Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ'

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронина Т.В., Воронина О.В.

Статья посвящена проблемам адаптации студентов-первокурсников вузе. В статье рассматривается трудности, возникающие в процессе адаптации у первокурсников. Причины их возникновения. Пути решения.The article is devoted to problems of adaptation of first-year students University. The article discusses the difficulties encountered in the process of adaptation to the freshmen. The reasons for their occurrence. Solutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воронина Т.В., Воронина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ»

Использованные источники:

1. Агеева, Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первокурсников / Агеева Л.Г., Морозова М.А.Ульяновский государственный технический университет Институт авиационных технологий и управления Ульяновск, Россия.

2. Анцупов, А. Я., Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 507 с.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М. Смысл : Academia, 2007. - 526 с.

4. Кузнецова, Л.Б. Особенности проявления внутриличностных противоречий в процессе профессионального становления студентов вуза : Дис. ... канд. психол. наук /Л.Б. Кузнецова. - Белгород, 2005. 185 с.

Воронина Т.В. студент 1 курса факультет гуманитарных и социальных наук

Воронина О.В. студент 1 курса факультет гуманитарных и социальных наук Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ Статья посвящена проблемам адаптации студентов-первокурсников вузе. В статье рассматривается трудности, возникающие в процессе адаптации у первокурсников. Причины их возникновения. Пути решения.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, адаптация, студенты-первокурсники, профессиональное становление.

The article is devoted to problems of adaptation of first-year students University. The article discusses the difficulties encountered in the process of adaptation to the freshmen. The reasons for their occurrence. Solutions.

Key words: psychological-pedagogical support, adaptation, first-year students, the identity of the freshman professional development.

Современное образование в России перешло на двух уровневую систему образования, в связи с этим и изменяются стандарты обучения. К высшим учебным заведениям предъявляются требования не только для передачи студентам профессиональных знаний, но и направленность на развитие его личности, способностей, благополучной социализации в обществе и успешного устройства на рынке труда, профессиональном росте будущего специалиста.

Процесс перехода молодых людей из мира детства в мир взрослых -сложен и противоречив. В стремлении интегрироваться в различные структуры жизнедеятельности студенты определяют собственную модель

жизненного, профессионального, социального самоопределения. Они сами выбирают, что им делать, как себя вести, соотносят себя с какой-либо общностью, группой. Студенты сталкиваются с необходимостью приспособиться к совершенно новой социальной обстановке. Этот переход может стать важным испытанием, однако далеко не каждому под силу справиться с ним.

Прохождение этого процесса закладывает фундамент, который является важной предпосылкой для дальнейших достижений студента.

Многие исследователи определили, что эффективность обучения во многом зависит от потенциала студента освоить новую среду, ведь начало занятий и устройство быта вводит их в сложную систему адаптации.

Изучив определения адаптации, можно сказать, что адаптация - это процесс перехода из одной среды в другую, с сохранением стабильного состояния и равновесия, то есть привыкание начинается с начала изменения в самой среде, либо в изменении самой личности.

Е.В. Осипчук выделяет следующие стадии адаптации первокурсников к новой среде вуза:

1. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды [2].

Результатом адаптации, можно назвать адаптированность, то есть определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации. Стратегии адаптивного поведения, которые выбирает студент при взаимодействии с окружающей средой позволяет достигать того или иного уровня адаптированности.

К сожалению, не у каждого студента все стадии проходят благополучно, в результате - у студентов первокурсников могут возникнуть трудности в адаптации.

Многие исследователи (Репьева Н.Г., Корнилова В.Н., Жилина Л.Я. и др.) выделяют такие трудности адаптации первокурсников как:

- смена сложившегося коллектива и построения в нем отношений;

- правильность выбора своей профессии и психологическая готовность

к ней;

- неррациональное использование ресурсов (не правильно организованное время на учебу, отдых);

- налаживание быта и самообслуживание (особенно иногородним студентам);

- отсутствие повседневного контроля со стороны педагогов;

- большие нагрузки и сложность в изучении новых дисциплин.

Возникающие трудности разнообразны по характеру происхождения.

Одни имеют субъективный характер, другие -объективный, ихсвязывают с недостатками воспитания и подготовки.

Эффективность процесса адаптации, как показывает теория, является целенаправленное управление этим процессом. Репьёвой Н.Г., считает, что управление адаптивным процессом обучения на младших курсах вуза -значит сознательно и последовательно обеспечить переход от одной стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более совершенной

[3].

В успешной адаптации заинтересованы не только сами первокурсники, но и преподаватели ВУЗа.

Именно на этом этапе обучения студенту-первокурснику необходима психолого-педагогическая помощь, которая выступает какзначимое средство развития социально-психологических характеристик личности и коллектива.

Потребность в психолого-педагогическом обеспечении в профессиональном становлении личности осознанно давно учеными. В научных трудах Э.Ф. Зеера проблема психологического сопровождения профессионального становления человека рассматривается в русле концепции личностно ориентированного профессионального образования «как составная часть профессионального образования, заключающаяся в психологической помощи в преодолении трудностей профессиональной жизни, коррекции деструктивных тенденций развития (кризисов, стагнаций, конфликтов, деформаций...) [1].

Таким образом, по мнению Рудковой С.Г., психолого-педагогическое сопровождение состоит в следующем:

- помощь в адаптации к учебному процессу и учебной нагрузке;

- помощь в адаптации к новому коллективу преподавателей и сокурсников;

- помощь в адаптации к условиям жизни: самостоятельной организации учебной деятельности, быта, свободного времени;

- помощь в адаптации к новым отношениям с родителями [4].

Не смотря на то, что данная область активно изучается она остается на сегодняшнее время актуальной, но все же нуждатся в современных технологиях, как психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, так и психологического консультирования будущих специалистов, сотрудников организации.

Своевременное выявление и коррекция трудностей адаптационного периода студентов-первокурсников в вышем учебном заведении при помощи службы психолого-педагогического-сопровождения, позволяет существенно повысить успешность личности в учебной деятельности и сформировать у

нее качества направленные на формирование способностей к профессиональной самореализации и ответственности в профессиональном становлении.

Использованные источники:

1 Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. Москва; Воронеж, 2003. С. 16

2 Осипчукова, Е.В. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза: автореф. дис.. .канд. пед. наук: 13.00.08/Осипчукова Е.В. - Ектатеринбург, 2009. - С 30.

3 Репьева, Н. Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе [Электронный ресурс] / Н. Г. Репьева. - Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2G1G/G2/pdf/275repyeva.pdf.

4 Рудкова, С.Г. Модель психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов младших курсов в вузе / С.Г. Рудкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2G1G. - №2 112. - С. 282-286. 3 Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.

Гильмутдинова Р. А., к.техн.н.

доцент

кафедра экономики и менеджмента Башкирский государственный университет

Дубинина Э.В., к.социол.н.

доцент

кафедра торгового дела и организации общественного питания

Уфимский институт РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Уфа

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы экологического образования как составляющей системы непрерывного образования.

Ключевые слова: экологическое воспитание; экологическое образование дошкольное, школьное, в высшей школе, в системе дополнительного профессионального образования.

Gilmutdinova R.A., candidate Techn. of Sciences Associate Professor, Department of Economics and Management

Bashkir State University Russia, Ufa

Dubinina E. V. candidate Social. of Sciences Associate Professor, Department of trading business and organization of

public catering

Ufa Institute of Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Ufa

TO THE PROBLEM OF ENVIRONMENTAL EDUCATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.