Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада'

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1323
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА / УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гейне В.С.

Целью статьи является описание здоровьесберегающих технологий, используемых в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В статье изложено применение следующих здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста: • технологии воздействия цветом; • развитие мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности; • гимнастика для глаз; • дыхательная гимнастика; • технологии музыкального воздействия; • динамические паузы; • создание оптимальных, сохраняющих здоровье, условий для занятий; • использование элементов театрализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthsaving technologies in speech therapy practice when working with children of a younger speech therapy group

The article describes healthsaving technologies used by a speech therapy teacher in his work with preschool children with speech disorders. The article describes application of the following healthsaving technologies in the work with preschool children: • color impact technology; • development of fine motor skills, handpraxis and tactile sensitivity; • gymnastics for eyes; • respiration exercises; • musical effect technology; • dynamic pauses; • arrangement of optimal healthsaving conditions for activities; • usage of theatrical elements.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада»

Гейне В. С.

Учитель-логопед Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №73

Видное, Россия

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада

Аннотация: Целью статьи является описание здоровьесберегающих технологий, используемых в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В статье изложено применение следующих здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста:

1. Технологии воздействия цветом

2. Развитие мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности.

3. Гимнастика для глаз

4. Дыхательная гимнастика.

5. Технологии музыкального воздействия

6. Динамические паузы.

7. Создание оптимальных, сохраняющих здоровье, условий для занятий.

8. Использование элементов театрализации.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, коррекционно-развивающая работа, дети дошкольного возраста.

Данная тема весьма актуальна, так как известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Среди дошкольников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую, и мышления. Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), динамические паузы, упражнения для профилактики нарушений зрения.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; п.1, п.3) (последняя редакция 2011г.) «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

... гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». « ... адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников»

(ст.51, п.1) «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.»

Усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, должны быть направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, воспитание здорового образа жизни. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Главный признак здоровьесберегающих технологий - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Учитель-логопед, работающий с детьми с речевыми нарушениями, несомненно, должен использовать эти технологии в своей практике. Здоровьесберегающие технологии можно разделить на три подгруппы:

• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

• учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Современные здоровьесберегающие технологии весьма разнообразны:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья

> Стретчинг.

> Ритмопластика.

> Динамические паузы.

> Подвижные и спортивные игры.

> Релаксация.

> Технологии эстетической направленности.

> Гимнастика пальчиковая.

> Гимнастика для глаз.

> Гимнастика бодрящая.

> Гимнастика корригирующая.

> Гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

> Физкультурное занятие.

> Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия).

> Коммуникативные игры.

> Самомассаж.

> Точечный самомассаж.

> Биологическая обратная связь (БОС)

3. Коррекционные технологии

> Арттерапия.

> Технологии музыкального воздействия.

> Сказкотерапия.

> Технологии воздействия цветом.

> Технологии коррекции поведения.

> Психогимнастика.

> Фонетическая ритмика.

В своей работе логопедом я руководствуюсь «Программой коррекционно -развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада», разработанной Н.В. Нищевой. Программа рассчитана на детей, у которых наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы (фонетико - фонематической стороны речи, лексического состава языка, грамматического строя речи) при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Жукова Н.С., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б.) В составе группы 60% детей с задержкой речевого развития. А также 40% детей с задержкой психо - речевого развития, ОНР II уровня. У 60% детей отмечаются заболевания опорно - двигательной системы, общая соматическая ослабленность организма.

В своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Технологии воздействия цветом В оформлении кабинета используются мягкие пастельные цвета, отдается предпочтение нежно- зеленому цвету стен, с учетом того, что окна расположены на восточной стороне здания ГОУ. Поверхности столов и стулья цвета «бук». Такие цвета снимают напряжение, стимулируют умственную деятельность и повышают эмоциональный настрой ребенка. Правильно организованная предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете, создает возможности для успешного устранения речевого дефекта. Способствует преодолению отставания в речевом развитии, снижает вероятность зрительного утомления, позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. В кабинете уютно, радостно и светло. Острые углы и кромки мебели закруглены, что обеспечивает безопасность детей во время занятий.

2. Пальчиковая гимнастика. Она позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение, скоординировать движение и речь. Пальчиковая гимнастика проводится с детьми в начале и в конце каждого занятия (индивидуального и подгруппового). В начале занятия - для активизации речевой деятельности, а в его конце - для закрепления лексической темы недели. ( К каждому занятию подобрана пальчиковая гимнастика, соответствующая лексической теме, например, для лексической темы «Семья» - игра «Пальчики здороваются» и т.п.)

Для развития мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности используются:

- сухой бассейн (с различными наполнителями: горох, орехи каштана, рисовая крупа, манная крупа, стеклянные шарики «Марблз»);

- самомассаж рук орехом каштана, массажным ковриком «Травка»;

- контрастные ванночки с водой разной температуры;

- упражнения с шестигранным карандашом («Утюжок», «Добывание огня», «Горка»), с бусами («Бусы и шкатулочка», «Вертушка», «Рисуем бусами»);

- игрушки с поверхностью различной текстуры и температуры (гладкая, шершавая, теплая, холодная, мягкая, пушистая).

3. Гимнастика для глаз Ежедневно по 1-2 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. А так же во время подгрупповых логопедических занятий («Следи за игрушкой», «Близко - далеко», «Солнечные зайчики», «Бегающий огонек»). Эти упражнения позволяют снять напряжение и расслабить мышцы глаз.

4. Дыхательная гимнастика. Необходимо отметить, что физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной

нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. Также отмечается недостаточный объем выдыхаемого воздуха пред началом речи, укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Работа по формированию правильного дыхания проводится в следующей последовательности:

* Развитие груднобрюшного дыхания.

* Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.

* Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность.

В процессе занятий решаются следующие цели:

- профилактика заболеваний верхних дыхательных путей;

- активизация мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани («Дышим попеременно», «Послушаем свое дыхание», «Подыши одной ноздрей»);

- укрепление мышц брюшной полости («Воздушный шар», «Ветер на море»);

- осуществление вентиляции легких для подготовки голосового аппарата к фонации («Снежинки», «Греем ручки», «Катание с горки», «Сосульки звенят», «Капель стучит по крыше», «Дождик», «Осенний ветерок»);

- упражнение в умении длительно или многократно произносить звук на одном выдохе («Листопад», «Чей одуванчик дальше улетит?», «Лети, бабочка», «Рыбки», «Ветерок» и т.д.);

- на одном выдохе произносить 3-4 слога («Эхо», «Дождик», «Гром»);

- развитие силы голоса («Звонок», «Лошадки скачут», «Многоэтажный дом») -развитие интонационной выразительности речи и дыхания («У бабушки в деревне»).

5. Технологии музыкального воздействия Используются в качестве вспомогательного средства, как часть подгрупповых занятий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, закрепления лексической темы недели, развития слухового внимания (прослушивание аудиозаписей шума дождя и льющейся воды, пения птиц,

жужжания насекомых, голосов животных, фрагментов классической музыки, спокойной инструментальной музыки). «Посидим, послушаем», «Звуки леса».

6. Динамические паузы. Во время индивидуальных и подгрупповых занятий, каждая длительностью 2-5 мин., по мере утомляемости детей в качестве профилактики утомления.

7. Создание оптимальных, сохраняющих здоровье, условий для занятий. Это обеспечивается чередованием различных видов деятельности, соблюдением временных рамок занятий в соответствии с возрастом детей, сменой поз во время занятия: сидя, стоя, лежа на ковре, соблюдением температурного режима и режима проветривания.

8. Использование элементов театрализации. Они применяются для создания позитивного настроения у детей, преодоления стеснительности, профилактики утомляемости, решения логопедических задач (Куклы Бибабо, пальчиковые куклы, настольный театр, куклы - варежки, палочки). Самое щадящее, комфортное обучение детей - это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в работе логопеда и стимулирует речь детей. Упражнение «Скачите, палочки» (развитие темпо - ритмической стороны речи). Упражнение «Ай-яй-яй», «Иди сюда» (развитие подвижности пальцев, интонационной выразительности речи)

Использование настольного театра для развития памяти, внимания и речи. («Шагают игрушки», «Веселые зверушки»)

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. организация образовательного процесса на всех его уровнях, обеспечивает качественное обучение, развитие и воспитание детей без ущерба их здоровью, способствует его укреплению.

Используемая литература: 1. Нищева Н.В. «Программа коррекционно - развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» - Санкт - Петербург, 2007.

2. Нищева Н.В. «Организация коррекционно - развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» - Санкт - Петербург, 2007.

3. Поцелуева В.А. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» (выступление на педсовете от 28.01.2011г.) - МДОУ № 8 «Родничок» г. Грязи, Липецкой обл.

4. Пятница Т.В., Солоухина - Башинская Т.В. «Справочник дошкольного логопеда»- Ростов - на - дону, 2011.

5. Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия» - Санкт - Петербург, 2008.

6. Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет» - Москва, 2011.

7. Князева Л.Н. статья «Организация предметно - развивающей среды в ДОУ» - МБДОУ Холм - Жирковский ДС «Теремок» Смоленской обл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.