НЕВРОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
УДК 376
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
О.Н.Желнина, В.В.Глущенко*
HISTORICAL AND CULTURAL ASPECTS OF CORRECTION OF EMOTIONAL DEPRIVATION IN PHYSICALLY CHALLENGED CHILDRENBY MEANS OF MUSIC THERAPY
O.N.Zhelnina, V.V.Glushchenko*
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
*Институт медицинского образования НовГУ, vitaglu@ mail.ru
Представлены предварительные результаты эффективности влияния музыкотерапии на психофизиологическое состояние детей с ограниченными возможностями здоровья. Оценивалась динамика эмоционального состояния относительно психотерапевтической сессии методом анкетирования педагогов. Получено клиническое уменьшение эмоциональной ограниченности пациентов, увеличение концентрации внимания, что способствовало активации когнитивной сферы. Положительный поведенческий ответ и выравнивание эмоционального состояния получено даже после однократной психотерапевтической сессии методом музыкотерапии. Keywords: музыкально-педагогическая реабилитация, музыкотерапия
This article presents the data on efficiency of music therapy concerning the psychophysiological state of physically challenged children. The dynamics of emotional state relating to the psychotherapeutic session was estimated through a questionnaire survey of the teachers. The therapy resulted in reduction of emotional restriction, increase in focusing attention, and activation of cognitive sphere. Positive behavioral response and stabilization of emotional state manifest themselves just after single musicotherapeutic session.
Keywords: musico-pedagogical rehabilitation, music therapy
Педагогическое и психотерапевтическое воздействие объединяет личностно-ориентированный подход к коррекционным мероприятиям. В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Одним из множества подходов, направленных на реабилитацию детей-инвалидов, является музыкальная терапия (МТ), которая оказывает лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы и подразумевает контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей, страдающих от соматических и психических заболеваний. В настоящее время МТ активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Несомненными достоинствами МТ являются абсолютная безвредность, легкость и простота ее применения, возможность педагогического и медицинского контроля,
уменьшение необходимости применения других лечебных методик.
Музыкотерапия в целом развивается как ин-тегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни. Национальные ассоциации музыкотерапии созданы в Англии, Германии, Голландии, Франции, Бельгии, Италии. В России музыкотерапия стала официальным методом лечения с 8 апреля 2003 г. В 2009 г. в РФ создана Национальная ассоциация музыкальных терапевтов.
Методы музыкальной терапии можно свести к трем основным направлениям: клинической, оздоровительной и экспериментальной музыкотера-пии (классификация С.В.ШушарджанаА В зависимости от формы участия пациента в процессе лече-
ния различают пассивные (рецептивные) и активные методы МТ. К рецептивным методам музыкальной терапии относятся те методы, в которых пациент принимает пассивное участие, т.е. находясь в определенном удобном для себя статичном положении, получает тот или иной сеанс музыкального воздействия.
Музыкально-педагогическая реабилитация (МПР) (автор С.В.Шушарджан) — это направление в музыкальной терапии, использующее для лечебно-восстановительной цели музыкально-педагогический процесс, который может осуществляться в виде обучения детей пению, игре на музыкальных инструментах, движению под музыку (ритмика, танцы, игры), прослушивания музыки, музыкально-дидактических игр. МПР преимущественно и наиболее успешно проводится с детьми, отстающими в развитии, с нарушениями слуха и речи [1].
Совместно с коллективом новгородской областной филармонии им. А.С.Аренского в рамках VII областного конкурса инновационных творческих проектов «Новгородика» был разработан цикл программ «Живая музыка» в качестве групповой музыкальной терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся воспитанниками детского дома-интерната для умственно отсталых детей им. Ушинского (п. Шимск). Программы рассчитаны для работы в группах, неоднородных как по возрастному составу детей (от 4 до 18 лет), так и по структуре и тяжести дефекта здоровья.
Цель проекта: разработка особых технологий, методов и форм музыкально-педагогической работы, необходимых для общения с умственно отсталыми детьми, развитие творческого воображения и ассоциативного мышления посредством музыки; развитие способности не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее — петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах; умение слушать и понимать музыку; расширение посильного музыкально-исполнительского репертуара детей.
Для достижения цели был проанализирован и выбран музыкально-терапевтический репертуар, создан ряд концертных программ, учитывающих возрастные, психологические и физические возможности данной целевой аудитории [2]. Дополнительно предусматривалась возможность корректировки работы в зависимости от возможностей воспитанников и потребностей педагогического коллектива. Деятельность по реализации проекта состояла из двух этапов. Подготовительный этап включал консультации детей педагогами и психиатром (выборка составила 50 детей). Затем подбирался музыкальный репертуар с учетом специфики заболеваний и в опоре на принципы МТ, учитывающие опыт ведущих музыкальных терапевтов. При разработке музыкальных сценариев
для встреч с детьми детского дома основным критерием отбора музыкального материала служил факт его влияния на эмоциональную депривацию у исследуемой группы детей [3].
На основном этапе проходили мероприятия творческих коллективов филармонии на территории социального учреждения; проводился анализ эмоционального состояния детей и в соответствии с предварительными данными осуществлялась необходимая корректировка работы. Анализировались рисунки детей на темы концертных выступлений и ответы на самоопросник эмоциональной депривации в авторском варианте. В рамках МТ сеанса проводилась педагогическая коррекция, основной задачей которой являлось обучение и тренинг, освоение новых навыков поведения, общения, запоминания, развитие де-фицитарных психических функций. Дополнительно использовался метод игровой вокалотерапии, в котором сочетались элементы ролевой игры и воздействие музыкальными архетипами. В период с 1 марта по 23 декабря 2013 г. состоялось 8 концертных выступлений филармонических коллективов. Среди музыкальных произведений по эффективности эмоционального отклика программы ранжировались по участию детей в игре.
В программе «У Лукоморья» по мотивам русского фольклорного материала детей привлекли яркие народные образы, в качестве музыкальных иллюстраций звучали традиционные русские народные песни в обработке русских композиторов. Живой интерес вызвали приключения главных героев, музыка, пропитанная национальным колоритом и насыщенная духом русской культуры, чарующее звучание камерного оркестра. В программе «Зимние сказки» волшебные зимние истории были рассказаны с помощью музыки Чайковского, Боккерини и Вивальди. Максимальную эмоциональную живость дети проявили при прослушивании таких концертных программ, как «Лесная сказка», в которой прозвучали русские народные и современные детские песни о животных, «Год-пароход», благодаря которой дети совершили своеобразное путешествие по временам года под музыку А.Вивальди и новогодний праздничный концерт оркестра русских народных инструментов им. В.Г.Бабанова [4].
Согласно анкетам, заполняемым педагогами, за время участия в проекте дети приобрели положительный опыт общения и взаимодействия с живой музыкой и готовы к восприятию более крупных и сложных музыкальных программ. Отмечена положительная динамика в преодоление трудностей социальной адаптации детей-инвалидов; уменьшение психофизической напряженности; улучшение взаимодействия детей друг с другом и с окружающими их взрослыми. Наиболее удачным моментом проекта педагоги отметили, что у детей с ограниченными способностями при прослушивании классической
музыки в «живом» исполнении профессиональных музыкантов появился навык общения с музыкантами-исполнителями, серьезная музыка была понятна и вызывала положительную эмоциональную реакцию у детей, что с их точки зрения, является здоровьесбере-гающим компонентом и важно для социально-культурной реабилитации.
Таким образом, музыкальная терапия в процессе реабилитации детей необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся эмоциональных и умственных отклонений, развития невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира, как средство оптимизации творческих сил в процессе педагогико-воспитательной работы. Использование историко-культурологического подхода в педагогической деятельности музыканта оптимизирует психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Шушарджан С.В. Руководство по музыкальной терапии. М. Медицина, 2005. 450 с.
2. Забурдяева Е, Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу: Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. СПб.: Невская нота, 2008. Вып. 1-3.
3. Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика-XXI, 2010. 248 с.
4. Содержательный отчет инновационной программы «Живая музыка» Новгородской областной филармонии им. А.С.Аренского. 2014 г.
References
1. Shushardzhan S.V. Rukovodstvo po muzykal'noi terapii [Guidelines on music therapy]. Moscow, "Meditsina" Publ., 2005. 450 p.
2. Zaburdiaeva E., Karsh N., Perunova N. Posviashchenie Karlu Orfu: Uchebnoe posobie po elementarnomu muzitsirovaniiu i dvizheniiu [A tribute to Carl Orff. Elementary music making and locomotion. Course Book. iss. 1-3]. St. Petersburg, "Nevskay nota" Publ., 2008.
3. Jaques-Dalcroze E. Le rythme, la musique et l'éducation, Paris, 1935 [Rhythmus, Musik et Erziehung. Benno Schwabe, Basel, 1922]. (Russ. ed.: Zhak-Dal'kroz E. Ritm. Moscow, "Klassika-XXI" Publ., 2010. 248 p.)
4. Soderzhatel'nyi otchet innovatsionnoi programmy «Zhivaia muzyka» Novgorodskoi oblastnoi filarmonii im. A.S. Aren-skogo. 2014 g. [Informative report on the innovative program «Living music» of the Novgorod Regional Philharmonic named after A.S.Arensky. 2014.]