, or carried out its elements unsystematically. At the same time, a small number of the resident physicians (3%) had an interest in matters concerning patient education, studying special pedagogic and psychological literature. The reflective analyses of one's professional activities conducted during the Pedagogy course became an important step for the formation of the educative activities of young physicians, in particular, raising motivation for studying Pedagogy and allowing to bring the syllabus into correlation with real practical activities in the clinic.
REFLECTION; MEDICAL EDUCATION; POSTGRADUATE EDUCATION; EDUCATIVE ACTIVITIES OF THE PHYSICIAN
Статья поступила в редакцию 08.09.2021; одобрена после рецензирования 18.09.2021; принята к публикации 28.09.2021.
The article was submitted 08.09.2021; approved after reviewing 18.09.2021; accepted for publication 28.09.2021
Citation: Vatskel E.A., Denishenko V.A. Pedagogical aspects of reflection development in first year resident physicians. Teaching Methodology in Higher Education. 2021. Vol. 10. No 38. P. 8-14. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.38.01
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021