2. Борозна О.Ф. К вопросу об использовании активных методов обучения. Available at: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/ conf7/S7.pdf
3. Карпова Т.А. Изучение иностранного языка в вузе в контексте интерактивного обучения Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров: сборник материалов 77-й международной научно-технической конференции ААИ. Москва: МГТУ «МАМИ», 2012; Книга 14.
4. Загашев И.О. Умение задавать вопросы. Available at: http: //evolkov.net/questions/ Zagashev./Questions.skill. htm
5. Инновационные образовательные технологии: теория и практика. Под редакцией Е.А. Сухановой. Томск: UFO-Plus, 2008.
6. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2013.
7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов педвузов и учителей. Москва: АСТ: Астрель, 2010.
8. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman, 1994.
9. Jessica M. M'mbone, Gladys C. Kemboi, Nelly C. Andiema. A study on interactive teaching methods in developing oral communicative competence in learners of English language in Trans Nzolia West, District of Kenya. International Invention Journal of Arts and Social Sciences. 2015; March, Vol. 2 (1): 5-13.
References
1. Plaksina I.V. Interaktivnye tehnologii v obuchenii i vospitanii: metodicheskoe posobie. Vladimir: Izdatel'stvo VlGU, 2014.
2. Borozna O.F. K voprosu ob ispol'zovanii aktivnyh metodov obucheniya. Available at: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf7/ S7.pdf
3. Karpova T.A. Izuchenie inostrannogo yazyka v vuze v kontekste interaktivnogo obucheniya Avtomobile- i traktorostroenie v Rossii: prioritety razvitiya i podgotovka kadrov sbornik materialov 77-j mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii AAI. Moskva: MGTU «MAMI», 2012; Kniga 14.
4. Zagashev I.O. Umenie zadavat' voprosy. Available at: http: //evolkov.net/questions/ Zagashev./Questions.skill. htm
5. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii: teoriya ipraktika. Pod redakciej E.A. Suhanovoj. Tomsk: UFO-Plus, 2008.
6. Kashlev S.S. Interaktivnye metody obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Minsk: TetraSistems, 2013.
7. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: prodvinutyj kurs: posobie dlya studentov pedvuzov i uchitelej. Moskva: AST: Astrel', 2010.
8. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman, 1994.
9. Jessica M. M'mbone, Gladys C. Kemboi, Nelly C. Andiema. A study on interactive teaching methods in developing oral communicative competence in learners of English language in Trans Nzolia West, District of Kenya. International Invention Journal of Arts and Social Sciences. 2015; March, Vol. 2 (1): 5-13.
Статья поступила в редакцию 15.03.16
УДК 376.1
Borisova E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Language Communication, Russian Gnesins
Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Volkov D.V., teacher, Department of National Musical Instruments of Russia, Russian Gnesins Academy of Music (Moscow,
Russia), E-mail: [email protected]
INTEGRATIVE MUSIC THERAPY IN TEACHING ACTIVITIES (WITH REFERENCE TO CHILDREN REABILITATION AND DEVEOPMENT PROJECT "A TRIP TO GUSLIGRAD"). The article deals with a problem of a music therapy - integrative gusli-therapy - in the context of rehabilitation and development activities with physically challenged children and teenagers. Through the example of A Trip To GusliGrad project the authors discuss such questions as physical and emotional balance, social adaptation, development of creative abilities. The article concerns a problem of sociocultural self-identity of modern children and teenagers (simulation of reality, history, time, communication, information, meaning; space virtualization), affecting behavior of an individual and the whole society. The work also focuses on methods and techniques, which include national cultural traditions, spiritual values and historical context reconstruction.
Key words: integrative therapy, gusli, method of art syncretism, child rehabilitation and development project, reality simulation, child's psychophysiological and emotional sphere.
Е.Н. Борисова, канд. пед. наук, доц. каф. языковой коммуникации, ФГБОУ ВО «Российская академия музыки
имени Гнесиных», г. Москва, E-mail: [email protected]
Д.В. Волков, преподаватель кафедры национальных инструментов народов России ФГБОУ ВО «Российская академия
музыки имени Гнесиных», г. Москва, E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАТИВНАЯ МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЕКТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГУСЛИГРАД»)
В статье речь идёт об одном из направлений музыкотерапии - интегративной гуслетерапии - в контексте реабилитаци-онно-развивающей работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями. На примере проекта «Путешествие в ГуслиГрад» авторы рассматривают такие вопросы как гармонизация физического и эмоционального состояния, социальная адаптация, развитие творческих способностей. В статье затрагиваются проблемы развития социокультурной самоидентификации современных детей и подростков; рассматриваются методы и приёмы работы, подразумевающие опору на национальные культурные традиции, духовные ценности; реконструкцию исторического контекста.
Ключевые слова: интегративная музыкотерапия, гусли, художественно-синкретический метод, детский реабилита-ционно-развивающий проект.
С древних времен разные культуры (Индии, Китая, Японии, арабских стран и т. д.) использовали способность музыки влиять на душевное состояние и разум слушателей, помогать им подавлять вспышки гнева, достигать чувства равновесия. Считалось, что музыка представляет собой не только источник выражения
глубоких идей и чувств, но и «реальный инструмент управления человеческим состоянием и поведением» [1, с. 12]. В течение нескольких предыдущих столетий музыкотерапию стали широко использовать в медицине в качестве вспомогательного средства психотерапии. В наши дни музыкотерапия активно развивается
как интегративный компонент различных дисциплин: психологии, педагогики, музыковедения, нейрофизиологии и др. В воспитательной среде музыкотерапия, помимо регулятивной, выполняет несколько функций, таких как развивающая, коммуникативная, творческая.
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой использует возможности различных других видов искусства. Результатом комбинации являются такие творческие формы деятельности, сопровождающие прослушивание музыки или осуществляющиеся после него, как создание литературных текстов (стихи, рассказы), рисование, подвижные игры, хореография (танец, пантомима), спектакль и др.
Одной из молодых направлений музыкотерапии является гуслетерапия. В современной науке исследований по данному вопросу проводилось очень мало. Приведем в пример исследования в области психического развития детей, проведенные с помощью комплекса экспериментально-психологических методов петрозаводским гуслетерапевтом (кантелетерапевтом) С.Я. Стангридом. В них участвовали дети, имеющие нарушения познавательной функции и речи различной степени тяжести: с нарушениями активного внимания, памяти, координации, речи (артикуляция, голос, речевое дыхание, темп, ритмический слух). Большинство детей отличали эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, повышенная зависимость от окружающих, социальная робость и пассивность, несформиро-ванность навыков общения со сверстниками. Согласно результатам исследований, у детей, регулярно посещавших занятия повысилась общая психическая активность, устойчивость внимания, улучшились память и слухо-речевое координирование. У детей с ДЦП несколько улучшилась координация дыхания, голоса, артикуляция, улучшилось общее звучание речи. У половины респондентов значительным образом увеличились интеллектуальная активность, уровень самостоятельности [2].
Наши исследования осуществляются в рамках авторского детского реабилитационно-развивающего проекта «Путешествие в ГуслиГрад», в том числе, по направлению работы с детьми с ограниченными возможностями.
Целью проекта является гармонизация интеллектуального, физического и эмоционального состояния детей и подростков посредством использования оздоровительных возможностей гуслетерапии.
Задачами проекта являются:
- социальная адаптация;
- развитие творческих способностей;
- общее оздоровление и др.
Методы работы включают: художественно-синкретический метод; синтез группового и индивидуального методов; игровой метод; комбинацию пассивного и активного музицирования.
Приёмы работы включают: разные виды показа возможностей гуслей; поэтапное интерактивное взаимодействие со зрителями:
- пассивное/активное участие в сказке;
- приобщение к игре на инструменте;
- создание спонтанной импровизации;
- создание собственного произведения в виде мелодии, песни, музыкальной сказки;
- участие в импровизированной музыкальной группе и т. д.
Художественно-синкретический метод позволяет при выполнении музыкально-исполнительских задач опосредованно конструировать творческую социокультурную среду, способствующую нормализации психофизиологических когнитивных и аффективных процессов и состояний ребёнка, путем интеграции средств выразительности таких видов искусства как музыка, литература, хореография. В данном методе задействованы такие виды деятельности, как игра на инструменте, пение/декламация, танец, предполагающие в качестве средств выразительности слово, звук, движение и др.
Одной из особенностей данного проекта является развитие социокультурной самоидентификации ребенка. Дети - та часть социума, которая с готовностью воспринимает культурные изменения и тенденции, абсорбирует в себе информацию и эмоции из окружающего мира. Однако в современном российском обществе все чаще наблюдается размытость традиций, ценностей, норм поведения и общения. В социуме быстрыми темпами развивается процесс виртуализации пространства, при котором происходит отрыв знака от реальности (Ж. Бодийар, Ж. Делез, А.В. Костина и др.). Современную культуру в целом характеризует симуляция - истории, времени, пространства, реальности -
влекущая за собой симуляцию коммуникации, информации и смысла. [3]. Имитация подлинности, появляющаяся вследствие утери связи между предметом и знаком, неизбежно приводит человека к отчуждению от национального культурного кода, влияя на подсознание, опрощая мышление и поведение каждого человека, и, постепенно, всего общества. Нестабильность современной социокультурной среды часто невольно вызывает в ребенке затруднения при соотнесении себя с определенной культурой, социумом. Проект «Путешествие в ГуслиГрад» вбирает в себя музыкально-литературную и социально-психологическую составляющие, в связи с чем музыкальные занятия гуслями помогают ребенку не просто социализироваться, но и приобщиться к национальному культурному коду. «Любая звучащая интонация связана, прежде всего, с родным языком и уходит корнями в глубокое детство, - считает композитор, педагог, общественный деятель А.И. Микита. - И хоть мы перестали петь колыбельные песни и рассказывать сказки, язык и бытование традиций никто не отменял. Задача композитора, да и других музыкантов - поддерживать свой национальный музыкальный код: ведь традиционные интонации связаны с этикой, способствуют формированию гармоничной личности». Развитие культурной самоидентификации предполагает опору на национальное, в данном случае - национальные инструменты, в частности, гусли, которые не только обладают богатыми возможностями для погружения в русскую культуру, но и естественно звучат в музыкальной интонации других культур [4].
С помощью методики, базирующейся на традициях бесписьменного обучения, педагог помогает ребенку адаптироваться в социальной среде, целенаправленно влияет на его психическую и эмоциональную саморегуляцию. (Необходимо учитывать, что в некоторых случаях музыка является единственно возможным видом творческой деятельности для ребёнка). На занятиях по гуслетерапии целесообразно использовать инструмент с небольшим количеством струн. Таковым может являться инструмент с пятью струнами, настроенными в минорном или мажорном наклонении в удобном регистре, близком к разговорному, например: «ре», «ми», «фа» (или «фа-диез»), «соль», «ля» первой октавы. (Инструменты с большим количеством струн дают, первично более яркое эмоциональное впечатление, но при переходе к активным формам могут привести к рассеиванию внимания). На занятиях с детьми (в том числе, с ограниченными возможностями) с ограниченными возможностями используются разнообразные формы работы с гуслями. Наиболее простыми из них являются: слушание игры на гуслях (пассивная музыкотерапия), когда на занятии звучат традиционные народные наигрыши, знакомые мелодии, ситуативные импровизации; спонтанное музицирование (активная музыкотерапия), подразумевающее поиск звуковых красок, вслушивание в звучание инструмента. Более сложная форма включает освоение простейших приемов игры, таких как «бряцание», «пиццикато» в различных аппликатурах и др. При этом, достаточно выразительное звучание становится доступно уже при освоении элементарной техники игры.
На большинство детей звучание гуслей действует положительным образом. Во многом это связано с определенными выразительными возможностями инструмента. Во-первых, гусли имеют весьма гармоничное по тембру и динамике звучание. Во-вторых, в отличие от многих других инструментов, созвучия нескольких соседних струн, взятые на гуслях (даже спонтанно), не будут резко диссонировать. Кроме того, струны гуслей после защипывания имеют большую продолжительность самостоятельного колебания. Это создаёт ощущение, что инструмент, как «гусли-самогуды», играет сам. Игра на гуслях способствует нормализации психофизиологических аффективных и когнитивных процессов и состояний у играющего, помогая ему преодолевать агрессию, вялость, зажатость, состояние страха, неуверенности, депрессии, раскоординацию и т. д. Во-первых, во время игры на гуслях происходит развитие мелкой моторики, координации движений пальцев. Во-вторых, в силу того, что звук извлекается самыми чувствительными частями пальцев - подушечками, процесс музицирования не только сопровождается приятными тактильными ощущениями, но положительно влияет на мозговые центры - посредством связанных с ними нервных окончаний, расположенных на подушечках пальцев.
Полученные результаты исследований по гуслетерапии для детей и подростков свидетельствуют о том, что у большинства активных участников проекта происходит разблокировка психофизической энергии, повышается творческая активность, укрепляется позитивный настрой. Педагогам-музыкантам, осу-
ществляющим гуслетерапевтическую деятельность среди детей с ограниченными возможностями, необходимо дифференцировать разницу между музыкально-педагогической и музыкально-терапевтической практикой. Реабилитационные занятия с детьми призваны учитывать их возможности и направлены не на подготовку к публичным выступлениям, а на гармонизацию эмоциональной сферы и актуализацию физических, психических и умственных способностей. Ритм, темп, тембр, мелодия, гармония, динамика и пр., являясь средствами музыкальной выразительности, становятся средствами коррекционного процесса, осуществляемого педагогом.
Таким образом, интегративная гуслетерапия является эффективным методом развития физических, психических и ум-
Библиографический список
ственных возможностей детей (в том числе, с ограниченными возможностями). В данном процессе могут быть задействованы различные формы пассивного и активного музицирования. Опираясь на уникальные выразительные возможности данного музыкального инструмента, педагог осуществляет музыкально-терапевтическую деятельность с детьми, позволяющую эффективно воздействовать на их психофизиологическую и эмоциональную сферы и мобилизовать внутренние ресурсы личности ребенка. Интегративная гуслетерапия подразумевает опору на национальные культурные традиции, реконструкцию исторического контекста, которые способствуют расширению «картины мира» юного зрителя, развивают его способность к социокультурной самоидентификации.
1. Юсфин А.Г. Музыка - сила жизни. Санкт-Петербург, 2006.
2. Стангрид С.Я. Кантелетерапия. Available at: http://www.e-reading.by/chapter.php/97408/13/0sobyii_rebenok._Issledovaniya_i_opyt_ pomoshchi
3. Костина А.В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций. Знание. Понимание. Умение. 2009; 4.
4. Борисова Е.Н. Гусли. 2016; 1.
References
1. Yusfin A.G. Muzyka - sila zhizni. Sankt-Peterburg, 2006.
2. Stangrid S.Ya. Kanteleterapiya. Available at: http://www.e-reading.by/chapter.php/97408/13/0sobyii_rebenok._Issledovaniya_i_opyt_ pomoshchi
3. Kostina A.V. Tendencii razvitiya kul'tury informacionnogo obschestva: analiz sovremennyh informacionnyh i postindustrial'nyh koncepcij. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009; 4.
4. Borisova E.N. Gusli. 2016; 1.
Статья поступила в редакцию 15.03.16
УДК 378.2
Buryakov V.N., teacher, Department of Constitutional and Administrative Law, Novosibirsk Military Institute of Internal Forces n. a. General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Tarasov D.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Theory and History of State and Law, Novosibirsk Military Institute of Internal Forces n. a. General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFICITY OF QUALITY MANAGEMENT TRAINING OFFICERS IN THE INTERIOR TROOPS OF RUSSIA. The article is dedicated to a study of new approaches to organization of training of military specialists of internal troops of the MIA of Russia. The work presents an idea that among diverse modern types of vocational training of officers the special situation is related to their professional development. The authors emphasize that the modern system of training of officers does not take into account the basic tendencies of development of educational systems, cannot predict a change, the occurrence of which they contribute. From analyzing the nature and contents of quality of education in the military educational institutions of internal troops of the interior Ministry to improve the quality of education of military specialists, the authors come to the conclusion that under the management of the quality of education of military professionals need to understand, targeted, integrated, coordinated impact on the educational process and its main elements in order to achieve the best fit of parameters of functioning of the educational process and its results comply with the requirements and standards.
Key words: professional activities officer, professional development, educational activities of military Institute of the MIA of Russia, system of officers' training, quality of training of military specialists, quality management education, managerial competence of future officers, prospects of development of modern higher education.
В.Н. Буряков, преп. каф. конституционного и административного права Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] Д.Ю. Тарасов, канд. пед. наук, ст. преп. каф. теории и истории государства и права Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЕМ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ
Статья посвящена исследованию новых подходов к организации подготовки военных специалистов внутренних войск МВД России. Обосновывается идея о том, что среди многообразных современных видов профессиональной подготовки офицеров особое положение занимает направление, связанное с их профессиональным развитием. Основное внимание в публикации авторы акцентируют на том, что современная система подготовки офицеров не учитывает основные тенденции развития образовательных систем, не прогнозирует изменения, возникновению которых они способствуют. На основании анализа сущности, содержания качества образования на которые необходимо опираться в военных образовательных организациях внутренних войск МВД РФ для улучшения качества образования военных специалистов авторы приходят к выводу, что под управлением качеством образования военных специалистов следует понимать, целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям, нормам, стандартам.