Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая деятельность по социальной адаптации депривированных воспитанников детского дома дошкольного возраста средствами музыкального искусства'

Психолого-педагогическая деятельность по социальной адаптации депривированных воспитанников детского дома дошкольного возраста средствами музыкального искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕПРИВАЦИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / SOCIAL ADAPTATION / DEPRIVATION / ORPHANS / MUSIC THERAPY / INFLUENCE BY MEANS OF MUSICAL ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перепёлкина Наталья Александровна, Таболова Элита Солтановна, Ларионова Елена Геннадьевна

В статье рассматриваются специфические аспекты психолого-педагогической деятельности по социальной адаптации депривированных воспитанников детского дома дошкольного возраста средствами музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перепёлкина Наталья Александровна, Таболова Элита Солтановна, Ларионова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical activity on the social adaptation of preschool-age deprived pupils of an orphanage by means of musical art

The article discusses specific aspects of psychological and pedagogical activity on the social adaptation of preschool-age deprived pupils of an orphanage by means of musical art.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая деятельность по социальной адаптации депривированных воспитанников детского дома дошкольного возраста средствами музыкального искусства»

Н.А. ПЕРЕПЁЛКИНА кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии филиал ГБОУ ВО СГПИ, г. Железноводск*

Э.С. ТАБОЛОВА кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии филиал ГБОУ ВО СГПИ, г. Железноводск"

Е.Г. ЛАРИОНОВА студент 5 курса филиал ГБОУ ВО СГПИ, г. Железноводск***

Психолого-педагогическая деятельность по социальной адаптации депривированных воспитанников детского дома дошкольного возраста средствами музыкального искусства

В статье рассматриваются специфические аспекты психолого-педагогической деятельности по социальной адаптации депривированных воспитанников детского дома дошкольного возраста средствами музыкального искусства.

Ключевые слова: социальная адаптация, депривация, дети-сироты, музыкальная терапия, воздействие средствами музыкального искусства.

Perepelkina N.A., Tabolova E.S., Larionova E.G. Psychological and pedagogical activity on the social adaptation of preschool-age deprived pupils of an orphanage by means of musical art. The article discusses specific aspects of psychological and pedagogical activity on the social adaptation of preschool-age deprived pupils of an orphanage by means of musical art.

Keywords: social adaptation, deprivation, orphans, music therapy, influence by means of musical art.

* Перепелкина Наталья Александровна, e-mail: ptiza_kmv@mail.ru

** Таболова Элита Солтановна, e-mail: elita721@rambler.ru

*** Ларионова Елена Геннадьевна, e-mail: 79283617245@yandex.ru

В современном мире вопрос психологической деприва-ции человека превратился в предмет изучения и интереса нового поколения психологов, специальных педагогов, врачей и социальных работников.

И этот интерес совершенно не случаен. Учёные-психологи доказали, что такое психическое явление как деприва-ция оказывает большое влияние на становление психических функций дошкольника, развитие его личности в целом. Депривация может возникать как у взрослых, так и у детей, но особое внимание привлекает именно детская, поскольку именно в детском возрасте формируется психика человека, идет активное всестороннее развитие1. Особого внимания в этой связи заслуживает проблема социальной адаптации детей, лишенных родительской опеки. Для нашей страны эта проблема крайне актуальна, так как острый социально-экономический кризис привел к росту так называемого «сиротства при живых родителях». По данным Госкомстата России в 2018 г. насчитывалось более 120000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах. В настоящее время государство принимает неотложные меры по социальной защите детей данной категории. Проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее тяжелые последствия социального сиротства - различные деформации психического развития ребенка. Чем раньше ребенок отрывается от родной семьи, тем значительнее негативные последствия его личностного и социального развития. Дефицит эмоциональных впечатлений в сиротских учреждениях приводит в дальнейшем к тому, что у детей не формируется активная позиция во взаимодействии с людьми и с миром в целом. Наряду с этим у них появляется целый комплекс защитных средств: различные способы аут стимуляции, в первую очередь, моторные стереотипии. Сиротство, в том числе и социальное, влечёт за собой различные социальные проблемы: трудности в усвоении со-

1 Перепёлкина Н.А. Социальные условия оптимизации деятельности санаториев в условиях реформирования санаторно-курортной отрасли (на материале Кавказских Минеральных Вод). Дисс.... канд. соц. наук. Волгоградский государственный медицинский университет. Волгоград, 2007.

циальной роли, формирование неадекватной самооценки,

1

задержку психического развития, депривацию .

Депривация в переводе с латинского означает потерю и лишение. Это психическое состояние, которое вызвано лишением возможности удовлетворения самых важных и необходимых жизненных потребностей: сна, пищи, жилища, общения ребенка с матерью и отцом, а так же лишением благ, которые были привычны человеку долгое время. Все это является следствием склонности ребенка к беспричинной агрессии, вымещению своих обид на сверстниках и депрессии. На этом же уровне можно отследить проявление недостатка материнской любви. Синдром депривации у воспитанников детского дома проявляется в виде различных отклонений в области психического развития. Но в большинстве случаев психические расстройства можно пронаблюдать на примере тех функций, которые развиваются у младенцев, благодаря близкому контакту с матерью. Как следствие этого, воспитанники детского дома будут испытывать проблемы во общении с окружающими, так как в младенческом периоде отсутствовал образ матери, а так же был не достаток определенных акцентов в восприятии окружающего мира. Депривационный синдром несомненно оказывает отрицательное воздействие на базовые механизмы эмоционально-когнитивного развития воспитанников детского дома, что значительно затрудняет их социальную адаптацию в новых условиях воспитания, что сопровождается значительным снижением познавательной активности. Дети, которые были воспитаны в условиях детского дома, зачастую сталкиваются с проблемой дальнейшей интеграции в общество. Спустя время, у людей, которые столкнулись с подобной проблемой, можно пронаблюдать неспособность любить и взаимодействовать с противоположным полом. Наличие душевных травм в дальнейшем компенсируется агрессией, которая направляется не только в отношении других людей, но и собственной личности. Своевременное отсутствие внимания, поддержки, заботы заставляет воспитанников детского дома создавать ложные программы, которые направлены на деструкцию собствен-

1 Дусенко М.Е., Харина Л.В., Перепёлкина Н.А. Исторические особенности сиротства в России: сиротство как социальный феномен // Живая психология, 2018, т. 5, № 1, с. 55-62.

ной личной жизни. В такие моменты люди с полной уверенностью заявляют о собственной малозначительности для окружающего мира. Такие люди перестают верить в то, что их любят, и в способность любить самим.

Рассмотрим психологический портрет воспитанника детского дома с синдромом психической депривации:

1) гиперреактивность и проблемы с концентрацией внимания;

2) упрямство, низкая самооценка и агрессия к окружающему миру;

3) беспричинные фобии, нарушение психоэмоционального баланса;

4) замкнутость в собственном мире, нередко наблюдается задержка психического развития;

5) отсутствие умения взаимодействовать с окружающими людьми; 6) нарушения в развитии когнитивных навыков;

7) эмоциональная нестабильность, апатия, отсутствие желания изменить свою жизнь к лучшему.

Установлено, что чем раньше предприняты меры по смягчению деривационных расстройств, тем ниже риск возможных отклонений в восприятии окружающего мира у ребенка. У детей в возрасте до одного года наблюдаются нарушения речи, интеллектуального развития и межличностных привязанностей.

Для работы с воспитанниками детских домов существуют различные технологии социальной работы. В последнее время у специалистов заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка с деривационными расстройствами. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, спинномозговых травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонений, афазии аутизма. Целебное использование музыки содержит многолетнюю историю. В самых древних подтверждениях, дошедших до нас, музыка выступает как целебный способ воздействия. Установлено, что музыка представляет собой определенный комплекс звуковых сигналов, восприятие которых можно разделить на акустический, биорезонансный, вибротактильный элементы. Изучение литературы, а так же сведения исследований указывают на то, что разнообразие

физических взаимодействий, образующихся в человеческом организме вследствие музыкально-терапевтических влияний, главным образом обуславливается сложным механизмом акустической рецепции. Акустический элемент рецепции реализуется слуховым анализатором, обеспечивая понимание частот звуковых сигналов с 16 до 20000 Гц. При всем этом, звучание музыки воспринимается и проходит наисложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности на кортикальных структурах головного мозга. Доказано, то что образующиеся реакции слуховой адаптации порождают конкретные ассоциации, эстетические чувства, оказывающие большое влияние на эмоциональное состояние. Чувства, динамика которых приводит к конкретным гормональным, а также биохимическим переменам, опосредованно воздействуют на интенсивность обменных процессов, дыхательную, сердечно-сосудистую системы, активность головного мозга, гемодинамику и многое другое. Вибротактильный механизм воздействия музыки на организм базируется на пульсациях, появляющихся в период воздействия музыки, принимаются тактильным анализатором, размещенным и на коже, посредством рецепторов давления, прикосновения, а также пульсации. Биорезонансная система воздействия музыки реализуется разными структурами организма при совпадении частоты звукового (голосового) сигнала с резонансной частотой органа, а это означает, что любой орган человеческого организма обладает конкретной частотой колебаний, а при воздействии звукового сигнала, обладающего другой частотой, происходит резонанс, который в свою очередь имеет терапевтический эффект. Основываясь на выше сказанном, возможно, сделать вывод о результативном применении музыкотерапии в работе с депилированными воспитанниками детского дома. Поскольку данная группа лиц подвержена соматическим заболеваниям и эмоциональным расстройствам, то оказывая влияние на их чувственную сферу можно в сжатый промежуток времени добиться положительной динамики психологического и физического самочувствия. В настоящее время имеются разнообразные государственные учебные заведения, специализирующиеся на разработках в сфере музыкотерапии. Многочисленные методики учитывают как целое и автономное использование музыкальных произведений, так и дополнение средствами музыкального искусства других коррекционных мероприятий

с целью усиления их воздействия на ребенка. Новые научные труды, посвященные изучению влияния музыкотера-пии на человеческий организм и доказывающие глубину, действенность и перспективность в области интегративной медицины и психологии, придают ей положение единого академического направления1. Музыкальная терапия -метод психотерапии, базирующийся на чувственном восприятии музыки. В зависимости от музыкального фрагмента, его ритмической основы, а также исполнения, музыка способна оказывать многообразные влияния - от личного чувства внутреннего согласия и внутреннего очищения до неконтролируемых агрессивных действий огромных человеческих масс. Музыку возможно применять с целью влияния на самочувствие человека. Музыкальная терапия - самая древняя и гармоничная модель коррекции психологических состояний, которую используют с целью нейтрализации накопленной психической напряжённости. Подход Карло Кенига к музыкальной терапии для нас является наиболее близким: для того чтобы достигнуть глубокого воздействия музыки на индивида, человек должен сам стремиться действовать (напевать, играть на музыкальном инструменте, запечатлевая музыку в ее перемещениях). Сама суть музыкотерапии заключается, по-нашему мнению, в возможности порождать у депривированного ребенка позитивные чувства, оказывающие целебное влияние на психосоматическое и психоэмоциональное состояние, запускать дополнительные ресурсы, обусловливать творческий процесс в абсолютно всех сферах искусства и жизни в целом.

Выделяют пассивную и активную формы музыкального воздействия. В первом случае воспитанникам дают слушать разнообразные мелодии, соответствующие состоянию их эмоционального самочувствия на разных этапах лечения. Крайне сложно отыскать тропинку к сердечку депривированного ребенка, да еще и воспитанника детского дома. Поэтому естественная общедоступность, которая присутствует в музыке - один из факторов бурного формирования музыкальной терапии в минувшие 2-3 десятилетия. Продук-

1 Перепёлкина Н.А. Социальные условия оптимизации деятельности санаториев в условиях реформирования санаторно-курортной отрасли (на материале Кавказских Минеральных Вод). Дисс.... канд. соц. наук. Волгоградский государственный медицинский университет. Волгоград, 2007.

тивность музыкотерапии в работе с депривированными детьми дошкольного возраста заключается в том, что она:

а) может помочь закрепить взаимодоверие, взаимопонимание участников терапевтического процесса;

б) может помочь стимулировать прогресс терапии, поскольку внутренние переживания легче выразить музыкальными средствами, нежели в процессе беседы;

в) музыка пробуждает интерес к эмоциям, её целесообразно использовать как инструмент, облегчающий возникновение доверия;

г) растет музыкальная компетенция ребенка, у него появляется ощущение внутреннего контроля и режима. Важно, как можно раньше начать терапию, что резко увеличивает вероятность положительного результата. По этой причине, со 2-го года жизни уже можно воздействовать на ребенка средствами музыкального искусства. У детей этого возраста область взглядов об окружающем мире весьма ограничена, недостаточно сформирована речь, слуховое и визуальное восприятие, не зрелая нервная система, плохая координация, неустойчивый интерес. У депривированных детей 2-го года жизни нередко отсутствуют умения и навыки звукоподражания, в слоговом подпевании и интонировании простых мелодий. Эти дети никак не могут координировать перемещения с музыкой, подчинять собственные действия разным внешним сигналам - визуальным, слуховым. Однако, у них имеется одно важнейшее качество - подражательность, которое выражается как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании либо пении1.

Плюсами музыкотерапии, как технологии психолого-педагогической деятельности с депривированным ребенком дошкольного возраста считаются: безопасность; простота и легкость использования; возможность контроля; снижение потребности использования иных лечебных методов, более нагрузочных и протяженных во времени.

С помощью намеренно созданных по законам композиции звукосочетаний, музыка, организованная по законам психофизиологического влияния способна благополучно иллюстрировать и передавать:

1 Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. Ростов-н/Д: Феникс. 2005. - 347 с.

а) самые разнообразные настроения - восторг, ликование, жизнерадостность, печаль, нежность, уныние, уверенность, тревогу;

б) интеллектуальные и волевые процессы - уверенность, активность, спокойствие, мечтательность, пассивность, бесхарактерность, беспечность, значимость;

в) свойства явлений действительности - мощь, простота, длительность, нацеленность, широта, пространствен-ность;

г) различные свойства движений - стремительность, умеренность, медлительность, апатичность, гибкость, быстроту, угловатость.

Итак, рассмотрим два вида музыкотерапии:

1) музыкальная терапия с использованием инструментов;

2) музыкальная терапия с использованием музыкальных произведений.

Первый вид включает следующие этапы:

- диагностика;

- выбор группы инструментов, соответствующих проблеме ребенка;

- выбор того инструмента из данной группы, который предпочитает сам ребенок;

- прослушание музыкальных фрагментов в исполнении каждого из этих инструментов и предложить сделать выбор;

- определение перечня произведений, где солируют инструменты, выбранные ребенком;

- завершающий.

Музыкотерапия с использованием музыкальных произведений включает в себя следующие этапы: диагностика; подбор произведения, подбор завершающего произведения.

С депривированными воспитанниками детского дома дошкольного возраста может быть организована работа как с использованием музыкальных произведений, так и музыкальных инструментов.

Музыкотерапия содержит в себе мелодическую тему, порождающую у слушателей волнение, сопряженные с прошлым. Установлено, то что данный способ более результативен, в случае если мелодическое формирование выполняет непосредственно эксперт, это помогает появлению ситуации неожиданного взаимодействия, огромной аутентичности, доверительности. Формирование мелодического проекта потре-

бует конкретной режиссуры, познания нужд, степени культуры подопечных. Рекомендовано применять произведения классической музыки. Возможно, стоит выбрать несколько произведений для прослушивания: И.С. Бах, Ф. Лист, Ф. Шопен, С.В. Рахманинов, Л. Бетховен, В.А. Моцарт, П.И. Чайковский, Ф. Шуберт, также прочие разновидности музыки1.

Методика выполнения музыкальной терапии с применением инструментов: в первую очередь, специалисту следует осуществить диагностику состояния детей, определить их эмоциональное состояние, в соответствии с которым будет выбираться мелодическая структура. Уже после выполненной диагностики следует подобрать категорию инструментов, соответствующих проблеме ребенка, более точно определить, как тот или иной из выбранных инструментов повлияет на состояние воспитанника в наибольшей степени. Совершить данное возможно следующими методами:

а) подобрать инструмент из той категории, которую предпочитает сам ребенок;

б)дать возможность прослушать музыкальные отрывки в исполнении каждого из имеющихся инструментов и предоставить выбор;

в) дать прослушать музыкальные отрывки в исполнении определенных инструментов. Выбирается инструмент, дающий наибольшую нормализацию. Последний метод считается более точным, хотя также и наиболее сложным.

Непосредственно музыкальный материал, его жанровая принадлежность выбирается на базе данных диагностики специфики музыкального восприятия с учетом индивидуальных предпочтений воспитанника. Уже после определения списка произведений выбираются те, в которых солируют либо преобладают инструменты, которые были установлены как ведущие в музыкальной терапии обследованного.

Прослушивание программы рекомендовано осуществлять в предельно удобной позе (сидя либо лежа) с применением наушников или обычным методом. В комнате обязательно создается тишина. В завершающей стадии, произведения выбираются с таким расчетом, чтобы их смысл обладал максимальной силой психологического влияния, с

1 Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии. М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005. - 480 с.

целью пробуждения у слушателя чувства или настроения, которое очень важно для выздоровления или стабилизации его эмоционального состояния.

Корректировка психоэмоционального состояния ребенка при помощи активной музыкотерапии подразумевает применение ряда методических приемов и подходов в сеансе музыкотерапии ребятам предоставляют возможность подобрать ударные инструменты из разложенных перед ними, разрешая детям касаться инструментов и играть на них. Посредством импровизации в музыкальном взаимодействии устанавливается коммуникативная взаимосвязь. Игра на барабане в команде с другими, с одновременным пением песни может стимулировать воспитанников на развитие коммуникативных и лидерских способностей, с сосредоточением на данных функциях. Хорошо показали себя уроки основ игры на гитаре, косвенно содействующие формированию способностей управления действием. Помимо этого, с целью формирования и укрепления позитивной мотивации, уроки игры на гитаре целесообразно применять в качестве вознаграждения за отличное поведение.

Значительно уменьшает степень враждебности боевой марш с пропеванием слов и активными движениями, исполненный совместно со сверстниками. Резко повышает эффективность воздействия зарисовка песен, поскольку изображение музыкальных произведений на бумаге способствует развитию взаимопонимания с другими ребятами.

Музыкальное воздействие можно проводить, не используя инструменты, а при помощи музыкальных произведений. Можно сделать подборку произведений для прослушивания. Этот вид работы подразумевает увеличение времени слушания музыки от 3-5 минут до 60-90 минут. Такой временной интервал позволяет детям слушать музыкальные произведения и испытывать различные переживания, определять свои чувства, создавать внутреннюю эмоциональную равновесность, испытывать радость, спокойствие, удовлетворенность.

Использование музыкальной терапии способствует самовыражению воспитанников, развитию умения адекватно реагировать на свои эмоциональные состояния. Музыкальный цикл способен отразиться в изобразительной деятельности, если ребятам предполагается нарисовать музыку,

которую они слушали, показать в рисунке свои эмоции, переживания и др.

В процессе музыкальной терапии вполне достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить позитивный эффект.

Работая с депривированными детьми, воспитывающимися в детском доме, нужно иметь определенные навыки:

1) уметь создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;

2) уметь установить контакт с ребенком; такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное - положительного эмоционального настроя;

3) необходимо вызвать у детей интерес к занятиям, научить понимать простейшие игровые ситуации по сигналу: убегать от собачки, птички, кошки, грозить ей пальцем, догонять куклу, искать ее, выражать удивление по поводу ее исчезновения.

Использование этих методов в процессе систематической работы, способствует всестороннему развитию ребенка, обогащению его новыми музыкальными впечатлениями, помогает овладеть различными навыками. Искусство развивает и воспитывает, позволяет разнообразить жизнь и понять самого себя, оно формирует самооценку. Присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для детей мощным стимулом в процессе реабилитации. Последние исследования доказывают целесообразность наиболее раннего включения депривированных детей в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.

Групповая музыкальная терапия в процессе реабилитации депривированных воспитанников детского дома дошкольного возраста необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся нарушений, как способе вербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Воздействие средствами музыкального искусства может быть включено в индивидуальную программу развития детей вместе с другими видами коррекционной работы и успешно использоваться в учреждениях социальной сферы.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1) главная трудность депривированного воспитанника детского дома дошкольного возраста заключается в нарушении его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со значимыми взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям;

2) ребенок, оставшийся без попечения родителей и воспитывающийся в детском доме, должен и может участвовать во всей многогранной жизни;

3) ребенок, воспитывающийся в детском доме может быть также способен и талантлив, как и его ровесники, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает недостаточное равенство возможностей;

4) депривированный ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, имеющий право на удовлетворение разнообразных социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Таким образом, терапевтическое воздействие средствами музыкального искусства весьма эффективно в коррекции нарушений общения, появившихся у депривированного воспитанника детского дома в силу различных жизненных обстоятельств. Оно не потребует особого направления врача, что дает возможность осуществлять его различным специалистам, таким как психологи, преподаватели, социальные работники. Терапевтические и оздоровительные воздействия с поддержкой музыкотерапии способны предоставить превосходный результат, так как в детских домах учатся и воспитываются никак не только депривированные дети, но и дети с ограниченными возможностями здоровья и различными нарушениями в развитии, имеющие отставания функции одного или некоторых анализаторов (визуального, слухового, моторного, речевого)1.

Итак, условиями, которые способны обеспечить реализацию психолого-педагогического и терапевтического потенциала музыкального искусства в процессе социальной

1 Перепёлкина Н.А. Социальные условия оптимизации деятельности санаториев в условиях реформирования санаторно-курортной отрасли (на материале Кавказских Минеральных Вод). Дисс... канд. соц. наук. Волгоградский государственный медицинский университет. Волгоград, 2007.

адаптации депривированных детей-сирот дошкольного возраста, являются:

- взаимные усилия административного блока управленцев, педагогов, психологов, обслуживающего персонала для реализации программы по социальной адаптации воспитанников музыкальными средствами;

- грамотно организованная система жизнедеятельности детей-сирот с учетом особенностей их эмоционально-личностного развития;

- партнерство педагога и ребенка в процессе социально-культурной реабилитации, в том числе музыкальными средствами;

- последовательность, постепенность и систематичность усилий психологов и педагогов, направленных на преодоление явлений депривации и социальной дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.