Организационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение ординаторов в информационно-образовательной среде вуза
Гетман Наталья Александровна
кандидат педагогических наук доцент, ФГБОУ ВО "Омский государственный медицинский университет" 644099, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 12, оф. 357
ЕЗ gettmann_natali@mail.ru
Котенко Евгения Николаевна
кандидат педагогических наук доцент, ФГБОУ ВО "Омский государственный медицинский университет" 644099, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 12, оф. 358
И enkotenko@rambler.ru
Налов Юрий Владимирович
кандидат медицинских наук
доцент, кафедра неврологии и нейрохирургии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный медицинский
644099, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 12, оф. 357 ЕЗ gettmann_natali@mail.ru
Статья из рубрики "Педагогика"
Аннотация.
Предмет исследования: конкретизиованная система организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения ординаторов-неврологов средствами
электронного информационно-образовательного обучения. Целью исследования является выявление проблем и поиск способов их решения при организации образовательного процесса у ординаторов-неврологов в электронной информационно-образовательной среде вуза (средствами образовательного портала). Практической значимостью исследования, на наш взгляд, является обоснование компонентов организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения ординаторов в виде системы, их описание и реализация в образовательной практике подготовки кадров высшей квалификации. В исследовании использовались следующие методы: 1)теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; 2) обобщение практического опыта работы с ординаторами-неврологами на образовательном портале, накопленного в образовательном процессе в медицинском последипломном образовании, наблюдение, анкетирование ординаторов-неврологов. Научная новизна исследования заключается в разработке и описании системы сопровождения ординаторов-неврологов при освоении программ подготовки кадров высшей квалификации в информационно-образовательной среде медицинского вуза по дисциплине «Педагогика», в выявлении проблем и определении способов их решения.Итогом исследования организационно-методического и психолого-
педагогического сопровождения ординаторов в информационно-образовательной среде вуза явилась система данного сопровождения, которая включает элементы: этапы сопровождения, принципы построения системы, методы и способы организации учебного процесса в ординатуре. Авторы доказывают, что организация сопровождения ординаторов с привлечением тьюторов и применением электронной информационно-образовательной среды вуза позволяет активизировать работу ординаторов, изменить их мотивацию к изучению дисциплины базового цикла «Педагогика».
Ключевые слова: мотивация к обучению, образовательный портал, организационно-методическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, система, ть ю то р , информационно-образовательной среды, учебный процесс, ординатор, медицинское образование
DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27714
Дата направления в редакцию:
18-10-2018
Дата рецензирования:
18-10-2018
На современном этапе развития информационного общества необходимость создания эффективной системы сопровождения ординаторов медицинского вуза в процессе подготовки кадров высшей квалификации становится все более актуальной. Обновляемая система организационно - методического и психолого-педагогического сопровождения ориентирована на профессиональное развитие и овладение технологиями электронного обучения, что позволяет обеспечить непрерывность повышения профессионализма будущих врачей. В этой связи становятся злободневными вопросы организации формы обучения в системе высшего образования с привлечением информационно-коммуникационных, дистанционных технологий -Ш.
В след за Я.И Завьяловой, С.С. Котовым, и др. мы определяеморганизационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение как целостный процесс внутри системы открытого, непрерывного образования, организационно-технологическая сущность которого обеспечивает получение образования вне зависимости от стационарной формы обучения (дистанционно, в сочетании с профессиональной трудовой деятельностью в медицинских учреждениях, при невозможности нахождения в стенах самого вуза). В этой связи можно говорить об обучении ординаторов в специально организованной и методически поддержанной информационно-
образовательной среде, обеспечивающей становление профессионала При этом данная форма является не только способом организации учебного процесса, но и открытой системой непрерывного профессионального образования.
Проведенное ранее исследования (об организации педагогического сопровождения
самостоятельной работы ординаторов средствами электронного обучения) были описаны следующие риски, характеризующие процесс реализации системы «преподаватель-компьютер-обучающийся»: знаковый, тезаурусный, контрасуггестивный, ситуативный. Наиболее ярко это было выражено в процессе обучения ординаторов-неврологов, которые высказывали негативное отношение к организации процесса в электронной
информационно-образовательной среде вуза (ЭИОС)-Ш. В связи с этим, ординаторы-неврологи первого года обучения (2017-2019 г.г.) были включены в педагогическое исследование с привлечением преподавателей тьюторов. При анализе организации образовательного процесса (12 обучающихся в 2017-2019 г.г. по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) высшего образования по программе подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности
31.08.42 Неврология в медицинском вузе ^^ при изучении базовой дисциплины «Педагогика» были выявлены следующие проблемы:
- недостаточно высокий уровень мотивация ординаторов (33,3% имели низкий уровень; 41,6% средний уровень и 25% высокий уровень) к использованию информационно-образовательных ресурсов вуза;
- недостаточное насыщение курсов средствами информационно-коммуникационных технологий в последипломном образовании ординаторов;
- отсутствие тьютора, сопровождающего ординатора в межсессионный период;
- низкий уровень самостоятельности у ординаторов при выполнении заданий в ме ж с е с с ио нный пе рио д.
В российских вузах все более актуальной задачей становится «..изучение особенностей разработки и применения ЭИОС»-4,5!. По положению «Об электронной информационно-образовательной среде ОмГМУ» ЭИОС ОмГМУ рассматривается как< ...совокупность информационных и образовательных ресурсов (электронные библиотеки, обучающие системы и программы), программно-технических и телекоммуникационных средств, правил ее поддержки, администрирования и использования, обеспечивающая едиными технологическими средствами информационную поддержку и организацию учебного процесса, научных исследований обучающихся, внеучебных мероприятий»-6!.
Говоря об ЭИОС можно подчеркнуть, что она формирует такое обеспечение образовательного процесса, которое соответствует требованиям ФГОС, а также создает личное информационное пространство обучающегося с помощью средств информационных технологий, что позволяет самостоятельно строить ординатору индивидуальный образовательный маршрут путем расширения доступа к образовательной информационной среде, реализованной в электронной форме
Среди основных функций, которые выполняет ЭИОС, наиболее значимыми для ординаторов являются следующие:
-обеспечение доступа всех участников образовательного процесса ко всем компонентам реализуемых образовательных программ (учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, расписанию, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах, оценочным средствам);
- обеспечение фиксации хода образовательного процесса, результатов промежуточной
аттестации, результатов освоения образовательной программы;
- обеспечение реализации современных информационно-коммуникационных образовательных технологий;
- обеспечение взаимодействия между субъектами образовательного процесса, в том числе синхронного и (или) асинхронного взаимодействия посредством сети Интернет;
- обеспечение эффективного мониторинга индивидуальных достижений обучающихся.
Последние три года в вузе для организации ЭИОС используется модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment)
Учитывая специфику обучения ординаторов в вузе, мы разработали модель организации процесса обучения по педагогике и психологии в условиях электронного обучения. На сегодняшний день в данной среде для ординаторов организовано обучение по модулям:
1. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности врача;
2. Психолого-педагогические аспекты врачебной деятельности;
3. Особенности деятельности андрогога как организатора деятельности взрослых;
4. Основные подходы к управлению коллективом организации;
5. Технологии организации образовательного процесса в вузе;
6. Технология оценки образовательных результатов в рамках дисциплины «Педагогика».
Цель построения данной модели обучения ординаторов в форме модульного обучения -совершенствование организации учебного процесса за счет интерактивного взаимодействия в электронной среде, поддержки онлайн и офлайн в межсессионный период.
Ординаторы регистрируются в системе Moodle на образовательном портале ОмГМУ. Попадая на страницу портала вуза ординатор выбирает представленные модули по-своему усмотрению, согласно своим образовательным потребностям, возможностям и профессиональным интересам. В рамках моделей представлены задания инварианта, вариатива и творческие (исследовательские) задания. Инвариант ординаторы выполняют в полном объеме, в строго ограниченном временном промежутке. Вариатив предполагает
выбор заданий и более длительный период их выполнения [4,8]. Исследовательские задания выполняют, как правило, ординаторы, которые планируют поступать в аспирантуру и осуществлять в дальнейшем преподавательскую деятельность.
В работе Гришкевича Н.Ю., Ильенковой Н.А. и др. отмечается:«...партнерство преподавателя и обучающегося предполагает, что последний также становится активным субъектом процесса обучения. Роль преподавателя качественно меняется: из транслятора знаний он превращается в организатора успешного учебного процесса и
создателя эффективной обучающей среды»-^. Реализуя данную модель, мы подразумеваем осуществление тьюторского сопровождения ординаторов, что означает «следовать рядом», предоставляя, делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. В настоящее время в вузе сложились разные формы сопровождения ординаторов: организационно-методическое и психолого-педагогическое.
Основой для организации сопровождения является системный подход, согласно которому сопровождение понимается как система, состоящая из конкретных последовательных, взаимосвязанных элементов: этапы, принципы построения, методы и
способы организации учебного процесса -10, 11].
Организационно-методическое сопровождение ориентировано на обеспечение непрерывности профессионального образования ординаторов и состоит из следующих компонентов:
- планирование и организация сессионной и межсессионной двухгодичной подготовки ординаторов;
- поддержание взаимодействия с преподавателями;
- обеспечение электронными учебно-методическими материалами, доступом к информационно-образовательному порталу университета;
- формирование банка фонда оценочных средств;
- организация установочных лекций, практических занятий, очных (заочных) групповых и индивидуальных консультаций, зачетов;
- организация самостоятельной деятельности ординаторов.
Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя следующие компоненты:
- изучение уровня мотивации ординаторов в освоении Moodle, комплексной системы оценивания знаний, новых форм подачи материала и т.д.;
- анализ эффективности самостоятельной работы ординаторов;
- изменение функций преподавателя в сторону тьюторской деятельности;
- анализ результатов взаимодействия преподавателя и ординаторов, их сопровождения в освоении педагогики.
В исследованиях Спиридоновой Е.А., с чем мы полностью согласны, отмечается, что «... позитивное восприятие студентов преподавателем и самого себя является важнейшим фактором эффективности его работы. Это способствует развитию у обучающихся
позитивной самооценки и внутренней учебной мотивации» [121. Таблица 1
Сопровождение ординаторов-неврологов при освоении программ подготовки кадров высшей квалификации в информационно-образовательной среде медицинского вуза
№ п/п Проблемы Способы решения
Организационно -методическое сопровождение
1. Несогласованность этапов организации занятий ординаторов по базовым дисциплинам, изучаемым в ординатуре. С ос та в ля е тс я график ра бо ты с приложением семестровых учебных планов и учебных программ. Готовится единое расписание занятий. Выполнение заданий систематически
контролируется преподавателями на портале . Организационно-методические материалы опубликованы на сайте и находятся в авторизованном доступе.
2. Н е с в ое в ре ме нно сть доведения до ординаторов необходимой учебной информации от кураторов групп ординатур. В начале семестра преподаватель знакомит ординаторов с целями модулей курса, объемом изучаемого материала, сроками выполнения заданий, формами контроля и самоконтроля самостоятельной учебной работы, которые также выставлены в системе Moodle.
3. Неготовность ординаторов, бывших студентов, проектировать собственные индивидуальные образовательные маршруты. Занятия организованы таким образом, чтобы обеспечить возможность самостоятельного выбора модулей в с е ми о рдина тор а ми и предусматривают усложнение заданий для обучающихся, подготовленных лучше (за счет уровневых заданий) и ориентированных на обучение в аспирантуре.
4. Организационные трудности в поддержании взаимодействия с пре по да в а те ля ми б а з о в ых дисциплин. Личное педагогическое общение преподавателя с ординаторами при индивидуальных и групповых консультациях (очные, e-mail, форум на образовательном портале и др.).
5. Недостаточная готовность ординаторов к использованию информационных технологий в образовательной деятельности. Проведение обучающих семинаров, позволяющих в полной мере использовать ЭИ ОС, регулярный контроль успешности выполнения самостоятельной работы в дистанционном режиме.
Психолого-педагогическое сопровождение
1. Мотивация. Изучение уровня мотивации ординаторов в освоении Moodle, комплексной системы оценивания знаний, новых форм подачи материала и т.д.
2. Недостаточные навыки рефлексии собственной учебной деятельности. Мониторинг эффективности самостоятельной работы ординаторов на портале, развитие рефлексивных умений.
3. Психологические затруднения при работе в информационно-образовательной среде («боязнь потери информации»). Увеличение времени работы на портале и предоставление учебной информации только в ЭИОС. Индивидуальные консультации по решению проблем ординаторов.
4. Отсутствие тьюторского Анализ результатов общения
сопровождения, преподавателя и ординаторов в ЭИОС ,
неготовность преподавателя сопровождения ординаторов тьютором
сменить свою позицию на в рамках субъект-субъектного
тьюторскую. взаимодействия в освоении
педагогики.
Таким образом, разработанное организационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в ЭИОС позволило решить ряд вышеперечисленных проблем, обеспечивая ординаторам возможность оставаться постоянно включенными в образовательный процесс, предоставляя доступ к электронным учебно-методическим материалам и поддерживая их взаимодействие с преподавателями (тьютором).
Библиография
1. Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Феттер И.В. Структура педагогического сопровождения самостоятельной работы ординаторов средствами электронного обучения // Современное образование. — 2018.-№ 1.-С.41-50. DOI: 10.25136/24098736.2018.1.25047. и^: http://e-notabene.ru/pp/article_25047.html
2. Завьялова Я. И., Котова С. С., Хасанова И. И. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса студентов в контексте реализации ФГОС ВО https://core.ac.uk/download/pdf/94150797.pdf
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.42 Неврология
http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoord/310842_Nevrologiya.pdf
4. Артюшкин О.В., Артюшкина Т.А. Особенности разработки и использования электронных образовательных ресурсов в информационно-образовательной среде вуза/ Непрерывное профессиональное образование: теория и практика. Сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2018. С. 150154.
5. Котенко В. В., Котенко Е. Н. К вопросу об информационно-коммуникационной компетентности преподавателя медицинского вуза./Котенко В. В., Котенко Е. Н. /Информатизация образования: теория и практика. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Омск, 17-18 ноября 2017 года) Омск: Издательство ОмГПУ. 2017. С.243-246
6. Положение «Об электронной информационно-образовательной среде ОмГМУ» http://omsk-osma.ru/podrazdeleniya/otdel-menedzhmenta-kachestva
7. Котенко Е. Н., Гетман Н. А. Медиаобразовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании/Информатизация образования: теория и практика/Котенко Е. Н., Гетман Н. А./ Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Омск, 17-18 ноября 2017 года) Омск: Издательство ОмГПУ. 2017. С.131-135
8. Сергеев А.Н. Разработка веб-платформы оценки компетенций студентов вуза в электронной информационно-образовательной среде/ Приоритетные направления развития современного образования. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. 2018. С.116-119.
9. Гришкевич Н.Ю., Ильенкова Н.А., Прокопцева Н.Л., Шитьковская Е.П., Нейман Е.Г.,
Чикунов В.В. Педагогическое сопровождение и поддержка студента в процессе обучения в медицинском вузе//В сборнике: Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика Материалы конференции. Главный редактор С.Ю. Никулина. 2016. С. 140-142.
10. Мошкина Е. В., Смолянинова О. Г. Организационно-методическое сопровождение учебного процесса студентов-заочников в условиях электронного обучения //Научный аспект №1-2013-Самара:Изд-во ООО «Аспект» С.84-90 1п«р://па-journal.ru/1-2013-gumanitarnye-nauki/229-organizacionno-metodicheskoe-soprovozhdenie-uchebnogo-processa-studentov-zaochnikov-v-uslovijah-jelektronnogo-obuchenij'a
11. Васин Л.А. Применение социальных сетей в электронной информационной образовательной среде вуза// Вестник ПГУАС: строительство, наука и образование. 2018. № 1 (6). С. 57-60
12. Спиридонова Е.А. Роль учебной мотивации в педагогическом сопровождении личности студента/ Гуманизация образовательного пространства. Сборник материалов международной научной конференции [Электронное издание]. 2016. С. 524-530.