Список литературы:
1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М., 1977.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.
4. Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1961.
5. Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей-алаликов и анартриков. - Л., 1963.
6. Pay Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста. - М., 1965.
7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение. - М., 2000.
8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: учебное пособие. - М., 1987.
9. Чистович Л.А., Кожевников В.А., Алякринский В.В. и др. Речь, артикуляция и восприятие. - М., 1965.
10. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 1958.
МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
© Горбатова О.В.*
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва
В статье раскрыто понятие здоровьесберегающие технологии; музыкально-оздоровительная работа определенна как современная форма организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ, проанализировано значение музыкально-оздоровительной работы в развитие дошкольников.
Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, музыкально-оздоровительная работа, дошкольное образовательное учреждение.
Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, врачи ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для
* Аспирант кафедры Начального и дошкольного образования.
их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Здоровье ребенка - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным - педа-готическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности [1].
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, ва-лелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ осуществляется в следующих формах:
- Медико-профилактические технологии;
- Физкультурно-оздоровительные технологии;
- Технологии валеологического просвещения родителей;
- Здоровьесберегающие образовательные технологии;
- Музыкально-оздоровительные технологии [3].
Музыкально-оздоровительная работа в дошкольном образовательном
учреждении - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.
О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лег назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к му-
зыке как лекарству действующее на подсознание, активизируя внутренние силы человека [1].
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Бехтерев В.М. доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.
Анохин П.Н., изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
Ветлугина Н.А. в «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» пишет, что развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность [2].
Целью музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, является обеспечение каждому ребенку укрепления психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Новизна музыкально-оздоровительной работы состоит в следующем:
1. На музыкальных занятиях привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен - заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
2. Проведение интегрированных музыкально-оздоровительных занятий. Совместное решение задач музыкального и валеологического (греч.: valeo-я здоров, logos-учение) воспитания позволяет педагогам как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Такие занятия проходят с участием родителей, медицинских работников, инструктора по физическому воспитанию.
3. Применение новых форм взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию, включающих вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.
Музыкально-оздоровительная работа ставит перед собой ряд задач:
Образовательные задачи:
- Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй [3].
- Формировать начала музыкальной культуры.
- Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
- Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Воспитательные задачи:
- Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
- Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры города.
- Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих технологий:
Валеогические песенки-распевки, улучшающие эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика, повышающая показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем [1].
Игровой массаж воздействует на весь организм в целом.
Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, формируют образно-ассоциативное мышление.
Речевые игры эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности.
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание.
Результатом правильно организованной музыкально-оздоровительной работы, будут являться: повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка; повышение уровня речевого развития, стабильность физической и умственной работоспособности [4].
Педагоги ДОУ музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя музыкально-оздоровительную работу.
Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребенка. Знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию мотивации жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберс-гающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Арсеневская О.Н. Система музыкально--оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. - Волгоград: Учитель, 2011. - 204 с.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 1981.
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии ДОУ Метод. пособие / Л.В. Гаврючина. - М.: Сфера, 2008. - 160 с.
4. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Авт.-сост. Н.И. Еременко. -Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.
5. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. - Волгоград: Учитель, 2009. - 218 с.
6. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. - М., 2004. - 56 с.
7. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. -Айрис-пресс, 2007. - 112 с.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Колотовкина Ю.А.*, Орловская В.С.*
Детский сад № 58, г. Санкт-Петербург
На основе деятельного и системного подхода к изучению и коррекции нарушений речи, принципов развития чувства языка, системности,
* Учитель-логопед.
* Воспитатель.