Научная статья на тему 'Музыкально-оздоровительная работа как современная форма организации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении'

Музыкально-оздоровительная работа как современная форма организации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатова О. В.

В статье раскрыто понятие здоровьесберегающие технологии; музыкально-оздоровительная работа определенна как современная форма организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ, проанализировано значение музыкально-оздоровительной работы в развитие дошколь­ников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкально-оздоровительная работа как современная форма организации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»

Список литературы:

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М., 1977.

2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.

4. Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1961.

5. Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей-алаликов и анартриков. - Л., 1963.

6. Pay Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста. - М., 1965.

7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение. - М., 2000.

8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: учебное пособие. - М., 1987.

9. Чистович Л.А., Кожевников В.А., Алякринский В.В. и др. Речь, артикуляция и восприятие. - М., 1965.

10. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 1958.

МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Горбатова О.В.*

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва

В статье раскрыто понятие здоровьесберегающие технологии; музыкально-оздоровительная работа определенна как современная форма организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ, проанализировано значение музыкально-оздоровительной работы в развитие дошкольников.

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, музыкально-оздоровительная работа, дошкольное образовательное учреждение.

Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, врачи ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для

* Аспирант кафедры Начального и дошкольного образования.

их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Здоровье ребенка - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным - педа-готическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности [1].

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, ва-лелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ осуществляется в следующих формах:

- Медико-профилактические технологии;

- Физкультурно-оздоровительные технологии;

- Технологии валеологического просвещения родителей;

- Здоровьесберегающие образовательные технологии;

- Музыкально-оздоровительные технологии [3].

Музыкально-оздоровительная работа в дошкольном образовательном

учреждении - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лег назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к му-

зыке как лекарству действующее на подсознание, активизируя внутренние силы человека [1].

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Бехтерев В.М. доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

Анохин П.Н., изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

Ветлугина Н.А. в «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» пишет, что развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность [2].

Целью музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, является обеспечение каждому ребенку укрепления психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Новизна музыкально-оздоровительной работы состоит в следующем:

1. На музыкальных занятиях привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен - заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

2. Проведение интегрированных музыкально-оздоровительных занятий. Совместное решение задач музыкального и валеологического (греч.: valeo-я здоров, logos-учение) воспитания позволяет педагогам как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Такие занятия проходят с участием родителей, медицинских работников, инструктора по физическому воспитанию.

3. Применение новых форм взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию, включающих вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.

Музыкально-оздоровительная работа ставит перед собой ряд задач:

Образовательные задачи:

- Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй [3].

- Формировать начала музыкальной культуры.

- Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

- Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:

- Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.

- Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры города.

- Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих технологий:

Валеогические песенки-распевки, улучшающие эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика, повышающая показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем [1].

Игровой массаж воздействует на весь организм в целом.

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, формируют образно-ассоциативное мышление.

Речевые игры эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности.

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание.

Результатом правильно организованной музыкально-оздоровительной работы, будут являться: повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка; повышение уровня речевого развития, стабильность физической и умственной работоспособности [4].

Педагоги ДОУ музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя музыкально-оздоровительную работу.

Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребенка. Знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию мотивации жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберс-гающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Арсеневская О.Н. Система музыкально--оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. - Волгоград: Учитель, 2011. - 204 с.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 1981.

3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии ДОУ Метод. пособие / Л.В. Гаврючина. - М.: Сфера, 2008. - 160 с.

4. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Авт.-сост. Н.И. Еременко. -Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.

5. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. - Волгоград: Учитель, 2009. - 218 с.

6. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. - М., 2004. - 56 с.

7. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. -Айрис-пресс, 2007. - 112 с.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Колотовкина Ю.А.*, Орловская В.С.*

Детский сад № 58, г. Санкт-Петербург

На основе деятельного и системного подхода к изучению и коррекции нарушений речи, принципов развития чувства языка, системности,

* Учитель-логопед.

* Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.