Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия".
Использованные источники:
1. Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал. 1993.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
Воронина О.В. студент 1 курса факультет гуманитарных и социальных наук
Воронина Т.В. студент 1 курса факультет гуманитарных и социальных наук Оренбургский государственный университет
Россия, г. Оренбург
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКСОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПЕРИОД
АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ
В статье рассматривается понятие внутриличностных конфликтов. Влияние внутриличностных конфликтов на адаптацию первокурсников. Виды внутриличностных конфликтов. Профессиональное становление, саморазвитие и самопознание студентов-первокурсников. Психолого-педагогическоем сопровождением в саморазвитии и самопознании студентов в профессиональном становлении.
Ключевые слова: внутриличностные конфликты, студенты первокурсники, адаптация, профессиональное становление, самопознание, саморазвитие, толерантность.
The article discusses the concept of intrapersonal conflict. The impact of intrapersonal conflict on adaptation of first-year students. Types of intrapersonal conflict. Professional development, self-development and self-knowledge first-year students. Psycho-pedagogicheskoe support in self-development and self-knowledge students in the professional development.
Key words: intrapersonal conflicts, students, adaptation, professional development, self-knowledge, self-development, tolerance.
В настоящее время психологические исследования, как в нашей стране, так и за рубежом заинтересованы в изучении студенчества, это связано с тем, что изменяются требования к качеству подготовки специалистов.
Студент университета представляет собой одну из главных фигур, для развития прогрессивного общества в будущем. В период учебной деятельности происходит активное становление личности студента, формируются его профессиональные навыки, качества и ценности,
профессиональное самосознание, сформировывается профессиональный Я-образ, определяется перспективы профессионального роста. Но в результате действительность отличается от внутренних представлений и ожиданий.
Бывшие школьники, поступив в университет испытывают:
- адаптацию к учебной деятельности и требованиям, отличающихся от учебы и требованиям в школе;
- адаптацию к новым отношениям «преподаватель-студент»;
- адаптация к самостоятельности при получении новых знаний;
- адаптации к новым методам профессиональной подготовки ориентированным на подготовку специалистов определенного профиля и др.
От успешной адаптации первокурсников, по мнению Асмолова А. Г., иногда зависит не только дальнейшее обучение, но и отношение студента как профессионала, способного работать в сфере «человек - человек», поскольку поддержка личности в критические периоды жизни рассматривается как «помощь в самоосуществлении индивидуальности» [3].
Студенты начинают испытывать внутриличностные конфликты, которые не только не устраняются по прошествии времени, но и наоборот усугубляются и проявляются совершенно новые.
По мнению Кузнецовой Л.Б. актуальность изучения внутриличностных конфликтов определяется рядом факторов. Во-первыхвнутриличностные противоречия являются движущей силой профессионального становления, личности. В связи с этим изучение особенностей их проявления раскрывает перспективы использования их в качестве «средства» личностного и профессионального развития. Во-вторых, внутриличностные противоречия выполняют индикаторную функцию, отражая направление развития личности студента, содержание процесса профессионализации, поэтому их особенности могут выступать параметрами уровня развития профессионала. В-третьих противоречия могут выступать факторами дезадаптации личности в случае их неконструктивного разрешения. Этот факт определяет значимость выявления особенностей внутриличностных противоречий, определения условий их конструктивного преодоления студентами [4].
Вопросами внутриличностных конфликтовзанимались многие исследователи - зарубежные (З. Фрейд, К. Юнг, А. Маслоу, К. Хорни и др.), так и отечественные (А.М.Леонтьев, Б.В.Зейгарник, К.А.Абульханова-Славская, А.И. Шипилов и др.). Проведя анализ их научных трудов, можно сделать вывод, что точного определения внутриличностного конфликта нет. Но есть общие моменты, которые указывают на внутреннюю природу -конфликт возникает внутри человека и определяется через внешние составляющие его поведения, т.е. можно сказать, что внутриличностные конфликты - это несоответствие внутреннего и реального Я.
В разных теоретических концепциях представлены различные виды внутриличностных конфликтов, но наиболее обобщенными можно назвать классификации представленные в исследованиях А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, в которой выделятся ценностно-мотивационная сфера
личности.
Они выделяют виды внутриличностных конфликтов, которые зависят от того какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт:
- мотивационный конфликт;
- нравственный конфликт;
- конфликт нереализованного желания;
- ролевой конфликт;
- адаптационный конфликт;
- конфликт неадекватной самооценки;
- невротический конфликт [2].
У первокурсников в большей мере выражается внутриличностный конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «хочу»). Это подтверждается результатами исследования Морозовой М.А. и Агеевой Л.Г. самооценки у студентов первого курса Ульяновского государственного технологического университета Института авиационных технологий и управления. По мнению исследователей, считается, что обязательным условием процесса успешной адаптации первокурсников является адекватная самооценка [1].
Поэтому на базе университета необходимо создавать благоприятные условия для самопознания и саморазвития студентов, как в учебной деятельности, так и во внеучебной.
Для этого необходимо на начальном этапе провести комплекс психодиагностических исследований, который выявит их индивидуальные психологические особенности. Такие исследования, по мнению ряда ученых, позволяют принять необходимые меры психолого-педагогических воздействий, они не только выявляют проблемы, но и помогают в процессе студенту понять, что его мировоззрения становятся более широкими, сформировать новую модель поведения, проявить творческие способности. Обучающиеся учатся сами оценивать свои процессы внутреннего самопознания и искать пути самоутверждения. Все это достигается с помощью совместного взаимодействия студентов с другими участниками образовательного процесса на основе субъектного, полисубъектного, эмпатийного общения. Такое общение возможно только при толерантных отношениях всех участников образовательного процесса.
Асмолов А.Г. считает, что подлинная толерантность, - не индифферентная терпимость, не снисходительно-равнодушное отношение к Другому, а принятиеегокаковонесть, сочувствие и сострадание к нему» [3].
Сотрудники университета должны проявлять толерантность в принятии студентов такими, какие они есть с их инакомыслием и инакодействием, с их культурным многообразием.
Таким образом, можно сказать, что внутриличносные конфликты играют важную роль в саморазвитии и самопознании личности, их помощью человек должен стремиться стать тем, кем он может и хочет стать.
Использованные источники:
1. Агеева, Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первокурсников / Агеева Л.Г., Морозова М.А.Ульяновский государственный технический университет Институт авиационных технологий и управления Ульяновск, Россия.
2. Анцупов, А. Я., Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 507 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М. Смысл : Academia, 2007. - 526 с.
4. Кузнецова, Л.Б. Особенности проявления внутриличностных противоречий в процессе профессионального становления студентов вуза : Дис. ... канд. психол. наук /Л.Б. Кузнецова. - Белгород, 2005. 185 с.
Воронина Т.В. студент 1 курса факультет гуманитарных и социальных наук
Воронина О.В. студент 1 курса факультет гуманитарных и социальных наук Оренбургский государственный университет
Россия, г. Оренбург АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ Статья посвящена проблемам адаптации студентов-первокурсников вузе. В статье рассматривается трудности, возникающие в процессе адаптации у первокурсников. Причины их возникновения. Пути решения.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, адаптация, студенты-первокурсники, профессиональное становление.
The article is devoted to problems of adaptation of first-year students University. The article discusses the difficulties encountered in the process of adaptation to the freshmen. The reasons for their occurrence. Solutions.
Key words: psychological-pedagogical support, adaptation, first-year students, the identity of the freshman professional development.
Современное образование в России перешло на двух уровневую систему образования, в связи с этим и изменяются стандарты обучения. К высшим учебным заведениям предъявляются требования не только для передачи студентам профессиональных знаний, но и направленность на развитие его личности, способностей, благополучной социализации в обществе и успешного устройства на рынке труда, профессиональном росте будущего специалиста.
Процесс перехода молодых людей из мира детства в мир взрослых -сложен и противоречив. В стремлении интегрироваться в различные структуры жизнедеятельности студенты определяют собственную модель