Научная статья на тему 'Исследование педагогических условий работы школ здоровья, ориентированное на изучение уровня готовности врачей к психолого-педагогическому сопровождению пациентов'

Исследование педагогических условий работы школ здоровья, ориентированное на изучение уровня готовности врачей к психолого-педагогическому сопровождению пациентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
181
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Денишенко Вероника Александровна

В статье представлены результаты исследования уровня готовности врачей к психолого-педагогическому сопровождению пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ) в рамках школ здоровья. Рассмотрена сущность, цели и задачи психолого-педагогического сопровождения пациентов с ХНИЗ. Определен комплекс педагогических условий, способствующих эффективной подготовке врачей для психолого-педагогического сопровождения пациентов с ХНИЗ. Выявлено, что для повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения пациентов с ХНИЗ в рамках обучения врачей-педагогов необходимо формирование компетенций в областях общей педагогики, андрогогики, специальной педагогики, психолого-педагогического взаимодействия, педагогического проектирования программ школы здоровья, создания их контента и организации их работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Денишенко Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of pedagogical operating conditions of schools of health focused on studying the level of readiness of doctors for psychology and pedagogical support of patients

The article presents the results of the investigation of physicians’ readiness to realize the psychological and pedagogical support of the patients with chronic non-transmissible diseases at health schools. The objects and content of the psychological and pedagogical support and its pedagogic facilities have been defined. The process of increasing the effectiveness of the psychological and pedagogical support requires the formation of the pedagogic, andragogy, special pedagogic competencies and competencies in the sphere of interaction and pedagogic design.

Текст научной работы на тему «Исследование педагогических условий работы школ здоровья, ориентированное на изучение уровня готовности врачей к психолого-педагогическому сопровождению пациентов»

2. Belov, V.I. (2000), Encyclopedia of health. To live up to hundred years, Physical culture, Moscow.

3. Burago, L.I. (2003), Gymnastics for persons at middle and elderly age, Medicine, Moscow

4. Gotovcev, P.I. (2005), Longevity and physical culture, Physical culture and sport, Moscow.

5. Gusalov, A.Kh. (2007), Sport and health- improving group, Physical culture and sport, Moscow.

6. Ivaschenko, L.Ya. (2000), Independent occupations by physical exercises, Health, Kiev.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.05.2016

УДК 378

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ВРАЧЕЙ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ

ПАЦИЕНТОВ

Вероника Александровна Денишенко, ассистент,

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова (ПСПбГМУ им. И.П. Павлова), Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследования уровня готовности врачей к психолого-педагогическому сопровождению пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ) в рамках школ здоровья. Рассмотрена сущность, цели и задачи психолого-педагогического сопровождения пациентов с ХНИЗ. Определен комплекс педагогических условий, способствующих эффективной подготовке врачей для психолого-педагогического сопровождения пациентов с ХНИЗ. Выявлено, что для повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения пациентов с ХНИЗ в рамках обучения врачей-педагогов необходимо формирование компетенций в областях общей педагогики, андрогогики, специальной педагогики, психолого-педагогического взаимодействия, педагогического проектирования программ школы здоровья, создания их контента и организации их работы.

Ключевые слова: школа здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, обучение пациентов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p73-78

RESEARCH OF PEDAGOGICAL OPERATING CONDITIONS OF SCHOOLS OF HEALTH FOCUSED ON STUDYING THE LEVEL OF READINESS OF DOCTORS FOR PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PATIENTS

Veronika Alexandrovna Denishenko, the assistant, Pavlov First Saint Petersburg State Medical University, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of the investigation of physicians' readiness to realize the psychological and pedagogical support of the patients with chronic non-transmissible diseases at health schools. The objects and content of the psychological and pedagogical support and its pedagogic facilities have been defined. The process of increasing the effectiveness of the psychological and pedagogical support requires the formation of the pedagogic, andragogy, special pedagogic competencies and competencies in the sphere of interaction and pedagogic design.

Keywords: health school, psychological and pedagogical support, teaching of patients.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ) занимают лидирующие позиции в качестве причин смертности населения, среди них

бронхо-легочные заболевания, сахарный диабет, гипертония, заболевания сердечнососудистой системы и др. Большая часть пациентов с ХНИЗ следуют назначениям врачей для снижения рисков развития осложнения заболевания. В связи с широкой информационной доступностью, пациенты часто обращаются к Интернет-ресурсам с целью поиска знаний о своем заболевании, способах и методах лечения, перечне технических средств, облегчающих состояние и улучшающих качество жизни. К сожалению, информация, полученная из доступных источников, не всегда является достоверной. Несмотря на широкую доступность ресурсов интернета, сохраняется большой процент людей, в том числе пациентов пожилого возраста, которые могут получать информацию только в рамках медицинского учреждения у своего лечащего врача и медицинского персонала. В силу крайне ограниченного времени врачебного приема, отведенного на одного пациента, возникает целый ряд проблем с сопровождением пациентов с ХНИЗ. Перечисленные условия приводят к тому, что полноценное информирование пациентов с ХНИЗ о заболевании не может быть проведено в рамках стандартного приёма. А обучение пациентов с ХНИЗ использованию технических средств и медикаментозной терапии для приобретения ими устойчивого навыка требует длительного времени. Отсутствие такого обучения существенно снижает эффективность терапии заболевания, увеличивает количество посещений пациентом лечебных заведений, снижает качество его жизни, увеличивает материальные затраты как со стороны самого пациента, так и со стороны государства.

Обучение пациентов зависит от возрастных и когнитивных (иногда языковых) способностей, пациентам требуется разное время для усвоения информации и приобретения нужных навыков. Обучение и психолого-педагогическое сопровождение пациентов с ХНИЗ требует от врача-специалиста знаний, опыта и практических навыков. Для решения этих проблем в России на базе стационаров и ЛПУ были созданы сначала Школы пациентов, а в последующем Школы здоровья (ШЗ) для пациентов с различными ХНИЗ. Основными задачами школ здоровья являются повышение приверженности пациентов к лечению, формирование мотивации к сохранению здоровья и повышение ответственность пациента за здоровье как своей личной собственности. Решение перечисленных задач требует подготовки врачей, что в свою очередь требует определение комплекса педагогических условий.

Цель исследования. В рамках создания программы профессиональной подготовки и повышения квалификации врачей по обучению пациентов с ХНИЗ в ШЗ целью являлось определение комплекса педагогических условий, способствующих эффективной подготовке врачей для психолого-педагогического сопровождения пациентов с ХНИЗ.

В процессе проведения исследования были выявлены и проанализированы педагогические условия, оказывающие влияние на эффективность психолого-педагогического сопровождения пациентов с ХНИЗ в рамках ШЗ. А также проанализирован уровень психолого-педагогических компетенций врачей, участвующих в обучение пациентов в рамках ШЗ для пациентов с ХНИЗ.

Методы исследования. Для изучения и выявления педагогических условий и педагогических проблем, возникающих при обучении пациентов с ХНИЗ, было реализовано анонимное анкетирование врачей. Анкета включала 7 вопросов, подразумевающих несколько вариантов ответов (таблица 1).

ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ

В рамках организации психо лого-педагогического сопровождения происходит обучение пациента навыкам самоорганизации, поддержки и самоподдержки. В процессе сопровождения пациент учится видеть причинно-следственные связи поступков и событий, осуществлять выбор и нести ответственность за принятое самостоятельно важное решение в области своего здоровья и его сохранения [1]. Из сути и задач психолого-педагогического сопровождения вытекает основной критерий успешности процесса -

уровень комфорта пациента, вынужденно погруженного в условия заболевания и процесс сосуществования с ним без потери привычного уровня жизни [1].

В рамках нашего исследование психолого-педагогическое сопровождение пациентов понимается как взаимодействие врача и пациента с целью создания условий для принятия пациентом оптимальных решений в отношении своего здоровья в частности, и жизни в целом, или обучение и воспитание пациентов. Обучение и воспитание пациента требует от врача определенных умений, знаний и навыков для плодотворного и эффективного процесса сопровождения, следовательно, у него должна быть сформирована психолого-педагогическая компетентность.

Под психолого-педагогической компетентностью понимают максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющую достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся [2]. Врач, владеющий психолого-педагогической компетенцией должен:

знать:

• общие основы и особенности обучения взрослых,

• суть основных педагогических методик, техник и технологий обучения пациентов,

• педагогические и психологические методы, методики, приемы, используемые в обучении пациентов,

• менталитет и особенности пациентов с целью грамотного подбора методов и технологий обучения;

уметь:

• использовать информационные источники, содержащие сведения о различных техниках и технологиях профессионально - ориентированного обучения,

• проводить психолого-педагогическую диагностику аудитории,

• определять проблемное поле для моделирования технологии своей педагогической деятельности,

• налаживать коммуникативные отношения с любым слушателем;

• мотивировать пациента к обучению и использованию приобретенных знаний и навыков,

• гибко, оперативно, мобильно реагировать на постоянно изменяющиеся потребности обучающихся;

владеть навыком:

• проектировать учебных занятий,

• находить и применять необходимые психолого-педагогические методы, методики, техники, технологии применительно к преподаваемой дисциплине,

• проводить психолого-педагогическую экспресс-диагностику аудитории и корректировать обучение в зависимости от ее результатов,

• проектировать и использовать собственные педагогические технологии, применительно к преподаваемой дисциплине,

• пользоваться методами эмоциональной саморегуляции и рефлексии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленных задач было проведено анкетирование, целью которого являлось выявить у врачей-специалистов, как они относятся к обучению пациентов и какие проблемы и сложности у них возникают. В опросе приняло участие 120 врачей, работающих в системе здравоохранения и лечащих пациентов с ХНИЗ. Анкетирование было анонимным. Цель анализа результатов анкетирования: с педагогического ракурса рассмотреть проблемы вовлечения пациентов с ХНИЗ в обучение в Школах здоровья.

Первый вопрос анкеты выявил, что 44% участников из общего количества респондентов ответили, что принимают непосредственное участие в обучении пациентов, т. е.

ведут Школы здоровья для пациентов с ХНИЗ. Пятьдесят шесть процентов респондентов ответили, что не проводят обучения пациентов. Таким образом, в дальнейшем анкетировании фактически принимали участие 53 врача (таблица 1).

Таблица 1

№ п/п Вопросы анкеты Варианты ответов Результаты

1 Проводите ли вы обучение пациентов с ХНИЗ? Да 44%

Нет 56%

2 Необходимо ли пациентам с ХНИЗ обучаться в ШЗ? Да, это необходимо 86%

Это нужно не всем 12%

Нет такой необходимости 2%

3 Как часто необходимо проводить занятия с пациентами в ШЗ? Несколько раз в неделю 39%

Ежедневно 27%

1 раз в неделю 18%

Несколько раз в месяц 9%

1 раз в месяц 6%

4 Какова оптимальная продолжительность занятия в ШЗ? 4 часа и более 2%

2-3 часа 47%

1 час 52%

5 С какими проблемами вы сталкиваетесь в процессе обучения пациентов в ШЗ? После обучения неудовлетворительные результаты контроля знаний 12%

У меня нет проблем вовлечения пациентов в процесс обучения 15%

Пациенты невнимательны в процессе обучения 17%

Пациенты неактивны в процессе обучения 23%

Плохо наполняются группы 30%

Пациенты посещают на весь курс 44%

Пациенты плохо применяют знания и навыки на практике 53%

6 В чем причина плохого набора групп или отсева участников в ШЗ? У пациентов нет желания обучаться 49%

У пациентов нет времени 37%

Далеко добираться до ШЗ 31%

Неудобное время 8%

Плохие условия в ШЗ 8%

Другое 4%

7 В чем причина неактивности/невнимательности пациентов в процессе обучения на занятиях в ШЗ? Трудности обучающего в удержании внимания, повышения активности пациентов 35%

Отсутствие мотивации пациентов к обучению 69%

Когнитивные особенности пациентов 77%

Анализ результатов анкетирования установил, что не все специалисты, оказывающие медицинскую помощь пациентам, проводят обучение, ориентированное на формирование приверженности лечению и нового стиля жизни, повышающего качество жизни пациентов. Большинство респондентов считают оптимальным проведение занятий несколько раз в неделю в амбулаторных условиях. Продолжительность занятий должна составлять от 1 до 3 часов. По мнению практикующих врачей, пациенты плохо используют в обычной жизни знания и навыки, приобретенные во время обучения в ШЗ. Это связано с тем, что у большинства пациентов отсутствует желание и интерес к обучению. Мнение о неэффективности обучения больных с ХНИЗ в школах здоровья, в большинстве случаев, было обусловлено недостаточными педагогическими навыками врачей. Кроме того недостаточную эффективность участия пациентов в ШЗ врачи связывали с проблемой когнитивного дефицита, который оказывал влияние и на мотивацию участия в работе ШЗ. Этот факт указывает на необходимость формирования у врачей дополнительных педагогических компетенций, включающих навык обучения пациентов с особыми возможностями.

По результатам анкетирования нами были выявлены основные трудности, встречающиеся у врачей, работающих в ШЗ:

• Трудности в формировании мотивации к обучению в ШЗ и к работе врачей в

ШЗ.

• Нарушение дидактических принципов обучения, и в частности больных с ХНИЗ и больных с особыми возможностями.

• Нарушение практико-ориентированных принципов обучения.

• Несовершенство организации работы, занятий, в рамках ШЗ.

• Незнание принципов андрогогики и специфики обучения взрослых.

• Неумение заинтересовать аудиторию, поддерживать интерес к занятиям, неумение адаптировать материал и содержание занятий к конкретной группе пациентов.

• Отсутствие «педагогического инструментария»- совокупность средств (модель, педагогическая технология и критериальный аппарат), использование которых позволяет педагогу повысить эффективность подготовки обучающихся [3].

• При обучении по программам ШЗ в дидактической последовательности «знания - умения - навыки» часто отсутствуют один или нескольких компонентов этой последовательности.

ВЫВОДЫ

Исследование педагогических условий работы ШЗ, а именно уровня знаний и степени подготовленности врачей к работе в ШЗ, выявило, что только половина исследованных были информированы по данному вопросу и имели опыт работы по обучению пациентов с ХНИЗ. Было установлено, что у большинства участников исследования имелись недостаточные знания, навыки и умения в этой области. При обучении врачи испытывают дефицит самомотивации и трудности при работе с взрослыми пациентами из-за неумения заинтересовать аудиторию, адаптировать информационный материал, мотивировать слушателей на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых им для успешной адаптации к своему заболеванию. Для повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения пациентов с ХНИЗ в рамках создания программы профессиональной подготовки и повышения квалификации врачей-педагогов необходимо обратить внимание на формирование компетенций в областях общей педагогики, андро-гогики, специальной педагогики, психолого-педагогического взаимодействия, создания контента ШЗ, педагогического проектирования программ ШЗ, организации работы ШЗ и другие. В связи повышением значимости реабилитационного направления медицины психолого-педагогическую подготовку врачей необходимо ввести в систему непрерывного медицинского образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердникова А.Г. Психолого-педагогическое сопровождение как составляющая образовательного процесса / А.Г. Бердникова // Сибирский педагогический журнал . - 2013. - № 5. - С. 240-242.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Попова, Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Попова Е.В. - Ростов-на-Дону, 1996. -17с.

3. Скибицкий, Э.Г. Педагогический инструментарий как средство экологической подготовки студентов технического вуза / Э. Г. Скибицкий, Т.И. Круне // Вестник Кемеровского госуниверситета. -2014. - № 4 (60). - С. 87-90.

REFERENCES

1. Berdnikova A.G. (2013), "Psychological and pedagogical support as a component of educational process, Siberian pedagogical journal, No. 5, pp. 240-242.

2. Popova, E.V. (1996), Psychology and pedagogy competence of a teacher as a factor of pedagogic culture improvement, dissertation, Rostov-on-Don.

3. Skibitskiy, E.G. and Krune, T.I. (2014), "Pedagogical tools as a means of environmental training of technical universities' students", Bulletin of Kemerovo State University, No. 4 (60), pp. 87-90.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.