Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии как ресурс повышения качества образования по развитию музыкальных, творческих способностей дошкольников'

Здоровьесберегающие технологии как ресурс повышения качества образования по развитию музыкальных, творческих способностей дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
810
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садртдинова Эльвира Рашитовна

Целью статьи является представление системы музыкально-оздоровительной работы в условиях ДОУ, раскрывающая виды здоровьесберегающих технологий, возможности их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии как ресурс повышения качества образования по развитию музыкальных, творческих способностей дошкольников»

Здоровьесберегающие технологии как ресурс повышения качества образования по развитию музыкальных, творческих способностей дошкольников

Садртдинова Эльвира Рашитовна МАДОУ №43, г. Сухой Лог

Ключевые слова:

здоровьесберегающие технологии, здоровье дошкольника, образовательные технологии, система музыкально-оздоровительной работы, музыкальное развитие, педагогическая деятельность.

Аннотация: Целью статьи является представление системы музыкально-оздоровительной работы в условиях ДОУ, раскрывающая виды здоровьесберегающих технологий, возможности

их применения.

Качество дошкольного образования определяется Федеральным государственным образовательным стандартом[1] как «...возможность освоения ребенком Программы на разных

этапах её реализации» с учётом индивидуальных способностей и образовательными потребностями дошкольников, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Практика показывает - у многих современных дошкольников имеются те или иные патологии

здоровья. По данным медицинской статистики по России, количество здоровых детей снижается, увеличивается число детей, имеющих хронические заболевания, часто и длительно болеющих, в среднем на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Об этом свидетельствуют результаты анализа состояния здоровья воспитанников и в нашем дошкольном образовательном учреждении на 2015-2016 учебный год: заболевания органов дыхания - 50%, заболевания глаз - 4 %, тяжелые нарушения речи - 64%.

Всем известно, проблемы связанные с состоянием здоровья влияют на индивидуальные особенности ребенка, и как следствие, могут затруднять процесс полноценного развития, в том числе и музыкального. Следовательно, требуется поиск и создание особых условий для получения качественного образования.

Специфика должности музыкального руководителя и опыт работы позволяют говорить о потенциальных возможностях применения музыкотерапии в ДОУ. О благотворном влиянии музыки на здоровье говорилось еще с древних времен: Аристотель считал музыку средством воздействия на психоэмоциональное состояние человека, Пифагор разработал теорию об эвритмии. Труды П. Анохина, Н. Ветлугиной и других авторов также доказывают, что музыка способствует общему развитию, обладает целебными свойствами. Слова великого русского ученого, академика, психиатра В. Бехтерева который утверждал, что «.музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка целитель здоровья.» стали отражением профессионального кредо моей работы за последние годы.

Решение проблемы охраны и укрепления здоровья дошкольников и получения качественного образования было направлено в поле интеграции здоровьесберегающих образовательных технологий с традиционными формами музыкального развития дошкольников.

Опираясь на программы и методические пособия по музыкальному образованию и оздоровлению детей [1,2,3,4] определила цель педагогической деятельности: оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы для укрепления психофизического здоровья, развития музыкально-творческих способностей, создания условий для гармоничного всестороннего развития каждого воспитанника. Реализация данной цели определила следующие направления педагогической деятельности:

-изучение индивидуальных особенностей и образовательных потребностей дошкольников;

-создание условий для повышения эффективности музыкально-образовательной деятельности дошкольников различных категорий, обеспечивающих укрепление психофизического здоровья;

-создание эффективного механизма взаимодействия всех субъектов образовательного процесса для творческого, социально-личностного развития дошкольников.

Педагогический процесс по развитию музыкально-творческих способностей детей - постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия педагога и ребенка. Эта особенность отражена в:

-рабочей программе, отличительной особенностью которой является интеграция программного содержания и здоровьесберегающих технологий по всем видам и формам музыкальной деятельности; тематический принцип составления программы, который позволяет раскрыть детям связь музыки, искусства с жизнью; принцип систематичности, цикличности;

-индивидуальной адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья;

-программе дополнительного образования для музыкально одаренных детей.

Достижение качества освоения вышеперечисленных программ достигается через применение комплекса здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе:

1.Офтальмотренаж проводится после каждого просмотра слайдшоу, видеофрагментов.

2.Пальчиковые игры, су-джок терапия под музыку способствуют развитию мелкой моторики, тренирует психические процессы.

3.Дыхательная гимнастика проводится перед пением с целью развития певческих способностей детей.

4.Динамические упражнения на расслабление, снятие напряжения в мышцах проводится в конце занятия или после музыкально-ритмических движений.

5.Фонетические песни подготавливают голос к пению, развивают просодическую сторону речи дошкольника.

6.Артикуляционная гимнастика тренирует мышцы речевого аппарата, повышают уровень развития речи, певческих навыков у детей.

7.Логоритмика активизирует одновременно все виды памяти, развивает артикуляцию, координацию движений, ориентацию в пространстве.

8.Самомассаж разных биологически активных точек, аурикулотерапия стимулирует развитие всех систем организма, проводится в форме коммуникативной игры.

9.Музыкотерапия применятся с целью создания благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта. Музыкально-рефлекторное пробуждение малышей после сна позволяет легче переходить из состояния покоя к активной деятельности.

10.Музыкально-ритмический психотренинг проводится ежедневно в утреннее время с целью развития психических процессов, развития музыкальности и ритмичности.

2.Разработана система индивидуальных, групповых, фронтальных музыкальных занятий на свежем воздухе во время прогулок с применением следующих здоровьесберегающих технологий: оздоровительная аэробика, коммуникативные игры-танцы, логоритмика, музыкально-речевые игры.

3.Активный отдых (дни здоровья, совместные семейные праздники) способствует приобщению детей к здоровому образу жизни, пропаганды семейных ценностей.

При использовании вышеперечисленных технологий, прежде всего, учитывается состояние здоровья воспитанников. Например, при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи предпочтение отдается пальчиковым играм, фонетическим и артикуляционным гимнастикам, аурикулотерапии, логоритмике. Целью такой работы становится создание условий для повышения адаптивных возможностей детского организма, развития двигательных кинестезий и артикуляционного праксиса, просодики, навыков общения, эмоционального выражения и раскрепощения.

Успех развития музыкальных, творческих способностей воспитанников зависит не только от музыкального руководителя, но и от всего педагогического коллектива. Установление контактов со специалистами ДОУ необходима для реализации индивидуально-дифференцированного подхода, проектирования коррекционной работы с целью достижения здоровьесберегающего эффекта сопровождения.

Специалисты Формы взаимодействия:

Медицинская сестра -обмен педагогической информацией; - дни здоровья; -развлечения по пропаганде здорового образа жизни;

Учитель - логопед -проведение муниципального конкурса чтецов для детей с тяжелыми нарушениями речи; -план взаимодействия музыкального руководителя и учителя - логопеда;

Психолог - реализация программы по инклюзивному образованию детей с ОВЗ; - участие в областном фестивале творчества для детей с ОВЗ;

Инструктор по физической культуре - музыкально - спортивные праздники, дни здоровья, семейные праздники.

Эффективность, целесообразность и результативность системы музыкально-оздоровительной работы подтверждается диагностическими данными:

-наблюдается позитивная динамика в музыкальном развитии у 100% детей;

-увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем музыкального развития на 10 % и более;

-100% дошкольников старшего возраста имеют устойчивый интерес к различным видам музыкальной деятельности, проявляется стабильность эмоционального благополучия, физической и умственной работоспособности;

-повысился уровень речевого развития у 73% детей;

- уменьшился показатель заболеваемости детей в МБДОУ №43 на 15%;

- воспитанники участвуют во всех мероприятиях ДОУ, городского округа, конкурсах и фестивалях различного уровня, занимают призовые места.

Таким образом, считаю, что использование здоровьесберегающих технологий - необходимое условие полноценного развития дошкольников, способствующее повышению качества образования, развитию музыкальных и творческих способностей дошкольников.

Список литературы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.